Читая Каренину

Первый раз я прочла «Анну Каренину» в старших классах школы. Как и полагается, меня интересовала тогда единственная линия – любовная история прелестной Кити. Все остальное было скучно, и в памяти не отложилось.

К роману я вернулась лет через пятнадцать, когда ломалась собственная семья. Надо сказать, рушила я ее самозабвенно. К тому же в моей жизни появился другой мужчина. Это была та самая, не знающая укороту страсть. Как у Анны.

Стоит ли удивляться, что вернувшись из командировки в Самарканд, где все собственно и произошло, я с порога кинулась к книжному шкафу и отыскала роман Толстого. Только теперь я читала сюжетную линию Анны, Вронского и Каренина. История Кити казалась пресной. А Анна! О, она стала моим кумиром на эти дни…

Прошло еще лет пятнадцать. Я работала на выборах в Воронеже и в гостинице, которая на два месяца стала моим домом, нашла забытую кем-то «Каренину».

Оказалось, читала я роман до сих пор неправильно. Это была книга о выборах!

Вечерами я глотала ее в номере, а днем выдавала коллегам целые абзацы о выборах губернского предводителя.

Выяснилось, что со времен Толстого в выборных технологиях ничего не изменилось, разве что средства связи и оборудование стали иными. Те же интриги, подкуп и спаивание избирателей, подтасовка голосов. Радость победителя и отчаяние проигравших. Заискивание перед новым главным.

Что такое Кити с Левиным рядом с этими страстями? Или треугольник Карениной с двумя Алексеями?..


* * *

Лет семь-восемь назад я занималась в Москве проектом, связанным с наркоборьбой. И мне снова попалась под руку «Анна Каренина». Перечитывая ее, я поняла, насколько был прозорлив Толстой, сто пятьдесят лет назад предугадавший беду, которую несут за собой наркотики.

Страница за страницей, просто цепенея от своего открытия, читала я историю наркоманки, закончившей жизнь под колесами поезда. Как на ладони передо мной раскрывалась картина нравственного и физического разрушения личности под воздействием морфина.

«... Дайте мне морфину. Доктор! дайте же морфину. Боже мой, боже мой!» - кричит Анна, едва не умирающая от родильной горячки. Это стало началом ее конца. А потом…

«... С ума свести, - повторила она. - Когда я думаю об этом, то я уже не засыпаю без морфина.»

«... Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее
несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и,
выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом
пошла в спальню.»

«... И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее.»

«... Вечер прошел счастливо и весело при княжне Варваре, которая жаловалась
ему, что Анна без него принимала морфин.»

О том, что с Анной не все в порядке, первой замечает Долли, навестившая золовку в имении, где та жила с Вронским. Многое поразило гостью – полное равнодушие к своему маленькому ребенку, совершенно алогичное поведение, неестественная веселость, немотивированные смены настроения.

Известно, что морфинисты испытывают беспричинные вспышки гнева и страха, склонны к конфликтам, страдают расстройствами сна, мучаются суицидальными мыслями. И все это есть в романе.

Анна не может вспомнить, сколько зубов у ее дочери, чем потрясает истово преданную семье и детям Долли. Эта деталь прекрасно характеризует, насколько атрофировалось материнское чувство у морфинистки.

Ужасны последние дни Анны, законченной наркоманки, которая дошла до черты. Она мечется и не помнит, куда и зачем едет, причесывалась ли сегодня, ела ли? Что собиралась делать и что делает?

И наконец, мастерское описание кошмарной ночи, когда Анна «после второго приема опиума к утру заснула тяжелым неполным сном».

По большому счету, к этому моменту уже понятно, что Анну ждет смерть. Вопрос только в выборе средства, которым воспользуется Толстой.


* * *

Кстати, еще об одном есть в «Карениной»: о категорическом неприятии Толстым однополой любви.

Вспомните момент: Вронский в день красносельских скачек «раньше обыкновенного пришел съесть бифстек в общую залу артели полка». И отвращение, которое он не может скрыть, когда в офицерскую столовую заходят молоденький офицерик «со слабым лицом» и пухлый пожилой офицер, суетящийся вокруг своего любовника.

Несколько мастерски точных фраз, буквально два абзаца – а как сказано! Ни прибавить, ни убавить!


* * *

… На днях я взялась перечитывать «Сагу о Форсайтах». Можете смеяться, но у меня нет сомнения, что писал ее Голсуорси под огромным впечатлением от «Анны Карениной». И не надо возражать, что в мировой литературе существует всего 36 сюжетов, которые писатели - от Гомера до наисовременнейших - прокручивают как заведенные.

Первая часть «Саги» почти с микроскопической точностью воспроизводит основные сюжетные линии романа Толстого.

Треугольник Ирэн (Анна)-Сомс (Каренин)-Босини (Вронский). Совершенно узнаваемые персонажи. Холодный, надменный, консервативный и чопорный муж – Сомс. Красавица Ирэн, которая, как Анна, тушит живость и блеск глаз рядом с пожилым мужем. Молодой порывистый Босини, влюбившийся в Ирэн с первого взгляда, как Вронский в Анну.

И такая же влюбленная в Босини восемнадцатилетняя Кити, только в «Саге» ее зовут Джун. Босини снисходительно принимает обожание Джун, как Вронский принимает любовь Кити, не любя ее.

Есть даже бал, на котором танцуют Ирэн и Босини (Анна и Вронский), позабыв об окружающих, обо всем на свете. И как Кити за Анной с Вронским, следит на балу за Ирэн  и Босини ревнивыми глазами Джун, понимающая, что «ее несчастье свершилось».

Обе девушки, получив душевное потрясение от неверности предмета своей любви, заболевают. Кити увозят за границу на воды родители, Джун – любящий дед…

Только вот морфина, к счастью, никто не подсовывает Ирэн. И она, в отличие от Анны, проживет долгую-долгую жизнь, где будут и гибель под колесами омнибуса Босини, и еще один - счастливый - брак, и позднее материнство. И не будет железной дороги.


Рецензии
Один иностранец нашел там знаковую фразу.
"Русские отличаются тем что ничего не знают и знать не желают. Более того они уверены что ничего знать вообще не надо"?

Владимир Падейский   14.05.2021 05:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.