Тоска Михалкова по утраченной им России
Ленин.
«Мы – само истребляющаяся нация»
Н.Михалков
Посмотрел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа и дневников «Окаянные дни» писателя Ивана Бунина. Фильм великолепный, как и все сделанное этим выдающимся режиссёром. Смотрится на одном дыхании. Хотя слишком уж затянутый. Можно было бы спокойно сократить и обойтись двумя сериями.
Картина рассказывает историю любви, которая, подобно солнечному удару, обрушилась на поручика и прекрасную незнакомку. Они познакомились на теплоходе, а после сошли на берег в небольшом уездном городке Павлино. Здесь герои фильма «Солнечный удар» провели в гостинице единственную ночь любви. Утром женщина исчезла – дома ее ждали муж и дочь. А поручик, даже спустя годы, все не может забыть этот короткий, но яркий любовный роман…
История в общем-то банальнейшая. Особенно сейчас, когда отношения между мужчиной и женщиной настолько обгажены западной философии всеядности, что о любви говорить становится даже и не ловко! Какая там любовь, когда мужчины и женщины сейчас живут в открытую, не скрываясь, и друг с другом, и с соседями, и со своими детьми, и с животными. Обыкновеннейшая похоть, основанная на примитивной физиологи двуногой человекообразной обезьяны. Вот весной по интернету была показана свадьба в Лондонском костеле одной пожилой женщины с своей собакой.
То же самое, если без предвзятости, произошло между поручиком и его незнакомкой. Примитивнейший разовый секс, ну, если поточнее, то примитивнейшая сексуальная ночь между незнакомыми до того и потом людьми. Хорошо это или плохо? Не знаю.
Но здесь произошло невероятное. Здесь талант великого писателя Бунина сделал из элементарного «трахания» мужчины и женщины на вонючих гостиничных простынях какие-то необыкновенные, волшебные и даже неземные чувства, заставляющие мужчину всю жизнь помнить одну единственную ночь, проведённую им с этой прекрасной молодой женщиной.
И чтобы хоть как-то закрепить в сознании зрителей эту самую необыкновенность их любви, Михалков перенес, а точнее, связал эту любовную историю двух молодых людей с эпохальными событиями России – с ее Революциями семнадцатого года. Ведь, если всерьез, то из обыкновеннейшего «трахания» молодого мужчины с молодой женщиной трудно сделать событие мирового масштаба. Очень трудно. Ведь нынешние мужчины и женщины своих любовников и любовниц за год вспомнить не могут. А здесь любовь на всю жизнь! Ненормальность какая-то!
Вот пару лет назад госпожа Алла Борисовна собрала на ТВ-4 всех своих любовников для совместного "обмена впечатлениями" о прошлых днях. Собралось их что-то около двадцати. Так вот некоторых из них она не узнала. Хотя они со слезами на глазах настаивали на том, что с Алой Борисовной они все-таки любовью занимались. И примадонна не стала их выгонять.
Но здесь ведь дело не только и не сколько в любви этих двух молодых людей. А в том, что история этой любви накладывается на трагические дни двух русских революций семнадцатого года и последующей за ней Гражданской войны, снятые по мотивам дневников Бунина, которые он вел на рубеже двадцатых годов в России и которые он назвал «Окаянными днями». Да, для Бунина они стали по настоящему окаянными.
Поэтому вполне резонен вопрос - о чем этот фильм? Точнее, о ком? Об этой изумительной молодой паре, поручике и молодой женщине времен Революции и Гражданской войны или же об одном странном молоденьком «офицерике» , так и не сумевшей забыть молодую женщину, с которой провел незабываемую для себя ночь любви в захолустном отеле. И потом всю жизнь искавший ее. Или же все-таки фильм о чем-то другом, о самом Михалкове наших времен? Потому что этот фильм является повторение старой демократической песни Российской интеллигенции о плохом народе, доставшемся им в дикой России? Поясню свою мысль.
Во первых, фоном этой неземной любовной истории фильма являются события, описанные в дневниках Бунина «Окаянные дни». Книгу эту я читал еще в восьмидесятые годы. И меня еще тогда поразила открытая неприязнь, переходящая в нескрываемую, по словам Горького, злобу и даже ненависть, с которой Бунин писал о Русском народе и о революционных днях России.
В принципе, это естественно и понятно. Иметь в своей жизни все для безбедного и безмятежного своего существования в России, находится на вершине своих материальных благ и своего творческого успеха и потерять разом все по вине каких-то там низов, какой-то черни, каких то там «быдл», копошащейся где-то под ногами, какого-то сброда, называемого Русским народом – это действительно трагедия! Здесь Бунин не оригинален в своей ненависти к Русскому народу, разом заявившим о себе самом и о своих поверженных правах в треклятом 17-м году, и следует в русле всех потерявшим тогда власть и богатства в России.
Они, эти сливки Русского общества и Русской буржуазии никогда не задумывались над тем, почему они живут богато и достойно, и кто обеспечивает им эту их богатую и достойную жизнь? Не задумывались они и о том, как сами живут те, которые обеспечивают им их высокий уровень жизни. Они просто не видели их, этих представителей народа. Как не видят «баре» кучера или дворника с официантом, принимая их за нечто обязательное, но не достойное их высокого внимания.
Они просто жили в свое удовольствие, не думая ни о ком и ни о чем, кроме самих себя. И тогда, опьянев от сытости собственной роскошной жизни, сладко срыгивая и потягиваясь от удовольствия, они ругали Царя и все царскую власть. А чего не по забавляться и не поругать их на сытый желудок, если тебе за это ничего не будет?
Поэтому после прочтения этих «Окаянных дней» я вычеркнул эту книгу для себя из творческого наследия Бунина. Вычеркнул, как лживую и не имеющую с моей точки зрения никакой исторической ценности для молодого представителя Советского общества.
Во вторых, Михалков в своей интерпретации Бунинского текста «Окаянных дней» полностью соглашается с точкой зрения самого Бунина на революционные события 1917 года, иллюстрируя мысли Бунина и свои собственные мысли документальными кадрами тех дней и своими, художественными кадрами тех дней, мастерски сделанными под документальные. На этих кадрах Революция 1917 года представлена в виде вакханалии темных сил России, разрушающих благостную Россию. Чему соответствуют и лица русских людей, совершающих Революции 1917 года, лица русского народа того времени в Петрограде и Москве, подобранных Михалковым, как на подбор, одно краше другого.
Лица отвратительные, нечеловеческие, полубезумные, грязные, безобразные, пьяные, орущие, кричащие, с вытаращенными глазами и щербатыми, широко раскрытыми ртами, лица бандитские, «ублюдочные», «дебильные» и «дегеративные». Это лица той части русского народа, которая по мнению Бунина и самого Михалкова, пошла в революцию и сделала из прекрасной, белой и пушистой Царской России «Советский Ад».
И здесь же, в прекрасно вмонтированных в художественную ткань фильма, показаны, причем показаны совершенно нелицеприятно, вожди этой проклятой Революции, что-то орущие с трибун. И Керенский, и Мартов, и Родзянко, и Шульгин, и Милюков и целый ряд других, менее известных политических и государственных деятелей России того времени.
Однако, эти снимки буржуазных ораторов 17-го года Михалков перемешивает со снимками ораторов нынешней Российской либеральной буржуазии в лице Немцова, Собчак, Удальцова, Навального, Яшина, Кудрина, Романовой, Каспарова, Гудкова и других, сравнивая и сопоставляя их друг с другом. Параллель проводится сама собой, без натяжек. Вожди Февральской революции России, как две капли воды похожи на вождей либеральной демократии в нынешней России.
Правда, затем Михалков добавляет сюда еще и большевицких, и эсеровских лидеров, Ленина, Троцкого, Зиновьева, Землячку, Луначарского, Калинина, Спиридонову, Камкова и Натансона и даже Бела Куна. Зачем? Почему? Для пущего колорита? Или здесь запрятана какая-то своя, Михалковская тайная мысль? Вполне возможно!
И получается так, что этот фильм Михалкова под претенциозным названием «Солнечный удар» не о сказочной любви юной женщины и молоденького поручика, развернувшейся на развалинах Российской империи. Этот фильм о прежней русской и о нынешней российской творческой буржуазной интеллигенции. В них Михалков находит много общего. В чем эта общность?
Во первых, и та, прежняя, и эта, нынешняя интеллигенция, обслуживала власть и жила за счет этой власти очень даже хорошо. Жила хорошо, но, в то же время, в открытую смеялась и издевалась над самой властью, публично показывая ей кукиш. И когда ей, этой самой Русской интеллигенции, после Революции вдруг стало жить плохо, она возмутилась, причем, возмутилась искренне. С какой-это стати ей, избранной части Российского общества, стало жить плохо? И это самое свое «плохо» она стала связывать с неизвестным для нее простым Русским народом, который вдруг перестал выполнять богом предназначенную для него функцию – делать их жизнь безбедной, светлой и всегда радостной.
Точно также удивлялись и возмущались царские офицеры в первую мировую, когда пошедшие в Революцию солдаты, эта покорная и «нерассуждающая» ранее солдатская масса, вдруг стала их расстреливать или поднимать на штыки. За что, родненькие? Мы же вместе с вами сидим в грязных и вонючих окопах под пулями германцев? А за то, господа хорошие, что вы нас за людей не считаете и по всякому поводу и без повода хлещете нас по физиономии. А чтобы ручек своих беленьких не запачкать, лупцуете нас, ваших солдат, по «мордам», ибо у солдат не лица, а морды, не просто кулаком, а обязательно в перчатках. А некоторые даже еще и кастеты надевают на перчатки, чтобы пальчики свои не повредить.
И вот это четкое разделение Русского народа на них, на господ, и на народ, их обслугу, очень четко проявилось в фильме Михалкова. Нечаянно, ненароком, но проявилось. Он много говорит о Русском народе, читая постоянно отрывки из Бунина, сопоставляя Бунинское представление о народе России 1917 года со своим личным представлением о послереволюционном Советском народе и о народе нынешней Россией. Причем, читал Михалков Бунина менторски, барски, с удовольствием, и как бы даже свысока. Ах, как хороша была Россия до Революции и какой плохой, отвратительной она стала после Революции. И продолжает оставаться такой же плохой и сейчас.
И у меня во время просмотра фильма постоянно вертелся один и тот же вопрос к Михалкову:
-- Никита Сергеевич, а для кого Россия была хорошей до Революции? Для ваших предков, для богатых и знатных? Так она и сейчас для них хорошая! А вот для трудового населения России, для ее крестьян и ее рабочих, составляющих свыше восьмидесяти процентов ее населения, Царская Россия была плохой, иначе они бы не пошли так массово в Революцию и не поддержали бы в Гражданской войне большевиков.
А я смотрю на Михалкова, на этого барина, чьи потомки всегда прислуживали властям, то ли царским, то ли Советским, и у меня на языке вертится один вопрос к Михалкову:
-- Вот вы во всех бедах России вините темный Русский народ, а что вы сделали для «просветления» его сознания и оздоровления его души? Вы, как и ваши предшественники и коллеги, Русская и Российская интеллигенция, можете только говорить, говорить и говорить. Говорить и обвинять. И прислуживать сильным мира сего. Ни на что другое вы генетически не способны.
Поэтому причину всех русских революций надо искать в вас самих, в безнравственности и импотенции, так называемой, русской творческой интеллигенции, неспособной на служение своей Родине, а способной лишь на услужение сильным мира сего. И сто раз был прав Ленин, когда сказал про таких, как вы, что русская интеллигенция, это не мозг нации, а ее «говно». Что и подтверждает ваш фильм.
Извините, если, что не так сказал!
Прежде чем завершить разговор об этом фильме, я приведу три самые характерные рецензии на фильм, взятые из интернета. Вот они:
12 ОКТЯБРЯ 2014
«Ну сходил, да, в кино, не пожалел четыре сотни, чего их жалеть, долго ли осталось пользоваться? Ну зал, конечно, пустоват был, народ все больше на Дракулу ходит, се ля ви ) Что могу сказать, ну, Никита, ну, наснимал ))) Не, я все понимаю, сто тыщь пятьсот миллионов денег, премьера в Белграде, Крыму, Каин и Манфред! ))) Товарищ Михалков, барин наш, незабвенный, подите уже отдыхать. Заслужили уже, давно. А вот это все, не надо, не надо, дорогой. ПС. А ведь имел некие надежды. Эххх....»
11 ОКТЯБРЯ 2014
«Слева от меня мужик уснул. Папа рядом мееедленно моргал. Фильм длится 3 часа. Если сократить в три раза, будет смотрибельнее. История простая, не понимаю, зачем для нее столько экранного времени нужно. Много моментов ни о чем, фильм нудятина полная. Понравилась только концовка и попец у героини зачетный.»
11 ОКТЯБРЯ 2014
«Замечательный фильм, великолепный сценарий, режиссура и съемки. Поражает, как тонко воспроизведено настроение, прозрачность рассказа И.Бунина. И все это на фоне "Окаянных дней", что позволяет раскрыть всю трагедию России. Гениально. Спасибо и низкий поклон Вам за это, Никита Сергеевич!»
Спасибо!
Свидетельство о публикации №214101301258
Отец Сталину гимн написал. В почете был!
А Никите не то что трон, а даже пост министра не дают суки демократические! Деньги у него есть и немалые )1 процент ему все певцы отстегивают), иначе с каких хренов зять его чечен Баков скупил танковые заводы на Урале и тут же их обанкротил?!
Петр Евсегнеев 29.02.2020 15:59 Заявить о нарушении
Виталий Овчинников 01.03.2020 13:52 Заявить о нарушении
Все говорят - ЗА ЧТО ЕМУ ДАНЬ?
Петр Евсегнеев 01.03.2020 17:33 Заявить о нарушении