Как влюди выйти? Вася Сумарев вышел своим талантом

Как в люди выйти?
Яна Ольгина
 Ольга Янченко.
 Занятная история из моей жизни.
 Как в люди выйти?
 ***
 Кто – как…

 К сожалению, не каждого двуногого одолевает этот вопрос. Большинству граждан достаточно только быть, есть, пить, сидя под своей крышей. Причём, пить не квас, многие стараются именно оттого, что вопроса у них такого нет.
 А уж тот, кто задался этим вопросом, начинает копаться в себе, искать свой, особенный путь. Как стать не просто среднесписочным жителем, а получить так называемый весомый социальный статус?

 Да, как занять место в обществе согласно купленному билету? Да где билеты такие продаются? Кто-то уверен, что «билет» этот – большие деньги, кто-то уже проверил, что путь « в люди» лежит через связи с людьми нужными.

 Но есть среди  Гомо, уже в детстве учуявшие в себе какой-то особый интерес - способность мыслить и что-то делать своими руками. И этот интерес несёт его, гонит по дороге жизни, и выводит в Люди.
 Максим Горький, например, ответил на сакраментальный этот вопрос, написав повесть « В люди!».
 
 Меня «в люди» вынес мой детский крик в ноябре 1943 года, когда я угольком из костра на уцелевшем куске забора разрушенного немцами подворья моего деда Захара Янченко написала «Смерть Гитлеру!».
 И недавно в Интернет на сервере www. Stihi.Ru мною был опубликован материал «СМИ…на заборе» о том, как я в люди вышла.
  Тогда я стала первым детским корреспондентом Республиканской детской газеты «Зорька». Редактор её Анастасия Феоктистовна Мазурова мне об этом сообщила. Газетка эта до сих пор у меня жива.   
 ***
 Знаменитый ДОМ в г. Минске у самой железной дороги…

 Да, у каждого в жизни свой путь. Например,  Вася Сумарев вышел в люди, написав картину «Мой дом», будучи жильцом его ещё в каком – то очень давнем году.. И случилось это с ним в ранней юности.
 А дом этот, барак деревянный, имел репутацию нехорошую.Старички пьянствовали, давая пример молодым.И все подростки этого плохого барака закончили свою жизнь или в тюрьме, или под поездами на рельсах рядом.
 И только двое парней из этого барака в люди вышли - Вася Сумарев и Костя Иванченко. Упрямые были ребята.

 Картина Васи Сумарева "Мой дом" произвела сенсацию. Событие заметили, и талант мальчишки поддержали выше сидящие коллеги, чиновники, внеся шедевр в список полотен, достойных быть в Национальном художественном музее БССР.
   
 Но нежданная радость не затмила юному автору глаза на суть вопроса. Вася не загордился, продолжал работать, и создал в Минске, во Дворце культуры Камвольного комбината художественную студию для творчески одарённых детей.Имя его зазвучало.

 Мне оно тоже стало известно, потому что я с 25 сентября 1954 года  получила право на жизнь в этом деревянном двухэтажном бараке на улице Белорусской, 37. Меня в него затащил ЗАМУЖ однокашник мой по Минскому Политехникуму. Но его в 1951 году с 3-го курса забрили в Армию.Мой рассказ про это «Три солёных огурца» на Стихире знаком компьютерным читателям.

 Так учёба соседа художника,настырного спортсмена,чемпиона по классике,вольной и самбо в техникуме была прервана.Но, став солдатом,жилец дома с плохой репутацией, не сдался.Экстерном сдав экзамены за 10 классов в г.Бровары на Украине,он поступил в военное радиотехническое училище в Латвии г. Даугавпилс и,получив красный диплом,увёз и меня туда.

 Мне тоже пришлось прервать учёбу в Минске с 4-го курса вечернего института, днём я работала.И уже в Латвии, на дневном обучении я получила диплом о высшем образовании, хоть латышский язык пришлось одолевать на ходу. Тоже занятная история.
 ***
 Голос из 1954 года.

 Шли годы. В 1969 году мы вернулись в Белоруссию. И новые заботы, новые товарищи по профессии заняли место в моей жизни. . А многое из тех событий забылись.

 Но вдруг 25 января 2010 года, поздно вечером у меня - звонок телефона! Он вернул меня в тот далёкий 1954 –й год. Спросонья я не сразу поняла, кто говорит:
 - Оля! Здравствуй! Это Вася Сумарев!
 - Да? Сумарев? Какая радость неожиданная! Помню тебя, художник юный талантливый! Где ты, как ты, автор картины «Мой дом»?

 -- Как! Все СМИ, Телевидении и радио Беларуси , даже растяжка над проспектом Независимости знают про меня, а ты, журналист, задаёшь такой вопрос! В Национальном художественном музее моя персональная выставка «Учитель и его ученики»! Когда тебя ждать? Звони мне, я тебя проведу в зал!

 -- Васенька, спасибо, но я...…Ты забыл сколько лет прошло с того 1954 года. Мне 7 января стукнуло = 77…И я уже не выхожу из квартиры из-за хворей. Да ещё морозы, гриппозная угроза…Прости. Лучше ты сам ко мне приди.

 Я помню, где – то в моих фото архивах есть пачка снимков тех времён и ты на них, молодой, увлечённый своим творческим пылом. И ученики твои рядом. И работы детей на этих фотографиях. Приди, подарю их тебе!
 Спасибо за звонок!

 Вот какое событие! Вася Сумарев! Голос из юности моей , из далёкого 1954 года! Из того дома,двухэтажного деревянного барака с плохой репутацией, где я тоже тогда жила, из того дома, который ты нарисовал в юности твоей!
  Очень рада! Поздравляю тебя! До встречи в Музее! Доберусь сама.

 Вот так настоящие таланты в люди выходят !
 ***
© Copyright: Яна Ольгина, 2010
 Свидетельство о публикации №210013101560
***


Рецензии