Глава 1. Гильгамеш

Литература Древнего мира

Гильгамеш

С определенной долей условности Гильгамеша можно назвать первым в истории литературным героем. Любопытно, что в нём нашли отражение наиболее часто повторяемые в веках черты популярнейших образов, рождённых человеческой фантазией. Кроме того, в сказаниях о Гильгамеше появились и особенно распространённые литературные типажи, с которыми мы в тех или иных вариациях встречаемся во множестве произведений всех времён и народов. Прежде всего, это: верный друг главного героя; падшая женщина-соблазнительница; благородная самоотверженная мать, возносящая молитвы богам с прошением о сохранении жизни её возлюбленному сыну-герою; блудница, за добрые дела прощённая богами и героями.
Известны пять шумерских сказаний о Гильгамеше: «Гильгамеш и гора бессмертных», «Смерть Гильгамеша» (другое название «Гильгамеш в подземном мире»), «Гильгамеш и небесный бык», «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и «Гильгамеш и Агга». Согласно традиции, эпос был записан со слов урукского* заклинателя Синликеуннинни*.
___________________
* Урук — город-государство IV в. до н.э. — III в. н.э. в Шумере (Южный Ирак).
** Синликеуннинни жил примерно в конце II в. до н.э.; ряд учёных утверждает, что заклинатель на основе ранее существовавшего эпоса создал наиболее полную аккадскую эпическую поэму о Гильгамеше — «О всё видавшем», которая стала одним «из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы» (К.Ф. Афанасьева. Статья «Гильгамеш» в : «Мифы народов мира». Энциклопедия. Том 1. М., 1991).

Открытие табличек, на которых были начертаны тексты, произошло в XIX в. В 1839 г. молодой английский дипломат Остин Генри Лейард* заинтересовался курганами в Месопотамии**. Под его руководством были раскопаны прославленные древние города Ниневия и Нимрод. В Ниневии был обнаружен дворец VII в. до н.э. с библиотекой царя Ашшурбанипала (около 20 тыс. глиняных табличек). Та часть библиотеки, в которой находились таблички с эпосом о Гильгамеше, была обнаружена в 1853 г. сотрудником Лейарда — Хормуздом Рассамом. Наука археология в те годы ещё только зарождалась. Обращение с найденными реликтами зачастую было варварское. Так случилось и с библиотекой Ашшурбанипала. Груды табличек лопатами засыпали в ящики и в таком виде переправляли в Британский музей, где они и валялись не прочитанными не одно десятилетие. Как результат, великий эпос дошёл до нас лишь во фрагментах — навечно утеряны сотни стихов.
____________________
* Остин Генри Лейард (1817 — 1894) — английский археолог и дипломат. В течение двух экспедиций (1845 — 1847 и 1849 — 1851) производил раскопки развалин двух столиц Ассирии — Калаха и Ниневии. Осуществил археологические разведки в Вавилоне, Борсиппе, Ниппуре и др.
** Месопотамия (древнегреч. Двуречье) — область между средним и нижним течением рек Тигр и Евфрат в современном Ираке, один из древнейших очагов цивилизации.

Библиотека Ашшурбанипала была оценена только после расшифровки клинописи, осуществлённой преимущественно стараниями английского дипломата и разведчика Роулинсона*.
_______________
* Генри Кресвик Роулинсон (1810 — 1895) — востоковед и дипломат, один из основоположников ассирологии.

Потребовалось почти двадцать лет, чтобы были дешифрованы таблички с эпосом о Гильгамеше. В 1872 г. Джордж Смит*, ассистент Роулинсона, объявил на собрании Общества Библейской археологии, что обнаружил среди ассирийских табличек, находящихся в Британском музее, рассказ о Всемирном потопе. Это была знаменитая 11-я табличка из ассирийского собрания эпоса. Вскоре после этого выступления Смит опубликовал «Халдейский отчет о Потопе» и краткое описание эпоса.
__________________
* Джордж Смит (1840 — 1876) — английский ассиролог-археолог. Открыл тексты поэмы о Гильгамеше, сказания о Потопе и другие эпические произведения и исторические документы из библиотеки царя Ашшурбанипала. Вёл раскопки Ниневии.

Особую роль в судьбе «Эпоса о Гильгамеше» сыграла американская археологическая экспедиция из университета Пенсильвании. Началась она в сезон 1888/89 гг. под руководством Джона Питерса на кургане Ниффер* в южном Ираке.
_________________
* Ниффер (Нуффар) находится на месте, где в глубокой древности располагался шумерский город Ниппур — центр культа верховного бога шумеров Энлиля.

Экспедиция нашла около 40 тыс. табличек с клинописью. Среди них были несколько с древнейшими версиями цикла о Гильгамеше на шумерском языке.

Имя Гильгамеш обычно переводят как «предок-герой». Конечно, так могли бы звать только легендарного правителя. Но на основании ряда обнаруженных источников многие учёные утверждают, что герой — лицо историческое. Немецкие археологи, работавшие в Ираке, даже объявили в 2003 г., накануне нападения НАТО на Ирак, что в ходе раскопок в местах, где, согласно «Эпосу о Гильгамеше», располагался город Урук, обнаружили могилу Гильгамеша на дне высохшего русла реки Евфрат. Начавшаяся война прервала работу учёных.

Существует полуисторический шумерский документ «Список царей», согласно которому Гильгамеш был пятым по счету царём от основания первой династии Урука (после потопа). Он якобы правил 126 лет, тогда как его сын царствовал лишь 30 лет, а последующие цари вообще были обычными людьми.

Если мы будем говорить о содержании всех сказаний о Гильгамеше в целом (то есть «О всё видевшем»), то получим представление о характере царя Урука в развитии. Вначале он предстаёт самовластным, невоздержанным деспотом, нещадно заставляющим верноподданных трудиться на строительстве крепостных укреплений города и отнимающим у них жён. Боги послали к Уруку дикого человека Энкиду, способного противостоять Гильгамешу. Коварный царь первоначально вознамерился ослабить врага, подослав к нему блудницу Шамхат. Энкиду поддался чарам женщины, которая привела его в город. Произошедшая далее битва между героями завершилась совершенно неожиданно — недавние враги подружились.

Затем друзья совершили поход в Ливанские горы против свирепого чудовища Хумбабы — властелина кедровых лесов и любимца могущественного бога Энлиля*.

Гильгамеш уста открыл, вещает Энкиду:
«Друг мой, далёко есть горы Ливана,
Кедровым те горы покрыты лесом,
Живёт в том лесу свирепый Хумбаба
Давай его вместе убьём мы с тобою,
И всё, что есть злого, изгоним из мира!
Нарублю я кедра, — поросли им горы, —
Вечное имя себе создам я!»*

______________________________
* Здесь и далее текст поэмы цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока». Библиотека всемирной литературы, т. 1. Издательство «Художественная литература», 1973 г. Перевод И.М. Дьяконова.

Так в литературе зародилась борьба героев-одиночек с всемирным злом. По утверждению ряда литературоведов, начиная с этого сюжета Гильгамеш стал богоборцем и истинным героем, равным древнегреческому Прометею (что особо ценилось в советское время). Хумбаба был окружён семью магическими оболочками, данными ему богом Энлилем. Но герои вырубили волшебные кедры, которые являлись хранителями силы Хумбабы, и чудовище погибло — с каждым новым поваленным деревом Хумбаба лишался силы его оболочек, а вместе с ними и жизни.
___________
* Энлиль — второй по старшинству среди главных богов шумеро-аккадского пантеона; бог плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы — бурь, ветра, воздуха; владыка, определяющий судьбы; термин «энлильство» означает «господство».

Наблюдавшая за героями богиня Иштар* воспылала страстью к Гильгамешу и предложила ему свою любовь. Однако герой отверг богиню, напомнив о погубленных ею любовниках и мужьях. Таким образом, если согласиться с трактовкой сказания Томасом Манном**, Гильгамеш воспринял домогательства Иштар как оскорбление его мужского достоинства.
____________________
* Иштар (шумерская Инанна, финикийская Астарта, древнегреческая Афродита, древнеримская Венера) — в аккадской (ассиро-вавилонской) мифологии богиня плодородия и плотской любви, а также богиня войны и распри.
** Томас Манн (1875—1955) — прославленный немецкий писатель; о Гильгамеше Манн рассуждал в одном из ключевых для писателя романе «Иосиф и его братья».

Гильгамеш и Энкиду со славой вернулись в Урук. Но по воле богов Энкиду вскоре умер. С этого времени Гильгамеша стали терзать мысли о грядущей смерти. Герой знал, что в мире есть единственный бессмертный — родственник Гильгамеша Ут-напишти. Царь решил найти его и узнать тайну вечной жизни, а потому отправился в странствование.

Видимо, здесь необходимо сделать важнейшее отступление. Начиная чуть ли не с первого художественного произведения, созданного человеком, вопрос о смерти, жизни и бессмертии стал главным вопросом творчества. Таковым он остаётся и по сей день. В эпосе о Гильгамеше впервые прозвучал единственный и неоспоримый ответ на него, обыгрываемый в литературе со всех сторон, но при этом не изменивший своей сути.

Много подвигов довелось совершить герою, прежде чем он добрался к Ут-напишти. Наконец Гильгамеш переправился в ладье через воды смерти на остров блаженных, где и нашёл вечно живущего. В древности боги решили наказать людей и уничтожить всех потопом. Между собой они договорились не сообщать людям о грядущей гибели. Но хитроумный бог Эа* послал своему любимцу Ут-напишти сон, в котором повелел ему построить большой ковчег, приготовить его к плаванию и взять с собой в путешествие всю семью и по паре каждого зверя и каждой птицы. После потопа собрался совет богов, которые сами были перепуганы разразившейся катастрофой, и в знак благодарности Ут-напишти за спасение человечества и всего живого даровали ему бессмертие.
____________________
* Эа — в аккадской (ассиро-вавилонской) мифологии бог пресных вод и мудрости, особо благосклонный к людям; один из триады верховных божеств.

Подвиг Ут-напишти оказался столь велик, что вряд ли кто из людей мог ещё когда-либо совершить нечто равное. Так что Гильгамешу не приходилось рассчитывать на бессмертие. Отвергая вечную жизнь и саму надежду на нее, Ут-напишти в разговоре с героем воскликнул:

Разве навеки мы строим домы?
Разве навеки мы ставим печати?
Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях?..

Упорствуя, Гильгамеш попытался избавиться от смерти с помощью цветка вечной молодости, но старания его оказались тщетными.
Эпос о Гильгамеше завершается следующими словами:

И прибыли они в Урук ограждённый.
Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
«Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай —
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?»

Часто говорят, что завершение поэмы весьма туманно и не поддается трактовке. Но согласно традиции, слова эти разъясняются следующим образом.

Вернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены, и понял, что бессмертие человека — в делах его, что не телесная оболочка, а память потомков даруют смертному вечность. Таков и есть единственный верный ответ на вопрос о смерти и бессмертии человека. Иное дело, какое это бессмертие — славное или подлое. Впрочем, всё равно оно остается бессмертием.

Нельзя не признать, что в поэме очевидны темы мужского гомосексуализма (Гильгамеш и Энкиду) и женского скотоложества (плач богини Иштар и созванных ею любодеиц, блудниц и девок по вырванному Энкиду корню убитого Гильгамешем Быка).


Рецензии
Виктор!

Прочитала...
Альвина Гукк

Гукк Альвина   21.01.2017 01:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.