Гл. 17. Красные колокола

см.ФОТО:Курсанты нашего курса, участники массовки.


-Стоп, стоп  машина! Я сказал стоп машина! Какая там бля..ь не сняла часы с руки! Какие в семнадцатом году могли быть часы на руке солдата!!!? Я вас спрашиваю!


           Ленин, стоя на башне броневичка, маленький, плотненький, рыжий и с большой плешью, испуганно щурился не понимая, что происходит, потому  что над ним нависала режиссерская люлька, и здоровенный мужчина с рупором в правой руке, сидящий в ней, громко орал и матерился. Видимо, справедливо полагая, что он здесь главнее самого Ленина.

        Мы  откровенно похихикивали над комичностью происходящего.
Личный состав нескольких   факультетов академии, и целого ряда военных училищ, и академий Ленинграда изображали революционных солдат и матросов в октябре 1917 года. Студенты гражданских вузов, соответственно, имитировали рабочую молодежь. Штатных  актеров, и каскадеров тоже  было пруд пруди.

 
      Было около двенадцати часов ночи. Темно, хоть глаз выколи. Уже подмораживало.  Меня, как ярко выраженного жаворонка, несмотря на холод и мега ваттный шум и рев, клонило в сон. Но кто  вам разрешил  спать!? Партия, в лице секретаря Ленинградского обкома  Гришки Романова  (надо же, чтобы так «повезло» с фамилией) по просьбе любимца партии , режиссера С.Бондарчука, приказала не спать! А если надо будет то и не есть, потому как необходимо срочно, как всегда к очередной годовщине чего - то, закончить съемки эпохальной киноленты.


       В начале второго года обучения нашему курсу привалило «огромное счастье». По правде сказать,  не только нашему. Другие курсы и факультеты тоже привлекались. Но мне какое дело до других. Главное, что нам «подфартило».
Кроме плановой интенсивной нагрузки, по велению любимой партии, и не  менее любимого правительства, личный состав курса привлекли в массовки на съемки  фильма века, которые в то время снимал великий, заслуженный и вознагражденный советский режиссер, Сергей Бондарчук. Папа того самого, нынешнего, никакого Бондарчука.


       Темноту питерской ночи, как кинжалы, прорезали  мощные прожектора. Каждый из которых так и пытался, хоть на секунду высветить вождя мирового пролетариата. Да и нам врезать  на всю мощь по смыкающимся от усталости моргалам.  Шел третий или пятый дубль одной и той же сценки. Ленин куда- то там нас призывал, громко картавя. Мы в ответ  по команде режиссера во всю мощь прокуренных легких периодически орали «Долой!» и «Ура!». Подкидывали в воздух  реквизитные  папахи и сотрясали,  пропиленными в казенниках, трехлинейками. У многих в руках  кроме того были красные знамена, и  транспаранты ,  одновременно похожие на древние церковные хоругви, и на современные вымпелы . Море красного цвета. Ради увековечивания такого судьбоносного для страны события, кумача не пожалели.

    Ленин и сам устал в пятый раз бубнить одно и тоже. Мы замучились сучить кулачками в сторону мировой буржуазии. И вот в свете одного из прожекторов светило советского кинематографа узрело на запястье у кого - то из курсантов, сверкнувшие часы! Все на смарку. Все по новой. А ведь, действительно, нас неоднократно предупреждали, поснимать с себя все современное.

         Вот и фуражки , кому папахи не досталось, мы повернули козырьками назад, а кокарды со звездой, вообще сняли. Не было тогда еще звезд на кокардах у солдат царской армии. А солдатские фуражки, бабушки нынешних беретов,  были без козырьков.


       Такое впечатление, что если бы режиссер смог вычислить негодяя с часами, то сам бы лично его растерзал.  Да и мы  надавали бы тумаков придурку, из-за которого должны, как минимум, на полчаса продлить встречу с вождем. Но ночь, темно, поди свищи. Так что давай, Владимир Ильич, напрягись, и еще раз призови военно -трудовые массы к свержению ненавистных временщиков. А мы так уж и быть, не поспим, поддержим тебя. А заодно и глыбу советского кино Серегу Бондарчука. Пусть ему еще одну медальку прицепят к лацкану макинтоша на его широкой хохляцкой груди.


          В этот раз все получилось. И стены многострадальной Петропавловской крепости, на фоне которой разворачивалось событие мирового масштаба, с облегчением вздохнули. И мы тоже вместе со стенами порадовались окончанию  издевательств на сегодня.

 
      Завтра на занятиях никто не имеет права даже заикнуться, что он, видите ли, не успел заглянуть в учебник по той причине, что   принимал участие в  Великой Октябрьской Социалистической Революции.  Готовьтесь, товарищи солдаты и матросы, к ответу по спланхнологии* ,когда хотите. Это ваши проблемы, а не Бондарчука и партии.

 
         А завтра в пять утра курс уже должен присутствовать в цехах Путиловского (при нас Кировского) завода, чтобы продолжить  слушать курс лекций самого Ульянова(Ленина).  Правда,  реинкарнировавшего в тело актера Анатолия Устюжанинова. И ни минутой позже, хотя лектор может позволить себе и опоздать, но это уже его право. Наше дело поддержать его появление многократным, громовым ура. Хотя этот эпизод потом и вырежут, но зато мы, бодрые, и счастливые от лицезрения самого! Опоздаем на три часа практической подготовки. Ну и что? Подумаешь. Вечером, все до минуты отработаем.


      Еще через пару дней будем изображать расстрел  царем-кровопийцей мирной демонстрации трудового народа во главе с попом Гапоном девятого января. Вот где всерьез намерзнемся, падая и подолгу лежа в снегу дворцовой площади. Под звуки пулеметных очередей с колокольни.


     На наше тихое ворчание по поводу того, что зашиваемся, начинаем отставать в учебе, шеф курса, Исаев (по кличке, естественно, Штирлиц) только улыбается и разводит руками:
-А как вы хотели! Это не я ! Этого требует наша родная партия и правительство! Гордитесь, что вы принимаете участие в этих эпохальных событиях! Весь мир ждет результатов вашей работы. Как говорится, искусство требует жертв! Ну, а я уж как - то вас отстою, где понадобится. Подсоблю, чем смогу. И мы как всегда  проникались чувством ответственности и долга перед партией и страной.


      Снова и снова, днем и ночью, в снег и мороз шли и ехали куда нам приказывали. Получали винтовки и папахи. Если было нужно, снимали погоны и петлицы со своих шинелей. Изображали распропагандированных солдат, которые  самостоятельно, бросив сырые окопы, вернулись с фронтов  империалистической первой мировой войны. Вернулись домой, чтобы навести порядок. Такой, каким они его видели с точки зрения большевистских комиссаров.

        А нашей курсантской биомассе нужно было все это воплотить в «нетленном»,  как он, видимо думал, произведении  слуги КПСС – Бондарчука.  Смею  подозревать, что знаменитый артист и режиссер абсолютно не задумывался над теми проблемами, которые волнуют его массовку. В смысле где их берут, и на какие жертвы они идут, чтобы содействовать его замыслам. Короче, ему было по барабану.  Сермяжная правда в том, что это произведение истлело  на корню, так и не успев дойти до широких масс. Даже мы, участники тех событий, так и не увидели тогда этот  «шедевр».  Ну, возможно кто-то за редким исключением.


        Был и некий плюс  в наших киносъемках. Поневоле, раскатывая с конца в конец по городу, вплотную  знакомились с колыбелью трех революций, Петербургом, Петроградом, Ленинградом. Да, вопрос меркантильности даже не стоял на повестке. Если гражданским участникам платили "целых! "три рубля в день, то нам за весь цикл съемок никто и никогда даже спасибо не сказал.

        А  пока  снова всем курсом топаем пешком по Невскому проспекту где - то в район Исаакиевского собора. Воплощать в жизнь « А я видел рождение нового мира». Так обозвал нашу революцию амерзский  журналюга, Джон Рид. Возле духа которого перевоплощенного в итальянца Франко Неро, мы потремся сегодня. Показанного в фильме скорее, не как сочувствующего революции, как его всегда пытались нам преподнести в советской пропаганде, а обыкновенным искателем приключений, который, выражаясь современным языком, воспринимал Россию в 1917 году, как "горячую точку". Откуда можно передавать интересные и неплохо оплачиваемые репортажи.


          Затем штурмом возьмем оплот самодержавия, Эрмитаж, пардон, тогда он был Зимним дворцом. С нашей помощью и при поддержке широких трудовых масс арестуем временное правительство. Посидим в кожаных креслах кабриолета. В точной копии которого удирал от справедливого народного возмездия, некто председатель  этого самого  правительства Керенский. Предварительно, якобы, переодевшись в женское платье. И до конца своего никчемного существования отрицавшего такой позорный эпизод в своей биографии.


      И так день за днем, лыжные кроссы в перемешку с киносъемками , нарядами и дежурствами. И при этом мы еще умудряемся изучать фундаментальные дисциплины в области медицины. Так и пролетело мое третье полугодие. В затылок грозно дышал экзамен по анатомии человека.

А там уж точно  что никого не интересует чем мы занимались в течении семестра. Вынь да положь.








*СПЛАНХНОЛОГИЯ-раздел нормальной анатомии по внутренним органам.


Продолжение следует.


Рецензии
М-да-а, вот они откуда взялись - солдатские и народные массы! Живо представляю себе все те уголки Ленинграда, где вам довелось посниматься в кинофильме "Красные колокола". Я его не видела, но предполагаю, что именно
отрывок из него довольно часто показывают в исторических и политических передачах о том времени, приговаривая, что никакого штурма Зимнего через красивые металлические ворота на Дворцовой площади не было и что солдаты и матросы запросто вошли в Эрмитаж со стороны Невы. И правда: зачем ломиться в открытую дверь? Штурм через ворота придумал в 20-е годы 20-го века режиссер Сергей Эйзенштейн.
А Ленин...Тогда в Ленинграде официально насчитывалось 176 памятных мест, в которых ОН жил нелегально, скрываясь от полиции. Но народная молва добавляла: у Ленина была ещё одна тайная квартира, о которой не знала Надежда Константиновна...)))))
Спасибо за интересный юмористический рассказ! Сначала: о ГДР, затем о военной медицине, затем о Ленинграде- всё это мне близко и дорого, это вехи
моей жизни. Хотелось бы знать, где сейчас стоит ваш письменный стол?..
С уважением-

Жарикова Эмма Семёновна   03.10.2014 19:36     Заявить о нарушении
Своими рецензиями Лэся, вы меня вдохновляете на продолжение графоманства.А сейчас выдам секрет о тайной квартире Ульянова(Ленина).Тайной от Крупской. Все на той же Боткинской улице, расположена кафедра ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Там, на втором этаже, в конце коридора налево, маленькая торцевая комнатка. Слева на стене висела (в наше время), обычная доска, типа стенда. Под стеклом, как в музеях, были фотокопии реальных документов.Которые гласили о том что такие то и такие, агенты тайного сыска , задержали и арестовали Ульянова-Ленина, в шесть утра, на выходе с кафедры. Где он ночевал (и перебывал неоднократно) у фельдшерицы (так и написано-ФЕЛЬДШЕРИЦЫ), такой то, в этой комнате.Все реально, и официально. Мемориальной таблички на стенах кафедры не было. Не уверен, что этот стенд существует до сих пор. Но старожилы кафедры наверняка подтвердят.

Где сейчас мой письменный стол, пока секрет...)))

Владимир Озерянин   03.10.2014 21:23   Заявить о нарушении
Вот так сенсация!!! А не был ли он там по другой причине?!!!

Жарикова Эмма Семёновна   04.10.2014 03:18   Заявить о нарушении
Дык, я полагаю что именно по этим "причинам" он там и находился. Потому что рядом, метрах в полуторастах, на Сампсониевском проШпекте была его конспиративная квартира у одного из рабочих. Там жила и Константиновна. Там и табличка мраморная на стене висела.Может и сейчас на месте.

Владимир Озерянин   04.10.2014 08:42   Заявить о нарушении
Дык уму непостижимо! Какие разоблачения!!!

Жарикова Эмма Семёновна   04.10.2014 11:14   Заявить о нарушении
Браво, Владимир! Довольно неожиданная сторона повествования.

Беспамятных Леонид   05.10.2014 11:18   Заявить о нарушении