Архитектор Н. Я. Колли

                К 120-летию со дня рождения.

     Николай  Яковлевич (Джемсович) Колли (17.08.1894 - 3.12.1966) проследил шотландские корни своей родословной, начиная с 60-70-х гг. XVIII столетия, когда впервые  Колли появились в России.
    Об отце архитектора - Джемсе-Мортимере (Якове Андреевиче 1862-1917) - можно найти сведения  в нескольких источниках: предприниматель, купец 1-й гильдии, член попечительского совета Александровского коммерческого училища1. 
"В Формулярном списке о службе2 Потомственного Почетного Гражданина Московского первой гильдии купца Джемса-Мартимера (Якова Андреевича) Колли за 1902 г.: Действительный член Московской Владычне-Покровской  Общины сестер милосердия, член Московского  Коммерческого Суда, Член Московского Отделения Совета Торговли и Мануфактур,    <...> вероисповедания англиканского, имеет золотую медаль с надписью "за усердие" для ношения на Станиславской ленте". Директор Тверского горного акционерного общества, директор акционерного общества "Платина", директор правления Чулковской компании каменноугольного производства. Выборный Московского биржевого общества (1891-1909), гласный Московской городской думы (1901-1904).
 Мать, Варвара Николаевна Колли (1864-1941), урожденная Сапунова, русская, родилась в Туле.

   Николай Яковлевич в своих записях 1948 года  рассказал о влиянии на него  мужа своей тети Лизы, "Льва Владимировича Готье, весьма состоятельного человека и крупного торговца металлическими балками и рельсами. <...> Он был большой любитель живописи иностранной и русской, имел довольно хорошую картинную галерею.  Помню у него картину К. Маковского - портрет боярина, Поленова - Христос сидит на горе и смотрит на лежащий у его ног Иерусалим. Было у него много хороших марин Лагорио старшего и др.).
    Дядя Лев очень покровительствовал моим художественным наклонностям. <...> Сейчас, вспоминая о дяде Льве, я чувствую к нему огромную признательность, так как он содействовал раскрытию передо мной, десятилетним мальчиком красот искусства, пробудил во мне любовь к искусству, к живописи, в особенности, к маринам"2.
 
  Записи  сделаны в книжечке размером 6х7 см с красным кожаным переплетом и золотым обрезом. Первая запись в 1902 году, последняя - декабрь 1965 года. Записей 1916 - 1933 гг. нет.
 
   О начале жизненного пути Н.Я. Колли пишет:1912 - Окончил Московскую мужскую гимназию  Р. Креймана.  (Прим. автора - в семейном архиве Н.Я. Колли сохранены ученические календари "Товарищ"  1908-1909 гг. и 1909-1910 гг. Из них, в частности, видно, что в гимназии преподавались иностранные языки: анг. нем. фр. лат. В еженедельнике записи и зарисовки гимназиста).
 
   Поступил в августе в Училище Живописи Ваяния и Зодчества на Живописное отделение по конкурсному экзамену. Поступил 15-м из 23-х вакансий. Рисовал маску Давида с большим ракурсом. Не волновался, т.к. был уверен в своем провале на экзамене. Держал же я на Живописное отделение по совету П.И.Келина, т.к. на Архитектурное отделение была лишь одна вакансия. "Если провалитесь, то не страшно - Вы еще молоды. Если выдержите, то очень хорошо поработать на Живописном отделении" - сказал перед экзаменом П.И.Келин. Одновременно поступил в Имп. Моск. Университет, но там не занимался и был из него уволен, т.к. не записался ни на одну лекцию.1913 - Весной перешел на Архитектурное отделение (I курс).

  Еще будучи студентом Н.Я. Колли  начал работать у различных архитекторов, у него  есть такая  запись:1915 - Зима 1914-1915 г. - II курс в Школе Живописи Ваяния и Зодчества. Летом - первая служба и практика - чертежником в бюро <...> у акад. А.В.Щусева на постройке Казанского вокзала в Москве. <...> Почтительный страх перед А.В.Щусевым.С 1 июня 1918 г. начал работать в организованной тогда же московским Советом рабочих и красноармейских депутатов "Архитектурной мастерской по планированию центра и окраин Москвы".
 
      Николай Яковлевич Колли    учился в МУЖВЗе,   преобразованном    в 1920 году во ВХУТЕМАС,  архитектурный факультет которого  он  окончил в 1922 году и  получил  звание архитектора-художника.

      В послереволюционной эйфории  развивалось оформительское искусство, старавшееся   художественными средствами донести до масс идеи революции. В  праздничном оформлении городов участвовали живописцы и графики Н. И. Альтман, И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев,  К. С. Петров-Водкин, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Н. Я. Колли, скульптор Л. В. Шервуд и др.

    Это  приобретало грандиозный размах. Так  художник  Н.И. Альтман использовал 20 тыс. метров ткани на закрытие Александровской колонны в Петрограде во время празднования первой годовщины революции.
      
     В.В. Маяковский   писал ("Приказ по армии искусства". 1918 г): "Из сердца старое вытри. Улицы - наши кисти, площади - наши палитры".  Футуристы яркими красками раскрашивали улицы,   создавая город будущего.

    В этом же ряду и   монумент "Красный клин"   Н. Колли,  установленный  на площади Революции в ноябрьские праздники 1918 года3.  Это был период обучения будущего архитектора  в МУЖВЗе, из которого в 1914 году были исключены         Д. Бурлюк и В. Маяковский.  В фондах архитектурного музея можно увидеть рисунок Н. Колли  проекта памятника героям гражданской войны "Клином красным бей белых" 1918 г. и эскиз доски с революционной цитатой из Дантона: "Вы знаете как спасают свободу - идут на врага, а не поджигают его у себя дома."
 
    В 1920 г. Николай Яковлевич  женился на Надежде Леонидовне Садовской (1898- 1968), из мещан  и у них рождается сын Яков  (1922 -2002).
 
   В 1924-1925 гг. по его проектам был построен ряд рабочих поселков, в том числе, в Глухове, около Ногинска, в Павловском посаде, в г. Иванове и др.

    Н.Я. Колли участвует во всех событиях, связанных с развитием советской архитектуры.  Приняв участие  1922 году в открытом Всесоюзном конкурсе на составление проекта планировки первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и  ее павильонов, Н. Я. Колли был премирован  Дипломом признательности выставочного комитета Наркомзема за  проект Дома крестьянина. В 1923 г. работал на строительстве Выставки в качестве помощника Главного архитектора и по его проектам был построен ряд павильонов.

    В период архитектурного авангарда Н.Я. Колли в соавторстве с другими архитекторами создает ряд сооружений,  которые нашли отражение в Справочнике-путеводителе4. Этот период в архитектуре характеризуется  объемно пространственными композициями, корабельными силуэтами, с круглыми окнами-иллюминаторами, вертикальные окна лестничных клеток, особая пластика угла, оформленная балконами, надстроенными башенками и т.д. Всё это мы видим в сооружениях Н.Я. Колли этого периода.

    В 1924-1925 годы он разработал ряд типовых проектов жилых домов из стандартных элементов заводского изготовления. Так, появился поселок "Сокол" (ул. Врубеля, Алабяна, Левитана, М. Песчаный пер.)  как опытное строительство домов усадебного типа для рабочих. Это город-сад с живописным расположением улиц был разработан по генеральному плану Н. Марковникова,  в котором приняли участие Л. Веснин, Н. Колли и др.  Предполагались разнообразные по форме дома из бревен, бруса и т.д.  Ряд этих зданий сохранились до настоящего времени, но, к сожалению, несмотря на статус памятников новые владельцы перестраивают эти сооружения.

   В 1926 по проекту  Н.Я. Колли и С. Кожина  построено шестиэтажное кирпичное  здание  П-образной формы кооператива "Новая Москва" на Ленинградском проспекте, 14, к.1, с. 2 (надстроено в 1954 году арх. Н.Н. Селивановым). В 1930-е годы архитектором  Н.Я. Колли построено административное здание "Дом-коммуна ЖСКТ "Изотерма" (Рождественка 21/7).  Это семиэтажное здание и сегодня можно видеть на углу Рождественки и Нижнего Кисельного переулка со срезанным углом,  горизонтальными окнами и  эркером, нависающим над первым этажом.
 
   В 1930-1931гг. арх. Н. Колли и Н. Рябовым было построено  здание Института  советской кооперативной торговли при Центросоюзе (улица Панфилова, 20, стр. 1,2,5). Это уникальная планировочная композиция, состоящая из полукруглого корпуса и отходящих от него "лучей" . В композиции фасадов использованы архитектурные детали, типичные для начала 1930-х годов.  Сегодня общественность  обеспокоена тем, что всем этим зданиям угрожает снос, несмотря на несомненную архитектурную ценность.
      
   С 1927 по 1932 год Н.Я. Колли в составе группы архитекторов (В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андреевский)  под руководством   архитектора-конструктивиста  В.А.Веснина проектировал крупнейшую в мире того времени Днепровскую гидроэлектростанцию.  Это строительство  Первой пятилетки одно из  лучших произведений советского зодчества.  Красота сооружения создавалась за счет четкого ритма мощных бетонных быков водосливной плотины, протянувшейся  дугой между берегами Днепра.

   Здания гидростанции длиной 231 м облицовано красноватым артикским** туфом, а сплошная стеклянная лента эркера подчеркивала  горизонтальную протяженность здания.  А. В. Луначарский, выступая на обсуждении проектов Днепрогэса, сказал: «Эта сплошная стеклянная полоса, которая недавно была совершенно архитектурно невозможна, достигает очень многого... Веснин соединил мощность, легкость и идейность..." .  В  одной из статей5  дается сравнение  проектов гидроэлектростанции,  выполненных "академиком Жолтовским, Академиком Щуко и архитектурной группой Днепростроя во главе с проф. Весниным". Это сравнение делается в пользу последнего из перечисленных: "В оформлении здания по этому проекту нет никаких предвзятых и абстрактных идей. Здание целиком вырастает из его инженерных функций".

   Н.Я.  Колли, являясь заместителем главного архитектора,   непосредственно руководил строительством зданий и сооружений,  сочетавших  в себе  функциональные и эстетические качества. Одновременно со строительством ГЭС осуществлялась  планировка соцгорода     в Запорожье - улицы,  скверы, дома, парки, стадион, мосты через старый и новый Днепр.   
  «В Днепрогэсе, - писал В. Веснин,- ... нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты».

    В 1934 г. в Москве было начато строительство Измайловского стадиона с трибунами на 100 тыс. зрителей по проекту авторской группы, возглавляемой Н.Я. Колли.

   Интересна   работа Н.Я. Колли  с  Ле Корбюзье  и П. Жаннере над проектом здания Центросоюза  (ныне здание ЦСУ) на улице Кирова (Мясницкой, 39)    в Москве  (1928-1936).   В 1928-1929 годах Колли был командирован в Париж для совместной работы с архитектором Ле Корбюзье над проектом этого  дома.   Н.Я. Колли  в дальнейшем осуществляет архитектурный надзор за  строительством   этого здания  в 1930- 1935 годах. Здание  явилось совершенно новым, по сути, беспрецедентным для  Европы  примером решения современного делового здания. Работа под руководством известного архитектора способствовали совершенствованию мастерства  Н.Я. Колли.
 
   Из  письма6 Н.Я. Колли  к Мсье Ле Корбюзье, Москва, 25 декабря 1958 г.  "Дорогой мсье. Ровно тридцать лет тому назад я имел честь и удовольствие работать в конструкторском бюро на улице Sevres, 35 в качестве Вашего сотрудника по подготовке чертежей к дому Центросоюза. <...> В этом году во время пятого конгресса Международного союза архитекторов   в Москве многочисленные группы архитекторов всех стран мира съехались, чтобы осмотреть это здание, полюбоваться стеклянными витражами, предшественниками современных ненесущих стен между стойками каркаса, розовым туфом из Армении и подняться по винтовым пандусам. Среди этих архитекторов было много архитекторов из Бразилии, Мексики, Чили и Франции, а также K. Van-Estern, который назвал это посещение паломничеством" .

      В письме6 к Мсье Ле Корбюзье, Москва, 21 мая 1965 г. Николай Яковлевич пишет: "Дорогой мсье, несколько дней тому назад в Москве в помещении Союза архитекторов состоялась конференция, посвященная Вашим произведениям. Многочисленная публика прослушала с большим интересом доклады пяти молодых архитекторов. Первый докладчик напомнил нам Ваши биографические данные и определил периоды Вашей деятельности. Второй докладчик подчеркнул Ваши искания нового типа жилища «Домино» и первые виллы до «лучезарного города» «La Cite Radieuse» в Марселе. Следующий доклад был посвящен ретроспективной теме Ваших больших работ в СССР: Центросоюз, урбанизация Москвы, проект Дворца Советов и, наконец, пятый докладчик посвятил свой доклад Вашему вкладу вообще в дела архитектуры и урбанизма. Я счел необходимым написать Вам об этой конференции, чтобы  подчеркнуть чувство глубокого уважения, высокой оценки и восхищения, которое испытывают архитекторы моей страны в отношении к Вам, к устремлению всей Вашей жизни, направленному на прогресс архитектуры — самой гуманной и широкой области деятельности человека. [...]
       [...] Хочу Вам сообщить, что в настоящее время идут работы по замене старых стальных рам в здании Центросоюза новыми из алюминия, причем это делается в строгом соответствии первоначальным чертежам. Эти реставрационные работы осуществляются с большой точностью, что придает зданию вид большой строгости. С самыми искренними чувствами, до скорого свидания остаюсь Ваш Н. Колли" .
   Должна сказать, что несмотря на некоторые переделки,  это сооружение включено в списки всемирного наследия.
   Николай Яковлевич сохранил дружбу до конца жизни Ле Корбюзье, с которым связала его творческая судьба, и за  год до своей смерти посетил  могилу Ле Корбюзье.

   Далее привожу  фрагменты записей Н.Я. Колли, сохраняя его сокращения, которые, тем не менее, позволяют понять смысл:
  1934 - С марта - активное участие в проектировании станций метро. Премия за проект станции "Мясницкие ворота". Мной выдвинута мысль о снятии впечатления подземелья. Поддержан Л.М.Кагановичем. Напряженная творческая работа весь год. Поиски архитектурных форм наземных вестибюлей станций "Мясницкие ворота" и "Смоленская пл.".

   По настоянию Л.М.Кагановича отправлен в отпуск в Сочи. Жизнь на "Ривьере".  <...> Поиски на побережье участка для санатория НКЛП и виллы. Чудесные воспоминания об этом отпуске. Пудовкин, Лукьянов. (прим. ав.  Знакомство и дружба с режиссером и актёром).

   На 1-м Всесоюзном Совещании Сов. Архитекторов, состоявшемся в Москве с 4-го по 9-ое ноября 34 г. был избран в состав Оргкомитета Союза Сов. Арх-ов.
В декабре 1934 г. избран 8-ой Дистанцией Метростроя членом Московского Совета РК и КД (билет № 1183, 11-го созыва). (прим. ав. РК и КД - рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов).

   1935 - Участие в строительстве станций метро. Архитектурный надзор за строительством в тепляке павильона "Мясницкие ворота".
23-го апреля 35 г. Постановлением Высш. Аттест. Комиссии по Высш. Техн. Образов. при ЦИК СССР утвержден в Ученом звании профессора.
13-го мая 1935 г. награжден ЦИК СССР "Почетной Грамотой" за ударные темпы и за выполнение высокохудожественного качества проектов и оформление станций Моск. метрополитена и надземных вестибюлей. Награжден Моссоветом "Почетным значком Моссовета".

   Участвовал в составлении Генер. Плана Реконструкции Москвы. Постановлением объединенного пленума МК ВКП(б) и Моссовета от 10-11.VII.35 г., посвященного Генер. Плану Реконструкции Москвы, объявлена благодарность и особо отмечена большая творческая работа.

   23-29-го сентября 35 г. участвовал в составе Делегации Советских Архитекторов на XIII-м Международном Конгрессе в Риме. По 3-ей теме Конгресса мной написан  и сделан на французском языке доклад "Архитектор и заказчик", а также переведен на французский  доклад для А.В.Щусева "О правах архитектора". В составе делегации - К.С.Алабян, В.А.Веснин, А.В.Щусев, С.Е.Чернышев, Д.Е.Аркин, М.В.Крюков и я. <...> Кроме Рима был в Тиволи, Остии, Неаполе, Помпеях, Геркулануме, Капрароле, Флоренции, Пистойе, Болонье, Венеции, Падуе, Виченце, Брешии, Милане, Генуе. Специально ездил на оз. Комо в г. Варенну - родину семьи Кампиони; на старом кладбище города нашел могилы Кампиони. Из Италии поехали в Париж, через Ventimiglia по берегу Средиземного моря - на Ривьера, мимо Монте-Карло, Ниццы, Марселя.

   В Париже с 26/X по 12/XI-1935 г. в гостинице на rue du Bac.
30.X на собрании архитекторов, организовавшим S.A.D.G. (Прим. ав. Soci;t; des Architectes Dipl;m;s par le Gouvernemen- буквально с французского - "Общество архитекторов, дипломированных правительством" или: "Общество сертифицированных архитекторов" т.е. архитекторов, имеющих лицензию).   В зале "Центр информации Архитекторов" (rue Cherche Midi, 100) сделал на французском языке доклад "Архит. практика в СССР и проект Реконструкции Москвы". Большой успех. Осмотры построек и новых зданий в Париже.

   В   этих записях отражено то, что  в 1935 году Колли в составе делегации советских архитекторов посетил Рим и выступил с докладом об организации проектного и строительного дела в СССР на XIII Международном конгрессе архитекторов. Сохранилась стенограмма отчета7  об этом  выступлении на совещании в Союзе Советских архитекторов,  в котором в частности речь идет о создании в СССР творческих проектных мастерских: "Наше правительство <... >, учитывая то передовое, а подчас и ведущее место, которое занимает архитектура в культурной жизни страны, создало новые организационные формы для творческого труда архитектора. Эти формы (прим. ав.  Имеется в виду - проектные  мастерские) должны были , во-первых, превратить архитектора из частного лица, из художника-одиночки, работающего замкнуто, в общественного и государственного деятеля, во-вторых, создать такие условия, которые обеспечивали бы полное и всестороннее развитие творческих способностей архитектора, свободу его исканий и стимулировали бы его работу над самим собой. <...> Прежде всего, архитектурная проектная мастерская является государственной  творческой организацией, организуемой на средства государства"
 
   1936 - В марте 36 г. Королевским Институтом Британских Архитекторов - Royal Institute of British Architects - избран Почетным членом-корреспондентом - Honorary Correspondig Member.
   1937 - Первый съезд Советских Архитекторов в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Подготовка к съезду и докладу. Встречи иностранных гостей. Доклад на 1-м заседании Съезда "Основные этапы развития Советской Архитектуры" (16 - 26. VI).Весной, в конце мая, поездка на один день в Ленинград, для того, чтобы побывать в Петергофе.

   На 1-й Моск. областной Конференции Архитекторов, состоявшейся с 7-го по 11-ое июня 37 г. в Белом зале Моссовета, избран членом Правления Московского Отделения Союза Арх-ов (М.О.С.С.А), а 14-го июня 37 г., на первом заседании Правления избран Председателем Правления (М.О.С.С.А).

   1938 - 5-го апреля утвержден Высшей Аттестационной Комиссией Всес. Комитета по делам Высшей Школы при СНК СССР в Ученой степени доктора архитектуры без защиты диссертации, т.е. Honoris Causa***.

   1939 - На 2-ой Московской конференции Моск. Отделения Союза Советских Архитекторов, проходившей в Белом зале Моссовета с 7-го января по 10-ое января выступил с отчетным докладом, как Председатель Правления Моск.О.С.С.А. Вновь избран членом Правления М.О.С.С.А.
13-го января 1939 г. на первом заседании нового Правления М.О.С.С.А. 2-го созыва избран вновь, вторично, Председателем Правления М.О.С.С.А.
24-го декабря 1939 г. избран Депутатом в Московский Городской Совет Депутатов Трудящихся по 251-му Избирательному округу Фрунзенского района - квартал бараков около Ново-Девичьего монастыря. Был выдвинут в депутаты Московским отделением Промстройпроекта.

   1940 - С 7-го по 9-ое апреля первое общее собрание Действительных членов (академиков) Академии Архитектуры СССР. Избрание 9-го апреля членом Президиума А.А. и утверждение Директором Н.-Исл. Института Архитектуры Общественных и Промышленных сооружений Академии Арх-ры СССР.
В июне 1940 г. в Ленинграде - Председателем Госуд. Квалифик. Комиссии на Архит. фак-те Всеросс. Академии Художеств (вторично). 175-летие Госуд. Эрмитажа. Встречи с И.А.Орбели.

   В  1933-1941 годы Н.Я. Колли возглавляет  6-ю архитектурную мастерскую Моссовета,  которая  разработала  в духе различных исторических стилей ряд проектов: стадион СССР в Измайлове, комбинат «Известий», 2-й Дом СНК в Зарядье,  здание ТАСС Большой Каменный и Новоарбатский мосты, приморскую  дачу санатория Министерства легкой промышленности в Сочи и др.

   Архитектурно-проектировочная мастерская  № 6  стояла у истоков  проектирования   станций Московского метро. В 1935 г.  была создана станция   Кировская (Чистые пруды),  арх. Н.Колли и Ф. Соллиер - наземный вестибюль  и перронный зал. Глухие продольные стены и остекленные торцы, украшенные портиками из четырех широко поставленных колонн упрощенного ордера. Сильно нависающий карниз венчает павильон.  Мощные рамы входных порталов с большими буквами "М". Надписи "Метро" в виде отдельных скульптурных элементов над карнизами. Круглые ниши на боковых стенах.  Так это было создано, а сейчас несколько видоизменился как внешний, так и внутренний вид   станции..
 
   В эти же годы  создается и станция  метро  Парк Культуры,  арх. С. Андриевский и Н.Колли - северный наземный  павильон. Круглое каркасное здание в виде цилиндра с ленточным остеклением и наружной колоннадой, поддерживающей консольно вынесенный козырёк. Постройку венчают еще две цилиндрические формы: глухой аттик и подкупольный фонарь. Вход выполнен с порталом, обрамленным профилями упрощенной формы. Колонны - пятигранные, с вогнутыми гранями.
   
   Н.Я. Колли был директором НИИ архитектуры общественных и промышленных сооружений (1940-1956 гг.). За  эти годы   Научно-исследовательский институт    выпустил  ряд значительных теоретических трудов под редакцией  Н. Я. Колли.

   После освобождения городов от фашистского нашествия была громадной работа над проектами  по их восстановлению: центра Минска (1945 г.), центра Старой Риги (1946 г.) и крупная  работа -  проект центра г. Калинина (Тверь)  (1944-1946 гг.).

   Свои соображения  и принципы   восстановления  городов   Н.Я. Колли  изложил в статье8: "Важнейшей задачей при восстановлении наших городов является бережное и любовное отношение к исторически сложившемуся облику города, использование в проекте восстановления наиболее положительных и прогрессивных элементов старой планировки и архитектуры и органическое включение их в новый облик городов.

   К сожалению, в нашей довоенной градостроительной практике мы далеко не в достаточной степени учитывали эту важную сторону в строительстве городов, и архитекторы в большом долгу перед нашими старыми городами. Нередко были случаи нивелировки характерных черт города, безразличие и равнодушие по отношению к исторически сложившемуся облику города. Все это привело к тому, что некоторые города в известной степени утратили свои характерные черты и неповторимую индивидуальность.
 
   <...> При проектировании новых ансамблей города надо суметь почувствовать архитектурный масштаб и замысел этих старых ансамблей и перенести их на новые сооружения. <...> Вместе с тем, строя современный советский город, необходимо полностью учесть не только рост города за прошедшие два века, но, в особенности, те огромные изменения, которые произошли за годы Советской власти в его экономическом и политическом положении, а также те требования, которые предъявляет к городскому центру наша советская жизнь".
 
   Работая над проектом главной городской площади Риги и проектом монумента Победы для "Старой Риги",  архитекторы Н.Я.Колли и И.Н. Кастель в основу положили архитектурный облик   "Старой Риги" - древнего городского ядра,  с наиболее ценными архитектурными памятниками города.  Решено было наиболее разрушенную часть территории "Старой Риги" использовать для  размещения нового здания Городского Совета, монумента Победы, здания Государственной библиотеки и ряда административных зданий.
 
   Насколько скрупулёзно  относился Н.Я. Колли к своим обязанностям нашло отражение  в его рабочем блокноте 1955 г., где он, при поездке в Тверь, осуществил "ревизию" восстановленных зданий. Последовательно перечисляя объекты, Н.Я Колли сделал замечания об успешности (чаще) или оставил заметки по каким-то тонкостям работ, например, цвет стен. Осмотр Путевого дворца изобилует словами "очень удались" , "хороши" и т.д. И эти замечания коснулись 9-10 объектов города независимо от значимости - дворец, библиотека или  жилой дом, восстановление которых он осуществил после войны.
 
   В 1953 году в Сталинграде  состоялось обсуждение планировки и застройки центра города9,  на котором  в своем выступлении Н.Я. Колли обратил внимание на  решение социальных программ: "В центре Сталинграда еще мало школ, детских садов и яслей, а расположение их зачастую случайное, неравномерное, в городе мало больниц и поликлиник, недостаточно спортивных сооружений и спортивных площадок."
 
   В этом же направлении работа - Проект сельского клуба со зрительным залом на 200 мест, утвержденный  в качестве типового Министерством сельского хозяйства СССР (автор действительный член Академии архитектуры Н.Я. Колли), и  опубликованный   в газете10  для обсуждения.
   
   Отдельная тема - проекты стадионов. Н.Я. Колли был смолоду спортивным   человеком.  Был активным членом МОГЛиВС (Прим. автора - Московское Общество Горного, Лыжного и Водного Спорта), увлекался конным сортом, греблей на байдарках, лаун-теннисом. Уже очень нездоровым, отдыхая  в Суханове,  с внучкой ходил на лыжах. Ему принадлежат несколько проектов  спортивных  сооружений, начиная с дипломного проекта стадиона  на Воробьевых горах.   Затем были проекты Центрального  стадиона в Измайлове (1932 г.,  реконструкция 1946 г., новые проекты 1949-1950гг.), стадион «Динамо» в Минске (1945 г.), под его руководством был выполнен  проект  стадиона в Сталинграде (1944 г.).
 
   Работа над проектами станций метро была продолжена во время Великой Отечественной войны.  В  1944-1946 гг.  был разработан  проект Н. Я. Колли  (соавтор арх. И.Н. Кастель) и велось строительство станции Московского метро «Павелецкая-кольцевая». Хочется привести сведения  из записей самого Н.Я. Колли:
21 сентября 1949 г. Знаменательный день в моей архитектурной жизни - сняли леса с купола круглого вестибюльного зала наземного павильона станции VI-ой очереди метро "Павелецкая",  и я вошел под первый сооруженный по моему проекту, купол. Он перекрывает ротонду, диаметром в 19,5 м и несколько меньше полусферы. В вершине купола световое отверстие, диаметр окна 3,5 м. В конструктивном отношении купол представляет собой тонкий железобетонный свод-оболочку и, поэтому, кессоны, которые обычно делаются в массивных сводах и куполах для их облегчения, здесь были бы неуместными и ложными. С внутренней стороны купол декорирован звездами (в виде ордена Победы) и розетками, расположенными в шахматном порядке так, как это делается при размещении их в кессонах. Рельеф звезд и розеток придает поверхности купола пластичность. Так как подмости у стен зала еще не убраны, то полного впечатления от купола и всей купольной ротонды в целом еще нет, но, думается, что найден достаточно верный масштаб всего интерьера - купол кажется большим, а соотношение высоты стен зала к высоте подъема самого купола, мне кажется придает залу гражданский, а не церковный характер. Подобного решения купола, гладкого, не кессонированного, с рельефным на его гладкой поверхности декором, еще не было в практике советской архитектуры, так же как неизвестны мне подобные решения ни в русском классицизме, ни в итальянском возрождении.

   23 сентября я вновь с арх. И.Н. Кастелем  поехал на стройку для того, чтобы еще раз проверить свое впечатление от этого первого в моей жизни большого купольного зала (после 29 лет практики). Как будто бы, - купол получился удачным, декор масштабен; теперь, поскорее бы снять леса у стен, чтобы воспринять все пространство ротонды в целом, с гранитным полом в виде больших клеток серого гранита, разм. 2,40 м на 2,40 м по черному полю.

   В этот же день станцию осмотрел Г.М.Попов. <...> Архитектура подземной части станции произвела на него, мне думается, благоприятное впечатление, т.к. он сказал мне, что "не ожидал, что получится такая станция", что очень удачны колонны. Поднявшись на эскалаторе наверх, он вошел в купольный зал. С большим волнением я ждал каково будет впечатление, в тех чертежах, которые мы представляли подобного декора купола не было. "Оригинально," - сказал Г.М.Попов, - "я такого купола еще нигде не видел!"

   Затем т. Попов с сопровождающими его руководящими работниками МПС и Метростроя отправились дальше по трассе к станции "Серпуховская". Как мне потом рассказал Ник. Дм. Данелия, нач. строит-ва ст. "Павелецкая", т. Попов, осмотрев станцию "Серпуховская", сказал, обратившись к окружающим: "Пока 2:0 в пользу Колли."

   Вспоминаю, как будучи больным, я просил переделать или перенести дверь в барабане купола. Эта дверь, весьма большая, была расположена так, что, подымаясь по эскалатору с кольцевой станции, она была полностью видна и крайне безобразила весь интерьер купольного зала. На все мои настойчивые просьбы по телефону перенести дверь в другую часть фонаря и уменьшить ее до размеров простого лаза, Н.Д.Данелия отвечал категорическим отказом.
   Только приезд на станцию т. Яснова М.А., председателя Госуд. приемной комиссии, спас положение. М.А. Яснов категорически потребовал заделать дверь, пробив ее так, чтобы было незаметно снизу, что и было немедленно, в течение одного дня, выполнено, о чем мне тут же сообщил т. Данелия. <...> Мозаичный фриз (дл. около 60 м, выс. 1,05 м, по рисунку И.М.Рабиновича), был изготовлен в мозаичной мастерской Академии Художеств в Ленинграде и установлен к 1-му мая 1950 г. К сожалению, освещение фриза имеет сейчас временный характер.

   В верхнем эскалаторном зале на торцевой стене по рисунку худ. И.М.Рабиновича установлено панно из металла, изображающее салют на Красной площади. Все панно собственноручно выполнено И.М.Рабиновичем. Панно окружено богатой лепной рамой.
Оно установлено было к ноябрю 1951 г. Освещение панно временное.

   22.X.56 Приказ № 305 по АС и А СССР о моем назначении директором ЦИНИС.
28.II. 1957. Архитектура тянет от времени до времени, посмотреть свои постройки, чтобы еще раз проверить как замыслы превратились в материальность, еще раз убедиться в ошибках своих, взглянуть на редкие удачи. Поехал, будучи в отпуске, на станцию метро "Павелецкая-кольцевая". Купольный зал все же хорош по внутреннему пространству. Есть единство архитектурной концепции станции и перехода. Колонны, капители, пол нижних зал хороши.
   Не могу согласиться все же с мнением критиков (Былинкин, Пекарова, Рыжков), что мраморные, ажурные решетки вентиляции в пилонах создают впечатление, что пилоны полые, в то время как на других станциях бронзовые решетки этого впечатления почему-то не создают! Рыжков К.С. считает, что сплошной архитав (прим. ав.- главная балка)  принижает станцию, но он не обратил внимания на куполы в проходах.

   Архитектура станции и перехода вызывает какие-то ассоциации с ранне-христианскими базиликами, не столько деталями архитектуры, сколько общим строем и сдержанностью форм. Очень неудачно получилось освещение купольного зала. Сквозные, дырявые софиты карниза весьма неудачны, как тектонически, так и с точки зрения освещения. Можно сказать, что освещение никак не решено.
 Неудачно остекление окон в купольном зале и эскалаторном зале - надо было бы устроить витражи из гравированного стекла. Люстры, спроектированные нами для ст. "Павелецкая" применены, как типовые, на ст. "Белорусская-кольцевая".

   24 марта 1947 г. в  Центральном Доме архитектора состоялся творческий отчет действительного члена Академии Архитектуры СССР Н.Я. Колли., на котором были представлены  проекты и  эскизы основных работ архитектора, а также рисунки и акварели.
   
   В  период 1951-1953 гг.  Н. Я. Колли с коллективом мастерской   участвовал в разработке проектов застройки Щербаковской улицы, реконструкции Семеновской, Комсомольской, Сокольнической площадей, улицы Краснопрудной, Русаковской, Стромынки, Черкизовской.  Были разработаны проекты жилых домов  на Валовой улице, 2/44, Новокузнецкой улице, 43  и Бережковской набережной, 12 (все в1950-е годы.).
   Вот как этот этап отражен в  записях Н.Я. Колли: 4.IX.1951 г. Решением Исполн. Комитета Московского Городского Совета Депут. Трудящ. назначен Руководителем Магистраьной мастерской № 6 Института "Моспрект".Поручена разработка проектов планировки и застройки площадей и магистралей Северо-восточной части Москвы - Комсомольская площ., - Русаковская ул. - Сокольническая площ., - Стромынка, - Преображенская площ., - Б.Черкизовская ул. - Измайловский Стадион. - Б.Семеновская ул. - Семеновская площ. - Щербаковская ул. - Измайлово. - Мейеровский проезд. Набережные р. Яузы.
 
   3.X.1953 г. Решением Исполн. Комитета Московского Городского Совета Депут. Трудящ. освобожден по собственному желанию от руководства Магистральной мастерской № 6.

   16.X.56 Решением Президиума АС и А (протокол № 21) назначен директором Центр. Института научной информации по стр-ву и архитектуре (ЦИНИС). 16 лет был директором Ин-та общественных зданий и даже спасибо не сказали, хотя бы из вежливости.

   22.X.56 Приказ № 305 по АС и А СССР о моем назначении директором ЦИНИС.
   24.IX.58 г. Отлет на "ТУ-104" в г. Копенгаген, - via Рейкьявик.
   24.IX.58 г. Аэропорт Ренфрю близ Глазго. Ночевка в Гринок. Шотландия.
   25.IX.58 - 11.X.58 г. Исландия. Рейкьявик, Акурейри, Хофнафьорд. 18 дней (см. особые записи) . 16.I.59 г. Ц.Дом Арх. Архит. Секция ССОД. Доклад об Исландии.
   3.II.59 г. Подали заявление о нашей с Надей поездке вокруг Европы.
   17.IV.59 г. Организац. Учредит. Собрание Об-ва "СССР-Исландия".

   Н.Я. Колли  вел педагогическую деятельность с 1922 по 1941 годы в  высших учебных заведениях Москвы: 1924-1941 преподавал в Московском техническом университете    им. Баумана, в 1931-1941 - в Московском архитектурном институте. Среди его  учеников - Б.Г. Бархин и  Н.Н. Уллас.

   Колли принадлежал к числу архитекторов, которых знали за рубежом, и пользовался там заслуженным авторитетом. Особенно плодотворной была его последняя поездка во главе группы советских градостроителей в Париж (1966 г.), сочетавшая пропаганду принципов советского градостроительства и профессиональное ознакомление с развитием строительства и архитектуры Франции.

   Обращает на себя внимание то, с какой бережностью Н.Я. Колли относится к истории страны и к отечественной  архитектуре.   Николай Яковлевич в письме к  американскому архитектору Эдварду Стоуну (1902-1978 гг.) говорит  о  значимости русских архитекторов в отечественной культуре: "Мистеру и миссис Стоун, Москва, 1 декабря 1962 г.11.  <...> Мы благодарим Вас за добрые слова о визите в нашу страну. Только для того, чтобы сделать их более точными, хочу указать, что, задолго до того, как Россия вывозила архитекторов из Италии и Франции, безвестные русские каменщики, «архитекторы» своего времени, сделали вклад всемирного значения в развитие архитектуры. Только чтобы отметить, я напоминаю о соборе св. Софии в Новгороде (1045-1052 гг.), о церквах и соборах Владимира и Суздаля (XII в.), многочисленных церквах Пскова и Новгорода (XIII-XIV вв.) знаменитую шатровую церковь в Коломенском, месте рождения Ивана Грозного под Москвой, и многих других.

   Я хотел бы подчеркнуть, что самое значительное здание Ленинграда - Адмиралтейство (1806—1823 гг.) - это произведение русского архитектора Андреана Захарова, так же как Казанский собор на Невском проспекте (1801-1811 гг.) в Ленинграде - это работа другого русского архитектора - Андрея Воронихина.
 Говоря о русском изобразительном искусстве прошлого, достаточно упомянуть «Святого Георгия» (XI в.) в Успенском соборе Московского Кремля, «Ангела с золотыми волосами» (XII в.) в Музее русского искусства и еще знаменитого русского художника XV века - Андрея Рублева".
 
   В автобиографии, составленной в 1961 г.  Н.Я. Колли пишет: "После перенесенной осенью 1957 года серьёзной операции, <..> я перешел на работу а Институт градостроительства АСиА СССР в качестве старшего научного сотрудника и в октябре 1960 г. назначен руководителем сектора внешнего городского благоустройства этого института".  Последние годы жизни он был тяжело болен.
В 1964 году архитектурная  общественность отметила 70-летие  Николая Яковлевича Колли, по этому поводу была опубликована  статья12, в которой отражен творческий путь замечательного советского зодчего.
   Автор многочисленных докладов и статей, а также ряда книг по вопросам градостроительства, архитектурной практики, теории и истории архитектуры, Николай Яковлевич умел совместить серьезную творческую работу с административной и общественной деятельностью. В Центральном Доме архитектора отмечалось  его  70-летие  и  на  выставке   показаны  все  проекты - от "Красного клина" и дипломной работы до работ 1950-1952 гг.: застройка Щербаковской улицы в Москве, сельского клуба 1954 г. Кроме того, были представлены его графические работы.

Надо cказать, что Николай Яковлевич много рисунков посвящает изображению деревьев, завораживающая фантастическая  структурность стволов  и веток  на фоне неба.
 Короткие записи самого юбиляра:
   6.VIII.64 г. Письмо от Ле Корбюзье с поздравлением к 70-летию.
   18.VIII.64 г. Вторник. LXX.  Чествование в Ин-те Градостроительства. Вечером дома прием. 30 чел., телеграммы.
   19.VIII.64 г. Среда. Утром телеф. звонок В.И.Горшкова (Зам. пред. ССОД)     о награждении Орденом Трудового Красного Знамени (Прим.ав.  Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами).
   20.VIII.64 г. Указ Верховного Совета о награждении Орденом Трудового Красного Знамени. Опубл. в "Известиях" и по радио. 
   19.III.65 г. Переизбрание Президентом Архит. Секции ССОД.   
 Понять почему Н.Я. Колли оказался многолетним  сотрудником ССОД    поможет, я думаю, то, что он  знал несколько языков.  Внучка вспоминает, что дедушка каждый день читал иностранные газеты: «Юманите», «Таймс», «Паэзи дела Сера». Если находил, что-либо интересное, переводил ей. Способствовал этому и  общий уровень  образования и культуры,  полученные в семье и гимназии, знание истории. Его записи, дошедшие до нас, привычка вести дневники, привитая с детства - некая самодисциплина, способствующая  развитию  деловых качеств архитектора.

   Подводя итоги  общественной  деятельности, надо сказать, что   Н. Я. Колли был одним из   организаторов Союза советских архитекторов,  активно участвовал в его работе  и в 1935-1951гг. был председателем Московского отделения Союза советских архитекторов. Постановлением СНК СССР от 10 сентября 1939 года он  был утвержден действительным членом Академии архитектуры СССР.  Награждён 3 орденами, а также медалями: за активное участие в составлении и реализации генерального плана реконструкции Москвы в 1940 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1947г. орденом Красной звезды и медалью "За оборону Москвы" (в первые месяцы  войны вел работы по маскировке Москвы),  в   1964 г. орденом Трудового Красного Знамени.

   Последняя работа Николая Яковлевича, которая мне встретилась  в семейном архиве датирована 10.09.1966 г. - составлены и  отправлены  детальные замечания (рукописный текст на 6 листах)  по запросу Председателя Научно-методического совета по охране памятников культуры о  постройках в Москве и области в 1917-1934 гг.

   3 декабря  1966 года Николая Яковлевича не стало.
На доме, в котором Н.Я. Колли прожил почти 30 лет,  нет мемориальной доски, но может быть москвичи решили, что архитектор и без того увековечил себя в Москве своими строениями, станциями метро и  зданиями.  Но в суете, пробегая по улицам, мы не  всегда задумываемся о том, кто для нас создал этот дом, мост или станцию метро.

      Выражаю благодарность внучке Н. Я. Колли - Наталии Яковлевне Колли за возможность работы с  семейным архивом её знаменитого дедушки. Родилась она в 1949 году в 55-летний  день   рождения Н. Я. Колли, и именно в этом году  состоялось открытие  станции метро Павелецкая.

 Справка:
    Колли Яков Николаевич (1922-2002), сын - окончил десятилетку в 1940 г.
 Участник ВОВ, награжден орденом "Красной Звезды", медалями  "За оборону Ленинграда" и др. Член КПСС с 1944 г., окончил в 1952 г Московский энергетический институт, к.т.н.
   Колли Наталия Яковлевна (1949), внучка, окончила МГУ, химфак., кандидат химических наук.


 **Артикское месторождение туфа - месторождение вулканического туфа, расположенное в Армении, в городе Артик.
***Почётный до;ктор (лат. honoris causa - «ради почёта», сокращённо h.c.) - степень доктора наук или доктора философии/доктора искусств /доктора педагогики /доктора богословия (в зависимости от системы учёных степеней) без защиты диссертации, присуждаемая на основании значительных заслуг соискателя.

        Литература:
  1. В.П. Зубов. Семейная хроника. Зубовы и Полежаевы. С.728.
  2. А.В. Громов-Колли. Страницы семейных хроник.  Летопись Историко-Родословного общества в Москве. №3 (47), 1995. С 48, со ссылкой на  ГИАМ, ф.3, оп.3, д. № 234.
  3. Т. Ильина "Возьмите ночью ведра с красками...".  Журнал " Московское наследие".
№ 4 (15). 2010. С 67-71.
  4. Е. Овсянникова, Н. Васильев, М. Евстратова, О. Панин. Архитектура авангарда. Москва.  Справочник- путеводитель. 1920-1930. М. 2011. Работы Н.Я. Колли.  С. 109, 123, 151,149, 248, 436, 438.
  5. Р. Хигер.  "Какая архитектура нужна Днепрострою". Газета "Правда". 15. 12.1929.
  6. Письма  Н. Я. Колли архитектору Ле Корбюзье от 25 декабря 1958 г.  и  21 мая 1965 г.   (перевод В.Я. Тарасовой).  Книга "Мастера советской архитектуры об архитектуре". Статья" Николай Джемсович (Яковлевич) Колли",   т.2. М. «Искусство». 1975.  С. 361 и  363 (соответственно). 
   7. И. А. Казусь. "Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования" М. 2009. С 425 со ссылкой на   РГАЛИ.Ф. 674. Оп. 1.  Ед. хр. 16. Л. 1-13 Машинопись.
   8. Н.Я. Колли  «Архитектурные  вопросы восстановления города Калинина». Журнал «Архитектура СССР». 1946, № 2.
   9. Обсуждение планировки и застройки центра Сталинграда. Журнал "Архитектура СССР". 1953. № 12. С. 37. 
  10. Газета "Советская культура".  7.07. 1955.  № 84(317). С.2.
   11.Письмо Н. Я. Колли Стоуну от 1 декабря 1962 г. (пер Ю. Ареховой). Книга  "Мастера советской архитектуры об архитектуре". М. «Искусство». 1975.  С.362-363.
   12. Статья "Архитектор Н.Я. Колли" (к 70-летию со дня рождения). Журнал "Архитектура  СССР". 1964. № 12.  С. 58-60.

   Фотографии:
 
  Монумент "Красный клин" (рисунок Н. Колли,  фотография Монумента).
  Памятник  Н.Я. Колли на Введенском кладбище.
  Архитекторы Н.Я. Колли, А.К. Буров и  Ле Корбюзье. Москва. 1928 г.
  И далее еще 24 фотографии из семейного архива.

 


Рецензии