ч. 1-я Мой земляк Валерий Чкалов

ч. 1-я Мой земляк Валерий Чкалов
Ольга Янченко 5
***
   Итак, что знаю я про земляка моего знаменитого, Героя Советского Союза лётчика испытателя, волжанина, родом из старинного села Василёва Слобода, переименованного в 1937 году в честь его в город Чкаловск.

   В городке этом я жила с 1933 года у моей дорогой бабуленьки Маруси Рожковой. Дом наш недалеко от дома Чкаловых. А дед мой Степан Михалыч Рожков был дружен и работал вместе с отцом Чкалова на Волге в качестве механика брандвахты, как говорила мне моя мама Надя. Она училась в одной школе с Валерием Чкаловым.

   Родовой дом его был построен в 1896 году на высоком берегу Волги. Валерий был последним ребёнком первой жены его отца Павла Григорьевича Чкалова.

   Был он долго неграмотным. Умел написать только свою фамилию. Но как – то вдруг решился по едкой памяти брата его Алексея пошла молва по Васидёвой Слободе, мол, букварь на базаре Чкалов купил за три копейки. И начал учиться грамоте. Ибо ждал уже десятого ребёнка.

   Арина Ивановна, жена его первая 20 го января 1904 года при повивальной бабке Гришихе тяжко стонала. Вот – вот и ...Но ребёнок почему – то забастовал.
   -- Арина! Дуй в бутылку ! – кричала ей Гришиха чуть ли не в ухо. И когда ребёнок наконец появился, все увидели, что он не дышит и совсем вялый.
   -- Батюшки! Паринишка! Да бесчувтвенный! Кто будя на том свете отвечать – то за него? И бабка повитуха принялась из- всех сил трясти новорожеднного. Но это не помогало. И тогда кто – то из женщин вспомнил, что надо поджечь чёрную крашенинную тряпку и поднести её к носику дитя.

   И вот от едкого дыма новорожденныйдважды чихнул! И заорал на всю Василёву Слободу. И тут Секлетея воскликнула: -- Да замолчи ты, полорот! Как раз во- время, потому что в горницу вошел местный священник с огромной шайкой ледяной воды из Волги. Дитя окнули в неё. Паринишка стойко перенёс эту жестокую процедуру и снова продолжал орать.

   Так начал свою боевую жизнь Валерка Чкалов, неся за собой молву хулигана. Свистел на всю волость, на санках с крутого берега Волги на середину реки верхом на корчаге, на коньках по льду хрустящему, верхом на коне вскачь, на Покровскую гору вплавь, нырял глубже всех. Кто на верху – то стоит? – говорила Арина Ивановна, любуясь с обрыва на проделки сына.
   -- Кто – кто? Чай, Валька твой. Везде поспевает!

   Но вскоре пришла в дом большая беда. Мать Валерия ждала опять ребёнка. Утром вскочила к печке, тесто за ночь могла уйти, оступилась, упала...Родила раньше срока. Промучилась несколько месяцев, умерла.

   Однако в семье большой нужна была хозяйка. И вскоре Павел Григорьевич привёз из новую жену. Наталья Георгиевна оказалась очень доброй женщиной и приветила всех детей Чкалова.

   А осенью 1916 года она собрала в дорогу Валерия. И уехал будущий лётчик в Череповец. Экзамен там выдержал на звание котельщика пароходного. Но в родном Василёве не долго прожил он. Услышав рассказы о русских авиаторах, решил поехать в Нижний Новгород. Его там ждала большая новая жизнь.
   ***
   © Copyright: Янченко Ольга, 2008
   Свидетельство о публикации №1811160426
   ***
  © Copyright: Ольга Янченко 5, 2013
   Свидетельство о публикации №113031702155
  ***
 © Copyright: Яна Ольгина, 2014
  Свидетельство о публикации №214101101568
 ***
© Copyright: Ольга Янченко 5, 2014
 Свидетельство о публикации №114101108168
***
А в 2002 году побывала я в этом родном мне городе.И такое расстройство испытала - идут корабли со всего света в город Чкаловск,посмотреть Музей Чкалова Валерия, а пристать к берегу не могут, потому что новый городничий Чкаловска распахал берег, вырубил старинные деревья и строит себе дворец высокий. На берегу горы мусора,кирпичей, стекла...

 Я сделала фотографии всего этого разбоя,но послать их никуда не решилась. боязно, и без этого бед у меня куча, а здорвье уже на ниточке.
Так что архив моей "Надежды" богат всем. Кому передать его? Финиш всё ближе.Сегодня была у меня корресп-т газеты инвалидов "Вместе", подарила я ей кое-что.Такие пироги с лягушками...
***


Рецензии