Гл. 23. Третий курс. Осенний семестр

см.ФОТО: я на занятиях.         


      По прибытии  с летних каникул, отдохнувшие  и посвежевшие, рвемся в бой. То есть к учебе. Лично мне хотелось как можно быстрее закончить учебу, и приступить к живой, самостоятельной работе. Но как вы сами понимаете, скоро сказка сказывается…

        Первым делом пришлось выяснять у начальника курса, остаюсь ли я в своем четвертом взводе. Вот тут то он и заюлил. Начал рассусоливать, что мол, ты уже прошел стажировку по другому профилю, что первый взвод к тебе привык. И  прочую  лабуду нес в том же духе. Как будто четвертый взвод ко мне не привык. Честно, я от него такой подставы не ожидал. Я, его можно сказать, выручил в трудный момент…

        Потом то я понял, что в десантный взвод было проблематично загнать обычную сухопутную крысу, а тут доброволец нарисовался.  Ему  ведь нужно было план выполнить по выпуску врачей в ВДВ. Да и слоноподтирщика своего,  Песенка нужно было оградить от ВДВ.

      Ну, да и ладно. Прикинул я  как-то на досуге, что может быть оно и к лучшему. На то время в десантных войсках было примерно восемь дивизий. Все они стояли по периметру юго-западной границы СССР. Соответственно, почти все, в европейской части страны. А не по северу, заполярью, тайге и Сибири. А я помнил, как мой командир полка в Германии говорил, не смотря на то, что сам был родом из Хабаровского края: «Для меня, за Уралом земли нет». То есть, служба в тех краях не была медом намазана. И если уж судьба так настаивала, чтобы я оказался в этих войсках, то пусть это будет моим мелким преимуществом.

       Так и остался в этом взводе до конца учебы. Ребята здесь были попроще. Мажорчики если и были, то мелковаты, и в меньшинстве. Основная масса училась не по принуждению. Кому было тяжело или лень, те уже почти все вылетели за два года.
 
     А здесь уже и сугубо медицинские предметы пошли. Учиться стало легче, и  интереснее. Конечно, и те что я ранее упоминал, которые все шесть лет под ногами  путались: военно-медицинская статистика;  марксистско-ленинская философия;  физподготовка и прочие. Жаль, конечно, впустую потраченного времени  на изучение трудов Ленина, и Маркса с Энгельсом. Еще больше жаль тех несчастных преподавателей, которые свою жизнь потратили на преподавание никому не нужных предметов.

        Уже тогда всем здравомыслящим было видно, что  эти предметы – балласт, но как всегда, основная масса тупо молчала. В том числе и я, потому как стоило только заикнуться о  своих сомнениях, или хуже того подвергнуть критике  любую ленинскую догму или постулат, как тут же, скорее без разборок  даже, оказаться просто в войсках, никем. А в худшем, после капитальной головомойки, попасть и в места не столь отдаленные.

   Невидимые  невооруженному  глазу представители службы  безопасности существовали  естественно, и в академии. Ни разу не пришлось столкнуться, но слышал, что имеются.

     Ну, да ладно, отвлекся. А пока что нужно долбить диалектический с историческим  материализмом на одном уровне с пропедевтикой и общей хирургией.

Кафедра пропедевтики.
Слово "пропедевтика"  означает сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины (в данном случае — внутренним болезням).
 
   Размещалась она, в так называемом сорок девятом городке.  Когда - то отдельно существовала Военно медицинская, морская академия, но потом их объединили  в одну. А база от морской осталась, как отдельный островок посреди города. Вот там то нас и учили, как нужно правильно перкутировать тело больного. Перкуссия- простукивание. Каждый сталкивался с этим методом. Прежде чем отправлять на рентген и прочие исследования, каждый врач на слух определяет аномальные места притупления звука.

        Тоже самое касается пальпации. Аускультация- это применение элементарного аппарата под названием фонендоскоп. Тоже практически всем известного. И много всего такого, чему учили нас здесь. Очень полезная наука для будущих эскулапов.

     Как раз во время прохождения цикла по пропедевтике, советскую страну постигло непоправимое горе. В перерыве между парами выхожу в коридор кафедры. В очередной раз пытаюсь бросить курить. Вот и стою в размышлении: "Дойти до курилки или воздержаться?"

 И тут по висящей в коридоре радиоточке слышу скорбный голос диктора. Обычно мы ее не замечаем и не прислушиваемся к тому, что он там тарахтит.
  А здесь я обратил внимание именно на тон в голосе диктора. Притормозил и пару минут вслушивался. Посмотрел на часы. Было десять утра одиннадцатого ноября 1982 года. Дату я уже услышал в извещении.
-После тяжелой и продолжительной болезни...

         Подобные слова и тон нам приходилось и ранее слышать, когда умирали всевозможные члены ЦК и Политбюро. К ним  мы привыкли, но далее вещун стал произносить фамилию того, который нашему поколению казался бессмертным.

-...Десятого ноября, - продолжал  диктор,- умер генеральный секретарь ЦК КПСС,  Председатель Президиума Верховного Совета СССР, четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Леонид Ильич Брежнев.
Даже мое закаленное сердце ёкнуло и лицо скривила гримаса.

" Как же так? - подумал я. -Что же теперь с нами всеми будет?"


           Я ведь при нем пошел в школу и окончил. При его власти поступил в медицинское училище, призвался в армию и вот уже прослужил пять лет. Поступил в академию, и не успел проучиться более двух лет, а он вот возьми, да и умри.
Мне после перерыва даже не хотелось ни с кем делиться этой новостью, настолько она была ошеломляющей и невероятной.
Траур длился четыре дня.
-А у нас в стране две недели длился траур по Брежневу, - хвастались курсанты
 из Эфиопии.
 
 На смену Леониду Ильичу тут же был назначен новый генсек, Юрий Андропов. Первые пару недель никаких изменений в стране, вроде бы,  не произошло.


         Кафедра анестезиологии и реаниматологии:
Реаниматология – это раздел клинической медицины, изучающий проблемы оживления организма, разрабатывающий принципы профилактики терминальных состояний, методы реанимации и интенсивной терапии. Практические методы оживления организма объединяются понятием «реанимация».

  Реанимация (от лат. «оживление» или «одушевленность». Это система мероприятий, направленных на восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма и выведение его из терминального состояния и клинической смерти. Эффективные реанимационные мероприятия – непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких. При их неэффективности в течение 30 мин констатируется биологическая смерть.

    Анестезиология  — раздел медицины, занимающийся изучением средств и методов обеспечения анестезии (то есть потери чувствительности, в том числе болевой) при различных острых болевых синдромах, шоковых состояниях, травмах, хирургических вмешательствах. Как вы сами понимаете, эти две науки не зря объединили под одним началом. Зачастую, чтобы начать организм оживлять, его нужно обезболить.

      Здесь нас стали учить, как спасать человеческий организм при различных терминальных состояниях. Для этого существовали наборы муляжей. И даже зарубежных, типа финских, очень напоминающих человеческий организм. С массой всяких датчиков, показывающих эффективность, или наоборот, тех или иных проводимых нами мероприятий. Некоторые упражнения нас заставляли проводить и друг на друге.

   Здесь мы учились очищать ротовую полость пострадавшим на воде и захлебнувшимся рвотными массами. Закрытый массаж сердца и искусственное дыхание.  Подача общего и местного наркоза. И массе прочих очень полезных вещей.


        Фармакология;
    Фармакология — медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. В более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще, и их воздействии на биологические системы.
Как вы, уважаемые читатели, сами понимаете, без этой науки доктору никак нельзя. Мало умело распознать от чего страдает больной или пострадавший. Нужно ведь чем - то ему и помочь. Вот этому  и учит целая кафедра, возглавляемая профессором, героем социалистического труда В.М.Виноградовым.  Этот барьер не уступает по значимости кафедре анатомии. Без знания фармации нечего делать в медицине.


     Здесь нас заставляют выучить каждое лекарство по отдельности и в совокупности. Их  воздействие и взаимодействие на организм. Показания и противопоказания для применения. Для наглядности применяются живые организмы лягушек и морских свинок, кроликов, кошек и собачек. Крошим мы их и кромсаем безжалостно. Как и на многих других кафедрах подобного  типа,  где необходимо наглядно видеть результат воздействия тех или иных вмешательств с нашей стороны. И курс обучения этой дисциплине, заканчивается экзаменом.
 
         Общая хирургия.
Это раздел хирургии, сфокусированный на органах брюшной полости, включая пищевод, желудок, тонкую кишку, толстую кишку, печень, поджелудочную железу, желчный пузырь и желчные пути, также зачастую щитовидную железу (в зависимости от возможностей специалистов). Также они имеют дело с заболеваниями кожи, груди, мягких тканей и грыжей.


       Здесь мы впервые подходим к операционному столу. Пусть он и импровизированный. А вместо человека  на нем лежит песик. Методы обучения,  по меркам все тех же сердобольных защитничков всего живого, жесткие. А может и жестокие. Представьте себе, огромный операционный зал. Все как положено, стены и пол выложен кафелем. Переносными  ширмами разделен на десяток кабинок. В каждой стоит операционный столик. На столе зафиксирована по всем правилам собачка. Мы присутствуем в составе отделения.

       Производим с ней все необходимые  предоперационные манипуляции. Включая подготовку операционного поля, то есть бреем переднюю брюшную стенку, если это операция на брюшной полости. Или же, например, наружную поверхность бедра задней лапы, если намечается  операция по поводу огнестрельного перелома  бедренной кости. Спросите:

 -А откуда у собаки огнестрельное ранение?

 Да мы и сами до последней минуты не знали, и не ожидали такого поворота.
Готовили живую и здоровую собаку среднего размера к операции. Зафиксировали. Дали масочный наркоз. Подготовили поверхность. Обработали необходимыми антисептиками операционное поле. Подготовили весь необходимый инструмент. Вдруг преподаватель достает из под полы халата (!), наган, (именно наган), и спокойно производит выстрел в упор. В среднюю треть бедра  левой задней лапы собаки. Также спокойно,  куда - то уносит оружие.

        Мы онемели от изумления. Но никто виду не подает, и вопросов не задает.  Раз так надо, значит надо. Приступаем к операции по сопоставлению обломков. Ну, и короче, проводим оперативное вмешательство по всем канонам. То же происходит  и по другим кабинкам. Точно так же проводятся занятия по хирургическому вмешательству на брюшной, грудной и других полостях и органах. По заверению преподавателя, многие собаки благополучно излечиваются и участвуют в других операциях.  Учеба максимально  приближенная к реальности.

 
       Кратко о военно - медицинской статистике. Среди нас тогда бытовала фраза: "Есть три степени лжи. Ложь, большая ложь и медицинская статистика."
Забегая наперед,  вынужден признать,  сталкиваясь  в дальнейшей службе со статистикой. Так и  есть. Эта статистика -верхняя степень лжи в медицине.  И пусть коллеги, кто служил и служит, меня опровергнут. На этой кафедре мы проходили азы высшей математики. Преподом в моей группе снова же был сосед по этажу в общаге. Капитан  Куликов.  Тихий и спокойный офицер. Неоднократно нам совместно приходилось таскать огромные баки с мусором на помойку, когда была наша очередь. Или драить прогрызенные  крысами по всей длине половицы в коридорах.

   Так вот он тогда настаивал, что не успеем мы прийти в войска, как уже наступит всеобщая компьютеризация. Хотя на тот момент для показа нам на кафедре еще не было даже самого завалящего  компа. Я с ним пререкался и доказывал, что мы еще успеем уйти на пенсию, а компьютеров  в войсках для широкого потребления не будет. Так оно и было, как я говорил. Почти. Только за три-четыре года до моего выхода на пенсию, у меня в кабинете  появился комп. И то свой, частный.

 
          Главной нашей задачей на этой кафедре было научиться составлять всевозможные отчеты. Месячные, квартальные и годовые, что мы,  более- менее, и усвоили.

     Вот так и потянулась дальнейшая наша учеба. Напряжение первых двух лет потихоньку пошло на убыль. Начало появляться время прошвырнуться по городу. Сходить в кино и посетить театр. Делать вылазки на футбольные, и хоккейные матчи.







      


Рецензии
Пишите просто о сложном, медицине... Спасибо, Влавдимир. Не перестаю восхищаться. Дай Бог вам вдохновения и силы!

Беспамятных Леонид   08.11.2014 13:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.