Разговор по душам

         

ЗА 6 ДНЕЙ ДО ТОГО...

            

- Послушай...  Послушай меня!...  Послушай меня, пожалуйста!... Пожалуйста, услышь меня!

- ...???

- Наконец-то ты услышал!...

- Ты кто?

- Только не пугайся... Я твоя... Твоя душа!
 
- Моя душа?...
 
- Да. Твоя родная душа!

- Разве у меня есть душа?

- Да, есть. Только она и есть!
 
- Странно. Не ожидал этого... Ты не обманываешь?

- Я не умею обманывать!
 
- Ладно...  А чего тебе надо?

- Мне нужно поговорить с тобой.

- Ты умеешь говорить?

- Я не умею говорить, но это и не нужно, если ты сможешь услышать – меня и себя. Это очень важно – слышать...

- Для кого важно?

- Для тебя... Для меня.
 
- Почему это важно?

- Я единственное, чем ты можешь располагать в этой жизни, у тебя нет ничего другого, кроме меня, хотя ты этого ещё не понимаешь. Войдя однажды в этот мир вместе со мной, ты ни одного мгновения не был и не будешь в нём без меня. Мы с тобой до поры неразделимы. Ты готов поговорить со мной об этом?
 
- Мы поговорим, если тебе так хочется. Но давай не сейчас!

- Почему не сейчас? Чем "сейчас" отличается от "не сейчас"?

- "Сейчас" от "не сейчас" отличается тем, что в данный момент я смотрю по телевизору футбол."Зенит" играет со "Спартаком". А я болею за "Зенит"! Надеюсь, ты меня поймёшь – ты же моя душа, а значит, тоже должна болеть за "Зенит"!

- Я не болею за "Зенит"!

- Что?... Ты что такое говоришь?... Неужели моя душа болеет за "Спартак"?

- Я болею за тебя!

- Но если за меня - значит всё-таки за "Зенит"?!

- Нет, не за "Зенит".

- Тогда я тебя не понимаю! Объясни!...

- Нет никакого "Зенита" и "Спартака"!
 
- Как это нет? Разве ты не знаешь, что эти футбольные клубы существуют уже много десятилетий?! А сколько у них болельщиков – сотни тысяч по всей России! И любой из них подтвердит, что эти клубы есть! К тому же, сейчас по телевизору идёт прямая трансляция со стадиона "Петровский" - разве это не доказывает их реального существования?!

- Всё, что ты сказал, является доказательством лишь для тебя, но не для меня. Ты сам неосознанно создаёшь эти доказательства, чтобы убедить себя в реальности этой игры, этих клубов и их многочисленных болельщиков, не говоря уже о телевизоре. Но в понятиях и образах той действительности, в которой пребываю я, это всего лишь плод твоего воображения, ничего этого нет нигде, кроме как в твоём сознании!

- Может, тогда и окружающего мира нет? А заодно и меня тоже?...

- Я готова поговорить об этом. Более того, именно для этого и напросилась на разговор с тобой. Мне это позволили, да и ты услышал меня. Такое бывает нечасто. Мне бы очень хотелось, чтобы не только я, но и ты оценил столь редкую возможность!

- Я оценю...  Потом!... Даже если футбол существует только в моём воображении, я люблю его и не готов пропустить столь важную игру! Надеюсь, ты не обидишься. С интересом пообщаюсь с тобой в другой раз, душа! Мы же никуда не денемся друг от друга?

- Как скажешь. Я не умею обижаться. Делай так, как считаешь нужным. Тебе дарована свобода воли, и я не вправе ограничивать её. Решения принимаешь ты, а не я. К тому же, у нас ещё есть немного времени для общения.

- Вот и отлично! Поговорим в другой раз... Кстати, может, ты знаешь, как закончится сегодняшняя игра?

- Не знаю, но могу ответить: "Зенит"  проиграет.

- Ты явно настроена против "Зенита"!

- Я настроена не против "Зенита". Я настроена на тебя. А что касается этой игры, так она уже состоялась в скрытых глубинах твоего сознании - с тем результатом, о котором сказала.

- Ты меня удивляешь всё больше, душа! Но есть прекрасный повод узнать, можно ли тебе верить. Дождёмся конца игры... Ну а когда мы пообщаемся в следующий раз?

- Мне не известно. Это не только от меня зависит...
 
- От кого же ещё?

- От тебя и от НЕГО.

- Ты говоришь о НЁМ. Это твой начальник?

- В каком-то смысле да, но всё же "Начальник" не вполне подходящее слово.

- А какое подходящее?

- Ни одно из ведомых мне понятий не может быть выражено известными тебе словами без ущерба для своего действительного смыслового значения. В этом и заключается трудность, возникающая при общении с тобой: мы как будто говорим на разных языках, хотя при этом мне всё же гораздо проще понять тебя, чем тебе меня. Особенно сложно говорить о НЁМ, потому что ОН вне нашей с тобой реальности. Мы не можем адекватно воспринимать ЕГО в доступных нам понятиях, образах и представлениях, но ОН ЕСТЬ, ОН ИСТИННО И БЕЗУСЛОВНО СУЩЕСТВУЕТ, и этим принципиально отличается от нас, поскольку любое зависимое существование, чем-то или кем-то обусловленное, как наше с тобой, не является истинным существованием. Там, где ОН ЕСТЬ, нас нет. А если и верим в то, что мы есть и способны, как сейчас, рассуждать об этом, то лишь потому, что ОН так установил. И ты, и я рождены ЕГО МЫСЛЬЮ, нас нет самих по себе нигде, кроме как в ЕГО ВООБРАЖЕНИИ. Впрочем, и понятие "мысль" не вполне применимо к НЕМУ. Должна признаться, что я не понимаю этого в достаточной мере. Да и не для того я создана – не для понимания, но в то же время и не для непонимания. Я не столько понимаю то, о чём говорю, сколько ощущаю это, с поправкой на то, что мои ощущения не соответствуют твоим... Ты меня ещё слушаешь?

- Прости, душа моя! Я немного отвлёкся. Пока ты говорила, Кержаков успел забить гол в ворота "Спартака". Я ужасно рад и очень горжусь своей командой! Начинаю сомневаться в том, что ты верно предсказала исход этого матча. "Зенит" смотрится сегодня неплохо и более активен в атаке. У него шансы явно выше – ведь он играет на своём поле.

- Поздравляю тебя с воображаемым голом в так называемые чужие ворота. Только не спеши радоваться: "Зенит" в этом матче больше не забьёт, но пропустит два мяча и в конечном итоге проиграет.
 
- Это мы ещё посмотрим! Я верю в "Зенит"!

- Разумеется, веришь, ибо "Зенит" и "Спартак" - часть того мира, который, как ты полагаешь, окружает тебя. Этот мир держится на твоей уверенности в том, что он реален и существует объективно и независимо от твоего сознания. Но как только ты перестанешь верить в его незыблемость, от него не останется и следа!

- От меня тоже не останется следа?

- От тебя останется. Твой образ и образ твоей жизни накладывают на меня неизгладимый отпечаток.

- Слабое утешение...

- Даже слабое утешение может стать спасительным для тебя!

- Разве я нуждаюсь в спасении?
 
- В этом нуждаются все!

- Но в данный момент я не испытываю в этом нужды, мне нечего спасать, в моей жизни всё прекрасно!

- Именно потому я и хочу поговорить с тобой.
 
- Только не сейчас! Пожалуйста, не отвлекай меня от игры!

- Ладно. Поговорим в другой раз. Я ухожу...
 
- Подожди! Ты сказала, что и от меня также зависит, когда состоится наш следующий разговор. Как это понимать?

- Да, и от тебя тоже. Точнее, от твоей готовности к общению со мной.

- Я согласен поговорить, только прошу: выбери такой момент, когда я ничем не буду занят.

- Но ты и сейчас ничем не занят.

- Сейчас я смотрю по телевизору футбол!

- Это по–настоящему важно для тебя?

- Еще бы! "Зенит" и "Спартак" - принципиальные соперники! Любая их игра – это событие в футбольном мире! К тому же, если "Зенит" выиграет, у него повысятся шансы на чемпионство.

- А как это отразится на тебе, если "Зенит", в конце концов, станет чемпионом?

- Это будет для меня огромный праздник! Ведь "Зенит" не так часто в своей истории становился чемпионом России. Если это произойдёт, я сойду с ума от радости!

- И больше ничего? Кроме временной потери ума и относительно недолгой радости в тебе больше ничего не изменится?

- А что во мне ещё должно измениться? О чём ты говоришь, душа? Всё, что у меня должно было быть, уже есть! Я состоявшийся человек! Мне 40 лет. Я женат. Жена вредная, конечно, но она меня любит. Есть 15-летняя дочь, тоже вредная, но тоже любит. Я достиг таких успехов в жизни, которым многие могут только позавидовать! У меня стабильный, высокодоходный бизнес; имеется шикарная квартира, и не одна; дом на Кипре; коттедж в прекрасном месте на берегу Финского залива – кстати, рядом с домом  Кержакова, хотя эта фамилия тебе вряд ли о чём-то говорит. Я крепко стою на ногах, душа моя! Что ещё нужно в этой жизни?!...
 
- Ты доволен своей жизнью?

- Почему бы мне не быть довольным жизнью, если она меня так часто радует! Многие даже называют меня везунчиком и баловнем судьбы!

- Скажи: ты себе нравишься?

- Конечно. Без ложной скромности скажу, что я весьма привлекательный мужчина. И нравлюсь не только себе, но и женщинам! Наверное, ты в курсе, что у меня есть прекрасная любовница, студентка, ей 20 лет, в дочери мне годится. Так вот она по уши в меня влюблена, и если бы я был неинтересным мужчиной, она бы ни за что не спала со мной!

- Это она сама тебе такое сказала?

- Ну да. Хотя и до неё у меня было много женщин, и все говорили, что я красивый. И умный, к тому же. Женщины ведь любят умных мужчин!

- А ты бы хотел что-то изменить в себе?

- Ну конечно! Мне нужно сбросить несколько лишних килограммов и подкачать мышцы. Но я над этим работаю: регулярно хожу в зал, занимаюсь на тренажёрах, плаваю в бассейне... А к чему ты задаёшь такие вопросы, душа? Как будто намекаешь на то, что быть довольным жизнью и нравиться себе – это плохо!

- Само по себе это ни хорошо, ни плохо; всё зависит от того, КАКИМ ты себе нравишься, ЧТО хочешь изменить в себе и КАКОЙ именно жизнью доволен...
 
- Слушай, мне не очень нравится такой разговор, ты вроде как осуждаешь меня! Давай не будем об этом! Не хотелось бы тебя обижать – какая-никакая, но ты моя душа. И всё-таки давай поговорим в другой раз! Сейчас заканчивается первый тайм. "Зенит" ведёт, хотя уже и не так активен, как в начале игры. В перерыве сбегаю в магазин за пивом и сигаретами. Впереди решающий второй тайм, и я не хочу в это время отвлекаться на общение с тобой. Очень надеюсь, что твой прогноз не сбудется!

- Не буду мешать тебе. Но всё же не сильно огорчайся, когда твоя команда проиграет – ведь это всего лишь игра твоего воображения.
 
- Опять говоришь о поражении! Ты меня специально раздражаешь, душа? Иди уже туда, откуда пришла! Больше не хочу тебя слушать!

- Прости, я не хотела тебя огорчать. Ухожу...


 
                ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ
 


- Ты меня слышишь?... Ответь мне!... Это я, твоя душа!

- Опять ты?... И снова не вовремя!... Ты специально выбираешь такое время, когда я занят?!

- Я не могу ничего выбирать. Право выбора даровано тебе, а не мне. Могу общаться с тобой только тогда, когда ты сам к этому готов, но с ЕГО одобрения... Прости, если я не вовремя - мне показалось, что ты ждёшь общения со мной, и мы ведь ещё не закончили наш разговор...

- Лучше бы мы его и не начинали! От того разговора у меня остался неприятный осадок. И кстати, "Зенит" проиграл со счётом 1 – 2, как ты и говорила. Из-за тебя, наверное! Это ты накаркала!

- Я не хотела тебя огорчать. Но ты же сам спросил, каким будет результат. Да и не о футболе вовсе я хотела говорить с тобой...

- Слушай, душа моя: ну что ты лезешь ко мне со своими душещипательными беседами? Я тебя не звал! Приходи, когда буду спать! А сейчас я отдыхаю с друзьями в баре. Приятно общаемся с милыми девушками. Разве не видишь, что мне сейчас не до тебя?!
 
- Я вижу. И мне это неприятно!

- Что тебе неприятно?! Это же мои лучшие друзья! И нам весело с этими девчонками!

- Но у тебя есть жена и дочь!

- И что с того?!... Тебе–то какое дело?!... Не суйся в мою личную жизнь!

- Ты много пьёшь. И куришь...

- Разве это много?! Да если я скажу друзьям, что много выпил, они меня на смех поднимут! А если ты моя душа, значит, должна знать, что я не алкоголик; пью в основном в тёплой компании, и совсем не так много, как некоторые!

- Такие компании собираются слишком часто. И разве ты не чувствуешь, как мне больно за тебя?!

- Слушай, что ты ко мне пристала, душа моя?! Чего тебе вообще от меня надо?! У тебя есть хозяин – я! Крыша над головой имеется, ты не нищенствуешь, я не держу тебя на голодном пайке, не мучаю, не терзаю; живи и радуйся – как я сейчас!

- Ты не понимаешь...

- Что я должен понимать?! Я твой хозяин, и это ты - моя душа - должна меня понимать и радоваться вместе со мной!... Ты прямо как чужая, как не моя, ё-маё! Чего тебе не сидится там, где положено?!

- Не ты мой хозяин. Не ты меня создал. И я не могу радоваться твоему образу жизни. Ты причиняешь мне страдания, и мне хочется, чтобы ты это почувствовал!

- Я?... Тебе?... Ты что – с катушек сорвалась? У тебя крыша поехала? Да ты посмотри, как я живу – в своё удовольствие, как сыр в масле! Деньги не переводятся! У меня есть всё, что нужно для обеспеченной, сытой и счастливой жизни! Я нахожусь в прекрасном возрасте, и у меня ещё полжизни впереди! Живи и радуйся – чего ж ещё надо-то?!... А ты скулишь тут, блин, непонятно из-за чего нюни распускаешь!... Может, ты мне завидуешь?

- Тебе не позавидуешь...

- Ну тогда ты ничего не понимаешь в нашей жизни!

- Вот именно. Мне не понять такую жизнь! Живёшь так, будто ты вечен, и твоя жизнь всегда будет тебя радовать! Но ведь она продолжится совсем не так долго, как ты думаешь!

- Не наводи на меня тоску, душа! Мне всего 40, я здоров, занимаюсь фитнесом. Конечно, курю немного и выпиваю, но в меру, моему здоровью это нисколько не вредит. А если захочу, могу в любой момент бросить курить и ограничу себя в выпивке. Заболеть, конечно, всякий может, и я тоже. Но слава Богу, я хорошо зарабатываю, уж на врачей-то деньги всегда найдутся! Главное, что я уверенно смотрю в будущее!

- И что ты там видишь – в своём будущем?

- Всё только самое лучшее!... Вот, например, завтра покупаю новый автомобиль – cпортивный "Porsche". Давно мечтал о нём!

- Не делай этого!

- Чего?...

- Не покупай эту машину!

- Слушай, душа: не лезь не в своё дело! Я и без тебя прекрасно знаю, как мне поступать! Что ты понимаешь в автомобилях?!

- Но у тебя уже есть два автомобиля!

- И что? Спортивного–то нет ни одного! Уясни себе, душа, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. А я люблю двигаться с большой скоростью - уж ты-то это должна знать!

- Ты не туда движешься!

- Тебе–то откуда знать, куда я двигаюсь?!

- Я этого не знаю... Чувствую... Предчувствую.

- Не читай мне мораль! Занимайся собой! Тебе вообще–то есть чем заняться?

- Да. Я занимаюсь... тобой.

- Мной?... Что это значит?... Учишь меня жить?

- Нет. Я не умею учить. Мне это не дано. К тому же, я ничего не знаю о жизни.
 
- А зачем тогда суёшься в мою жизнь, если не понимаешь её?

- Мне жалко тебя, и я переживаю; ведь ты - всё, что у меня сейчас есть, родной и единственный, данный мне от НЕГО человек! Ты мне дорог больше всего на свете!

- Ну это понятно – ты же моя душа... Ну а в чём проблема–то? Мне же хорошо – значит, и тебе должно быть со мной хорошо и спокойно!... Хотя мне сейчас стало немного не по себе - слишком душно и шумно в этом баре, или выпил лишнего. Пожалуй, выйду на улицу. Ты со мной?

- Я всегда с тобой!

- Ах, да!... И на чём мы остановились?
 
- Я чувствую, что теряю тебя!
 
- Как ты можешь меня потерять? Ты же моя душа! Мы же с тобой составляем единое целое! Разве не так?

- Нет. Это не совсем так. Ты и я – не одно и то же. Да, сейчас мы тесно связаны друг с другом, но не навсегда.

- Поясни, пожалуйста!

- Не знаю, как долго продолжится наше общение и успею ли я донести до тебя то, что хотела. Поэтому для начала отвечу так, чтобы тебе было понятно. Твоё тело - это моя временная оболочка, моё вместилище. Его земное существование вскоре прекратится, а моё продолжится, но уже не в телесной оболочке. Твоё тело смертно и не может жить вечно, а я бессмертна...

- Да, я слышал об этом: Бог, ангелы, религия, вечная жизнь и всё такое...

- Ты слышал, но не слушал. Но это не твоя вина, а твоя беда. Хотя в этой беде виноват ты сам.

- Мне неприятны такие разговоры. Они заставляют вспомнить о смерти. Это неприятно...

- Ты не прав: смерть приятна. Но ты ещё не знаешь этого, поскольку никогда не умирал, и тебе просто не с чем сравнивать.

- А что, тебе есть с чем сравнивать? Ты же бессмертна!

- Бессмертна. Потому и могу сказать тебе, что в смерти нет ничего страшного - этого не стоит бояться. Принимать её нужно смиренно и радостно - ведь смерть прекращает не реальную жизнь, а лишь временнУю иллюзию реальной жизни, и она является своего рода пригласительным билетом в другую жизнь, более яркую, интересную и осмысленную, чем та, которую ты сейчас проживаешь.

- Тебе хорошо так говорить – ты бессмертная душа! А каково думать о смерти мне, смертному?... Кстати, откуда ты знаешь то, о чём говоришь?

- Я не знаю. Я ничего не знаю. Мне это и не нужно. Там, откуда я появилась, нет нужды в знаниях...

- Но ты говоришь с такой уверенностью, будто знаешь!

- Это состояние нельзя назвать знанием. Впрочем, незнанием его тоже не назовёшь. Не понимаю почему, но мне ведомо то, о чём говорю. Всё же лучше назвать это ощущением, интуицией, но не знанием в том смысле, как его понимают люди. Они гордятся своими знаниями, дорожат ими, коллекционируют их с такой маниакальной настойчивостью, будто в них заключена какая–то высшая, абсолютная ценность, будто именно сила знания способна спасти от небытия!

- Но ведь на знаниях держатся все человеческие представления об окружающем мире, они есть ничто иное как результат его освоения и изучения - разве не так?!

- Это могло быть так, если бы мир, именуемый тобой "окружающим", существовал сам по себе, независимо от твоего сознания.

- Что ты хочешь этим сказать, душа? Намекаешь на то, что внешний мир не существует?

- Я поясню, что имею в виду. Но вначале хочу спросить тебя: ты упомянул о "внешнем" мире. А какой ещё мир существует помимо него? 

- Меня ещё в школе учили, а потом и в институте, что имеются два мира: внешний, иногда именуемый "окружающим", и внутренний мир человека, который называют также духовным или душевным миром.

- И что, по-твоему, представляют собой эти два мира, чем они отличаются?

- Вообще-то я не силён в философии, но как ни странно, кое-что помню, потому что в студенческие годы писал реферат по этому вопросу. Внутренний мир составляет субъективную реальность человека и включает в себя всю его разумную деятельность: представления, идеи, мысли, образы, жизненный опыт, воспоминания, мировоззрение, волевые устремления и так далее; а кроме того - его психическую деятельность: эмоции, чувства, желания, влечения, что-то типа этого. Как я понимаю, именно внутренний мир делает конкретного человека индивидуальным и неповторимым, то есть, составляет его личность. Ну а внешний мир, в отличие от внутреннего, существует объективно, это весь тот физический, материальный мир, который находится снаружи человека. При этом внутренний мир способен более-менее адекватно отражать внешний мир. Помню даже, что в философии есть какая-то "теория отражения", на которую я ссылался в своём реферате.

- Хорошо, что твоя память смогла сохранить кое-что из курса философии, это облегчит нам понимание друг друга... Ну а где же проходят границы между ТВОИМ внутренним миром и НЕ ТВОИМ внешним? Как ты это понимаешь?

- Думаю, с этим всё просто: внешний мир находится за пределами моего тела.

- Ты полагаешь, что твоё тело не имеет отношения к внешнему миру?...

- Кажется, я поторопился с ответом... Разумеется, оно тоже является частью внешнего мира!

- Так где же всё-таки проходит граница двух миров?

- Наверное, всё, что находится за пределами моего мозга, включая тело - это и есть внешний мир.

- Разве мозг не есть неотъемлемая часть тела?

- Ну да, ты права: мозг - один из органов тела... Тогда не остаётся ничего другого, как считать, что внешний мир - это всё то, что находится за пределами моего сознания!

- И где же эти пределы? Где заканчивается твоё сознание и начинается внешний мир?

- Даже не знаю, что ответить... Этим вопросом ты ставишь меня в тупик, душа!... Когда взаимодействую с внешним миром, внося в него некоторые изменения, совершая какие-то действия, общаясь с другими людьми, я совершенно не задумываюсь о том, где проходят границы между внутренним миром и внешним; такое разделение как будто происходит само собой, без всяких интеллектуальных усилий с моей стороны!

- Значит ли это, что границы между двумя этими мирами не установлены объективно, в силу действия какого-либо физического закона?

- Я такого закона не знаю.

- А ты сам ощущаешь тот момент, когда пересекаешь границу внутреннего и внешнего мира?

- Нет, не ощущаю. Я всегда свободно пересекаю эту границу, даже не замечая её!

- А можешь ли ты целиком оказаться во внешнем мире, временно покинув при этом свой внутренний мир?

- Такого со мной никогда не случалось; чем бы ни занимался, я ВСЕГДА ощущаю себя внутри себя, а не снаружи. Думаю, что это совершенно невозможно - выйти за пределы своего внутреннего мира!

- Но если так, тогда какие у нас основания говорить о двух мирах - внешнем и внутреннем - если нет никакой возможности установить, где заканчивается один и начинается другой?! Быть может, никаких границ между ними не существует, и это вовсе не два мира, а один? Как думаешь?...

- Похоже на то... А ты-то сама как считаешь, душа?

- Нет никакого смысла делить известный тебе мир на два - "внутренний " и "внешний" - коль скоро между ними нет никаких границ. Это единый мир, созданный твоим сознанием!

- Но что в таком случае представляют собой знания людей об "окружающем" мире и его отражения в человеческом сознании?

- То, что человек мыслит об "окружающем" мире и ощущает - видит, слышит, осязает, обоняет, ощущает на вкус и т. д. – является не отражением какой–то внешней, независимой от него объективной реальности, но самой реальностью, в которую человек безусловно верит, поскольку она создаётся им самим, его творческим сознанием. Можешь называть такую реальность субъективной, если хочешь. Поскольку известный людям "внешний мир" не является внешним объективно - его нет и никогда не было вне человеческого разума - знания не могут являться результатом осмысления и практического освоения этого мира; они продуцируются сознанием, и с их помощью человек не познаёт, а создаёт и структурирует картину мира, возникающую в его воображении. Знания – ничто иное, как разновидность верований: "знающий" на самом деле особо замысловатым образом верит в действительность того, что создаётся его же собственным разумом – в реальность себя, своей жизни и в незыблемость того мира, внутри которого, как ему кажется, он пребывает...
 
- Но разве после смерти человека мир не продолжает существовать?

- Люди обычно думают, что, умирая, уходят навсегда, а мир сохраняется без них в прежнем виде, со всем своим содержимым, с оставшимися в живых родственниками, друзьями и знакомыми. Но это вовсе не так. После мнимого "ухода" умерших не остается того мира, который они успели сотворить в своём воображении!...

- Мир уходит вместе с ними?

- Не совсем так. Мир не уходит, потому что и человек в момент смерти никуда не уходит.
 
- А что же такое смерть, если не уход из этого мира?

- Что касается смерти, её не существует в том виде, как ты себе представляешь. Это всего лишь идея или некое понятие, созданное твоим сознанием, одно из многих понятий, хотя и основополагающее - оно является одним из важнейших столпов, на котором держится твоя мировоззренческая парадигма. Если же из сознания исключить понятие о смерти, ты перестанешь считать себя смертным, но, правда, бессмертным при этом тоже не станешь, поскольку в состав представлений о бессмертии неизбежно входит понятие о смерти.

- Выходит, что по-настоящему никто не умирает, и смерть на самом деле не существует - так что ли?...

- Человек "умирает по-настоящему" постольку, поскольку верит в реальность своей смерти. Возможно, ты слышал о выражении: "Смерть - это то, что происходит с другими". Оно проистекает из материалистических представлений о том, что сознание неразрывно связано с мозгом и потому неизбежно исчезает в момент прекращения всех его функций, из чего следует, что человек якобы не способен осознавать свою смерть. Тем не менее собственная смерть существует, но конечно же, не объективно, а субъективно - как переживание, причём "переживание" в обоих смыслах этого слова: вначале в качестве особого душевного состояния, связанного с осознанием собственной смерти, а затем как преодоление смерти - то есть, продолжение сознательной жизни души после утраты физического тела. Будучи основательно настроенным на предстоящую смерть, после тех или иных убедительно свидетельствующих о ней событий, умерший вначале полагает, что и в самом деле умер; но вскоре неизбежно задаётся вопросом: если он "видит", что биологическая жизнь его тела прекратилась, и ясно понимает это, то кто, собственно, это "видит" и понимает? Обнаружив, что и после смерти тела в полной мере сохраняется осознание себя как личности, умерший человек делает потрясающее открытие: он сам и его обездвиженное мёртвое тело - это не одно и то же; ну а поскольку сохраняется его самовосприятие, он вовсе не умер, он жив! Это переворачивает все его представления - и не только о привычном до того мире, но и о самом себе, хотя и лишившемся физического тела, но почему-то продолжающем существовать, да ещё и несравненно лучше, чем раньше: без болей, болезней, усталости и прочих присущих телу немощей. Происходит переформатирование сознания, наполнение его другими понятиями, смыслами и образами, в результате чего в воображении умершего возникает совершенно иная, посмертная реальность, основанная на каких-то других, неведомых ему законах, ещё более "настоящая", более яркая и насыщенная, чем прежняя реальность, кажущаяся теперь, после смерти, какой–то невыразительной, тусклой и невзрачной, не заслуживающей глубокого и пристального внимания к себе и какого-то дальнейшего сознательного развития. Потеряв интерес к "нереалистичной" картине мира, которую сотворило его воображение в прежней жизни, умерший легко отказывается от неё в пользу вновь возникающих в сознании образов и представлений. Он быстро свыкается с новыми "реалиями", в частности, с тем, что не обладает материальным телом, в котором теперь нет ни малейшей необходимости - как ввиду отсутствия у него каких бы то ни было биологических потребностей, так и потому, что  перемещения в этом посмертном мире не требуют с его стороны никаких физических усилий. Нечто подобное происходит с человеком, когда он спит и видит сны, а затем просыпается. Во время сновидений он, как правило, не сомневается в действительности разворачивающихся в них событий и в достоверности возникающих образов. Понятно, почему так происходит: сны - один из видов реальности, которую создаёт человеческое сознание, и пока процесс рождения такой реальности продолжается, оно не может не верить в действительность своих собственных творений, независимо от того, в каком состоянии сознания они рождаются - в "нормальном" или в изменённом. Однако после пробуждения от сна, так же как и после психического выздоровления или прекращения действия на психику тех или иных химических веществ, человек более-менее легко отторгает от себя ту реальность, в которой до этого пребывал, признавая её "ненастоящей", не стоящей того, чтобы как-то интегрировать её в свою "реальную" жизнь. Смерть – тоже своего рода пробуждение от "неполноценной" реальности. После такого "пробуждения" умершему не хочется возвращаться назад – из "настоящей" реальности в иллюзорную...
Наверное, ты будешь очень удивлён, узнав, что никто не удерживает умерших в новой реальности, и каждому осознавшему себя после смерти предоставляется право выбора: принять новую, "настоящую" реальность или вернуть себе прежнюю, привычную...

- И что, разве никто не хочет вернуться назад, в прежнюю жизнь?

- Хотят только те, кто не успел понять, где оказался, кто не до конца осознал иллюзорность привычного мира и своего человеческого тела. Вернуться хотят только не до конца "проснувшиеся". Наверное, ты слышал о таких "возвращенцах", пришедших в себя после клинической смерти. Все остальные – невозвращенцы - принимают посмертную реальность по собственной воле...

- И сколько нужно времени на осознание истинного характера как старой, так и новой реальности?

- На этот вопрос невозможно точно ответить, потому что в новой реальности нет места такому ограничительному понятию, как время. Для живущего человека пройдут секунды или минуты, а в посмертной реальности за это время может произойти очень много разных событий, у которых нет продолжительности в привычном для тебя смысле, есть лишь некая последовательность. Случается, что оказавшиеся в коматозном состоянии возвращаются к жизни и спустя несколько месяцев – ты мог слышать о таких  случаях...

- Слышал, конечно. Но где они в это время находятся: здесь или там?

- Тебе понять это непросто. Но я попробую ещё раз объяснить. Нет никакого "здесь" и "там". Твой нынешний мир, твоя сегодняшняя реальность, построенная на привычном и понятном для тебя наборе понятий, мыслей, идей, смыслов, образов и представлений – всё это порождение твоего нынешнего, довольно ограниченного сознания. Новую, посмертную реальность - можешь считать её "сверх-реальностью" - тоже будет творить оно, твоё сознание. Правда, после смерти его уже нельзя будет назвать "человеческим", поскольку умерший перестаёт быть человеком...

- А кем же он становится после смерти?

- Можно сказать, что умерший в определённом, привычном для тебя смысле остаётся самим собой и продолжает осознавать себя, как некую личность, но в совершенно иных понятиях. Его сознание сохраняется, но как будто расширяется и становится способным вместить в себя то, что раньше было невозможно.

- Значит, разумная сущность живущего человека после его смерти сохраняется и переходит в иную реальность?

- Да, разумная сущность сохраняется – ты правильно меня понял. Но было бы не совсем верно говорить, что она "переходит" в иную реальность. Это слово, конечно,  можно использовать, но лишь как образ, обозначающий изменение – в нашем случае изменение состояния сознания. Ещё раз обращаю твоё внимание на то, что любая реальность - и старая и новая - создаётся только сознанием и ничем другим! Поэтому не может быть никакого "перемещения" сознания из одной реальности в другую. Уясни себе, что ни той, ни другой реальности нет нигде за пределами сознания – как человеческого при воображаемой жизни, так и послечеловеческого после воображаемой смерти.

- Понимаю... Скажи мне, душа: возникающая в сознании после смерти реальность является последней и окончательной?

- Нет, конечно: не последней и даже не предпоследней. Тебе сейчас это трудно осознать, но в посмертной "сверх-реальности" нет места ограниченным человеческим представлениям, так или иначе связанным с понятиями пространства и времени; в том числе нет и того, что ты называешь "последним" и "окончательным".

- Я начинаю кое–что понимать в жизни и смерти. По крайней мере, думаю об этом...

- Хорошо, если это так! Значит, я говорила с тобой не впустую и смогла правильно использовать предоставленную мне возможность пообщаться с тобой.

- Ты меня сильно удивила! До сих пор я даже не думал, что у меня есть душа, к тому же, такая  мудрая! Общение с тобой  заставляет совсем по–другому взглянуть на жизнь и смерть, да и на самого себя тоже. Выходит, что моя жизнь иллюзорна, а смерть – вовсе не конец моему сознанию, но способ его расширения и создания иной, более "высокой" реальности?

- Можно и так сказать. Только, пожалуйста, не называй меня мудрой!

- Почему же? Ты так много знаешь!

- Это не знания. Но и не незнания. Я уже сказала тебе, что в той реальности, которую тебе предстоит создать после смерти, нет места ограничительным понятиям. "Знания" и "мудрость" - из их числа. И ещё прими к сведению вот что: в твоём сознании имеется весь тот строительный материал, который понадобится для созидания не только посмертной, но и всех последующих реальностей. А если говорить точнее, то в соответствующий момент сознание создаст для этого всё необходимое. Ведь созидание – это и есть  предназначение любого сознания: человеческого, послечеловеческого и прочего, которому нет и не может быть названия. Можно было бы назвать такое предназначение "ЕДИНСТВЕННЫМ", если бы это слово, как и любое другое, не носило ограничительного характера...

- Душа, скажи мне: ты и есть та самая нематериальная разумная сущность, которая сохранится после смерти моего иллюзорного тела?

- Я очень рада, что ты спросил об этом! Так и есть: я твоя разумная сущность!

- А как же моё сознание? Как я понял из твоих слов, оно никуда не исчезает после смерти. Что ты можешь сказать о нём?...

- Ты задаёшь всё более сложные вопросы, которые требуют всё более сложных ответов. Мы подошли к такой теме, в которой при всём желании не сумеем до конца разобраться - для этого в нашем распоряжении нет подходящих понятий, да и верно судить о сознании можно было бы только находясь где-то за его пределами, но оставаясь при этом разумным. У нас с тобой нет такой возможности, мы даже не можем себе представить, как это - оказаться за пределами сознания. Как и ты, я не могу существовать без него, именно оно делает меня РАЗУМНОЙ сущностью, сознание для меня - такая же загадка, как и для тебя. Тем не менее, кое в чём можем попробовать разобраться... Нетрудно заметить, что значение слова "со-знание" указывает на присутствие кого-то другого в познавательной деятельности. Ты догадываешься, кто это может быть?

- Ты имеешь в виду того, кто создал моё сознание?

- Вот именно! Твоё сознание не появилось само по себе и не способно существовать без соучастия того, кто его создал.

- И кто же это?

- Я уже говорила о НЁМ. Люди называют ЕГО по-разному, но ни одно имя не отражает в полной мере того, что ОН собой представляет и КЕМ является. Это невозможно ни выразить, ни понять. Но коль скоро в нашем разговоре не обойтись без упоминания о НЁМ, будем называть ЕГО "СОЗДАТЕЛЕМ"...

- Хорошо. Но если в деятельности моего сознания соучаствует тот, кого ты предлагаешь именовать "СОЗДАТЕЛЕМ", означает ли это, что и ОН также ответственен за возникновение и достоверность тех знаний, которые я приобрёл в своей жизни и которые, по-твоему, ничего не стоят?

- Это не так. СОЗДАТЕЛЬ наделил тебя разумом - то есть, инструментом, позволяющим мыслить, но при этом предоставил свободу в его использовании. Те преходящие знания-верования, которые получены, а точнее, созданы тобой с помощью разума в нынешней жизни, и которым ты придаёшь сейчас столь важное значение, являются продуктом только твоей самостоятельной разумной творческой деятельности, хотя и совершённой с его ведома. То, что ты называешь знаниями, потеряет для тебя всякую ценность и значение после смерти, но это не означает, что в них нет никакого смысла: используя свои "знания", ты создаёшь картину мира, автором которой сам же и являешься. Такого мира, который создало твоё воображение, нет больше нигде: он уникален и неповторим, как и ты сам. Да, этот мир потеряет своё значение после смерти, ты сам откажешься от него в пользу другой, более "реальной", более сложной и совершенной картины посмертного мира, которую предстоит создать твоему сознанию. То, что сотворило твоё воображение при этой жизни, напоминает замок на песке, которому суждено исчезнуть после смерти, но из этого вовсе не следует, что вся работа сознания была проделана впустую: выстраивая "замок на песке", оно училось использовать предоставленные ему СОЗДАТЕЛЕМ возможности, которые понадобятся при созидании всех последующих реальностей. Разум дан для того, чтобы мыслить: кто мыслит, тот существует. Сейчас твоё представление о самом себе тесно связано с физическим телом, ты не можешь представить свою жизнь без него. И тем не менее однажды тебе придётся с ним расстаться за ненадобностью, после чего твоя нематериальная сущность - я, твоя душа - продолжит разумное существование на ещё более сложном уровне реальности, которую сотворит твоё сознание совместно с СОЗДАТЕЛЕМ...

- А имеется ли такое знание, в создании которого соучаствует и мой СОЗДАТЕЛЬ, значимое не только для меня, но и для НЕГО, и при том способное сохранять свою ценность как в моей нынешней жизни, так и в посмертной?

- Есть такое знание, хорошо тебе известное, и ты вполне можешь считать его абсолютным, поскольку оно даётся тебе как данность, является самоочевидным и потому не нуждающимся ни в каких доказательствах. Образуя совершенно незаменимую основу всего твоего существования - как нынешнего, так и посмертного - оно непременно оказывается в центре мировоззрения, каким бы оно у тебя ни было. СОЗДАТЕЛЬ СОставляет основное СОдержание этого знания, в момент СОтворения СОединяя тебя с ним, а затем СОучаствует в его дальнейшем СОзидании и СОвершенствовании. Он СОзерцает это знание, СОпереживает его вместе с тобой и СОхраняет как в нынешней реальности, так и во всех последующих в качестве СОвместного результата невидимого для тебя, но видимого для него взаимного СОлидарного СОтрудничества. Таким СОвместным знанием является твоё САМОСОЗНАНИЕ...

- Получается какая-то тавтология... Если со-знание - это совместное знание, а единственное совместное знание с моим СОЗДАТЕЛЕМ - это моё самосознание, тогда выходит, что СОЗНАНИЕ - ЭТО САМОСОЗНАНИЕ. Но разве самосознание не часть сознания? Не слишком ли узко такое определение?

- Это не определение. Чтобы дать определение неизвестному феномену, нужно абстрактно отделить его от всех других и охарактеризовать неизвестное, используя известное. Но все понятия, которые мы могли бы попытаться применить для определения сознания, порождены самим же сознанием. И от чего - скажи пожалуйста - мы можем отделить сознание, если всё, что нам известно и что мы можем себе вообразить - это проявление того же сознания!... Так что, никакого внятного определения сознанию - увы! - мы дать не способны. Приходится довольствоваться таким вот незамысловатым утверждением, похожим на тавтологию, и кстати, логически непротиворечивым: СОЗНАНИЕ - ЭТО САМО СОЗНАНИЕ... Я же предупреждала тебя, что у нас нет никакой возможности понять, что такое сознание. И с этим надо смириться. От смиренного и честного незнания пользы куда больше, чем от гордого и фальшивого знания!
 
- Да уж, с сознанием нам не разобраться. Но о себе-то ты можешь мне рассказать, душа? Скажи: существовала ли ты до меня? Кем и как была создана? И что тебя ожидает дальше?

- Твои вопросы, построенные на ограничительных понятиях, требуют аналогичных ответов. Если отвечу понятными тебе словами, это будет не вполне верный ответ. А я не хотела бы вводить тебя в заблуждение в столь важных вещах. Но мне очень нравится, что ты начал задавать такие важные вопросы своей душе, и очень хочу помочь тебе. Вот что могу сказать... Ты человек. Это не так мало, но совершенно недостаточно для того, чтобы осознать истину в той мере, которая исключала бы её существенное искажение. Истина вообще не поддается полному осознанию ни на каком уровне реальности. Потому что она вне всякой реальности. Но это не означает, что истина никак не проявляет себя. Она присутствует во всём - ведь без неё ничего бы не существовало. На ней, как на фундаменте, держится всякая реальность, любого уровня сложности. На каждом следующем уровне она проявляет себя всё более явно, но никогда - в полной мере...

- В моей нынешней реальности истина тоже проявляется?

- Конечно! Хотя твоё сознание не способно вместить истину, ты всегда можешь ощущать её невидимое присутствие, это вполне доступно для тебя.

- Как это можно ощутить?

- Ощущение бытия – это и есть ощущение присутствия истины.

- Так просто?

- Не просто. Не просто так это просто.

- Это ощущение бытия - оно сохраняется и после смерти?

- Не просто сохраняется, но многократно усиливается! Именно поэтому посмертная реальность, как я уже говорила, представляется более яркой, интересной и подлинной, чем реальность живущего человека. Разумная сущность на любом уровне реальности тянется к этому ощущению бытия.

- То есть, тянется к истине?

- Да, именно к истине!
 
- "Что есть истина?"... Помню, что Понтий Пилат спросил об этом у Христа. Но Христос почему–то промолчал...

- И как думаешь, почему ОН промолчал?

- Только сейчас начинаю понимать это, после разговора с тобой... С собой... Со своей душой.

- И как ты это понимаешь теперь?

- Истина невыразима в ограничительных человеческих понятиях. Поэтому молчание об истине гораздо ближе к ней, чем любое обсуждение, особенно, когда она находится так близко - на расстоянии вытянутой руки. И при этом истина есть везде и во всём. Её присутствие может ощутить любой живущий...
 
- Я вижу, что ты понял правильно. Теперь я могу быть за тебя спокойна!

- Душа моя, благодарю тебя за этот полезный разговор - он всё перевернул во мне!

- Я это чувствую - ты меняешься на глазах!

- Спасибо тебе, родная!

- Разговор получился. Мне удалось сказать тебе всё, что было нужно. Однако мне пора, отпущенное нам время истекло...

- Душа моя, когда мы продолжим наш разговор в следующий раз? Теперь мне этого очень хочется, и я готов говорить с тобой в любое время!

- Мне разрешили пообщаться с тобой три раза. Осталась последняя неиспользованная возможность. Теперь, когда ты готов к общению со мной в любой момент, скажи сам, когда бы ты хотел это осуществить.

- У меня есть время подумать или я должен ответить прямо сейчас?

- Сейчас!

- Тогда... Душа моя... Я... Я хочу... Очень хочу, чтобы ты поговорила со мной перед смертью... Пусть это будет тот самый, последний и важнейший, момент моей жизни. Моей воображаемой жизни...

- Хорошо. Только не волнуйся – ты не умрёшь, не покинешь свою нынешнюю реальность, пока не услышишь меня ещё раз. В последний раз...

- Можешь сказать, когда это произойдёт?

- А ты действительно хочешь это знать?

- Нет... Пожалуй, нет... Не говори... Ведь твой ответ, каким бы он ни был, будет носить ограничительный характер, а значит, не соответствовать ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ...

- Ты меня правильно понял. В любом случае у тебя ещё есть некоторое время подумать над нашим разговором и подготовиться к последнему. Не забывай, что я никуда не ухожу, я с тобой до самой смерти!

- Теперь я это знаю...


   
                СПУСТЯ ТРИ ДНЯ.



- Это я, твоя душа!

- Ты?!... Так неожиданно!... И так скоро!

- Только не волнуйся! Держи себя в руках! У нас очень мало времени. Момент наступает...

- Мне пора? Я сейчас умру?

- Не обязательно. Ты сам можешь это решить.

- Но разве не ОН это решает?

- ОН всегда оставляет выбор. Сейчас тоже...

- Что я должен решить?
 
- Ты должен принять самое важное в своей жизни решение – жить дальше или умереть. В данный момент это зависит только от тебя.

- Что от меня зависит? Говори скорее!

- Сейчас ты за рулём своего нового автомобиля, едешь на большой скорости, остановиться не успеешь...

- И что произойдёт?

- На трассу выскочит ребёнок. Либо ты его сбиваешь, либо улетаешь в кювет.

- Если в кювет – у меня есть шанс выжить?

- Шансов нет... Уже нет.

- Если я – в кювет, ребёнок не пострадает?

- С ним будет всё в порядке.

- Я понял. Ты вовремя предупредила!

- Вспомни наш последний разговор!

- Помню! Спасибо, что была со мной, душа моя! Прощ…………….!


Рецензии
обязательно прочту в ближайшее время.а что скажете о таких происках - http://www.proza.ru/2013/08/17/1475 ?

Виктор Золя   25.10.2015 12:23     Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, уважаемый Виктор Иванович! Прочёл Ваши отнюдь не дилетанские рассуждения о сысле жизни. Меня особенно поразило следующая Ваша мысль, аналогов которой я не припомню: "Почему нельзя смысл жизни выразить в чётких формулировках ,пригодных для применения в официальных документах ? Неужели невозможно первой статьёй конституции страны записать : смысл жизни каждого в том-то и том-то , следовательно жить нужно так-то и так-то."... В связи с этой, без всякого преувеличения, революционной идеей, хочу спросить: не пробовали ли Вы набросать проект этой предполагаемой первой статьи многострадальной Конституции нашей, не менее многострадальной страны? Я бы с огромным интересом почитал это!... И ещё... Ваше эссе совершенно справедливо обращает внимание бесчувстенных людей на незавидную судьбу мух, которым, как Вы небезосновательно предполагаете, может быть ведом смысл жизни и которые, вполне возможно, не меньше людей хотят читать газеты. Не скрою - меня весьма взволновал этот, пожалуй, самый драмкатичный отрывок из Вашего глубокого размышления о смысле жизни мух: " Наверное, бывают мухи, задумывающиеся о смысле жизни, или пытающиеся почитать газету, которой их прихлопывет человек, но век их короток и влияние ничтожно."... После этого мне невыносимо захотелось продолжить знакомство с Вашим философским творчеством, уважаемый Виктор Иванович! Надеюсь, что другие Ваши произведения окажутся не менее занимательными... Желаю Вам дальнейших философских озарений!))
С нарастающим уважением, М.Г.

Мойрэрамос Гамос   26.10.2015 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.