Уроки юности

   В последние два года учёбы в школе были у меня два друга, о которых и хочу рассказать. Это были послевоенные тяжёлые годы жизни, которые не могли не наложить отпечаток на формирование наших характеров и на отношения к жизни.

   Лёшка потерял на войне отца и жил втроём с сестрой и матерью. Лёшка был немного старше нас, так как учёба давалась ему трудно, и шёл он по ней с некоторым отставанием по годам. Был он высоким и здоровым парнем, но закомплексован своей бедностью, видом своей одежды и, вообще, всем, что было связано с его семьёй. Он стеснялся своей матери, сгорбленной не по годам от тяжёлой ноши растить двух детей на свою маленькую зарплату за свою очень не престижную работу. Но он любил её. Это было хорошо заметно, когда я бывал в их семье. Лёша вообще стеснялся своих жизненных условий в маленькой, покосившейся избёнке и её содержанием.

   Кроме того, он безответно и безнадёжно был влюблён в мою подружку и как-то даже по случайному поводу кинулся ко мне с дракой на какой-то вечеринке. Хорошо понимая его состояние, я не стал ему потакать, а только сказал ему:

   - Лёша, завтра тебе стыдно будет за этот поступок.
 
   Он сразу как-то сник и вскоре ушёл домой. Ведь мы были настоящими друзьями.
Несмотря на сказанное, Лёшу уважали в классе, потому что он был честным и справедливым парнем и всегда мог заступиться за слабого.

   Второй мой друг, Юрка, тоже потерял на войне отца, но жил в полной семье с отчимом, который относился к нему как к родному сыну.

   Юрка был инвалидом с детства. Ходил он на костылях, но никак (во всяком случае, внешне) не комплексовал по этому случаю.  Он играл на баяне, прекрасно пел и, вообще, проявлял любовь к жизни.

   Юркины родители были очень рады нашей дружбе с ним, так как понимали, что не у всех детей-инвалидов, как у Юрки, имеются искренние друзья не чурающие  его ущербности. Увы, чтобы не говорили, а это так.

   Юрку, также как и Лёшку, уважали в классе за его оптимизм,  любовь к жизни и всегда приглашали, как и Лёшку, на все мероприятия и вечеринки.
 
   Но вот прошли все выпускные мероприятия, мы получили аттестаты и разошлись кто куда. Лёшка поступил учиться в железнодорожное училище, Юрка уехал в другой город  учиться в техникуме на бухгалтера, а я уехал во Владивосток учиться в Высшем Военно-Морском училище.

   Прошёл год и я приехал в родной городок на каникулы после первого курса. Лёшка уже работал где-то в другом месте после окончания училища, а Юрка был тоже в нашем городе на каникулах. Телефоны тогда в нашем городе были большой редкостью, и мы с Юркой ещё не договорились о встрече. В ожидании долгожданной встречи со своей девушкой,  я пошёл в центр города один, чтобы посмотреть, что появилось новенького, да  и себя показать всем знакомым и незнакомым. На мне была красивая форма военно-морского курсанта. Я казался себе красивым, большим и здоровым, и на меня действительно заглядывались встречные девушки, знакомые и незнакомые, красивые  и некрасивые.

   И тут впереди меня появился Юрка. Он шёл на своих костылях навстречу мне, был возбуждён и обрадован. Поравнявшись со мной, он как-то смешно жестикулировал своими костылями, крутился возле меня, забегал вперёд и своими костылями мешал мне идти.

   И вот здесь появилось у меня, как дьявольское наваждение, граничащее с подлостью малодушие. Юрка был ростом ниже меня, а на своих костылях казался мне маленьким, смешным карликом, с которым мне стыдно стало идти.

   Слава богу, такое моё постыдное состояние оказалось краткосрочным. И уже в следующие мгновения я избавился от него. Ведь это же Юрка, мой друг и товарищ, и замечательный человек. Я был рад встречи с ним. Мы часто общались с ним во время моего отпуска, и мне было совершенно безразлично, как и кто реагирует на немного странную пару шагающих рядом друзей.

   Единственно, о чём я иногда думал: заметил ли тогда Юрка моё мимолётное малодушие. Вполне допускаю, что заметил. Но как умный и тактичный человек не подал виду, так как был уверен в моей порядочности и искренней дружбе.


Рецензии
Какими небыли друзья -
Они друзьями остаются!

Понравился рассказ!

Зеленая!

Варлаам Бузыкин   22.10.2023 12:19     Заявить о нарушении
Это уж точно. Спасибо.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   22.10.2023 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.