О злодействе гениев...

Тема эта не придумана искусственно.

Я задумался об этом давно. Да многие и до меня об этом задумывались. Не все, конечно, но те, кто хоть немного причастился к искусству слова. Слово «искусство» я употребляю в данном случае не в высоком смысле, а в смысле ремесленном, как усилий по созданию искусственных словесных построений, будь то проза, стихи, или афоризмы.

Ну, в самом деле, как это так? Кто-то до тебя использовал определённую комбинацию слов – и всё. Другим вход уже запрещён. Ну, только разве в качестве гостя. Частная собственность. Используешь эту комбинацию слов в произведении, опубликуешь – и ты вор, плагиатор. Даже если ты и вправду сам это придумал.

Смешно, но даже слова, без которых мало кто в жизни может обойтись, порой уже помечены табличкой «Private property». Стоит сказать «Я Вас люблю», как в ушах начинает звучать ария Гремина и продолжение «люблю безмерно». Прям, как слова Машеньки из короба, адресованные медведю: «Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок».

По ходу истории, когда фиксируется всё больше и больше прозы и стихов (дожили уже до того, что печатных станков и бумаги даже не требуется), пространств, где ещё можно развернуться, становится всё меньше и меньше. И это касается уже не только последовательностей слов, но и тем, которые можно затронуть. Ну, даже рука не поднимется писать стихи про берёзу после есенинского «Белая берёза за моим окном», про морозную зиму после пушкинского «Мороз и солнце». А как писать о любви к Родине после лермонтовского «Люблю Отчизну я»? Даже попытка сказать «Я Отчизну люблю» не спасёт от воспоминания о Михаиле Юрьевиче и желания ближних взять в руки камень.

И вот так, куда ни вступи, того и гляди, можно подорваться на мине. В словотворчестве становится всё тесней и тесней. Словесное пространство всё больше застраивается дворцами, особняками и даже простыми лачугами, что особенно обидно. Тем более стихотворцам, ведь любая стихотворная строчка куда ярче, лапидарней прозаической.

Как досадно бывает, когда читаешь или слушаешь что-то особенно хорошо написанное, подчас гениальное, что и тебе самому близко по теме. «Всё, – думаешь, – опоздал».

Перечислять таких авторов, перешедших нам, остальным, дорогу можно долго. Взять хоть известных «Ивасей» – дуэт бардов Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Ну, как можно после их «Пора по пиву» прикасаться к этой благодатной теме? Самое обидное, что идиому эту они не сами придумали, а так называемый «народ». Но они так гениально это стырили и использовали в своей песне, что ажно слюнки текут. И ладно бы – только это. Попробуй после них напиши про рюкзак.

Вот вам и ответ на вопрос про совместимость «гения и злодейства». Ха, даже название сего опуса уже неоднократно использовалось до меня. Что делать? (И снова мина).


Рецензии
«Что делать?» – Николай Чернышевский - вот Вы и плагиатор! Ха-ха!
***
А разве рерайт - ни есть воровство? К тому же с хитрецой. Да, рерайтер видоизменил, импровизировал чьё-то произведение, но суть и смысл, содержания книги, остался тот же.

Более хитрые, идут дальше в рерайте, они делают рерайт, но, суть содержания могут изменить, допустим, где-то в середине или в конце.
***
В таких случаях запутанных, решает суд.
***
Уважаемый Илья, Вы затронули щекотливую тему. В мире многое, что всё не так, да ни эдак. Таково бытие.
***
Я вот тоже, так случилось (люблю математику), чисто случайно (хотя случайности не существуют) вычислил несколько формул числа Пи. Они мне понравились своей гармоничной красотой и простотой. В математическом справочнике я не нашёл ни одной подобной, хотя там были иные формулы этого Пи, но они мне не приглянулись, неказистые, длинные и вообще.
На моём месте иной бы, возможно, ликовал, возгордился, ещё бы - открытие.
*
Дудки. Просто я был в шоке (и это только начало, дальше вообще, хлеще)!
Мысль одна, - что-то тут не так. Интуиция подсказывала, что хоть одна формула, но известна миру, кто-то должен был ранее меня открыть.
Проверить - проблема. Времена почти конца 20 века. Компьютеры только-только стали появляться. Мы были не богаты, а комп - это роскошь не по карману.
И вот когда я заимел его, бросился искать в инете аналогии. Нашёл, с начало одну, которую я назвал "Матрёшкой", а позже и вторую формулу: синусный "Змей". Только две.
На душе стало легче. К тому же, это было время, когда мне многое открылось.
*
Прекрасно понимал и осознавал Сократа, который скромно говорил, что он НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ. Хорошо зная суть философского круга познания, подобный парадокс объясним.
Случаи в истории, когда в разное время, и даже эпохи, люди делали одни и те же изобретения/открытия. Ещё я осознал, что человек ничего, по сути, не может изобрести или открыть - абсолютно НИЧЕГО! Всё приходящее (мысли, эврика и прочее) в сознание, ни есть моё, а давно забытое прошлое. В последствии узнал и адрес, где находится этот информационный "золотой прииск" - это ХРОНИКИ АКАШИ (НООСФЕРА - инфо-поле Земли, но это не совсем так).
***
Вот суть, изложенного моего плагиатства.
===============
P. S. - Уважаемый Илья, прочитав большинство Ваших вещей, и все были написаны превосходно, что считается редкостью. Даже придраться не к чему!
*
Царство Небесное - это ОГНЕННЫЙ МИР, самый истинно реальный, в сравнении нашего иллюзорного мира материи.
*
Вера - их две, одна социальная, бытовая, прихватизированная религиями (от слова ВЕрить), вторая, забытая веками, истинно религиозная (от слов ВЕ-дать РА-з-УМ Божий; чисто древне-русское). Ведь словосочетание: ВЕРА в БОГА, в русском языке будет считаться ошибкой, если вера от слова ВЕРИТЬ, ибо верить маме и папе, и БОГУ - правильно, а верить в маму и папу, и в БОГА - глупость и нонсенс, который почему-то никто не замечает. Но!
Когда ВЕ-РА от ВЕ-дать РА, то уже ВЕРА в Бога уже верно осознаётся!
Такая же каша с фразой: БЛАЖЕННЫЙ НИЩИЙ ДУХОМ, похожая на УБИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.
**************
Мне очень жаль, что у Вас, Илья, на сайте СТИХИ.ру вещей выложено намного больше, чем здесь на ПРОЗЕ. Очень сильно надеюсь, что Вы будете и здесь писать свои замечательные мысли. Конечно я и там прочитаю, но это уже не то. После Пушкина, Лермонтова и подобными им, я перестал читать стихи, как и современную фантастику - всё не то, не фонтан.
===========================
С Уважением, Юрий.

Юрий Пережогин   11.04.2024 16:07     Заявить о нарушении
Юрий, благодарю за отзыв.
Это такая редкость для меня.
С Вами есть о чём пополемизировать.

Илья Рассказов   11.04.2024 07:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.