Тайна императора

Об этой загадочной истории я узнал в 1990 году, когда купил репринтное издание книги профессора К. В. Кудряшова "Александр I и тайна Фёдора Козмича" (1923 г.). Это документальное исследование исторической гипотезы: император не умер в 1825 году, а ушёл "в народ" и стал вести частную жизнь под именем Фёдора Кузьмича.

Первым коснулся этой темы князь Н. С. Голицын, описавший легенду о сибирском отшельнике в журнале "Русская старина" за ноябрь 1880 года. Сторонниками отождествления императора и старца были Н. Н. Кнорринг, В. В. Барятинский, Л. Н. Толстой и другие. Великий князь Николай Михайлович в 1907 году опубликовал работу "Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича". Не отрицал реальности существующей легенды и император Николай II.

Бережно относясь к личному времени уважаемых читателей, постараюсь все исторические сведения изложить максимально сжато. Для удобства восприятия разделю изложение на две части.

                Таинственная смерть Александра I.

Осенью 1825 года царская чета покидает Петербург. Официальный повод – болезнь Елизаветы Алексеевны. Врачи рекомендовали ей провести осень и зиму в южном климате, в Крыму, но Александр выбрал Таганрог. Он отбывает туда 1 сентября, супруга последовала за ним спустя десять дней. 13 сентября Александр прибывает в Таганрог. Там он ведёт простую, без церемоний жизнь и даже ходит с женой на базар, удивляясь дешевизне продуктов.

С 20-го октября по 5 ноября император совершает поездку в Крым, откуда возвращается заболевшим лихорадкой. От лекарств решительно отказывается, продолжает заниматься делами. 14 ноября он слёг в постель и утром 19 ноября скончался. Ему было всего 48 лет, на здоровье никогда не жаловался.

"Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге", - эту эпиграмму приписывают Пушкину. Был составлен акт о смерти императора, произведено вскрытие и бальзамирование тела. Неразбериха с престолонаследием привела к восстанию на Сенатской площади 14 декабря. Погребальная процессия двинулась в Петербург только 29 декабря, через сорок дней после кончины. Опережая её, в народе распространялась молва: император жив, но скрывается, а в гробу везут чужое тело. Известно, что фабрикация слухов – одна из самых плодотворных отраслей русского народного творчества. Что послужило им причиной на этот раз - неизвестно. Власти даже опасались народных волнений, приняли соответствующие меры, но всё обошлось.

28 февраля гроб прибыл в Царское село и был внесён в дворцовую церковь. Всех священников удалили и комиссия во главе с князем Голицыным вскрыла гроб. "… тело представилось совершенно целым, и не было ни малейшего признака порчи. … Спустя несколько минут вся царская фамилия с детьми, кроме царствующей императрицы, вошла в церковь при благоговейной тишине, и все целовали и лицо и руку покойного" (врач Д. К. Тарасов).

Потом в течение семи дней гроб выставлялся для публики в Казанском соборе, но закрытым. 13 марта медный ковчег с гробом был торжественно помещён в склеп Петропавловской крепости. Эпоха славного правления Александра Благословенного закончилась.

Мог ли Александр Павлович с помощью верных людей организовать инсценировку своей смерти и тайно скрыться? На первый взгляд это кажется невероятным: император постоянно окружён множеством людей, каждый его шаг известен, сохранились документы, воспоминания участников тех событий. Да и зачем? И всё же, ознакомление с историческими изысканиями многих авторов позволяет сделать вывод, что такой ход событий вполне возможен. Постараюсь привести все весомые доводы в защиту этой гипотезы.

1. Александр неоднократно высказывал намерение отказаться от престола и провести остаток жизни то в Швейцарии, то на берегах Рейна или в Крыму. Об этом есть много убедительных свидетельств авторитетных лиц. Царская власть тяготила его всю жизнь. Он вступил на престол в результате заговора и чувство вины за гибель отца, Павла I, не давало ему покоя. Жена Николая I, императрица Александра Фёдоровна, 15 августа 1826 года в дневнике записала, что покойный император, говоря о своём возможном отречении, сказал: "Как я буду радоваться, когда увижу вас проезжающими мимо меня, и я, потерянный в толпе, буду кричать вам Ура!"

2. После Отечественной войны 1812 года в России возникли тайные общества: "Орден русских рыцарей" (1814-1817 гг.)", "Союз спасения" (1816-1818 гг.), "Союз благоденствия" (1818-1821 гг.), на основе которого возникли революционные Южное и Северное общества. Александр, даже зная о цареубийственных планах заговорщиков, решительных мер не принимал. Только в 1822 году высочайшим повелением были запрещены тайные общества и масонские ложи, но они продолжали существовать. Среди заговорщиков были хорошо знакомые императору люди, отдать приказ об их аресте он никак не мог. Возможно, он удалился из Петербурга, чтобы вдали от двора и влияния окружения обдумать сложную политическую ситуацию или даже опасаясь покушения.

3.Таинственны обстоятельства его отъезда в Таганрог: ночью, один, без всякой свиты, он приехал в Александро-Невскую лавру, где его встречал митрополит Серафим и другие духовные лица. Молебен проходил без посторонних, при закрытых дверях. При чтении Евангелия, император приблизился к митрополиту и, опустившись на колени, просил положить Евангелие ему на голову. Исследователи считают, что той ночью в лавре служили  панихиду. Уезжая, он плакал, просил митрополита и монахов молиться за него. У самой заставы, у триумфальных ворот, он приказал остановиться и долго  смотрел на покидаемый город, как будто прощался с ним навсегда. Во время пути в Таганрог нигде не было обычных в таких случаях военных смотров и манёвров.

4. В Таганроге царская чета поселилась в маленьком одноэтажном домике, без прислуги, если не считать старого садового сторожа. Такой замкнутый образ жизни был необычен для императора и вызывал подозрения в наличии какой-то тайны.

5. В ночь с 10 на 11 ноября государь принял прибывшего из Петербурга с секретным донесением унтер-офицера Шервуда. По-видимому, в нём докладывалось о каких-то новых подробностях заговора тайных обществ. Донесение привело императора в тревожное состояние. Вспоминают, будто бы у него вырвалось: "Чудовища! Неблагодарные! Я хотел только счастия их". Это обстоятельство могло укрепить его уверенность в правильности решения инсценировать свою смерть.

6. Императрица Елизавета Алексеевна не сопровождала гроб супруга в Петербург, а ещё почти полгода оставалась в Таганроге. Выехав в конце апреля, она 4 мая 1826 года внезапно скончалась в городе Белеве Калужской губернии. Таинственные обстоятельства смерти породили легенду о её уходе "в мир" под видом Веры Молчальницы.

7. Доказательства кончины Александра I основаны на свидетельстве узкого круга приближённых лиц и могли быть составлены задним числом. Дневниковые записи императрицы, генерал-адъютанта П. М. Волконского и лейб-медика Я. В. Виллие о пребывании императора в Таганроге начинаются в один и тот же день – 5 ноября 1825 года! А. Н. Сахаров пишет: "… приходится считать такое единодушие необъяснимым, либо объяснить его лишь желанием создать единую версию течения болезни, нужную Александру…"

Загадочен и тот факт, что дневник императрицы Елизаветы Алексеевны обрывается 11 ноября 1825 года, за восемь дней до кончины императора. Это день получения секретного донесения из Петербурга! Почему она прекратила записи? Или их позже уничтожил Николай I?

8. Особое внимание привлекает поведение и воспоминания врача Дмитрия Клементьевича Тарасова. Именно он находился у постели императора последние пять суток - с 14 по 19 ноября и, в отличие от других, утверждал, что ещё за час до кончины больной был в сознании и спокоен. Бальзамировать тело отказался. Он сопровождал гроб в Петербург. По дороге состояние тела покойного проверялось восемь раз в присутствии Тарасова, о чём имеются его воспоминания. Напомню, что после кончины лицо Александра вблизи видели только несколько приближённых и родственники. Некоторые отмечали, что на смертном одре император был не похож на себя при жизни.    

В отличие от других, Тарасов был сыном бедного священника и царским врачом стал случайно. После смерти императора он необычайно разбогател, чего нельзя объяснить даже самой удачной медицинской практикой. Остались свидетельства его племянника, профессора Московского университета И. Т. Тарасова, в бытность студентом приезжавшего к нему в Царское Село. Доктор Тарасов много рассказывал об Александре, называл его святым человеком, но избегал разговоров о его кончине и о старце Фёдоре Кузьмиче. Он никогда не служил панихиду по Александру.

9. Протокол вскрытия не позволяет не только установить причину смерти, но и однозначно идентифицировать принадлежность тела Александру I. Были обнаружены признаки сифилиса, чего у императора не было. "Задняя часть плеч, вся спина, задница и все мягкие части... имеют тёмно-оливковый цвет, происшедший от излияния под кожу венозной крови". С чего бы это?

Верный друг государя Пётр Волконский в письме статс-секретарю Вилламову от 7 декабря настоятельно просит разрешения отпеть тело в Таганроге, поместить его в запаянный гроб и более не открывать, потому что «лицо всё почернело и даже черты лица покойного совсем изменились».

10. Среди кандидатов на роль трупа наибольший интерес вызывает очень похожий на императора унтер-офицер 3-ей роты Семёновского полка Струменский, насмерть засечённый шпицрутенами. Этой версии придерживался Л. Н. Толстой в "Посмертных записках Фёдора Кузьмича". Многие исследователи на эту роль выдвигают фельдъегеря Маскова, но он погиб в результате несчастного случая ещё 3 ноября, за 16 дней до кончины императора.

По записям, сделанным со слов кучера, доставившего Александра в Таганрог, вместе с ним был привезён и поселён там же тяжелобольной монах. После смерти императора монах исчез.

11. Ранним утром 18 ноября 1825 года, накануне смерти Александра, часовой видел у его дома высокого человека, крадущегося вдоль стены и уверял, что это был сам царь. По официальной версии он в это время уже не вставал с постели.

12. Есть множество свидетельств, не подтверждённых документально, что при вскрытии гробницы Александра I в 1921 году она оказалась пуста. Достоверных сведений об этом в архивах нет. В противоречии с этим рассказ И. И. Балинского о положении туда тела бородатого старца, происходившем в присутствии Александра II и министра А. В. Адлерберга в 1864 году. Всякая путаница всегда порождает сомнения в правдивости официальных версий.

                Таинственный старец Фёдор Кузьмич.

4 сентября 1836 года в Кленовской волости Красноуфимского уезда был задержан неизвестный человек без паспорта. На допросе в суде показал, что своего происхождения не помнит, по имени Фёдор Кузьмич. За бродяжничество ему присудили 20 ударов плетьми и отправили на поселение в Сибирь, в Томскую губернию. "Во время длинного следования этапным порядком по сибирским дорогам, Фёдор Кузьмич своим поведением, услужливою заботливостью о слабых и больных арестантах, тёплыми беседами и утешениями расположил к себе всю партию…", - со слов очевидцев написал исследователь М. Ф. Мельницкий.

Жил Фёдор Кузьмич в разных местах, а в 1842 году поселился в деревне Зерцалы. Оказывал помощь больным, учил грамоте крестьянских детей, знакомил их с историей, географией, священным писанием. К нему приходили за советом и наставлением. Если кому-то надо было устроить то или иное дело в Петербурге, давал письмо к нужным людям. Денег никогда ни у кого не брал и не имел их у себя.

Фёдор Кузьмич оставлял в окружающих впечатление человека интеллигентного, образованного, владеющего иностранными языками. Он вёл обширную переписку с разными лицами через странников-богомольцев и постоянно получал известия из России. В 1857 году старец познакомился с состоятельным томским купцом С. Ф. Хромовым и вскоре переехал в специально для него построенную в четырёх верстах от Томска келью, где и умер 20 января 1864 года в возрасте 87 лет.

Что же может свидетельствовать о том, что это и был император Александр I?

1. Черты лица, рост, возраст (год рождения 1777-й), глухота на одно ухо (в юности император получил травму на учебных стрельбах), манера держать руки на бёдрах или одну за поясом, привычка принимать гостей стоя спиной к свету ; всё указывает на сходство с Александром Павловичем. Знавшие старца вспоминали, что Фёдор Кузьмич был очень чистоплотен, ежедневно менял чулки и пользовался тонкими носовыми платками.

2. В разное время  несколько человек признали в старце императора. Чиновница Бердяева, зайдя в дом Хромова и увидев Фёдора Кузьмича, упала в обморок. Придя в себя, объяснила, что когда-то видела императора и признала его в старце.

В селе Краснореченском отставной солдат Оленев, увидев подходившего Фёдора Кузьмича, с криком: "Это же царь наш, батюшка Александр Павлович!" - бросился навстречу и отдал честь по-военному.

Как-то раз в дом казака Семёна Сидорова в станице Белоярской, где остановился старец, приехал приятель хозяина Березин, долгое время служивший в Петербурге. Увидев Фёдора Кузьмича, он сказал, что тот как две капли воды похож на императора Александра I.

Опознал в старце императора и ссыльный священник Иоанн Александровский, неоднократно видевший его в Петербурге.

"Узнали" старца: бывший царский истопник и отставной солдат, шедший в партии ссыльных.

3. Профессор К. В.Кудряшов пишет: "… он обнаруживал большое знание высшего петербургского света и закулисной придворной жизни конца XVIII и начала XIX века. Он знал всех крупных государственных деятелей, давал им характеристики: с глубоким уважением отзывался о митрополите Филарете и архимандрите Фотии; рассказывал об Аракчееве, его деятельности и военных поселениях; вспоминал знаменитого Суворова, а так же Кутузова. Об императоре Павле I старец никогда не упоминал, об Александре I - редко". О войне с Наполеоном он рассказывал с удивительными подробностями. "Когда Александр I в 1814 году въезжал в Париж, - рассказывал старец, - под ноги его лошади постилали шёлковые платки и материи, а дамы на дорогу бросали цветы и букеты. Александру это было приятно. Во время этого въезда граф Меттерних ехал справа от Александра и имел под собой на седле подушку".

4. Когда в 1855 году пришло известие о смерти Николая I, Фёдор Кузьмич отслужил панихиду и долго, со слезами молился.

5. Однажды, занятые работой недалеко от кельи Фёдора Кузьмича крестьяне запели известную песню о походе Александра I на Париж - "Ездил Белый русский царь": "Ездил русский белый царь, // Православный государь, // Из своей земли далёкой // злобу поражать". Старец, сидевший на завалинке, взволновался до слёз и ушёл в свою келью, а после просил не петь больше эту песню. 

6. Начиная с 1812 года в услужении у императора был верный казак по фамилии Овчаров. Из Таганрога он был отпущен в отпуск, в донскую станицу. Когда вернулся и попросил проститься с покойным хозяином, ко гробу его не допустили. Интересно, что звали этого казака – Фёдор Кузьмич!

7. Жизнь Фёдора Кузьмича прослеживается начиная с середины 30-х годов XIX века. Имеются смутные намёки и догадки, что до этого император находился в Саровской пустыни. Есть свидетельства, что император Николай I проехал сотни вёрст, чтобы встретится там с никому не известным послушником Фёдором.

В 1873 году могилу старца посещал великий князь Алексей Александрович, а в 1891-м  - цесаревич Николай (будущий император Николай II). Есть основания полагать, что к Фёдору Кузьмичу приезжал его племянник Александр Николаевич, наследник престола, будущий Александр II.

8. Игумен Силуан, настоятель Богородице-Алексеевского монастыря, встретился с эмигрантом первой волны Алексеем Сергеевичем Трубецким. Тот рассказал ему, что был знаком с сестрой Николая II Ольгой Александровной Романовой и та подтвердила, что старец Фёдор - не кто иной, как Александр I.

9. Настоятель Новосибирского собора святого Александра Невского протоирей Александр Новопашин вспоминал: "В 1999 году волею божией я оказался в Париже в соборе Александра Невского на рю Да Рю. Где познакомился с двумя монахинями: Екатериной и Агнией. Они спросили меня, как я отношусь к тому, что Фёдор Томский мог быть Императором Александром, победителем Наполеона. На мой достаточно двусмысленный ответ они поведали мне такую историю. Оказалось что они - внучки министра иностранных дел Николая Карловича Гирса, служившего при дворе Александра III. Дед им рассказал, что он однажды прямо спросил у Императора про слухи о Фёдоре Кузьмиче. В ответ Государь пригласил его в кабинет, где на стенах были развешаны портреты членов царской фамилии и, указав на портрет Фёдора Кузьмича, расположенный посреди них, спросил: "Теперь вам всё понятно, Николай Карлович?"

10. В 1990 году в Сан-Франциско версию об идентичности Фёдора Кузьмича и Александра Павловича подтвердил Тихон Николаевич Куликовский-Романов, сын младшей сестры Николая II Ольги Александровны. Ему об этом рассказывала мать, а ей - её отец, Александр III.

11. Стало известно, что старец переписывался с бароном Дмитрием Ерофеевичем Остен-Сакеном, членом Государственного совета, генералом, заведующим военными поселениями на юге России. Об этом свидетельствовали: его сын - Н. Д. Остен-Сакен (посол России в Берлине 1895-1912 гг.) и внук - граф Н. В. Остен-Сакен. Последний сообщил, что дед отвёз шкатулку с документами о Фёдоре Кузьмиче Александру II.

12. В изданных в Париже воспоминаниях бывшего пермского губернатора А. В. Болотова, ставшего в эмиграции монахом, говорится, что комиссия, разбиравшая бумаги старца установила, что тот был в постоянной шифрованной переписке с Николаем I. Узнал он об этом от Г. Л. Милорадовича, входившего в комиссию от Министерства иностранных дел. Этот факт был подтверждён профессором И. А. Стратовым, сообщившим, что расшифровка этой переписки, хранившейся в Генеральном штабе, была прервана революцией.

13. В 1930-х годах в Париже над книгой о Фёдоре Кузьмиче работал историк и журналист Л. Д. Любимов. Он выяснил, что особо секретной информацией по этому вопросу обладал нижегородский губернатор (1882-1897 гг.) генерал Н. М. Баранов. От его сына А. Н. Баранова стало известно, что Александра III очень интересовала личность Фёдора Кузьмича, и в связи с этим была назначена секретная комиссия в составе К. П. Победоносцева, генерал-адъютанта Черевина и генерала Н. М. Баранова. Итоговый доклад этой комиссии проходил в 1884 или 1885 году и тождество Фёдора Кузьмича и Александра I было доказано.

Меня эти доводы вполне убеждают. Многим трудно поверить, что имея всё, живя в изобилии, почитании и обладая неограниченной властью, кто-то может от всего этого отказаться. И не просто отказаться, а сменить на голод, холод, бесправие и невозможность быть рядом с близкими и любимыми людьми. Трудно представить, на что обрекает себя такой человек. В таком случае, можно предположить, - император Александр I совершил подвиг, который  в христианстве называется странничеством. Странники удалялись от греховных соблазнов мира, замаливали грехи, стремились к единению с Богом. Позже Фёдор Кузьмич становится старцем, - учителем жизни, наставником и утешителем страждущих. Старчество - подвиг служения людям.

"Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19.29).

В 1984 году старец Фёдор Кузьмич канонизирован Русской православной церковью в лике праведных под именем Феодора Томского.

Стал ли император Александр Павлович странником Фёдором Кузьмичом - в это можно верить или нет. Главное - почувствовать неповторимый вкус прикосновения к исторической тайне!

               

               


Рецензии
Екатерина Вторая всегда воспринимала Православие как необходимый внешний обряд, чисто формально и не привила любимому внуку никакой православной традиции, его воспитатель Лагарп тем более не мог внушить воспитаннику религиозных чувств. Евангелие Александр прочёл только в 1812 году, а Библию читал по-французски. Мог ли такой человек стать монахом? У сторонников и противников версии о Фёдоре Кузьмиче есть свои аргументы. Но если Фёдор Кузьмич - это Александр Первый - то это значит был канонизирован отце- и цареубийца! То, что он не преследовал тайные общества декабристов, означает только, что сам он в 1801 году был в числе заговорщиков против законного Царя. Согласитесь, без него переворот был бы невозможен. Я далека от мысли вмешиваться в церковные дела, но не кажется ли Вам. что канонизации скорее достоин Павел Первый?

Яна Вильчинская   17.04.2016 00:09     Заявить о нарушении
Яна, большое спасибо за интересный отклик. Я не берусь судить о делах церкви. Всего Вам доброго!

Александр Сумзин   17.04.2016 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.