Что заставило его убить Розу? Трансформация сказки

1. Актуальность расследования.

     - Лёнь, а тебе не кажется, что Маленький Принц просто предал свою Розу?
     - Не знаю. А что она ему могла дать?

       Если бы я выступал в Брюсселе на международном  саммите "Гендерное равноправие", то на меня набросился бы слабый пол.
- Георгий, я вижу, что вы женщин не только не понимаете, но и осуждаете, - заявила бы какая-нибудь давно разведённая цапля, - УОЧка у вас - дебила, а Чарли - умница, поэт и романтик. Это женоненавистничество и сексизм! Специалисты считают, что женщины более усердны, чем мужчины, они не обедают подолгу и не засиживаются в баре. Вы оправдываете Маленького Принца в том, что он бросил Розу на произвол судьбы?   
- Хватит слушать бред глупого попугая! - подхватила Кукушка, - Долой с трибуны. Мы сами разберёмся, кто там виноват, Принц или Роза.      
       Вот так и затюкали бы меня в Брюсселе. А потом, они бы устроили международный трибунал в Гааге над героями сказки Экзюпери. Если такое случится, я заранее предупреждаю, что эти феминистки с печеньками и  своими двойными стандартами, всё переврут. Они во всём обвинят Маленького Принца, да и всех остальных героев мужского пола. А вот с этим я согласиться не могу, поэтому считаю своим долгом расставить все точки над "и" и внести ясность в понимание скрытых от обывательского взгляда противоречий этой истории.

Ты, что хранишь от Великих Мистерий ключи,
Каждому в меру нужды его мудрость вручи.(78)

       Прошли десятилетия, прежде чем я отважился провести собственное расследование этого дела. Сказку-притчу Экзюпери многие знают почти дословно. Критических анализов этого произведения написано больше, чем может вместить книжный шкаф; в учебных учреждениях  студенты пишут рефераты на тему "Маленький принц" - итог исканий писателя-филисофа"; этому произведению посвящаются стихи и песни и любой француз гордится своей национальностью потому, что главный герой говорил на французском.  Поэтому я не буду тратить время и рассказывать сюжет. Замечу только, что есть много общего в нюансах отношений между Принцем и Розой, и между героями моей истории.  Мне кажется важным открыть несколько секретов, которые прячутся за ширмой содержания гениальной сказки Тонио Экзюпери.
        Эту сказку я много раз слушал в записи на грампластинке фирмы "Мелодия". И каждый раз что-то оставалось недосказанным, что-то ускользало от понимания. Я не мог понять, что заставляет вновь и вновь возвращаться к советам Короля, к зацикленному бреду Пьяницы, к откровениям Лиса. Отдельно взятые эпизоды притчи были правильными и логичными. Вот разбитый, зарывшийся носом в песчаную дюну, самолёт: фрагмент крыла, чёрная рогатая лужа масла, разбросанные вокруг куски крашенного картона, какие-то пакеты и свёртки и Лётчик, растерянно оглядывающий панораму бесконечных барханов. Вот жёлтая змейка, свернувшаяся под разрушенной временем стеной. А там, в глубоком космосе, в поясе астероидов плывёт, вращаясь, одинокая планетка Фонарщика. Вспыхивает свет фонаря, высвечивая крохотную фигурку в шляпе-цилиндре, и угасает, теряясь в холодном свете мигающих звёзд. Там, внутри сказки, путешествуя вместе с принцем, ты поддаёшься неповторимому обаянию автора и веришь всему. Внутри всё логично, связано и ясно.  Но стоит сделать шаг назад и выйти из панорамы событий, свернуть её до большого экрана и охватить взглядом всю историю, как она начинает разваливаться на куски. И тогда видишь, как условно они все связаны, - события и герои. Причинно-следственные нити, что сшили лоскутки сюжета, кое-где висят бахромой или вовсе отсутствуют. Некоторые герои словно нарисованы контуром карандаша, они слишком плоские и прозрачные. Короче, со временем у меня появился ряд вопросов, ответы на которые я найти не мог. Вот они:
- Что заставило Принца бросить Розу на произвол судьбы и отправиться на поиски друга?
- Что помешало Розе стать лучшим другом для Маленького Принца?
- Что помешало Маленькому Принцу найти и создать общие дополнительные зоны интересов? Сделать их жизнь на планетке интересной и счастливой?
- Чему именно пытались научить Принца Король, Честолюбец, Пьяница, Бизнесмен, и прочие герои? Какими из их советов стоило воспользоваться?      
- С какой целью Лис просит Маленького Принца приручить себя и показывает как "привязывать"? Что его заставляет занять позицию учителя и оказать глубокое влияние на Принца?
- Зачем Лис внушил юноше глубокое чувство ответственности за Розу (и следовательно, вины перед ней)?
- Что помешало Принцу считать Лиса своим другом и остановиться в поисках (ведь он его приручил)?
- Что является причиной выбора ящика с дырочками? Только ли, абстрактное мышление Принца?
   Парадоксальное поведение главного героя вообще вводит в замешательство. Истина, что открыл ему Лис вызвала искреннее раскаяние и тревогу за судьбу покинутого цветка. Однако, Принц приобретает барана в ящике, отчётливо осознавая, что эти животные едят траву, в том числе и розы. Он даже устраивает по этому поводу сцену Лётчику, причём, на грани истерики. Можно ли это списать на то, что Принц ещё ребёнок и ничего не понимает? Нельзя. Кто виновен в смерти Маленького Принца? Известно, что Лис оказывал на него глубокое влияние. Зачем он приручил Маленького Принца? Имело ли место моральное давление с целью доведения главного героя до глубокого раскаяния и последующего суицида? Какую позицию в этой печальной истории занимает Змея? Как расценивать сговор со Змеёй и факт смерти героя: как добровольную эвтаназию или принуждение к убийству? Я вновь и вновь прослушивал эту пластинку, и вопросов становилось всё больше. Они мучили меня и требовали разрешения до тех пор, пока я не отважился начать собственное расследование.
               
       Оперативно-следственные мероприятия следовало начинать со сбора неопровержимых фактов гибели прекрасного цветка. Из материалов дела следовало, что Принц изначально был влюблён в Розу. Причём факты свидетельствуют о том, что он последовательно пережил все фазы скрытых процессов, приводящих к влюблённости: от первого впечатления к привязанности и привыканию.
"Маленький принц никогда ещё не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо". Когда "однажды утром, едва взошло солнце, лепестки (розы) раскрылись, ... Маленький принц не смог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!"
       Удивление лежит в основе заинтересованности!  Наверное, те же чувства охватили Тонио, когда он увидел (как говорят) между двумя группами бандитов безразличную к выстрелам молодую красивую женщину. Там в Буэнос-Айресе. Ту, что станет графиней де Сент-Экзюпери.
"Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился". "Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным".
       Что именно заставило Принца чувствовать себя несчастным? Только ли пустые слова? Посмотрите и представьте себе размеренный и упорядоченный образ жизни главного героя. Строгий распорядок в виде привычных процессов жизнедеятельности был нарушен. Каждодневная прополка растений, чистка вулканов, бесконечные часы наблюдения закатов - всё пошло прахом. Роза постоянно требовала к себе внимания, и, я думаю, ежечасно грубо вмешивалась в интимные творческие процессы. Можете себе представить, что только вы настроились посмотреть программу "Время" по телевизору и удобно уселись на жёрдочку, как к вам в клетку бесцеремонно влезает дама в перьях и начинает чего-то требовать:
- А где кусочки яблок, что лежали в миске? А где морковка? Сколько можно смотреть в ящик?! Эгоист!
       Думается, постоянные упрёки и требование внимания к своей персоне, настолько достали Маленького принца, что ему просто стало душно. Он покидает свою Розу, задыхаясь в атмосфере докучливости. Прежде всего, спасает себя и свой уклад жизни. Разочарование и обида гонит его прочь. А поиск нового друга - это лишь предлог. К новой любви, от бури взаимных упрёков к поиску равновесия в душе и покою убегает Маленький принц. "Любовь моя, моя любимая, я обрел благодаря тебе покой. Обрел в тебе кров. Обрел доверие, а теперь терзаюсь ожиданием" -  пишет Тонио к Натали Палей.  Итак, Маленький Принц убегает от трудностей. Однако, это первое впечатление и оно, конечно, крайне субъективное. Для того чтобы составить независимою оценку, необходимы показания свидетелей. Поэтому, друзья мои, мне пришлось отправиться  в путешествие вместе с перелётными птицами по маршруту главного героя. Отправляясь в долгий путь необходимо помнить, что при каждом действии, вызывающем реакцию, воля должна предвидеть толчок противоположных сил....(79)
 
      
        На первой планете жил Король. "Облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне, очень простом и все же величественном".  Рядом с троном в клетке сидела старая крыса и доедала кусок сыра. Король зачитывал по бумажке смертный приговор.
Увидев меня, монарх прервал обвинительную речь и радостно воскликнул:
- А вот и подданный!
- Вы ошибаетесь, Ваше Величество, я прибыл на вашу планету как частный детектив по делу о Маленьком Принце, которого Вы изволили назначить вашим послом. Вы знаете, что с ним случилось?
- Да, да... Безответственный молодой человек. Очень печальная история, - вздохнул Король, - я его предупреждал, но он не последовал моим наставлениям.
- Простите, о чём Вы его предупреждали и какие наставления давали?
- Как же! Я провёл с ним мастер-класс по курсу менеджмента управления. Ведь он был коронован и обличён властью на своей планете. У него, как я припоминаю, были подданные: роза и другие растения. Стало быть, он ими управлял. А управление, как вы знаете - это манипуляция. А манипуляция должна быть экологичной. Ибо, только экологичная манипуляция доставляет удовольствие той и другой стороне. В противном случае любого правителя ждёт бунт или революция. Первое и последнее правило в искусстве управления сформулировала моя прабабушка - Екатерина Вторая: "делай так, чтобы люди думали, будто они сами этого хотят".
- И как это делать?
- Ничего сложного. От любого правителя требуется две вещи: соблюдение естественных законов и личная ответственность. Я ведь показал Маленькому Принцу, как управлять звёздами, только он не понял. Любое управление должно производиться в рамках закона: конституции, уголовного, административного права и так далее. И главное в рамках Законов природы. Их невозможно нарушить или обмануть. 
- И как же ему требовалась управлять Розой?
- Очень просто: учитывая возможности цветка и его естественные процессы развития. Глупо ожидать от юной эгоистичной красавицы глубокого взаимопонимания. Вряд ли прихотливый цветок искал общие зоны интересов. Я же ему говорил: "необходимо дождаться благоприятных условий". Маленькому Принцу нужно было подождать, пока роза не станет старой и мудрой. Её широкая образованность и разнообразные интересы в этом случае озаряли бы жизнь моего посланника. Сделали бы их общение осмысленным и ярким.
- Так. Звучит не очень убедительно. Во-первых, ждать пришлось бы очень долго. Во-вторых, кто даст гарантию, что цветок станет широко образованным и мудрым?
- Вот именно! Никто кроме самого Принца. Поэтому вся ответственность за воспитание подданного возлагается на него. А воспитание, молодой человек, - это долгий и утомительный процесс.
- Поясните, Ваше Величество, на конкретном примере. В настоящий момент рядом с вами в клетке сидит подданный - старая крыса. Время от времени вы приговариваете её к смертной казни. Это и есть процесс воспитания?
- Несомненно! - ответил король. - Долгие упражнения в юриспруденции сформировали у Старой Крысы острый ум и покладистый характер.  Зная, что её всё равно помилуют, и выпустят на свободу, она с  удовольствием лезет в клетку, чтобы покушать сыра. Таким образом, соблюдается баланс интересов: крыса остаётся сытой и довольной, а я продолжаю являть мудрость правления.
- Но это же игра какая-то?
- Конечно игра. Но осмысленная. Utere et abutere! (Пользуйся и используй! (лат.) А что есть жизнь? Старая Крыса - моя подданная и я несу за неё ответственность.  Так же и Роза была подданной Маленького Принца. Несмышленый инфант отнёсся к ней как к игрушке. Наигрался, надоела, бросил. А ведь он бы мог разнообразить её и свои интересы. Согласитесь, целыми днями наблюдать закат - это же скучно. Он мог бы судить эту свою Розу. Время от времени приговаривать ее к смертной казни. Переставать поливать водой и накрывать колпаком. От него будет зависеть ее жизнь. Но потом каждый раз надо будет ее помиловать. Как говорится, in dubiis reus est absolvendus* (В сомнительных случаях обвиняемый освобождается от преследования). Надо беречь старую Розу: она ведь у него одна.
- Кажется, мне всё ясно. Бойся того, кто жаждет власти.  Больше мне делать здесь нечего, пора отправляться в путь.
Я уже расправил крылья и собирался отлетать.
- Назначаю тебя послом! И привет моему приятелю, если повстречаешь... - поспешно крикнул вдогонку король.
- Какому приятелю?
- Лису.
Я уже летел со стаей перелётных птиц. А мысли о Лисе не покидали меня. Король назвал его своим приятелем.
     На второй планетке, жил честолюбец. Чтобы не повторять интермедию со шляпой и хлопаньем в ладоши, я сразу приступил к допросу.
- Знаете ли вы о судьбе Маленького Принца, что залетал к вам ненадолго в гости?
- Да, слышал. Он плохо кончил. Лучше бы он стал фаном "Зенита" или, на худой конец, Фили Гиркорова из детской передачи "Спокойной ночи малыши".
- Как вы думаете, что помешало ему стать фанатом своей Розы? Ведь она постоянно требовала к себе внимания, как и вы.
- Думаю, она была слишком горда и не умела раскланиваться как я. Успех в нашем деле гарантирован тем, кто умеет поддерживать собственную популярность. Если тебе хлопают, ты же должен давать что-нибудь взамен, хотя бы, снимать шляпу. Роза была сверхэгоистичной, от таких в итоге - отворачиваются. Она бы не составила мне конкуренцию. А вот Лис....
- А что Лис?
- Это хитрый и коварный игрок. Я бы не хотел встретиться с ним на одной сцене....
    Ну что же, опрос первых свидетелей общей картины не проясняет. Нужно отправляться на третью планету. Мои приключения только начинались. Продолжение следовало....

2. По следам Маленького Принца (продолжение расследования).


      Путешествовать с перелётными птицами в космическом пространстве, лишённом кислорода, без скафандра - дело сложное и трудно объяснимое. Поэтому оставим этот вопрос. Нам ни к чему дополнительные трудности. 
       На третьей планете по маршруту главного героя жил Пьяница. В этот раз он был трезв и маялся с похмелья.
Сначала разговора не вышло.
- Убирайтесь прочь чёртовы птицы, - заорал он, - без вас тошно!
- Я тебе сочувствую. Тебе тошно, потому что до открытия магазинов ещё два часа. К счастью у меня случайно есть то, что нужно! Я всегда с собой беру видеокамеру и походную фляжку.
       Пьяница просветлел и жадно глотая, опустошил половину сосуда, после чего корчился и матерился минут пять.
- Фффу!
- Кто скaзaл "Фффу"? Это, вы, ангелы, скaзaли "Фффу"? - спросил пьяница.
- Нет, это я сказал "Фффу", Как ты ругаешься!
- Да, как же, посудите сами, как не ругаться! Весь этот житейский вздор так надломил меня, что я с того самого дня не просыхаю.(90)
    Жалость к себе и потребность в оправдании внутренней вины - характерные признаки прогрессирующего алкоголизма.
- Я понимаю, я всё понимаю. Тебя оскорбили, и твое прекрасное сердце; тебя проткнули заточкой на лестничной площадке. Поэтому, ты оказался здесь, на этой планете?
Триста грамм спирта на голодный желудок  с глубокого похмелья  - это очень много. Надо было действовать незамедлительно.
- Ты встречался с юношей, что покинул свою планету в поисках друга. У него была Роза....
Пьяница не дал мне закончить.
- Не будем толковать об этом. Ну, бросил он её, ну и что? На свете много роз. Эти рыжие ресницы, опущенные ниц, и колыхание форм, и коса от зaтылкa до попы, - вздор всё это и суета сует. Теперь я это вижу.
- Что же тогда не суета?
- О! есть.... Есть на свете то, что невыразимо. Это совсем другое, но то же самое. Это когда там, далеко в краю неотцветающего жасмина распускается твой младенец, сaмый пухлый и сaмый кроткий из всех младенцев. Он уже знает букву "ю" и умеет плясать под поросячью фаранделлу, размахивая платочком, как крошечный дурак. И все, что они говорят - вечно живущие ангелы и умирающие дети - все это так значительно.... 
- Ты хочешь сказать, что Принц покинул Розу потому, что она не могла подарить ему ребёнка?
Но Пьяница не ответил, он уже начал отключаться и нести бред.
- Запомни, когда смеются ангелы, Бог молчит!  Консуэло, Консуэло, - повторял он.
       Триста грамм спирта - это менее эстетично, но гораздо круче "Поцелуя тёти Клавы". Я покинул эту грустную планету, размышляя о семье чижиков.

      На следующем астероиде меня ждала встреча с Бизнесменом. Участившиеся приступы ревматических атак совсем приковали его к креслу на колёсиках. Тем не менее, он продолжал учёт небесных светил!
- ... Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи....(91)
       Он действительно оказался трудоголиком, и разговорить его поначалу было  делом архисложным.
- Три да два - пять, пять да семь - двенадцать...  - продолжал бубнить он.
- Ахтунг! Вы допустили ошибку!! - крикнул я.
- Что!? Где ошибка? Где? - забеспокоился звездочёт.
- Вы допустили ошибку. Вы составили о себе неверное представление. Маленький Принц...
- Меня не интересуют мнения ни маленьких, ни больших принцев. Чего вы хотите?
- Но вы помните молодого человека, которому прочитали лекцию о понятии частной собственности?
- Конечно, помню, у меня отличная память. Только юноша ничему не научился, иначе он бы не шлялся по планетам, а незамедлительно отправился бы к своей розе.
- Почему?
- Потому что он владел цветком и должен был обеспечивать сохранность своего имущества.
-  Простите, я не согласен. Ведь Роза это не вещь, она была женщиной и не считала себя собственностью молодого человека.
- Конечно. Зато она считала молодого человека своей собственностью!
- Не понимаю, поясните.
- Вы знаете, что я бизнесмен. И основной всяческих отношений считаю коммерцию. А основой всякой коммерции является учёт, молодой человек. Неважно, что считать звёзды или деньги. Деньги - холодный эквивалент горячей энергии того, кто их зарабатывает. Ваш Принц вместе со своей Розой вступили в контур близких отношений, основой которых является обмен горячей энергии их сердец. И если кто-то кому-то не додаёт, то отношения не складываются. Всё просто как в бизнесе. Влюблённые этого не понимают. Когда они говорят: "он мой, она моя!" то ясно указывают на то, что их отношения приобретают собственнические мотивы. А собственность всегда имеет кое-какую цену.
- И какую же цену имела, к примеру, Роза для Маленького Принца?
- Думаю, невысокую, если он её бросил. Вы слышали когда-нибудь от него, что он готов отдать жизнь за свою любимую?
- Не слышал. Но в итоге, он отдал свою жизнь, чтобы там, за порогом жизни, быть рядом с ней.
- Это каждый дурак-подросток может! Посмотрите статистику суицидов, каждый второй, - романтик-подросток! - сердито заявил Бизнесмен, - Ваш Принц был лентяем, не ценившим, ни свою собственную жизнь, ни чью-либо другую. Даже мерзавец Нерон перед смертью назначил цену собственной жизни.  "Qualis artifex реrео!" - всхлипывая, повторял он, пока его личный секретарь Эпофрадит не перерезал ему горло.
- Какой артист погибает...  - перевёл я латынь.
- А что, ваш Принц? Ни опыта, ни знаний, одни мечтания и созерцания закатов. И метания души в поисках ещё одного друга, который бы смог заполнить его пустоту. Скукотища! Неуравновешенный, психически примитивный разум, не умеющий ценить ничего, что дал ему Бог. Такие как он упиваются своим одиночеством и возводят в ранг совершенства свои ничтожные страдания.
- И что, им ничем нельзя помочь?
- Их убогий разум не способен делать правильные выводы. Я же ему говорил: "Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, - значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, - он твой". Я пытался объяснить ему, что этот остров и этот алмаз, - это то, что у него уже есть. Чем он уже богат и чем владеет: его планета, его Роза! Он ничего не понял и всё извратил! Современная безыдейная молодёжь потеряна, он ничего не видит кроме материальной наживы.
- Ок. Я понял вашу позицию.
- Вот и хорошо. Ошибки в моих расчётах нет. Вы не правы. А теперь пора закругляться, вы и так отняли у меня много времени. Я человек серьёзный. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один....

3. Трансформация сказки (окончание расследования)

      Маленький Принц был прав, когда сказал, что в работе фонарщика есть смысл. Его крохотную планетку было бы трудно отыскать в сверкающем потоке Млечного Пути, если бы она не моргала. Как маяк в ночи, она могла бы стать ориентиром для космических путешественников, если бы стояла на одном месте. Но, увы, она, как и все материальные объекты перемещалась в пространстве.
Вначале мне показалось, что Фонарщик вежливый и приветливый человек.
- Добрый день, - сказал он и погасил фонарь.
- Добрый день, - ответил я.
Через 3 секунды он сказал:
- Добрый вечер, - и зажёг фонарь.
- Добрый вечер - ответил я.
Ещё через 3 секунды:
- Добрый день!
- Добрый день, позвольте задать вопрос...
- Добрый вечер!
- Я хотел поговорить с вами о Розе и ....
- Добрый день!
Я понял: его планетка стала вращаться ещё быстрее. Верность своему долгу зажигать и гасить фонарь в условиях стремительно вращавшейся планеты полностью блокировала возможные переговоры.
Блин, вот незадача! Ну, я понимаю, когда умственно отсталых птиц садят перед штамповочным станком и они целый день нажимают лапкой на рычаг: шлёп-шлёп - картонная коробка готова, шлёп-шлёп....
Но когда человек разумный во имя верности своему долгу окончательно оболванивает себя до уровня имбецила! Добровольно делает себя олигофреником средней тяжести,... -  этого я не понимаю.
- Его планетка так мала,  - повторил я слова Принца, улетая прочь.

А вот, Географ сразу взял меня в оборот.
- Рассказывайте. Где были, что видели, выкладывайте. - Заявил он.
- По идее, вы должны навести обо мне справки, и проверить меня на валидность данных.
- Это так... - смешался Географ. - Но процедуру можно поменять, вначале ваши сведения, потом проверка.
- Я не путешественник, а вы, в данный момент, являетесь объектом детективного расследования. Меня интересуют причины смерти гражданки Розы и гражданина вселенной, - Маленького Принца.
- Ага, я понял, я под следствием. - Заволновался Географ.
- В качестве свидетеля, - успокоил я.
- Тогда записывайте. Всё, что я скажу, должно быть слово в слово сказано на суде. Записывайте:
      - Уважаемый суд, уважаемые  присяжные заседатели. Вы видите перед собой, в этом горшке,  жертву равнодушия - гражданку Розу. Эгоист и себялюб  бросил на произвол судьбы это эфемерное существо, нимало не беспокоясь о том, что та, кто дарила ему свой аромат и озаряла его жизнь, оказалась в положении приговорённой к мучительной смерти. Мы географы занимаемся вещами вечными и неизменными, как вы знаете, например, горами и  океанами. Цветы не входят в зону наших интересов, потому что они смертны. Но! Уважаемые присяжные заседатели, даже я не смог спокойно наблюдать за гибелью Розы. Ответчик утверждал, что убежал из дома в поисках друга. Он что, Колобок? Я могу понять Колобка, который убежал с подоконника, спасая свою жизнь, от голодных и алчных бабки с дедкой. Я не могу понять Маленького Принца. Чем не устраивал его в качестве друга этот прекрасный цветок?! Полил, накрыл колпаком и порядок. Что ещё требуется?
Перед вами, уважаемые присяжные заседатели, сидит на жёрдочке эгоист до мозга костей, холодный и равнодушный птиц. И я призываю вынести ему справедливое наказание!
- Всё что вы сказали, Географ, не более чем, частное мнение свидетеля. На том спасибо и пока.
"Эффективный подход, представиться детективом. Коротко и ясно  изложил свою позицию, уважаю учёных!" - подумал я и отправился на Землю.

      "Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей..."  - и так далее.
Лиса найти было не сложным. Ориентиром служили миллионы роз, которые росли рядом с пшеничным полем и  яблоневым садом. Я сел под деревом и стал ждать. Лис осторожно выбрался из норы и сел поодаль, часто моргая от ослепительного солнца.
"Здесь будет веселее, чем у Фонарщика", - подумал я.
- Приветствую вас, учитель! - обратился я к Лису.
- Ты, я вижу, попугай. Попугаи не такие вкусные, как куры, - облизнулся Лис, пригнул голову, присел и напружинил лапы, готовясь к прыжку.
- Стоп! Вы под следствием. Вы имеете право хранить молчание! Все что вы скажите, будет использовано против вас в суде!
- Кто ты? И зачем явился сюда? - опешил Лис.
- Я расследую факт преступления против личности. Глава шестнадцатая, статья сто десятая УК "Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз".  Поэтому я вам советую отвечать на вопросы искренне и добровольно помочь следствию.  Вы довольно близко были знакомы с покойным Принцем и обвиняетесь в том, что использовав способность внушения, сформировали глубочайшее чувство вины. Если вас признают виновным, то встреча с охотниками, которых, как я знаю, вы не очень любите, вам гарантирована.
- Я ничего плохого не сделал! Мы подружились с Маленьким Принцем. Когда я его встретил, он бы так одинок.
- Стоп. Давайте по порядку, Лис. Вы готовы ответить на несколько вопросов? Если в действиях по отношению к малышу не было прагматической пресуппозиции, то ваша вина будет условной.
- Никаких злых умыслов не было! - Лис был очень взволнован или казался таким, - я знаю, что малыш совершил отчаянный поступок, договорившись со Змеёй. Я отвечу на все вопросы.
- Первый вопрос, с какой целью вы просили молодого человека вас приручить? Для чего вам лично нужна была привязанность Маленького Принца?
- Я ведь сразу понял, как он одинок! Даже лётчик это понял: "О Маленький принц! Понемногу я понял так же, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение - ты любовался закатом". Я хотел разнообразить его жизнь, сделать её более красочной, наполнить чувством тепла и привязанности....
- Выходит, из альтруистического чувства сострадания вы решили помочь молодому человеку?
- Ну конечно! Вы так подозрительны. Не думаете же вы, что я хотел его съесть? Абсурд.
- Не думаю. Вряд ли он вам оказался бы по зубам. Вот если бы к вам подкатился Колобок....
- Неужели вы верите в эти сказки?! Плетут обо мне невесть что.
- Продолжим. Когда вы научили его методу привязывания, вы с ним сблизились?
- Конечно.
- И тогда он рассказал вам историю своей любви?
- Да, он сказал, что хочет найти друга, потому что роза не оправдала его надежд. Она была слишком утомительна для впечатлительного молодого человека. И потом, ведь, Роза была примитивным и манерным существом.  Что она могла дать его развивающемуся разуму? Эти ничтожные ужимки и кривляние, эти тигры и гусеницы - это мелко.
- Поэтому вы решили взять на себя его воспитание?
- Ну... Не то, чтобы я взялся его обучать. Я хотел передать ему тайны законов мироздания. Он оказался способным и восприимчивым учеником. Согласитесь, знания необходимо передавать из поколения в поколения. Что тут плохого. Например, видеть сердцем - дано не каждому. Здесь нужна медитативная практика.
- Итак, вам нужен был ученик, и вы увидели в Принце потенциального носителя древних истин?
- Ну....
- Давайте прямо, да или нет?
- Ну, да. Но, в этом же нет ничего плохого?
- Конечно, если речь идёт исключительно о передаче знаний, а не о комплексе власти и тщеславии.
- Да, исключительно. Это так.
- Тогда, скажите Лис, для чего вы акцентировали его внимание на Розе, что он обрёк на одиночество и медленное умирание от обезвоживания? Зачем вам необходимо было привить ему чувство вины?
- Молодой человек, вы или не понимаете, или не понимаете. - заявил Лис. - Кто такая Роза?  Смотрите... Она прошла сквозь тысячи белковых формообразований и родилась вновь. И Время вновь открыло для неё дверь и, в сиянии Желтого Карлика, показало свою последовательную конечность. Если бы она была человеком, то  время выделило бы ей около восьмисот сорока месяцев, двадцати пяти тысяч пятьсот пятидесяти дней и ночей, шестьсот тринадцати тысяч двухсот часов, тридцати шести миллионов семьсот девяносто двух тысяч минут, двух миллиардов двухсот семи миллионов пятьсот двадцати тысяч секунд… и бесконечность мгновения.
Итак, она родилась и начала убивать время. И делала это всю жизнь, минута за минутой, час за часом. Первое своё преступление она совершила тогда, когда сказала “Мне скучно”. Отдавать отчёт в том, что ты делаешь, и продолжать убивать своё время – вот истинная вина Розы. Лицемерно оправдываясь фразами “Мне нечем заняться”, “Руки не поднимаются ничего делать”, она уничтожала главную свою ценность, и знать ничего не хотела о том, как мучается, как стонет её Время Жизни истекая, капля за каплей в никуда. За рутиной привычных занятий и ничегонеделания, час за часом, кусок за куском, безжалостно, как мясник, она отрезала куски своего Времени и отдавала их на съедение бессмысленному морганию. Могла ли знать она, что на самом деле теряет? Чем, на самом деле, обкрадывает себя? Сколько бесконечных мгновений, которыми одарило её Время, прошли мимо? Сколько потрясающих состояний ОЗАРЕНИЯ и НОВОГО ПОНИМАНИЯ погибло?! Сколько заново рождающих ИЗМЕНЕНИЙ умерли, не зачавшись?! Сколько, Роза?
- Простите мне мой пафос, – устало сказал Лис, - но это лишь половина её вины.
Он помолчал секунду, затем выбросил лапу в сторону горизонта.
- Посмотрите на неё! – закричал он, - ОНА ТА, КТО КРАЛА И УБИВАЛА ЧУЖОЕ ВРЕМЯ!!! (63)Смотри на меня и отвечай, Роза! Скольких ты обокрала в других своих самовоплощениях?! Они приходили в твою жизнь и уходили оттуда обворованные. Оставляли тебе самое дорогое – Время. И ничего не требовали взамен. Не все конечно. Но многие. Одни отдавали часы, другие годы. Зачем ты обокрала жизнь Маленького Принца и убила Время его жизни?! Что ты сделала, чтобы отпущенные ему бесконечные творческие мгновения слились с твоими? Что сделала ты, чтобы просыпаться и жить в его снах? Ты оправдываешься потому, что в твоём Мире есть место случаю. В твоём мире живёт гильотина по имени СКУКА! Ты ищешь оправдания и пеняешь на судьбу. Ты говоришь: “на всё воля Всевышнего”.… Да, на всё Моя Воля! Слушайте ВСЕ! Суда присяжных не будет! Я приговариваю её своей мудростью и властью, данной самому себе! Я приговариваю её к повешению на Локальной Временной Петле и ЗАЦИКЛЕННОСТИ. Я лишаю её разум глаголов времени. Да будет так!
       Я молчал и уже внутренним зрением видел эту Розу, чья красивая головка склонилась под тяжестью обвинений. Ей нечего было ответь. Да, она безусловно виновна... "Но причём тут Роза, мы же обсуждали вину Принца.... или вину Розы?" - пытался выкарабкаться из липких паутин сна мой засыпающий разум.
-  Зорко одно лишь сердце, - продолжал звучать голос Лиса, - главное глазами не увидишь, они ничего не видят, они засыпают в то время, когда сердце начинает смотреть... ЯДЕРНЫЙ СОН ДНК.
       Вспышка! Криком взорвались глаза, вскипели, сгорели. Звук покатился медью звенящей. Снова взрыв света - обуглились кости. Скелеты белковых тварей, дымясь, рассыпались в прах, и страх округлился глазницами ямин бездонных. Сила тысячи солнц горящих брызгами пламени, жаром палящим, раздвинув пространство, стало клубящимся огненным шаром. И тот поплыл невесомо, беззвучно, шлейфом огня рассыпая сверкающий дождь за собою. И снова вспышка! Шар разлетелся вдребезги света, и Мир, золотою стрелой пронзенный, завис в паутине лучей волшебных. НИЧТО НЕ СМЕРТНО! Соединяя куски вселенной, фрагменты пространства, времен теченье, историй эпохи, отрывки судеб, … струны в причудливый танец связали бликов сияние - жизни горение. Каждый миг, воплощаясь в новые формы, - в мяуканье кошки, в трепет крыльев небесной птицы, в немую палитру подводной жизни, в краткий век мотылька ночного…, - ты просто танцуешь жизни белковых тварей и звезды слепые – твои партнеры. Танец белковых созданий - трансовый сон ДНК. Танец белковых тварей. Нет жизни, нет смерти – есть танец! (64)
    Я уже почти спал, когда рыжая тень метнулась в мою сторону, пасть распахнулась, обнажая ряд зубов, и боль пронзила моё плечо. Я встрепенулся, вскрикнул и, сбрасывая оцепенение, отчаянно забился в зубах хищника. И... чудом вырвался из губительных челюстей. Превозмогая боль в крыле, я взлетел на ветку дерева.
- Ах ты, сволочь рыжая! - заорал я. - Ты хотел меня съесть. Ты загипнотизировал и усыпил меня!
Лис не оглядываясь, кинулся прочь и затерялся в пшеничном поле. 
      
        Труден и долог был мой путь в то место бескрайней пустыни, где за тысячи миль вокруг не было ни единой души. Не всякий попугай долетит до середины Сахары. Но я долетел, вернее доплёлся. Крыло совсем отказало, и я почувствовал себя в роли того лётчика, что потерпел аварию. Здесь, на краю бархана,  я встретился со Змеёй. У подножья стены, подняв голову, свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты. Соблюдая дистанцию, я поздоровался.
- Привет, Змея. Ты та, кто возвращает прах к праху. Зачем ты выполнила просьбу Маленького Принца?
- Я не выполняю ничьих просьб и никому не помогаю. Когда мне больно, я жалю. Это просто функция защиты. Моя биологическая функция. Так погиб Вещий Олег. Так использовала меня Клеопатра.
- Значит, вы ни о чём с ним не договаривались?
- Он просил меня помочь. Но я лишь сказала ему то, что сказала тебе.
- Всё. Я понял. К тебе, Змея, нет претензий. Ему достаточно было просто сделать шаг и наступить на тебя. Теперь я припоминаю:
" Он сказал:- Ну... вот и все... Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг".
 
       Так закончилось моё расследование. С Лётчиком я встречаться не стал. Незачем разрушать миф, который он сотворил. Пусть вечно слушает смех звёзд, как сотни золотых бубенцов. Он сочинил прекрасную сказку, спроецировав в неё свои непростые отношения с Консуэлой. Мало заботясь о внутренних мотивах героев, он расставил смысловые акценты, как Бог послал. Он убивает своего героя так же, как Гёте своего, - юного Вертера. Жажду смерти во имя любви подтверждает серебряный браслет, найденный в рыболовной сети в сентябре 1998 года. "Antoine de Saint-Exupery (Consuelo), с/о Reynal and Hitchcock Inc., 4th Avc, N.Y City, USA" - выгравировано на нём. Там, за порогом Храма, они встретились. Вечная память влюблённым.

 


Рецензии
Мы проходили эту сказку по домашнему чтению (есть такой аспект в изучении иностранных языков) на II курсе. Кое-что разбирали. Роза практически сразу была "расшифрована" - это женщина. Когда принц полетел по планетам, мы, разбирая главки, отвечали на вопрос, учится ли он. И неизменно отвечали "да". На I курсе я делала доклад о вреде алкоголя на мини-конференции по возрастной физиологии и школьной гигиене. Преподше домашнего чтения (она была и заместителем декана) "доложили", что я делала такой доклад, она попросила у меня картинки к этому докладу. Потом был открытый урок по главе о пьянице. Тогда наша преподша как раз применила новую фишку - логико-коммуникативную программу (разработка одной нашей преподши с кафедры методики). Я на какое-то время заняла преподавательское место. Потом пошли следующие главы, дошли до конца. И нас озадачили вопросом: правда ли маленький принц умер или всё же остался жив? У меня возникло "нехорошее подозрение", что он всё же остался жив, а смерть от укуса змеи - аллегория. И преподша подтвердила - он остался жив, просто вырос, стал взрослым. А я недавно вспомнила сказку какого-то французского писателя (увы, не помню фамилию) "Тисту, мальчик с зелёными пальцами". В одной семье родился мальчик, наречённый Франсуа-Батистом, но окружающие называли его просто Тисту. Он пошёл в школу, но оказалось, что не может учиться обычным способом, в классе. Он засыпал буквально через 3 минуты после начала урока. Тогда его стали обучать дома, наняли наставника, передававшего ему всевозможные знания буквально на ходу (читать, писать и считать мальчик научился ещё до школы). Тисту рос в богатой семье, но родители решили, что он не должен расти белоручкой и отдали его в помощники садовнику Седоусу. И оказалось, что к чему бы мальчик ни прикоснулся, там вырастали цветы. Не всё время, а когда он думал о цветах, копался в земле или хотел, чтобы где-либо выросли цветы. И Седоус сказал, что у Тисту "зелёные пальцы", что они спрятаны внутри и это очень редкий дар. Потом Седоус умер. Тисту сказали, что Седоус вознёсся на небеса. И вот Тисту стал плести длинную-предлинную лестницу. Потом он закинул её высоко, и она зацепилась за небо. Он привёл к лестнице своего ослика, разулся, влез на ослика, чтобы дотянуться до лестницы и полез. Он лез день за днём, добрался до неба и увидел пышное-препышное облако, напоминавшее шевелюру Седоуса и обнял это облако. А ослик в течение нескольких дней стоял под лестницей и ел траву, но не всю подряд, а выщипывал то так, то сяк. Когда ослик перестал есть траву, все заметили, что она выедена со смыслом - появилась фраза "Тисту был добрым волшебником". В детстве я прочла эту сказку и думала, что Тисту просто умер от горя, он любил Седоуса больше, чем родителей. Но недавно я решила, что эта лестница в небо - просто рост. Настало время, и Тисту вырос. И место "доброго волшебника", удивительного мальчика занял обыкновенный взрослый.

Юлия Вячеславовна Каплюкова   15.10.2014 11:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юлия. Аллегорическая смерть маленького принца обусловлена прежде всего маленькой змейкой. В европейской культуре змея не является символом мудрости. "Миф или легенда произрастают из архетипического материала, констелляция которого происходит во время болезни, и психологический эффект заключается в том, чтобы подвести пациента к общечеловеческому значению его конкретной ситуации. Например, укус змеи является архетипической ситуацией, и поэтому вы обнаруживаете этот мотив во многих сюжетах. Когда архетипическая ситуация, лежащая в основе болезни, находит правильное выражение, пациент выздоравливает. Если же адекватное выражение не найдено, человек, предоставленный самому себе, возвращается в изоляцию болени; он одинок и не имеет связи с миром".
К. Юнг

Георгий Де Пере   15.10.2014 12:14   Заявить о нарушении
Да, восприятие змей и всех прочих тварей у всех народов разное. Один мой знакомый не раз повторял, что на Руси змея всегда подколодная, а на Востоке - символ мудрости.В общем, озадачил господин де Сент-Экзюпери не одно поколение исследователей своей сказочкой!

Юлия Вячеславовна Каплюкова   15.10.2014 14:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.