Недаром помнит вся Россия... Или Выхожу один я на

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ…

План
1. Место данного произведения в творчестве поэта.
2. Образы и символы стихотворения.
3. Выразительные средства.
4. Созвучие данного стихотворения с произведениями других русских  поэтов.
5. Что есть данное произведение лично для меня.


Стихотворение  Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» - шедевр русской и мировой классической поэзии. По интонации и особой мелодике оно напоминает молитву. Приближает его к молитве и упоминание бога в первой строфе, и слово «небеса» - во второй. В нем отражается такое состояние человека, его души, когда он может общаться напрямую с небом.

Стихотворение было  найдено среди бумаг на столе после гибели Михаила Юрьевича. Предчувствуя свою трагическую судьбу и ранний уход, поэт как бы подводит итог жизни. Это стихотворение – итог, предчувствие, надежда, предсказание…
В первой строфе перед нами возникает образ одинокого странника. Человек одинок не только по факту, но и по состоянию души. Это чувство поддерживается не только словом «один», но и образами «ночь» и «пустыня». Именно ночью, и именно в пустыне человек особо остро ощущает свою незащищенность.  Душевное одиночество героя оттенено строкой «И звезда с звездою говорит». Даже звезды разговаривают друг с другом. А человеку некому рассказать о том, что происходит в его душе.

Стихотворение построено на контрастах: полный покой и гармония в природе («ночь тиха», «пустыня внемлет богу», «в небесах торжественно и чудно», «спит земля») и смятение в душе лирического героя. Он не понимает, что с ним происходит, почему нет покоя в душе. Перед ним дорога. Это символ жизни. Жизненный путь нелегок («кремнист»), и будущее неясно («сквозь туман»).   Внутренняя тревога вырывается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно?» Разочарованность  звучит строкой «Уж не жду от жизни ничего я». И появляется мотив смерти, намеченный через перифраз «холодный сон могилы». И, казалось бы, должно наступить гнетущее депрессивное состояние. Но, оказывается, герой не ищет смерти. Он ищет свободы. Он как бы желает на какое-то время вырвать себя из контекста жизни, «заморозиться», слиться с природой и понаблюдать за человеческой жизнью со стороны. Свобода, которую ищет герой данного стихотворения, не похожа на представления о свободе раннего Лермонтова, когда она (свобода) ассоциировалась с бунтом, мятежом («А он, мятежный, просит бури…» («Парус»)). Здесь свобода – душевный покой, чувство гармонии и полноты жизни.  Не могут говорить о желании смерти такие строки «Чтоб в груди дремали жизни силы».
Третья, четвертая, пятая строфы построены на противопоставлении того, что человек от жизни получил («Уж не жду от жизни ничего я») и того, что он хочет в жизни найти. Эти желания усиливаются многократной анафорой «чтоб»: «Чтоб в груди дремали жизни силы», «Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь», «Чтоб весь день, всю ночь, мой слух лелея, о любви мне сладкий голос пел». Итак, человек не нашел полноты жизни и любви.

В последней строфе появляется образ дуба – символа крепости, величия и долголетия. Этот образ не случаен. Хотя Лермонтов относился к своему поэтическому творчеству как к увлечению, ему важно было оставить свой след в культуре и памяти человеческой. И последняя строфа с образом вечнозеленеющего шумящего дуба стала символом долголетия поэзии Михаила Юрьевича.

В стихотворении не очень много выразительных средств, но они делают его завораживающим. Инверсии «жизни силы», «в  сияньи голубом» притягивают внимание к каждому слову. Олицетворения «спит земля», «пустыня внемлет» помогают почувствовать слияние с природой. Неперегруженность выразительными средствами делают стихотворение прозрачным, понятным.

Михаил Юрьевич Лермонтов поднял пейзажную лирику на высоту философской. И вслед за ним российские поэты (Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин) заглядывают в тайны человеческой души через природу.
Прикасаясь к великой поэзии М.Ю. Лермонтова, находишь созвучие движениям и порывам собственной души.

08.10.2014


Рецензии