О произведениях для детей

«Прошёл ещё один Конкурс, на котором  были представлены произведения для детской аудитории. «Что такое осень?» - тема не просто хорошая, а я бы сказала, замечательная, где мы – взрослые, со всем своим опытом наблюдений, развернутой фантазией, накопившейся мудростью, смогли бы поведать детям об одном из самых волшебных времён года. И, хоть мои разборы касаются стихотворений для детей, они также верны и для прозы.

Кто, если не мы, поможет им окунуться всей душой в прекрасный осенний мир, полный таинства и чудес? Кто, лучше нас, расскажет об этом такими словами, которые смогли бы усилить эмоциональное и чувственное восприятие, формируя их дальнейшее отношение к природе, да и не только к природе – ко всему окружающему миру.

Мозг, сердце и душа ребёнка – как губка, впитывающая в себя всё, что увидит и услышит, но при этом требуется масса разъяснений, которые помогут ему в будущем лучше ориентироваться в жизни. Детские впечатления – самые яркие, и именно они влияют на дальнейшее развитие характера, а вот, какие впечатления останутся у ребенка, зависит от того, кто с ним на данный момент рядом. А рядом – мы, взрослые дяди и тёти, которые пишут для них стихи, сказки, рассказы, которые, в свою очередь, читают им мамы и папы, дедушки и бабушки, но чуть попозже, дети сами начинают читать всё то, что им написали эти дяди и тёти.
И что предлагают дяди и тёти в связи с этой «замечательной» темой, что они смогли рассказать такого, чтобы ребёнок понял, что осень – это действительно чудесная пора? Ни – че – го! Всё настолько одинаково и уныло, настолько скучно и повторяемо, что мне становится жалко детишек, которым на вопрос: «Что такое осень?» ответили что:

1. Птицы улетают,
2. Листья пожелтели и опадают,
3. Осень льет дожди,
4. Стало холоднее,
5. Лужи и слякоть
6. В небе тучи... и т.д. в том же духе.

Никаких тебе сказочных чудес, тайн и волшебства, и, вообще – осень – это плохо, скучно и слякотно, ну ещё осенью собирают урожай. Где наша фантазия, опыт наблюдений, мудрость? А, если их у нас нет – откуда всё это возьмётся у ребёнка, воспитанного на затёртых одинаковых фразах, которые встречаются в любой книжке. Стало быть, книжки – это тоже скучное и ненужное занятие!
Уже не единожды говорилось о том, что писать для детской аудитории –намного сложнее, чем для взрослого читателя, но складывается впечатление, что те, кто пишет для детей, думают совсем наоборот.

Действительно, что тут сложного? Увидел кошку, которая пьёт молоко из миски – вот уже сюжет готов, а рифма – и того проще: киска – миска.

Наша киска
Пьет из миски.
Молоко из миски
Выпьет наша киска.

Замечательное стихотворение для ребенка 3-х летнего возраста! Теперь попробуем его выучить, ведь оно совсем простое, но... Вот тут и получается, что две первые строки наше дитя выучило, а вот с переходом на третью начало спотыкаться, словно всё время забывает продолжение. В чём проблема? В нарушении «стихотворцем» ритмического рисунка – дети, а особенно самые маленькие, воспринимают стихотворение на слух ритмически, и любой сбой  ритма для них, как камешек на дороге, о который спотыкаешься, а раз спотыкаешься, стало быть, нарушена ровность шага. Да, ребёнок постарше выучит этот стишок легко, но ребёнку постарше такой стихотворение уже не будет нужно – его уму требуется что-либо интересней.

Вот тут начинается самое удивительное. Раз ребёнку нужно что-то интересней, автор начинает искать сюжет, но, к сожалению, редко кто находит что–то достойное внимания детей. Причина чацще всего – в том, что у нас – другие «глаза». Мы видим мир, своими взрослыми «глазами», и то, на что обращаем внимание мы - для ребёнка, увы, скучно или непонятно. Видеть мир глазами детей – это большая редкость, но это главное, чем должен обладать автор, пишущий для детей, как в стихах, так и в прозе.

Теперь о главном – слово! Это является одним из наиважнейших составляющим во всех детских произведениях. От того, каким языком написан рассказ, сказка, стихотворение, как выстроена фраза или предложение, зависит всё – интерес, понимание, чувственное восприятие, сопереживание, впечатление и ещё много того, что могло бы тронуть душу ребёнка, точно так же как нашу, когда мы читаем что-либо стоящее. Здесь важно выстроить всё так, чтобы фразы и предложения «легко ложилось на слух», как в музыке, и неважно - проза это или стихи. И вот здесь хочется сказать об акценте. Когда мы разговариваем, интонацией (голосом) выделяем те слова, на которые хотим обратить внимание слушателя. Фраза «я тебя люблю» может быть сказана по-разному, в зависимости от того, на какое слово ставится ударение. Прочтите вслух. Чувствуете разницу? Акцент в написании, это - то же интонационное выделение, на что заставляет обратить внимание автор. Так вот, читая вслух уже написанное, сразу улавливаешь, где и что в предложении стоит переставить, убрать или добавить, чтобы указать  именно на тот верный акцент изложенного, на котором хотел сконцентрировать внимание автор. Впрочем, это правило действует и в произведениях для взрослых.

Автор должен точно понимать - для какой аудитории написано произведение, ведь не зря же для детской аудитории  есть разграничение по возрастному цензу, и это правильно - что интересно для четырёхлетнего малыша, совсем не интересно для семимилетнего. Те слова, которые будут понятны первоклашке, вызовут много вопросов у малыша, а вопросы будут прерывать повествование и, стало быть, затруднять восприятие прочитанного – опять «спотыкание» и потеря внимания.
Теперь о логике. Ребёнок – существо дотошное. Он всегда должен понимать: что, отчего и почему, ну, а наша задача – терпеливо, подробно всё разъяснить, чтобы он понял.

«За моим окошком клён –
Ярко желтые листочки.
Красотой его пленён,
Рядом с ним стоят дубочки».

Всё вроде проще простого, но такое ощущение, что фраза «красотой его пленен» вставлена скорее для рифмы. Кто «пленён»? Понимаю, что автор говорит о себе, но это я понимаю, и то – не с первого раза. И почему она (фраза) вдруг соединена со следующей – «рядом с ним стоят дубочки», а не с предыдущей, где говорится о клёне? (два предложения разделены точкой). Получается, что дубочки тут случайно затесались. Если после «листочков» поставить дефис, а не точку, тогда и воспримется всё по-другому.

Или: «пританцовывать ногами»! Простите, а как ещё можно пританцовывать, вернее – чем?

Опять же, вот здесь, мне кажется, что, если бы автор несколько раз прочитал то, что написал – он заметил бы прерывание логической последовательности, которую можно легко исправить путем элементарной перестановки:

«...Закружил по ветру
Листьев караван –
Растеряха осень
Плачет день и ночь,
Ветерок уносит
Те листочки прочь»,

Говорится о листьях, затем прерывается и говорится об осени, а затем опять о листьях, а, если напишем так:

«...Закружил по ветру
Листьев караван –

Ветерок уносит
Те листочки прочь,
Растеряха осень
Плачет день и ночь» -

И логика встала на место, и понятно, почему плачет осень.

Авторы, которые пишут для детей, должны быть предельно внимательны и осторожны в применении тех или иных слов, фраз, выражений, словосочетаний. Повторюсь - дети, как губки, впитывающие в себя всё и вся, и то, что мы им вещаем, какими словами выражаем свои мысли, становится для них примером, а впоследствии – и нормой в общении. Русский – великий и богатый язык, где всегда можно отыскать взаимозаменяемое слово и составить предложение так, чтобы оно звучало напевно, приятно для слуха. Главное – его нужно знать самому, знать правописание слов, не гнушаясь проверкой в словаре.

«...порвала карман» - судя по ритмическому рисунку стихотворения, здесь в первом слове ударение падает на последнюю букву «порвалА», но ведь это неправильно – проверочное слово «рвать», «порвать»... . Ежели читать правильно, тогда нарушение ритмического рисунка.
Или:

«Будем мы пить чай», - а теперь прочтите вслух:
«Будемыпить чай»!!!

О словосочетании «как и» говорилось уже много, и много конфузов было в связи с его применением, поэтому, так понимаю, применил его автор-новичок.

Много ещё разных «непонятностей» встречаются у авторов, которые вызывают недоумение, а порой и смех, причем не у меня, а именно у детей – они намного внимательней, и их восприятие тоньше, ещё не испорчено теми «небрежностями», которые мы позволяем себе.

«Летом Голубь часто приходил сюда с папой...» - слово «прилетал» было бы здесь намного уместней.

«Листик тот – романтик
Замерзает в луже» -

кто такой «романтик» - долго пришлось объяснять. Но вопрос в другом – разве только романтик может замёрзнуть в луже?

Один рассказ был написан от лица мальчика, который учится в первом классе. Очень удивил меня тот мальчик, который в свои 7 лет имеет в лексиконе такие слова как «безапелляционный», «логично», «теоретик», «гипотеза». Понимаю, что дети сейчас умные, но не до такой же степени!.. И, конечно же, именно такие дети-вундеркинды должны читать рассказы, содержащие слова: «дура», «башка», «дурак», в сочетании с применением «ласкательных» имён – Катька, Колян, Славка, Танька. Это ли считаются нормой?

И ещё – я понимаю, что мы люди занятые, очень занятые, но представьте, что ваши сын или дочь читают папины или мамины произведения, а там... грамматические ошибки!

Вот, пожалуй, и всё, что мне хотелось бы сказать об этом Конкурсе, да и о других детских Конкурсах, которые уже были или ещё будут.

Для авторов, которые пишут детские стихи, хотелось бы порекомендовать, в обязательном порядке, прочитать Заповеди Чуковского. Тогда будет предельно понятно, что ритм и размер являются неотъемлемыми частями в детской поэзии, а глагольная рифма не есть плохо. Там можно найти ещё много полезного, что сделает ваше творчество намного ярче и богаче.

Для тех, кто пишет прозу, рекомендую больше читать: Баженова, Короленко, Андерсена, Гофмана, Пушкина, Линдгрен, Русские народные сказки, Сказки народов мира, Бианки, Толстого… И словари...» 

Член Жюри Конкурса Светлана Джус


Рецензии
Здравствуйте, Светлана Джус!
Очень и очень полезная статья.
Спасибо. С уважением, добрыми пожеланиями,

Дарья Михаиловна Майская   30.01.2022 00:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.