Зима зарисовки
Зарисовки
Вечереет. Едем по узенькой, давно не чищенной дороге. Снега глубокие, а того больше меня пугают длинные намёты, словно под ними спят доисторические динозавры. Косогоры в снежных сугробах иногда кажутся живыми существами с гладкими боками, то и дело грозят проезжающим совсем беззащитным машинам. В снежных складках-подбородках темно-синие тени, словно день тут ещё не наступал. А на самом верху косогора стоят сторожами какие-то уродливые однобокие, обглоданные, островерхие ели, облепленные мёрзлым снегом. Стоят на самой кромке редкозубым рядом на фоне бело-розового неба, какого-то полосатого, с кривыми неряшливыми мазками.
От такого пейзажа холод пробирается под шубу и я с надеждой поглядываю на водителя. «Скорее, миленький! Увези меня с этого страшного места…», - мысленно прошу, а сама и пикнуть боюсь, чтоб не отвлечь напряжённо следящего за дорогой водителя.
Ох, до чего же длинная дорога…
***
- Что за дерево? – с восторженным любопытством спросил сын. Я прильнула к окну машины так, что даже лбом коснулась стекла. За окном густой белесовато-серый туман, только небо над головой немного светлее и вот ещё выступает это необычное на вид дерево. Смотрю, на глаз прикидываю и про себя думаю: «Не-ет, его и втроём не обхватишь!.. Под ним не то кусты, не то высокая трава, то ли прошлогодняя высохшая лебеда, то ли полынь в белых шубках инея. Действительно, странное дерево! От комля до середины дерева чернеет ствол, как каменная тумба. Такое впечатление создалось по той причине, что толщина ствола одинакова: что внизу, что вверху. А дальше ствол, как-то сразу распадается на тысячу веток. Вроде как нитки помпона на детской шапочке. И эти ветки равномерно расположились: вверх и в стороны, вниз, аж до самых заснеженных кустов. Дерево стоит неподвижно в густом тумане, как испуганный призрак с поднятыми вверх волосами.
- Странное дерево! – почему-то шёпотом ответила я. – Стоит в поле одно-одинёшенько. Бр-р-р! Жуть какая!..
***
Едем по грунтовой дороге. Снегу ещё мало. Впереди видны две полоски – след от колеи недавно проехавшей машины. Оглядываюсь. Сзади – те же две колеи, только чётче. Значит, едем по следу. Молодец, Гриша! Хорошо, аккуратно водит машину. Беспокоиться не о чем, можно и в окно посмотреть.
С одной стороны дороги – ровное поле замёрзшего озера виднеется в просветах между колониями высокого камыша. Камыш метельчатый, погрустневший, переходящий ближе к дороге в заросли разнотравья, лопухов, чертополоха и полыни. По другую сторону дороги непролазной стеной стоят поседевшие от лёгкого инея вербы. Кое-где над вербами вздымаются, словно второгодники-переростки лиственницы. Что им вербы и какой-то там лозняк! Им и стоящие стайкой ели далеко не пара. Всего лишь изнеженные модницы, красующиеся у дороги. Взоры лиственниц устремлены за придорожную вереницу верб, к красавицам тополям. Вот это сила молодецкая! Это стать!.. А тут ещё жалкие людишки на своих железных жуках ползают по дороге… Даже зимой покою от них нет…
Едем дальше. Въезжаем в парковую зону. Вдоль дороги невысокие, оригинальной формы фонари с белыми снежными беретами, чуть сдвинутыми на правый бок. За ними, ближе к воде одинокие вербы, но эти вербы осанистые, с пышной раскидистой кроной ветвей.
Дорога тут покрытая асфальтом, ровная, расчищенная от снега. Аккуратно подстрижены кусты живой изгороди. Далее ряд яблонь-ранеток, тоже с «короткими стрижками». За ними аллея плакучих берёз. Вот уж где русская краса! Просто загляденье…
Едем медленно, чтоб нечаянно не потревожить гуляющих дам с пушистыми белыми болонками на поводках. Наконец добрались до липовой аллеи. Гриша несколько оживился – скоро можно будет выехать на дорогу. А мне жаль «Зимней сказки». Дальше будет – «Зима в современном городе» со светофорами, дорожными пробками и прочими «прелестями» цивилизации. Из груди вырвался печальный вздох: «Что в нашем городе, что тут – одно и то же…»
***
Зимняя замёрзшая, снегом заметённая река. Заиндевелые ветки верб вмёрзли в лёд и образовали некие шалаши, где прячутся зайчишки. На снегу полу заметённые заячьи следы.
- Там он, в этом нет сомнений…
***
Белый нетронутый снег. Маленькое незамерзающее озерцо, видимо подпитывают его тёплые ключи. А над ним лилово-оранжевое небо, уже после захода солнца. В воде же отразился лилово-малиновый цвет небес и от этого озерцо больше походит на сваренный компот из свежих ягод. Даже слюнки потекли от отразившегося в воде облака…
***
Выпал первый снег, но он только слегка прикрыл опавшую кленовую листву. Снег белой шапкой высится на темени позднего гриба, в народе называемого – поганка, с чернеющей изнанкой. Гриб такой большой, на несоразмерной белой тонкой ножке, что глядя на него невольно верится: именно под ним прятались сказочные герои… , а то другой гриб устал бы под тяжестью снежной шапки.
***
Ледяной дождь – явление редкое. Особой радости людям он не приносит, а скорее наоборот. Оледенение всего и вся грозит непредвиденными травмами. Чертыхание и прочие словечки, срывающиеся с уст идущих по дороге горожан, не прибавляют оптимизма. Тут уже не до созерцания красот, но Красота находит место даже среди злословия. Замёрзшие капельки на проводах, на тонких веточках, на травинках, словно волшебные хрустальные колокольчики. Жаль, что люди смотрят под ноги и оставляют без внимания изысканные подарки ледяного дождя.
Увидеть ледяные россыпи хотя бы из окна автобуса – это уже радость и повод улыбнуться прекрасному. В это время даже колючая проволока, протянутая по верху высокого забора, расцветает в игривых солнечных лучах. Даже гнилой пень, покрывшись ледяной коркой, бодрится среди молодой поросли. Красота молодит. И пусть счастья на медный грош, но это всё-таки лучше, чем хмурое утро.
***
Обычная деревенская улица: одноэтажные избы, поднимающиеся к небу столбы дыма над крышами домов, сарайки, поленницы дров, теплицы, заборы, калитки. Ночью выпавший снег подновил слежавшийся вчерашний, а заодно повеселело всё, до чего взглядом можно дотянуться. Вдоль дороги ровные две колеи тянутся в другой конец улицы. А над всеми хозяйскими постройками, как журавль среди цыплят, возвышается старая однобокая сосна, растущая у покосившегося забора, тоже выбеленная снегом. Именно это дерево, видевшее несколько поколений, до последней иголочки своё, привычное, без которого и улица потеряла бы своё лицо, было главной достопримечательностью деревни. Большинство людей даже не осознавали этого. Они родились – дерево стояло, росли, и дерево подрастало, уезжали-приезжали, дерево было первым встречающим и последним провожающим жителем их деревни.
И теперь, ещё не стряхнувшее с себя дрёму деревенского утра, стоит одноцветное, мирное, до боли родное и покойное дерево. Так было вчера, сегодня и дай Бог, чтоб и завтра ничто не нарушило покой матушки-деревни.
Солнце всходит! Об этом событии знает только сосна. Её макушка первой приняла ласковый привет небесного светила, как добрую весть родившегося дня. Старик, расчищавший снег у калитки, придерживая рукой шапку на затылке, смотрит на верхушку сосны и улыбается беззубым ртом. Дескать, всё хорошо, ясный день будет нынче…
***
В этом месте дорогу прокладывали уже на исходе лета. Бульдозерами землю выровняли так, что за краем – отвесный спуск в яр. Такое вмешательство человека в природный ландшафт привело к зрительному обману. Крутой склон яра укрепляли цепкими корнями вековые ели. Теперь же, с дороги, они кажутся полутораметровыми деревцами. Вот только ветки шишками увешаны, чего на молодых деревцах не бывает. Кажется, рукой до них дотянуться можно. Велик соблазн, если б не зима.
За дорогой – снежная ровная площадка, а на ней, как на белом экране, светло-серые тени. А тени те от старых елей, на причудливых лесовичков похожие. Может быть не так уж и глубок снег, можно было бы и поближе подойти, только жаль: следы поранят девственную снежную чистоту. Нет-нет, если мой эмоциональный порыв внесёт в природную гармонию некий разлад, то можно ли решиться на такой грех?..
***
Иду задумавшись по зимней узенькой тропинке через двор. И так моё зрение «хвастать нечем», да вот ещё небеса сквозь мелкое сито толчёный лёд сеет. Острые грани снежинок поблескивают на лету. Морозец крепенький, варежкой нос прикрыла, иду.
Выбеленные изморозью полынные кустики прямо на тропинку склонились. Вдруг вижу: на тропинке сидит огромный пушистый чёрный котище. Меховая шуба на нём снежком припорошена. Я замедлила шаг. А когда заметила движение под полынным кустом, вовсе остановилась. Стою, очки сняла, пытаюсь рассмотреть: что же там такое впереди?
Чёрный кот всё сидит на тропинке, сверлит меня взглядом круглых жёлтых глаз. Потом присмотрелась, оказалось, что под кустом сидит абсолютно белая пушистая кошечка. Шубка, припорошенная снежком, по этой причине её, красавицу, я вовсе не заметила до той минуты, пока она не оглянулась. Её присутствие выдали глаза.
Прикусив губу, я тихонько стала пятиться назад. Потом обошла парочку другой тропинкой, а про себя подумала: «Кому ж понравится, если кто-то посторонний бесцеремонно вторгается на твою территорию, да ещё во время задушевного разговора. А то, что не слышно никаких звуков, это ещё не значит, что не было между ними общения. С милым дружком и молчание сладко…»
***
Речная заводь. Выпавший снег окрасил полукругом выпирающий берег в белый цвет. Ночной мороз раздарил берёзкам кисейные пеньюары. Только река всё противится зимнему властелину. И всё же некогда говорливая река утихомирила гребни и теперь в дремотном полусне, под серым плотным туманом уносит воды смиренно, по веками проложенному руслу. А берег, надёжный, как родительский дом, преобразился и стал похожим на белый пуховый платок. По самому краю льдинки, словно кисти на воде с неровными нитями.
Солнышко из-за горы веселит бережок, заигрывает с берёзками. А я стою и думаю: «…наверно есть и Зимний Рай, для нас – русских…»
***
Еду с семьёй в машине, смотрю в окно. День пасмурный, тучи тяжёлые, снеговые. Дорога хорошо выглаженным полотенцем развернулась вдоль реки, а на другой стороне – высоченные горы, чудо из чудес сибирской природы. Каменные громадины снизу «по пояс» зеленью прикрыты, вершины острые, словно ощетинились перед лицом неласкового серого дня.
Вдруг, солнца луч выглянул в окошко! Осветил склон горы. Я даже ахнула от увиденного зрелища. Вся гора, исполосованная ярами, поверхность которых в ярких лучах солнца - приняла светло-жёлтый цвет. На мгновение показалось, что это раскалённая лава вытекает из жерла вулкана, устремляясь вниз по ярам. От такой картины меня даже в холодный пот бросило.
Туча захлопнула «окошко» и гора теперь казалась ещё угрюмее прежнего, её черты стали просто устрашающими. Я вздохнула и перевела взгляд на Енисей, но и в водах реки оказалось мало весёлого…
***
Пологий пригорок. Вьюгой снег уложен бороздками, не совсем ровными, а будто апельсиновая корка, пупырышками.
Если смотреть с дороги вверх, то белесое небо опирается на пригорок и только тёмно-синие разводы живой плотью перемешиваются, подобно тучному стаду овец.
Между небом и землёй, как старая потемневшая пряжка, один-одинёшенек скучает огромный куст шиповника. Под ним тонким кружевом тень легла. Ветерок слегка колышет ветки и отзывчивая тень, как шаловливый ребёнок, корчит рожицы.
Всего-то: небо, снег и куст шиповника, а смотреть можно бесконечно долго…
***
Стало привычкой у наших горожан ходить в посёлок Заозёрный по озёрному льду. В любое время суток, если позволяет погода, кто-то вышагивает тропинкой напрямик. Тут даже вопрос не в экономии времени, а возможность единения человека с природой.
Шагать в посёлок мне нет причины. Я гуляю берегом озера. В этот раз лёд зеркальной чистоты, даже отражается в нём туман, который будто барашковые облака ползёт по ледовому стеклу.
Занятно смотреть на то, как в это время идут люди. Вот мужчина и женщина шагают в голубых спортивных куртках, взявшись за руки. Сперва шли по отражённым облакам, а потом вошли в ползущие облака и скрылись из глаз. Через какое-то время я увидела их уже на другом берегу озера. Они всё так же шли, держась за руки.
Вот оно счастье человеческое! Вдвоём идти по небу и по земле…
***
Снег лёг на свежую пахоту тонким слоем, видны бороздки-прогоны. Но больше всего притягивает взор полевая дорога. По левую сторону вдоль дороги высажены молодые берёзки. Заходящее солнце удлинило тени и вывело кроны дерев по другую сторону дороги – на чистый снег. Если к увиденному подключить воображение, то дорога, как замок на белом шерстяном пуловере, ровненький такой, идеально пришитый аккуратной строчкой.
Дорогу пересекает высоковольтная линия электропередачи. Всего-то три провода, а под проводами столбы, как деревенские ухваты, с той разницей, что не два, а три рожка.
Поле без конца и края. Только дорога в две колеи и провода, а по ним ток ещё никем не понятая до конца энергия течёт, добрая и смертельно-опасная… Этакая длинная, тонкая змея: в малых дозах яд полезен, а пойдёт что-то не так – беды не миновать.
Окинешь взглядом поле – ширь да гладь, а направишь взор свой вдоль высоковольтной линии – вот они пригорки и низины. Понимаешь, что нет в природе ничего идеального, ровного. Всё разнится. Даже белый снег в чистом поле свои оттенки имеет, а мы почему-то всех людей считаем одинаковыми…
***
Однажды, зимой, ехали мы с сыном полем. Снег после вчерашней оттепели покрылся твёрдой коркой. В какую сторону ни глянь – снежная пустыня, взгляду зацепиться не за что. Вдруг машина резко сбавила ход и мы, крадучись, покатили тихим ходом. Остановились. Я вопросительно посмотрела на сына, а он взглядом показал за окно. Только пристально всмотревшись, я увидела на снежной глыбе бульдозером очищенной дороги сидящую сову. Красавица! Белая сова с редкими тёмными пёрышками. Мне даже показалось, что «курочка ряба» с нею в дальнем родстве состоит.
Мы долго смотрели на ночную модницу, потом сын посигналил. Сова присела, будто сжалась пружинка, резко выпрямилась. Птица взлетела и полетела низко над полем, стелющимся полётом. Только тогда мы разглядели огромные крылья этой прекрасной птицы.
Вот это дорогой подарок Судьбы…
***
Ещё не зима, но лето уже отступило и стало воспоминанием у тех людей, кто глядит на скучающие копны, на запасы в погребах, на поднимающийся дым над крышами сельских домов. А что до красоты? Так красота для всякого, да не одинакова. Это уже кому какая по вкусу придётся.
Только сегодняшняя красота особенная! Серый с белесой гривой туман бродит по садам и огородам, а последствия похождений холодного гостя – колючий иней, сжимающий в ледяных объятьях каждую веточку, каждую былинку. Бело и тоскливо на сельской улице, как в больничном коридоре. Эта холодная белизна напрочь стирает надежду на беззаботные радости. Рост и благоухание – всё в прошлом. Даже колодезный журавль стоит в печальной задумчивости.
Припозднившееся утро предстало перед необратимым фактом победившего заморозка. Ничего уже не изменит даже проснувшееся солнышко. То, что побывало в объятьях нагрянувшего Мороза – к жизни уже не вернуть. Как ни горько порой бывает, но приходится признать, что в это время года именно Его власть и сила. Что ж тут поделаешь – время Его пришло! Крепись человек, теперь Его Закон и Право!..
***
Такие сосульки увидеть – это надо в счастливую минуту родиться. Как такое чудо само из воды образовалось? Поди, догадайся.
Сосульки висели толстые, то ли на кукурузные початки походят, то ли на большие кедровые шишки. На них явно вырисовываются зёрна, скорлупки и главное – одинаковые по размеру, чётко рядами выстроены. Природа постаралась! А солнышко играет на ледяных выпуклостях, сосульки перемигиваются и… знай себе – растут.
***
Первый снег в берёзовой роще – душе отрада! Истинно русский пейзаж! Светлая, чистая, в духовном понимании картина.
Ночью выпавший снег днём слегка подтаял, пестрит проталинами, но они так гармонируют с белоствольными берёзами, на ветках которых ещё сохранились листья какого-то очень тёплого жёлтого цвета. А у берёзовых комлей желтеют молоденькие берёзки с сохранившейся листвой. Красиво, очень красиво!
Небо – синее-синее, с белыми лёгкими облаками. Золото листвы на фоне белых облаков особенно приятно смотреть. На такую живую картину, без светлой улыбки, смотреть просто невозможно. Даже очень занятые люди из предприятия, что через дорогу от этого прекрасного места, бегут как-то боком, оглядываются, словно извиняются за то, что не могут открывшейся красоте уделить должного внимания. Уже открывая дверку машины, ещё и ещё раз окидывают взглядом берёзовую рощу, вздыхают, садятся на сидение и с силой захлопывают дверку. Дескать, «вот жизнь пошла… полюбоваться красотой некогда».
А у меня некое преимущество, я – пенсионерка! Теперь могу не только вдоволь насмотреться, но и всласть надышаться чистым воздухом ранней зимы. Это особенная прелесть!.. Весной снег пахнет по-другому…
***
Зима длинная, неприветливая, холодная и даже опасная спутница всего живого на Земле. Но выбора нет и мне, наряду с другими россиянами, ничего ни остаётся, как максимально подготовиться к длительному ожиданию весны. А чтоб не так тоскливы были зимние вечера, я стараюсь захватить с собой в полосу ожиданий кусочек лета. «Осколки лета» - это букеты засушенных цветов.
Каждую зиму на моём шкафу красуются разные букеты. Специально цветов для букетов я не ищу. Просто случай или «в память о каком-то событии» появляется новый букет. Весной, когда начинаю мыть окна, я без сожаления избавляюсь от прошлогодней красоты, в надежде на приход новых, ярких, душистых цветов. Тогда появятся новые букеты, а с ними и истории их появления. Букетов в моей жизни было – считать, не пересчитать. Но в памяти остался один, весьма необычный букет.
Ещё в августе месяце, я со своими детьми, (они тогда ещё в дошкольном возрасте были), пошла гулять за город. Маршрут всегда выбирала новый, места нами не хоженые, но обязательно – недалеко от дороги. А в тот день набрели мы на странного вида пригорок. Подъём крутой и, подобно пирамиде – ступенчатый. Мальчишки мои легко вскарабкались по «ступенькам», всё вверх и вверх, пока не очутились на самой вершине. Постояли, повертелись на одном месте, любуясь видом с высоты, и потихоньку стали спускаться вниз.
Но тогда не сам взгорок меня удивил, (он только с одной стороны был похож на пирамиду…), а его растительность. Все его ступеньки пестрели лекарственной травой – кровохлёбкой. Само это растение очень красивое, а когда растений тысячи, красотой любую клумбу «за пояс заткнёт». Листва у кровохлёбки осталась внизу, издали видны только тоненькие стебельки, а на них чуть удлинённые шарики тёмно красного и коричневого цветов. Посоветовавшись с детьми, мы нарвали этой кровохлёбки на роскошный букет. Дома я разделила его на два букета и поставила в высокие хрустальные вазы, сперва - на стол, а потом они перекочевали на шкаф. Всю долгую зиму гостей удивляли необычные букеты. А я, глядя на них, думала: «Как могло так случиться, что весь пригорок был засеян кровохлёбкой? Ни одна посторонняя травинка не посмела войти в компанию этой дружной семьи. Само-собой так получилось. Понятно, что полоть пригорок за городом никто не ходил… Но, краси-иво-о! Слов нет, как красиво!
Дети выросли, теперь уже и не помнят о той нашей прогулке, а я помню…
Свидетельство о публикации №214102900255
такой букет! Очень красивый! с теплом
Нина Клинова 17.12.2014 16:49 Заявить о нарушении
Здоровья Вам на весь будущий год, успеха и благополучия!
С уважением,
Анна Боднарук 18.12.2014 01:48 Заявить о нарушении