Заметки на полях 4. Лекция Дмитрия Куликова

                Или размышления после одной лекции.

Эта лекция политолога Дмитрия Куликова, прошедшая 9 октября 2014г., показалась мне настолько важной, актуальной и интересной, что я решила о ней написать (может быть кого-то эти темы тоже заинтересуют). Лекция открывала цикл выступлений специалистов Центра А.А.Зиновьева ФГП МГУ, ее тема: "Западнизм - эрзац демократии". Одновременно с изложением, поделюсь своими размышлениями по затронутым вопросам.
   Дм.Куликов начинает лекцию с характеристики метода А.Зиновьева,
поясняя, что методу в сфере логики знаменитый ученый посвятил всю
свою жизнь. Его по-настоящему интересовала суть вещей, и он искал
метод, с помощью которого можно было прорваться к истине, попытаться
показать то, что скрыто. Что же это за метод? Суть его заключается
в том,чтобы среди обычных вещей замечать нечто необычное,
логически противоречивое, и искать причину этих кажущихся
противоречий. Противоречия мнимые, так как он считал, что мир
человеческого мышления устроен логически, по определенным законам.
И с тем, что не соответствует этим законам, нужно разбираться.
Далее Дм.Куликов приводит два примера таких несоответствий.
 1.Мы все привыкли к формулировке "естественные права человека".
У слова "право" есть четкое определение: право - это определенная
система прав и обязанностей, закрепленная за гражданином. "Теперь
задаем себе вопрос: "Если есть права человека, а обязанности
человека существуют?" Утверждается, что - нет. (Не надо путать
с обязанностями гражданина,записанными в Конституции). Но ведь
права существуют только в связке с обязанностями. А если не
существует естественных обязанностей человека, заданных от
рождения, то нет и естественных прав. (Об этом нам говорит
юриспруденция и философия и логика права). Если это не права,
то что это? И выдвигается гипотеза, что это идеологемы,
которые нужны для того, чтобы влиять на поведение людей.
                Когда я слушала эту часть, то подумала о том, что
                может быть у человека все-таки существуют и
                естественные обязанности. Одна обязанность - быть
                человеком, то есть сохранить в себе все
                человеческое - то, что отличает нас от животных:
                разум, речь, чувство стыда, моральные чувства.
Второй пример касался такого популярного сегодня понятия, как
демократия. Демократию называют основой и главным принципом
современного общества. Но после 11 сентября Америка сократила
все демократические права как минимум на 50%. Значит, демократия
- не главный принцип? Главный принцип - безопасность?
                Думаю, что для США демократия никогда и не была
                главным принципом. Идея демократии в качестве
                главной навязывается всему остальному миру. А
                основные принципы, по которым живут США, - идеи
                собственной исключительности и безопасности. Такой
                вывод можно сделать, наблюдая за действиями США
                во всем мире и слушая и читая высказывания
                американских политиков и политологов.
   Это была только вступительная часть. Далее - три основные тезиса:
Первый тезис - что такое западнизм? Это определенный социальный
уклад и строй, существующий в странах Запада. Что его
характеризует? Каковы главные отличия? Прежде чем говорить о
его особенностях, необходимо уяснить, что является самым главным
фактором,который организует и структурирует человеческое
общество. Такой субстанцией является власть. Без власти общество
не образуется. Характеризуя власть, Платон проанализировал
соотношение трех сущностей: общества, государства и человека.
И сделал вывод, что человек как единица, как личность
возможна лишь в том случае, если государство создает условия
для существования личности. Причем даже тогда, когда цели
и интересы индивида не тождественны общественным, государство
все равно его защищает. От кого же защищает? От общества. Платон
воспринимал государство как особый институт, который защищает
человека от общества. Но с периода Нового времени и по сегодняшний
день либералы утверждают, что человека надо защищать
именно от государства. Что же должно быть первично - государство
или общество? Куликов, насколько я понимаю, вслед за Зиновьевым,
утверждает, что государство. И показывает это на примере
зарождения коррупции. Все говорят, что важнейшим источником
коррупции является государство, бюрократия. Нет. Когда люди
договариваются между собой и создают преступную группу - это
общественные отношения, а не государственные. А государство
оказывается настолько слабым, что оно не может пресечь эти
преступные общественные отношения."Коррупцию порождает не государство,
а общественные отношения. Общество подчиняет себе государство,
делает его недееспособным, и потом возникает коррупция. Именно такая последовательность". И еще раз более четко формулирует: не должно
быть власти вне государства,потому что государство - есть власть
публичная, ответственная, подотчетная, а власть общества -
непубличная, безответственная, неподотчетная.
Но вернемся к распространению в общественном сознании мысли о том,
что роль государства необходимо снижать. В этот период власть
начинает перетекать в другие структуры. Эти структуры получают
власть в том числе и над государством. Для обозначения этого
явления Зиновьев ввел термин"сверхобщество" - общественная
структура, имеющая власть не только над людьми и другими
общественными структурами, но и над государствами. "Сверхобщество" -
специальная структура западнизма, его особенность.
                Насколько я понимаю, речь идет о глобальном
                обществе,
                о процессе глобализации. О чем А.Зиновьев пишет в      
                других статьях.
Далее лектор отвечает на вопросы студентов. Один из них мне показался
наиболее интересным: влияет ли на силу государства политический режим?
Ответ: влияет, т.к. политический режим - конкретный способ реализации
власти. Но важнее все-таки правильное соотношение между государством,
обществом и человеком, понимание того, что не должно быть власти
вне государства.
                Отвечая на вопросы, Д.Куликов высказывает и
                другие               
                важные мысли о состоянии современного общества,
                о демократических процессах, с чем я также могу
                только выразить свое согласие без каких-либо
                комментариев. Но подробнее о демократии - во
                втором тезисе.
   Итак, второй тезис - о демократии.
С момента своего зарождения в греческом полисе, демократия
представляла собой специально организованный способ власти
меньшинства (граждан) над большинством (неграждан). В таком
виде она возникла и в США: демократически организованное
меньшинство руководило большинством - теми, кто не проходил
по имущественному цензу, был женщиной или негром. Но в 20-м
веке демократия начинает меняться и превращается в то, что мы
называем всеобщей управляемой демократией, когда все права есть
у всех. Что же стало причиной этих перемен? Это социализм, созданный
Советским Союзом. В нашей стране впервые была создана всеобщая
демократия: все обладали правом голоса, правом быть избранным, не
было никакого имущественного или расового ценза. Когда СССР наделил
своих граждан всеми правами, то поставил западные государства
в неудобное положение - необходимо было что-то менять, доказывать
преимущества своего социально-политического устройства.
Тем более, что к 1945 году у Советского Союза сформировался сильный
позитивный имидж в мире: СССР сыграл ключевую роль в победе над
фашизмом, это была страна высоких социальных гарантий, страна, в
которой существуют равные права и отсутствуют любые формы
дискриминации. На Западе понимали, что при существующем
положении дел победить Советский Союз в "холодной" войне невозможно,
необходимы изменения. И они начали осуществляться по трем направлениям.
 1.В сфере идеологии: нужна была такая светская вера, как вера
в коммунизм. Группа философов в США стали разрабатывать
демократическую идеологию, стараясь сделать ее более сильной.
                Рискну высказать свои дополнения. Но как можно
                белое представить черным? То есть правильную
                коммунистическую идеологию, в основу которой
                положены христианские заповеди, сходные с               
                заповедями всех традиционных религий,
                представить
                неправильной? Только циничной ложью,
                агрессивным
                навязыванием штампов (например, определение:
                "Советский Союз -
                империя зла"). А также созданием путаницы
                понятий
                и определений.
 2.Западному обществу пришлось наделить всех избирательным правом
(в США последний имущественный и расовый ценз отменили в 1968г.)
Что с этим делать? И появляются избирательные технологии, которые
превращают голосование в техническую процедуру.
 3.Римская формула управления:"хлеба и зрелищ" - вот что необходимо
дать массам, чтобы спокойно ими управлять - превращается
в идеологию общества потребления. Появляется огромная индустрия
развлечений, прилавки ломятся от избытка товаров массового спроса.
Необходимо было показать, что уровень жизни на Западе гораздо
выше, чем в СССР. И это удалось. Но за это пришлось заплатить
высокую цену: те огромные долги, которые Запад имеет сегодня
в размере одного годового ВВП и у США, и у Евросоюза - это
следствие общества потребления. Когда-то с этим придется
разбираться, но в определенный исторический момент цель была
достигнута.
Но в настоящее время уже невозможно поддерживать ни общество
потребления, ни идею демократии, с которыми общество подошло к
своему пределу. И для того, чтобы избежать системного кризиса,
необходимы радикальные перемены. Но какие?
Вот это будет третьим тезисом данной лекции.
Одним из студентов был задан очень важный, на мой взгляд,
вопрос: насколько дееспособна идея демократии для достижения
внешнеполитических целей, и как долго она будет превалировать в
достижении внешнеполитических целей стран Запада?
Д.Куликов согласился, что идею демократии действительно используют
для достижения внешнеполитических целей. США присвоили себе звание
эталона демократии и пользуются этим званием как манипулятором.
Почему США в качестве эталона? Это не принято доказывать, в
демократию принято верить.
   Итак, третья часть лекции. О том, что же необходимо предпринять,
чтобы избежать кризиса управления? Серьезность этого
кризиса признают и адепты либеральной демократической мысли, т.к.
в сложившейся ситуации они уже не могут управлять обществом.
Они предлагают вернуться назад, в 18-19 века, сделать демократию
властью меньшинства над большинством. Точнее, лишить права
голоса большинство населения. Об этом прямо говорит известная
журналистка и писательница, сторонница либеральной мысли
Ю.Латынина: "Если в стране должны быть выборы, это не значит, что
каждый люмпен должен голосовать". Необходимо ввести имущественный
и интеллектуальный ценз, и этот узкий круг избранных будет обладать
политическими правами. Она предлагает выплачивать желающим по сто
долларов за отказ от права голоса.
                А это уже было в постсоветской истории. В 90-х
                годах на многих предприятиях месяцами не
                выплачивали зарплату. Часть заработанных денег
                обещали отдать в случае голосования за Ельцина.
                Видимо, владельцы нефти и газа, заводов и            
                самолетов и сейчас хотят лишить людей
                права голоса. А для этого существует множество
                различных методов.
               
В заключение хочу дать небольшой справочный материал об А.А.Зиновьеве - советском и российском ученом-логике, социологе и социальном философе (годы жизни: 1922-2006 г.)
С 16 лет был убежденным антисталинистом, считал сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма. Член КПСС в 1953-1976 г. Критик глобального капитализма.
В последние годы жизни в Советском Союзе и в эмиграции считался "известным советским диссидентом". Сам Зиновьев утверждал: "Я диссидентом никогда не был... Меня упорно зачисляли в диссиденты." "Я... вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы... Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т.д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе" Об этом А.Зиновьев говорил в 1993 г. ("Завтра", №2,1993г.) еще в период жизни в Мюнхене. После его возвращения из вынужденной эмиграции в Москву в 1999 году, был создан Исследовательский центр А.Зиновьева. Академик возглавлял его лично до 10 мая 2006 года. Результатом семилетней деятельности Исследовательского центра стали: циклы лекций в Школе социологии А.Зиновьева, Школа дистанционного обучения, издание книг "Логическая социология", "Логический интеллект".
В октябре 2013 года был создан Международный научно-образовательный центр имени А.А.Зиновьева при МГУ. Он образован в качестве подразделения нового Факультета глобальных процессов МГУ, осуществляющего подготовку специалистов в сфере международных политических и экономических отношений.

               


 

 
               
 
               
               


Рецензии
Интересно... Итак, по очереди:

1). Права - обязанности. Мои права налагают на Вас какие-то обязанности, а ваши - на меня. Они неразрывны, а потому темы по сути нет.

2). Демократия. Это хитрая формула. Нужна для чего-то - достают. НЕ нужна - попирают. Как в США. Столкнулись с июньским (2014) решением БРИКС о создании банка БРИКС со 100 млрд. долларов капитала (который сможет вести триллионные операции), создании резервного фонда БРИКС с таким же капиталом, о ведении единой валюты БРИКС, которая сразу обрушит доллар и... плевать они - со своим долгом в 18 трлн. долларов - стали на всю демократию - развязали против нас и БРИКС эту войну...

3). Западизм. Это политика+идеология+экономика Западной Римской Империи против Восточной (Византии)... Отсюда и все проблемы, войны, экономические модели, политические союзы и пр. Западной Европы в течение полутора тысячеления
4). Влияет ли на силу государства политический режим? Да.

5). Правильная коммунистическая идеология на основе всех религий. Да. Вы правы.
5). Западному обществу пришлось наделить всех избирательным правом... изобрести избирательные технологии, которые превращают голосование в техническую процедуру... Это для дураков, извините... Все контролируется одними и теми же кланами. Результат выборов не важен... Все равно победят ОНИ

6). Римская формула управления:"хлеба и зрелищ" превращается в идеологию общества потребления... Это катастрофа для человечества. И как выйти из этого пике - не знает никто

7). Насколько дееспособна идея демократии для достижения внешнеполитических целей, и как долго она будет превалировать в достижении внешнеполитических целей стран Запада? Пока дееспособна. Да и выхода из нее пока нет. Но идея коммунизма будет все же пробиваться через нее. И победит в конце концов.

8). США присвоили себе звание эталона демократии и пользуются этим званием как манипулятором. Почему США в качестве эталона? Увы, но пока...

9). Что же необходимо предпринять, чтобы избежать кризиса управления? Лишить права голоса большинство населения? Увы, придется лишать...

10). Человек должен иметь право выбора: отказаться от одних прав в пользу других. Если он выбирает богатство, то уже не сможет избираться и быть избранным, должен быть отделен от государственной власти... Вряд ли это получится...

11). В течение этих десятилетий я часто думала о том, что человек, занятый собственным обогащением, собственным положением в обществе, пытающийся попасть в мировую элиту, не способен к принятию решений в интересах государства, неспособен к государственному мышлению... Знаете, каждый человек - особенность. А потому о всех нельзя сделать единый вывод... Я, например, никогда ни копейки взяток не взял и не давал, а почти все остальные дают и берут... И как сказать, что бы стало с государством, если бы НАМ его отдали в управление - неправильность! Мне бы отдали - было бы одно... Им - другое... При всех демократиях...

Как-то так...

Анатолий Косенко   29.03.2015 03:44     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий, внимательно прочла Ваши выводы и замечания, очень рада интересу к этим темам.
Но с одним Вашим тезисом категорически не согласна: по-моему, сейчас противостоят не идеологии демократии и коммунизма, а политика продвижения к мировому господству США (под любым предлогом, например, правового государства) и политика обороны от этого мирового диктата.
С уважением,

Нина Мелодина   29.03.2015 22:02   Заявить о нарушении