Холодные рыбы осених поцелуев Клавдии Матухиной

 «ХОЛОДНЫЕ РЫБЫ ОСЕННИХ ПОЙЦЕЛУЕВ» КЛАВДИИ МАТУХИНОЙ
(Критика на стихотворение «Холодные рыбы осенних поцелуев» Клавдии Матухиной)

Сверкая картинкой Кандинского
Осень ляжет на чёрный асфальт,
Где я, посетитель единственный,
Рассматривающий экспонат.

Какой неожиданный образ, картины Кондинского «ложатся на асфальт». Настолько реалистично его экспрессионистское искусство, что оно ничем не отличается от картинок дождливой осени. И герой представляет, что он находится в исполинской галерее и рассматривает единственный экспонат — осень.

Разбросано золото скифское -
Душа бутафорской листвы,
Где люди, родные и близкие?
Я в плену у большой синевы.

Теперь нам остается лицезреть «золото скифское» только в красотах природы, потому как уплыло оно из Крыма и России в другие страны, да там и осталось. Но нашего  «золота скифского» столько разбросано в опавшей листве, и столько  пронзительных мотивов оно рождает, что мы попадаем в «синевы». Когда пронзительное синее небо проливается на золото скифов сквозь рваные облака.

Продолжив цепочку предательства,
Лето кануло в тартарары,
Я не обвиняю создателя,
Зная правила старой игры.

И вот горой, от лица которого мы вступили в мир «Кондинского», пребывающий в идиллии лета, в его разморенности и не заметил как лето его «предало»,  - растаяло.  Но он понимает, что печать времени, которая уносит сезоны погоды, предопределена создателем. Мы возносимся над духом времени, которое движется своим маховиком, превращая в прах времена года, столетия, галактики...

Огромной воронкой над городом
Всех нас крутит пока не сомнёт,
Разлюблены все. И без повода
Вдруг закручены в водоворот.

Воронка вечности закручивает наш мир, и он исчезает в ее закругленности, грустно.. да.. но таковы законы вселенной, и осень остро нам напоминает неизбежность как нашего рождения, так и неизбежность исчезновения.

Лишь ветер хватает порывами
Поцелуи остывшей воды,
Да и те холодными рыбами -
Вглубь.До зимы вновь, как до беды...

Наверно самый необычный образ этого стиха, который организует его смысл, это центральнообразаущийся образ ветра, срывающего поцелуи воды. Рябь которую словно стайки мелких рыбок-волн поднимает ветер, автор сравнивает с сорванными поцелуями.

Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
(Сергей Ессенин)

Заканчивается стихотворение ускользающими в глубь «холодными рыбами» до беды.. И вносит весьма мрачный аккорд, который восходит к смыслам вечности и бытия. Хотя нам хотелось бы более оптимистичного окончания,  потому как озорник ветер порывами ухватил поцелуи и должен наслаждаться последними денечками перед замиранием природы в сон зимы, когда лужицы схватятся льдом и замрут вплоть до теплых дней.


Рецензии