Гл. 18. Зимняя сессия

см.ФОТО:1,2.Доцент кафедры гистологии, Хилова Юлиана Константиновна.3.Профессор
А.А.Клишов. 4.Анатомический корпус.Второй этаж, кафедра гистологии.


     Не смотря ни на какие препоны, к экзаменам зимней сессии все готовились всерьез. Нормальная анатомия и гистология, это  тот фундамент, без знания которого в медицине делать нечего.

      -Так, так…, а отвечать у нас сегодня первым будет…будет первым отвечать...  командир группы. Вы готовы ? Командир!

       Я уже жду этого вызова с самого начала занятия, но делаю вид, и ухом не веду, что  в ожидании…
-Так точно , готов!
-Что вы готовы, Озерянин?
-Готов отвечать, Юлиана Константиновна!
-Дербеко, вы слышали? Ваш командир в отличии от вас всегда готов отвечать, потому что он готовится к занятиям систематически, и регулярно. Лесниченко, вас это тоже касается, -на всякий случай напоминает самым нерадивым по ее предмету курсантам о том, что помнит их пофамильно, и будет сегодня снова спрашивать. Они вздрагивают поочередно, в предчувствии экзекуции.

        -Прошу вас, Владимир Кириллович. Вопрос будет следующим…

Я уже минут двадцать, как знаю наперед, какой именно вопрос будет задан мне. И  почти успел к нему подготовиться.
Два раза в неделю по расписанию у нас занятия по гистологии. Предмет ведет доцент кафедры, Юлиана Константиновна Хилова. Примерно два метра ростом, женщина с благородной сединой, лет сорока пяти. Со стрижкой под мальчика. А ля, Фаина Раневская...


          На третьем (летном)факультете, те же занятия она ведет в группе моего корефана, с которым мы вместе прибыли из ГДР, у Васи Богуна. Расписание составлено так, что у него первый-второй час, а у меня третий-четвертый. Когда он в перерыве со своей группой бежит на другую кафедру, моей задачей является успеть при любых обстоятельствах по дороге его встретить-перехватить. И узнать, а на какие вопросы по гистологии он отвечал. Как всегда Вася в таких случаях бежит недовольный, лицо аж искорежено от злости. Потому что он только что получил очередной неуд, но все же находит в себе силы для "друга", и мямлит два-три предложения. Называет вопросы, на которые он отвечал, и не ответил.


       Я быстро залетаю в класс, и по этим вопросам начинаю листать учебник. К началу занятий уже готов. В группе никто из моих подчиненных не подозревает об этой мелкой уловке.


     Картинно, стоя в дверном проеме при открытой двери, с длинной сигаретой, вставленной в еще более длинный мундштук, периодически затягиваясь до самого дна легких душистым дымом, дама –доцент наводит свои  глазки  удава, в огромных роговых окулярах, на меня. О ее шаблонно-стереотипном подходе в опросе командиров группы, я узнал случайно от старшекурсников. И ни разу в процессе прохождения цикла она не изменила своим принципам. Это помогло мне заработать в ее глазах определенный авторитет, и почти не готовиться к занятиям по этой дисциплине, освобождая тем самим время для других, более важных, с моей точки зрения, предметов. Например, той же анатомии.

 
         И снова  друзья со старших курсов предупредили меня, что экзамен сдавать лучше начальнику кафедры профессору Клишову. Потому что  Юлиане можно не потрафить в последнюю секунду, и тогда все на смарку. Никакие прежние заслуги не спасут.

        Но покамест что все идет благополучно. Я числюсь у доцента, как вполне успевающий командир взвода. Ну, пусть все так и течет как течет.

      А пока перейдем на тяжело каменную  кафедру  нормальной анатомии. Здесь МНС Татьяна Глебушко, которая ведет у нас полный цикл, "вечная" холостячка. Ей  также давно за сорок, но без замашек на свою какую то исключительность. Спокойная и уравновешенная, преданная  кафедре, и любящая свою работу женщина. Эту на мякине не проведешь. Она прекрасно разбирается, кто реально овладел материалом, а кто пытается на шармачка отмазаться. Но и не въедливая, если и поставит низкую оценку, то потом сама же и растолкует наедине, за счет своего личного времени, непонятное, и добьется того, чтобы мы всю тему усвоили.


       Если Юлиана Константиновна относится к нам, как злая и бодливая тетка, то Татьяна Петровна, как заботливая мать,  жалеющая придурковатых сыновей. Понятно, что все одинаковыми быть не могут, но что есть, то есть. Есть у нас и на других кафедрах женщины - преподаватели, но у них циклы намного короче. И они меньше обращают на нас внимания.


    Например, МНС Бежан Татьяна Ивановна, на органической химии… Была она особо злая  на курсантов, а еще больше на командиров взводов. Потому как, якобы, за кем - то из наших предшественников она то - ли собиралась, то ли уже побывала замужем. И очень сильно обломилась. Ей можно было угодить только, если где - то раздобыть ценную художественную книгу, которую она еще не читала. Тогда она забывала обо всем. И мы могли более-менее сносно пережить очередное занятие.


        Но вот и снова зимняя сессия. Уже вторая у нас по счету. Первым экзаменом 04.01.82г. стоит в расписании НА, то есть нормальная анатомия. Экзамен у меня принимает доцент Л.П.Тихонова. Она вела соседнюю группу. А наша Глебушко, на экзаменах пока только ассистент.

      Беру билет. Там вопросы касаются различных тем. Кровоснабжение и иннервация тех или иных органов. По костной и мышечной, внутренним органам и системам. Вопросы теоретические и практические. По каждому нужно подойти к огромным столам, на которых разложены человеческие запчасти. И выбрать себе то, что необходимо для ответа.

        Огромный класс. Одновременно присутствуют около десяти педагогов, ассистентов и лаборантов. Примерно столько же готовящихся к ответу, и уже сдающих. Народ снует по залу, как сонные мухи, в настоянном на формалине воздухе. Амбре которого  давно уже никто не замечает. Постоянно четыре-пять человек ковыряются в консервированной человечине, подбирают то, что ему нужно.

       Стоит напряженная тишина, прерываемая периодически вопросами того или иного  педагога, да ответами сдающих экзамен. Мой «друг», командир пятого взвода Савчук, вот уже пятый час высиживает в ожидании что кто - ни будь из подчиненных занесет ему нужные шпаргалки. Здесь очень демократичная обстановка. Никто никого не гонит, не пришпоривает. Дают возможность готовиться до изнеможения. К вечеру свою «удовл.» в зачетку он тоже высидел.

        Как только я подхожу к столу  за набором костей и органов, ко мне немедленно, мелкими шажками, подбегает Татьяна Петровна. Выхватывает незаметно для окружающих из моих рук билет и читает вопросы. По деловому помогает выбрать для меня нужные препараты, а заодно театральным шепотом пытается подсказать правильные ответы.

     При всем моем желании я не могу всего запомнить. Материал по ответам очень обширный, но тем не менее, улавливаю суть. Она уговаривает меня, чтобы я ни в коем случае не торопился с ответом, и еще пару раз подошел к этим столам. Что я в процессе и делаю. Пишу ответы на проштампованных листах по каждому вопросу. Учитывая свою нетерпеливость, на подготовку к ответу у меня ушло не более сорока пяти минут. Иду к барьеру, отвечаю и получаю свою «хорошо» в зачетку. Ух! Повторное поступление в академию состоялось.

      Следующий по расписанию 11.01082г., экзамен по гистологии. Этот испит тоже не подарок, но  после анатомии уже не такой страшный. По крайней мере не слышно было, чтобы кого - то отчислили после «гисты». Времени на подготовку немного. Пять деньков.  Но хоть разок - то можно, и пивка для рывка, сразу после анатомии. Сходили в баньку с Якименко и Савчуком, отвели душу.


      Время подготовки, сами знаете, летит  со скоростью света. И вот я уже напомаженный и принаряженный , бодро шагаю по коридору кафедры, которая прививала нам знания по развитию, строению и функциях тканей организма человеческого.

     Коридор кафедры имеет не прямое, а ломаное, извилистое строение. Поэтому для того чтобы попасть в кабинет начальника кафедры, которому я собрался сдавать экзамен, мне нужно пройти мимо кабинета уважаемой  Юлианы Константиновны. И желательно, незаметно. Но не тут то было. Как только я огибаю очередной поворот, так сразу же и натыкаюсь на любезно улыбающуюся доцента Хилову. Она сидит в своей излюбленной позе, закинув ногу на ногу возле круглого журнального столика, прямо в коридоре, возле открытой двери своего кабинета. На столике аккуратно разложены билетики.

     С огромным наслаждением, затягиваясь сигареткой, она произносит:
-О, кого я вижу, Владимир Кириллович! Прошу, прошу, - и показывает мне ручкой на  прямоугольнички билетов.
-Здравствуйте, Юлиана Константиновна. Спасибо за приглашение. Вы уж извините меня, пожалуйста, но я к профессору, - ужимаю голову по глубже в плечи, стараясь не смотреть в ее змеиные глазки, но краем глаза все же успеваю заметить, как складки обиды и огорчения у нее углубились вокруг рта.
-А пошто так? Вы меня игнорируете?
- Ну что вы, что вы… просто я стараюсь коллекционировать в своей зачетке автографы профессорского состава академии, -пытаюсь я отшутиться, и хоть как - то выкрутиться из неловкой ситуации.
-Ну, ладно, удачи тогда вам.
-Спасибо. Еще раз извините меня, - и набираю скорость. Крайне неудобно получилось. Может она ко мне, действительно, со всей душой. А я свинтус такой неблагодарный. Но хода назад уже нет.


     Стучусь в дверь кабинета завкафедрой. Здесь вообще все очень тихо и мирно. Царит полумрак. Пять человек. Каждый за своим столиком. Все склонились над микроскопами. Пытаются разгадать, что у них там  изображено на стеклышках. Готовящихся полный комплект. Профессор закрывает нас на ключ и удаляется по своим делам минут на двадцать. Нам этого вполне достаточно, чтобы
по - быстрому проконсультироваться между собой по неясным вопросам.

       Шкафообразный , в очках с толстенными стеклами, главный знаток гистологии возвращается. И мы по очереди садимся к нему за  широченный, прошлых веков изготовления, покрытый как бильярдный, зеленым сукном, стол. Он навскидку подает нам  стеклышки, мы также быстро угадываем(или нет), что там на них  зафиксировано. Отвечаем на дополнительные вопросы. И вот он выводит в моей зачетной книжице, очередное «хор». Я стремглав несусь по коридору. Очередной этап за плечами!


           Но доцент Хилова все же поджидает меня на обратном пути.
-Надеюсь, вы меня не подвели?
-Никак нет, Юлиана Константиновна! Получил свое твердое хорошо.
-А у меня могли и отлично получить, -выпуская клубы дыма кольцами изо рта, произносит она.
-Как знать, - развожу я руками. - Еще раз извините меня неблагодарного.
-Да бегите уже, бегите, - с горькой иронией машет она мне на прощание рукой. Мы оба прекрасно понимаем, что  уже никогда в этой жизни не встретимся, поэтому закрываем страницу, она забывает меня как мелкий эпизод. А я запоминаю ее на всю жизнь, как мелкое препятствие на пути к достижению своей цели.

         

 МНС-младший научный сотрудник.

Продолжение следует.


Рецензии
Вид нехилого существа по фамилии Хилова на фото прям испугал: театр теней? Переодетый мужчина? И у нас была такая же доцентша по прозвищу "Гинда кровавая"...
Вот как раз эти мышцы и кости сильно меня интересуют...Какую же врачебную специализацию вы выбрали в конце концов?..

Жарикова Эмма Семёновна   09.10.2014 00:17     Заявить о нарушении
"Будущее принадлежит медицине профилактической!" - сказал известный врач и ученый Н. И. Пирогов. Вот такую специализацию я и выбрал.
Спасибо Эмма Семеновна.
С уважением,
В.О.

Владимир Озерянин   15.11.2021 08:40   Заявить о нарушении