Печорин - герой нашего времени

  по роману М.Ю. Лермонтова

  «Герой нашего времени» - социально-психологический роман, в центре которого спор человека со временем. Само название говорит о том, что Михаилу Юрьевичу Лермонтову не был интересен некий отвлеченный герой. Ему важно было создать «живой», узнаваемый портрет современника. И портрет этот получился, увы, несимпатичным.

  Поколение М.Ю. Лермонтова формировалось в то время, когда в памяти и на слуху были боевые подвиги офицеров 1812 года. Молодежь грезит военной службой, но в отсутствие войны, когда в гарнизонах больше пьянок, чем боевых походов, таковая превращается в рутину.  Русский человек-победитель начинает осознавать себя как свободная личность. Но николаевские репрессии подавляют любые проявления свободы.

  Григорий Александрович Печорин, главный герой романа - человек, которому природой и социальным происхождением дано от жизни все: он красив, умен, богат, хорошо воспитан и хорошо образован, храбр. Казалось бы, живи и радуйся жизни, наслаждайся счастьем и делай счастливее окружающих… А он разрушает все, к чему ни прикоснется. Им жестоко оскорблена княжна Мери, обижен Максим Максимович, убит Грушницкий. По его вине погибает Бэла и ее семья, разорено гнездо «честных» контрабандистов. При этом сам Печорин, по его же собственному признанию, страдает едва ли не больше тех, кому он причинил боль. Наконец он странно погибает: в чужой стране, на чужой войне.  Почему?

  Сам Печорин  нелепость своих поступков объясняет отсутствием цели в жизни: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…  Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых…”. Пустыми страстями живет современное герою общество.  Эстетические правила для него важнее внутреннего содержания человека. И Печорин, вроде бы, играет по этим правилам: его манеры безупречны, речь безукоризненна, лицо непроницаемо. Но в нем живут серьезные страсти и внутренний мятеж.

  М.Ю. Лермонтов открывает нам своего героя постепенно. Для этого ему пришлось нарушить хронологию событий («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович»). Вопреки  порядку сначала мы смотрим на Печорина глазами коменданта крепости Максима Максимовича («Бэла») и видим странного, непредсказуемого, надломленного человека. Затем, благодаря свидетельству рассказчика, наблюдаем некомфортного в общении холодного циника, отмахнувшегося, как от назойливой мухи, от боевого товарища («Максим Максимович»). И только дневники Печорина приподнимают занавес над  мотивами его поведения. Гибель Грушницкого ужасна. Но это была дуэль, накануне которой Грушницкий вначале подставил, а потом и вовсе задумал убийство Печорина. Ухаживание за нелюбимой девушкой отвратительно. Но дом Лиговских был единственным местом, где Печорин мог видеть Веру. Вера – давняя и единственная любовь Печорина.  Ради нее он готов в прямом смысле лезть  на стену и загоняет коня, который для боевого офицера – все.  Рыдающий у изголовья погибшего Черкеса герой и есть настоящий Печорин, человек без маски светской непроницаемости, способный на глубокие чувства и преданность. После этой сцены слова, адресованные княжне Мери «Я Вас не люблю»,  уже  воспринимаются читателем  не как циничное издевательство, а лишь как желание прекратить морочить  невинному человеку голову. В повести «Фаталист» мы видим наконец Печорина-офицера, который проявляет храбрость не в глупой игре в рулетку, а в деле: один на один обезоружив взбесившегося казака-убийцу.

  Итак, перед нами красивая цельная натура, которая не может найти себе применения. Он стремится к подвигу и в этом стремлении совершает глупости («Тамань», «Бэла»). Он рвется к свободе и в этом порыве нарушает границы между добром и злом («Княжна Мери»). Он не может состояться на родине ни как человек, ни как офицер. И уезжает из России.

  Так ли уж устарели страсти по Печорину? Кто герои нынешнего времени? Кого мы знаем по именам? Людей, совершивших подвиг? Нет. Солдат, охраняющих наши границы? Нет.  Врачей и пожарных, спасающих людей? Нет. Трудовых людей, ежедневно тратящих свои силы на улучшение жизни? Нет. Общество вновь предпочло внешнюю форму внутреннему содержанию. И таким людям, как Печорин, и сегодня себя в нем  трудно найти.


Рецензии