Барабинская степь, Бараба - этимология

Барабинская степь (Бараба) — низменность  в пределах Новосибирской и Омской областей, волнистая равнина высотой 100—150 м площадью около 117 тыс. кВ. км.  Берёзовые колки (небольшой лес) перемежаются с болотами и лугово-степной растительностью, в понижениях имеются пресные и солёные озёра.

1) Краткая история освоения Барабы

а) ЭСБЕ/Бараба
«Ни на одном материке нет мест, столь мало возвышенных над уровнем океана в расстоянии около 1600 верст от ближайшего моря, как в этой части Западной Сибири. … Бараба уже давно стала заселяться оседлыми жителями. В 1744 между Тарой и Томском было построено 20 почтовых станций. Окончательное устройство тракта и заселение произошло при губернаторе Чичерине в 60-х и 70-х годах XVIII ст. Он поселил здесь ссыльных помещичьих крестьян и беглых солдат. Они же построили прекрасную дорогу; в 20-х годах Словцов и в 30-х Гельмерсен нашли здесь рослое, сильное население, совершенно не похожее на ссыльных, от которых оно произошло. Большое количество плодородной земли дает возможность жителям Барабы  вести обширное хлебопашество и скотоводство».

б) Заселение озерного края

«Шествие русских людей на восток было по большей части через Барабу, отделенную от Кулунды в те времена широко разливающимися Чанами (озеро  91х88 км). Северная окраина кулундинского степного пояса долгое время оставалась неустойчивым пограничьем между русскими, джунгарскими (западно-монгольскими) и казахскими владениями, и поэтому до начала прошлого века являлась опасной для жизни глухоманью, «диким полем», неконтролируемым по-настоящему русскими властями. …
Когда перед российскими властями встал вопрос об обеспечении Западной Сибири своим хлебом, они обратили внимание, прежде всего на Барабу, а не на недосягаемую Кулунду. В 1760 году вышел указ сената о переселении в Сибирь из Европейской России крестьян-земледельцев. …
Подати поселенцы начинали платить лишь на четвертый год. По тем временам это была весьма солидная государственная помощь, но власти требовали за нее полную трудовую отдачу. Западно-Сибирский губернатор Чичерин (1762—1786 годы) то и дело посылал в Барабу нарочных проверить, не будет ли где по лености крестьян неубранных хлебов. Посланцам-инспекторам вменялось в право: кого застанут на полях в половине сентября при жатве, тех сечь нещадно кнутом. Столь жесткие меры осуществлялись не по злой прихоти, а в силу необходимости, ибо одну часть поселенцев составлял преступный люд, а другую — помещичьи крестьяне (в счет рекрутов), из числа тех, которых хозяева с радостью отдавали вербовщикам, избавляясь от ленивых и «предерзостных» крестьян. Поэтому многие крестьянские семьи в Барабе, а иногда и целые деревни пытались первоначально жить не столько хлебопашеством и животноводством, сколько душегубством и разбоем».

в) Этнодемографическая ситуация у барабинских татар Новосибирской области

http://tatar.org.ru/articles4.html

Барабинские татары – одна из этнических групп сибирских татар. … В среднем численность населения барабинских татар (см.рис.1) с 1760 по 2007 держится в пределах примерно 4000 тысяч человек, колебания в сторону увеличения происходят 1795, 1805 годах до 5060 тысяч человек. … Например, факторы, влиявшие на демографическую ситуацию XVII – первой половины XVIII в.: многочисленные войны в Барабе, бои с калмыками (джунгарцы), кучумовцами, казахами, русскими, восстания, грабежи, набеги кочевников с последующим уводом жителей Барабы в плен, эпидемические заболевания, ухудшение условий жизни.

2) Религиозные группы в Томской и Омской области

а) Томск, http://www.dumrf.ru/regions/70/history

«Утверждение ислама на территории современной Томской области в 15-16 вв. связано с событиями, происходившими в Западной Сибири после распада Золотой Орды, усилением влияния сибирских шейбанидов, связанных кровным родством с шейбанидами Бухары – средневековым научным, миссионерским центром тюркского ислама. Томская крепость возникла в 1604 году в результате прошения эуштинского мурзы Тояна к царю Борису Годунову о включении его народа в состав Московского государства. Находясь на периферии мусульманского мира, томские татары (эуштинцы, чаты) к тому времени продолжали придерживаться и прежних доисламских верований. Усиление ислама среди тюрков Сибири происходило, благодаря бухарцам, создавшим свои слободы на окраинах новых крепостей и острогов (Томске, Тобольске, Тюмени). Тому способствовал указ Бориса Годунова от 1596 года о привлечении в Сибирь торговых бухарцев».

* Первый христианский монастырь в Томске основан в 1605 году.

б)  Омск
«Название региона с центром в городе Омск (дата основания 1716 г.) неоднократно менялась: Омская область, Область Сибирских киргизов, Акмолинская область, Омская губерния. Ко времени вхождения Западной Сибири в состав Московского государства татары и казахи, исповедовавшие ислам, находились на разной ступени приверженности религии. Оседлые татары в Тобольской губернии имели свои мечети и медресе. Кочевой образ жизни казахов ограничивал такую возможность, что не могло не сказаться в сохранении ими  приверженности к доисламским верованиям тюрков».

в) Евреи в Сибири
Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/13784

«По некоторым данным, первые евреи — пленные, захваченные русскими войсками в ходе войны 1632–34 гг. с Польшей, — появились в Сибири в 1630-х гг. Хотя после заключения мира «литовские и немецкие люди и жиды» получили возможность вернуться на родину, некоторые из них (в том числе, возможно, отдельные евреи) предпочли остаться в Сибири. В 1659 г. власти выслали из Москвы в Сибирь семьи, угнанные в плен во время русско-польской войны 1654–67 гг. и тайно поселившиеся в домах лютеран в Немецкой слободе (в это время в столице разрешалось жить только христианам).  В первой половине 18 в., с созданием Нерчинского, Ачинского, Зерентуевского и других рудников («заводов»), в Сибирь начали отправлять политических и уголовных преступников, среди которых были и евреи. В 1727 г. в Якутию был сослан первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга крещенный еврей граф А. М. Дивьер (1682–1745). Некоторые ссыльные евреи осели в Сибири».

3) География, топонимика, этимология

а) Топонимика
Бараба — название населённых пунктов:
Бараба — деревня в Далматовском районе Курганской области (равнина, лесостепь).
Бараба — село в Кетовском районе Курганской области (равнина, лесостепь).
Бараба — деревня в Тогучинском районе Новосибирской области (равнина, лесостепь).
Бараба — село в Артинском городском округе Свердловской области (лесостепь).
Бараба — село в городском округе Богданович Свердловской области (2/3 области равнина, оесостепь).
Бараба — историческое название обширной территории вдоль Транссиба, расположенной примерно от города Барабинск до города Каргат (современная Новосибирская область). Барабинская низменность (степь).

б)  Список населенных мест, топонимов и лиц, указанных в русских географических чертежах Московского государства XVI - нач. XVIII века

http://www.history-ryazan.ru/node/11440?page=0

Бараба.

в)  Карта Тартарии


На карте Тартарии (Сибири) голландского картографа Н. Витсена 1705 года показано озеро в междуречье Иртыша и Оби, рядом топоним - Бараба.

г) На карте Чертежная книга Сибири 1699-1701  С. У. Ремезова,  территория около озера Чаны отмечена как БАРАВИЦЫ (Б+АРАВ+ИЦЫ (ивр. деревья); т.е. лесостепь.
 
д) Этимология и применения термина в русском языке

Исследований (мнений)  по этимологии хоронима (наз. территорий)  «Бараба»  установить не удалось, значение топонима утеряно. Освоение Барабинской степи русскими началось с начала XVIII века.

Национальный корпус русского языка

*  А. Н. Радищев. Сокращенное повествование о приобретении Сибири  (1773)   
Вся плоскость от гор Уральских до Енисея, а паче Бараба и степь Киргизская, свидетельствуют, что море покрывало сию землю и может быть позже других мест. … Бараба, как известно, покрыта вся болотами и озерами, то иначе нельзя в сей поход отправиться как зимою.

* М. П. Помус. Бараба // «Наука и жизнь», 1951: «Еще три столетия назад Бараба была почти не населена».

4) Обобщение и вывод

Из приведенной выше историко-лингвистической информации ясно, что Барабинская степь вплоть до конца XVII века была малозаселенной и малоизвестной территорией, в начале XVIII века начался процесс освоения Барабы русскими (Омск, 1716).  На этой территории сошлись два колонизационных потока, православный (сакральный язык иврит) и мусульманский (сакральный язык арабский), в ходе пограничного хозяйственного противостояния и взаимодействия на  территории был выработан общепонятный  термин – Бараба. Установить время возникновения и принадлежность термина к какому-либо языку не удалось в связи с отсутствием источников, но очевидно, что термин  обозначающий территорию существовал в XVI веке.
 
Вывод

Так как еврейский и арабский языки принадлежат семитской группе, целесообразно искать содержание (значение) термина в терминологии этих языков.

5) Терминология иврита

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень – БАРАБА = Б + АРАБА (АРАБ+А).

а) Википедия. Араб

Этимология по Максу Фасмеру

«От семитск., ср.: арабск. — самоназв. арабского народа, ивр. АРАВИМ. Слово встречается с IX века до н. э. В семитских языках корень слова означает в числе прочего «запад», «пустыня». В ряде европейских языков слово заимств. через др.-греч. Araps и лат. Arabs Русск. араб, вероятно, заимств. через франц. arabe из латинского».

б) ЕЭБЕ и ЭСБЕ. Араб, Араба

* ЕЭБЕ.  Араб. «Город, находившийся в уделе Иудином (Иош., 15, 52). Из этого города происходил один из тридцати семи героев Давидова войска — Паарай Арабитский. К востоку от Хеброна находятся древние развалины какого-то города, ныне называемого арабами el-Arabije. Кондер предполагает, что здесь именно и находился древний Араб».

* ЕЭБЕ.  «Араба — по-еврейски "пустыня", "степь" вообще. В узком смысле под этим словом разумеется та обширная низменность, центр которой лежит вблизи Мертвого моря. Но, по одним библейским данным, этим именем называется южная часть низменности, а именно лежащая между  Мертвым морем и заливом Акаба (Второз., 1, 1; 2, 8); по другим — северная часть (Второз., 3, 17; Иош., 11, 2, 16; II кн. Сам., 4, 7; II кн. Цар., 25, 4; Иезек., 47, 8); по третьим — область к востоку и к западу от Иордана (Иош., 12, 1, 3; II кн. Сам., 2, 29).
… По обоим берегам Иордана и вблизи источников (как, напр., близ Иерихона) Араба покрыта богатой растительностью; в остальной же части она представляет собою сплошную пустыню».

* ЭСБЕ. Араба, или Вади-эль-Араб - пустынная и дикая долина между Мертвым морем с С. и заливом Акаба с Ю., с В. же и З. она заключена между крутыми скалами, которые на В. называются Джебельшера.

Итак, мы нашли семитскую основу, термин «араб» означал в семитских языках кроме самоназвания  арабов, также – запад, пустыня.
 
Б+АРАБА = ивр. БА как, в виде + АРАВА (АРАБА) степь, пустыня, пустынная равнина.
Исходя из примеров употребления термина АРАБА в указанной выше справочной литературе, его  в XIX веке произносили как АРАБА, возможно термин был перенесен с ранних европейских географических карт.

6) Библейский образ

* Второзаконие 1:1: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине (БА+АРАВА) против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом».

* Второзаконие 1:7: «обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину (БА+АРАВА), на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата».

* Иов 39:6: «которому степь (АРАВА) Я назначил домом и солончаки - жилищем?», и т.д.

Таким образом, очевидно, что общеевропейский хороним Б+АРАБА, является транслитерацией (передача знаков другим алфавитом) библейского термина АРАВА в форме  БААРАВА (степь, пустынная равнина). Совпадает фонетика, графика с учетом транслитерации, смысл (значение) термина  с действительностью – БАРАБА, Барабинская степь.

Работая с именем или термином, сформировавшимся в средневековом мире мы должны понимать, что оно представлено нам в религиозно-терминологической  форме. Данный факт не отрицает научность (светскому автору иногда необоснованно приписывают  религиозность); описывая мир вещей и явлений древние путешественники, писатели, картографы использовали религиозную терминологию – другой не было.


Рецензии
Интересная статья.В Каинске(сейчас Куйбышевск) жило в 18 -19 веках 12 процентов евреев. С уважением.Николай.

Николай Крыж   09.04.2023 02:39     Заявить о нарушении