Из гадкого утенка в прекрасного лебедя...

ИЗ ГАДКОГО УТЕНКА В ПРЕКРАСНОГО ЛЕБЕДЯ
(Критика на стихотворение «Пианистка» Цеппелина)

Что есть поэзия?.. Усложненная форма действительности воплощенная в словесные образы, как правило без сюжета, без истории, но когда в стихе оживает история и возникает сюжет, тогда поэзия обретает материальность и приобретает над нами особую власть захватывающего действия подобно распустившегося на наших глазах цветка. Именно так материализовалось стихотворение Цеппелины «Пианистка», в котором больше суровых мазков действительности, чем привычной для нас возвышенных поэтических образов.

Ты не стараешься, палец не ставишь ровно,
Все твои кварты, октавы, секунды – мимо.
Нет там диеза! И не на меня, а в ноты!
Эта игра ужасна! Невыносима!
С третьей строки… Убери ты с педали ногу!
Пальцы твои вареные, как сосиски!
Маша, соната сегодня звучит убого,
Папе иди пожалуйся… «пианистка».

Две позиции столкнулись: девочки и требовательной учительницы, которая не церемонясь ломает мир девочки, разрушая ее иллюзии и сон детства, требует совершенной игры, и строго спрашивает, вернее ругает, и даже унижает: «пальцы.. как сосиски». Казалось бы бесчеловечное, антигуманное воспитание ребенка, но давайте вспомним воспитание отца Николо Паганини. Отец будущего гения слыл человеком тяжелым и властным. Он пользовался репутацией домашнего тирана. Чтобы Николо был сосредоточен на музыке, он часто запирал его со скрипкой в комнате. А если игра не нравилась, то и кулаки пускал в ход...  И вот таким суровым учителем стала для девочки мама, которая, видя недовольство, холодно бросает: «иди пожалуйся папе».. И становиться понятным, что малютка у папы любимчик, что он ее утешитель от строгой мамы.

Опус зажав под мышкой, в чулан забилась,
Пальцы свои усталые гнёт от злости.
Всхлипнула тихо, когда затрещали кости,
Слёзы глотает: «Терпи, Маша. Провинилась».

Мир детства вдребезги разбился бесконечным изучением музыки. А девочка не хочет, она там на улице, играет в классики, прыгает на скакалке, но ее вырвали из ее детского мира и погрузили в непонятный ей мир взрослой жизни.. и обижает ее самолюбие... Вот так в чулане и слезах и проводит свое детство девочка, и ради чего?.. Ради непонятных ей взрослых требований к ее музыкальному таланту. Разве она хочет стать пианисткой, разве это ей надо?.. Нет.. она хочет простого детства.

В филармоническом зале аншлаг сегодня,
Смотрит ей в спину с портрета великий Шуберт,
Вышла, дрожащая, будто в одном исподнем,
Будто неверная нота её погубит.
Первый аккорд от стен отразился эхом,
Полузакрыв глаза, наклоняясь ниже,

И вот, спустя время, словно из гадкого утенка обернулась прекрасный лебедь, из маленкой упрямой девочки выросла молодая девушка, чья душа слилась с миром музыки и уже великие учителя, как Шуберт одобрительно смотрят ей в спину, и посылают на сцену. А музыка звучит как раскаты маленького грома, отражаясь эхом в стенах зала... А вот первый выход Николо Паганини  на сцену ««Он появился, держа в одной руке скрипку, в другой — смычок, с бледным лицом, трепещущий от волнения. Однако первый же удар смычка, будто электрическая искра, возвратил его к жизни. Музыка, словно вырвавшись из плена, заполнила собор, вознося с собой и музыкальную душу мальчика.» (Мария Тибальди-Кьеза ) Как замечательно похоже!.. И мы прощаем все строгости и грубости мамы ради этого выхода!

Маша роняла слёзы, давилась смехом,
Каждый, кто слушал, сегодня её услышал.
Словно очнувшись под громкие крики «Браво!»,
Маша, как циркуль, к паркету согнулась низко.
Где-то в последнем ряду улыбнулась мама
С гордостью: "Моя девочка – пианистка".

И вот триумф исполнения, вдохновенная музыка передала трепетность эмоций юной девушки, овации взорвали зал.. И этот зримый образ в виде циркуля, когда она «согнулась» в знак признательности публике... И вот здесь выступает из тени главный учитель, кто строго спрашивал в детстве, это мама, и только сейчас становится понятна та требовательность, но справедливость отсутствия детства, которое было пожертвовано ради этого вдохновенного творчества, которое теперь будет служить людям...   Что поделать, искусство требует высшего совершенства, оно берет в жертву детство, но рождает Паганини...


Рецензии