С правом выкупа

С правом выкупа.

                1

   Нет, это не о том, о чём вы подумали. Это об игромании. Казалось бы, для чего рисковать имеющимся у тебя деньгами, они что, тебе «ляжку жгут»? Шулера никогда не рискуют деньгами – они рискуют здоровьем, порой, жизнью. Игроман же, ставит на кон не только деньги, но и здоровье, и жизнь. Охваченный азартом игрока, у него ломается психика, одержимая некой горячечной, не вполне вразумительной идеей, которая неотвратимо подводит его к краю пропасти. «Что же вам не жилось, что же вам не спалось», при наличии нехилого капитала, и нормальной, вялотекущей жизни?   
   В любой азартной игре, когда проиграны все деньги, можно сыграть под залог какой-нибудь ценной вещи. Существует такое понятие, как: «Сыграть в приставку», то есть под залог. Есть три вида игры в приставку: «в лоб», без выкупа. С выкупом, через день, неделю, месяц. И с правом выкупа, то есть, через оговорённое время ты приносишь деньги, которыми был оценён залог, и забираешь свою вещь, как-то; золотой перстень, кольцо, часы или автомобиль. Хитрость определения «с правом выкупа», состоит в следующем: Предположим, ты проиграл золотой перстень, но с правом выкупа, однако, если ты не принёс в означенное раннее время деньги и не выкупил залог, тогда этот перстень уходит «в лоб», но ты ещё должен заплатить сумму, в которую был оценён перстень перед игрой.
   Человек, не знающий  тонкости некоторых словосочетаний, может испортить себе жизнь, если с правом выкупа, ушла очень ценная вещь, а он просрочил время выкупа.

Когда говорят, будто преступный мир живёт по понятиям, это не совсем так. Преступный мир живёт по справедливости!  Ибо – «справедливый,  действующий беспристрастно, в соответствии с истиной».  (Словарь русского языка Ожегова). Никакая взятка не  поможет на авторитетной сходке! В лучшем случае, приговорят к смерти, в худшем – «дадут по ушам», то есть, выкинут из общества уважаемых людей! И всё – кончилась твоя блатная жизнь, не хочешь жить с клеймом изгоя – повесься на осине!
   Странное словосочетание – «преступный мир». А взяточники, коррупционеры, те, кто разорили страну, и укрылись за границей, это какой мир? Те, кто, каким-то вполне известным способом, избежал суда, не оказался в тюрьме, доказывает одну из истин: рука, руку моет.
   Как известно: «Хороший вор всегда гуляет на свободе». Так, где же находится этот самый пресловутый «преступный мир?». Нет, не в чреве подвалов, ставших прибежищем выкинутых из общества людей, не на мусорных свалках, с теми же людьми, а рядом, на расстояние вытянутой руки. Нам только кажется, будто они среди нас, они призраки, виртуальны, как социальные сети.
   Многие понятия о морали намеренно перепутаны, так как одним можно всё, другим ничего. Пример:
   Играли в «двадцать одно» на шикарной даче у одного очень известного в узких кругах, человека. И вот, когда один не менее богатый тип, проиграл целый «дипломат» денег, потом крутой джип, на котором он приехал на игру, он поставил на кон свою…молодую жену! Пока шёл кон, в большой зале стояла такая гробовая тишина, что слышно было, как бьются сердца, и пульсирует кровь в висках у наблюдавших за игрой многочисленных любителей пощекотать себе нервы! Такого в их практике ещё не случалось!
   Этот кон выиграл тот, кто поставил в залог собственную жену, причём, не с правом выкупа, а «в лоб»! И тут, на глазах у видавших виды, игроков, произошло невероятное – мужчина, выигравший кон, в одну минуту поседел!
   Что это было?  Реакция организма на подлость, как клеймо предателя!
   Другой пример: Дело происходило в «зоне». Проигрался «зека» в пух и прах. На последний кон, в приставку, он поставил свою жизнь, и проиграл. Вышел утром из барака, намеренно, на глазах у часовых, нагло пролез под колючей проволокой, отделяющей жилую зону от запретной, и был застрелен одним из охранников в запретной зоне.
   Человек всё делал сознательно: и жизнь поставил на кон, и осознанно пошёл под пулю, чтобы сохранить свою честь. Конечно же, у него была надежда на то, что ему удастся отыграться, но карта легла не в его пользу, и он – погиб.
   Здесь мы наблюдаем две совершенно разные концепции. В первом случае, нет даже намёка на мораль, почему бы тебе не поставить на кон себя любимого? Справедливо ли, вместо себя  распоряжаться женой, как вещью? Кто была для него молодая жена изначально, когда он на ней женился? Вещью! Разменной монетой в его тёмных делах! И, он поставил её на кон. И, пусть на него будут показывать пальцем – это тот, который чуть не проиграл жену, ему по барабану:  новую жену он себе найдёт, а клеймо предателя …вон Иуда, какой мощный предатель, а «слава» его живёт в веках!
   А второй случай вполне справедливый, так как тебя никто не заставлял играть в карты «на интерес», и коль так получилось –  проигрался, ты вправе распоряжаться собственной жизнью – пойти под пулю, чтобы о тебе осталась, хотя бы достойная память.
   Можно сколько угодно рассуждать о морали, однако реалии жизни таковы, что обратная связь с космосом заблудилась где-то в толстых слоях атмосферы.

                2

   Всю ночь играли в «буру» на хате. Лось проиграл золотой именной перстень, Хлопцу, в приставку. Перстень весил тринадцать с половиной граммов. 
   - Значит, как договорились, - сказал Хлопец, - Завтра ты его выкупаешь.
   - Обязательно, - сказал Лось, и они разошлись по домам. Они жили в одном районе на параллельных улицах – Хлопец выше, а Лось ниже углом.
   Разборки начались на следующий день, вечером. Лось пришёл к Хлопцу с товарищем, и сделали предъяву: карты были коцаные, поэтому возвращай залог, не то хуже будет! Оба были крепко выпимши! Как ни странно, Лось молчал, а качал права его друг – Колюнчик.
   - Ты что, законов не знаешь? – говорил Хлопец, обращаясь к Лосю - Если во время игры тебя не поймали за руку, какая может быть предъява?
   - А я говорю, что стиры были коцаные! – упирался Колюнчик.
   - Говорят, в Москве кур доят, а коровы яйца несут! – съязвил Хлопец, - А ты чего молчишь? – обратился Хлопец к Лосю, - Он тут вообще не при делах! Какие могут быть  претензии, когда стиры были твои? Ты их после игры забрал, а теперь приходишь и говоришь, что они были коцанные! Ты что, совсем мозги пропил!
   - Да я…чего я… - мямлил Лось, - Верни перстень, а деньги я потом отдам…
   - Какие деньги! – заорал Колюнчик, - Никаких денег! Тебя кинули, как последнего фраера! Он сделал сменку, а ты, как лопух – схавал. Пусть отдаёт перстень!
   - А ты вообще заткнись! – возмутился Хлопец, - Ты, кто такой? Я не с тобой разговариваю! И валите отсюда!
   - Ах, так! – Колюнчик схватил Лося за руку, - Поехали за Альбертом! Я докажу, что ты подменил колоду! – обернулся он к Хлопцу, - Мы скоро вернёмся!
    Колюнчик остановил такси, и они уехали за Альбертом.
   Конечно же, это был беспредел! Солдатская причина! Что-то было в этом перстне такого, из-за чего Колюнчик драл глотку! Он что, волшебный?!
   Идти домой было бессмысленно, наедет толпа, вытащит его из дома, зачем поднимать шум? Он остался стоять на углу своей улицы. Посмотрел на ручные часы, было ровно десять часов вечера. На другом конце улицы, через дорогу, маячила кучка рано повзрослевших подростков, о чём-то громко споря и отчаянно жестикулируя руками. Это были будущие «трудовые резервы», уже усвоившие азы преступного мира, и гордость за свою значимость переполняла их неимоверно, когда местный «авторитет», поручал им какое-нибудь мелкое дело!
   А ведь товарищи звали его сегодня в ресторан, но он не поехал с ними. И вот, он один стоит на углу улицы, осознавая свою правоту, но всё равно было страшновато от неизвестности. Об этом Альберте он слышал: отсидел два срока… вроде по понятиям…
   Через полчаса подъехали два такси,  открылись восемь дверей, и толпа решительных мужиков мгновенно окружила его.
   - Ты будешь Хлопец? – спросил пузатый крепыш лет сорока пяти.
   - Я, - ответил Хлопец.
   И вдруг Колюнчик выругался по матери! Ни с того, ни с сего, по известному адресу! Вдруг, потому что, ругаться матом в их  городе – подписать себе смертный приговор.  За это можно было получить нож в живот, что иногда и происходило – это была кара за несдержанность.
   Хлопец среагировал мгновенно – нанёс мощный удар, правой рукой  ему в челюсть! Колюнчик плюхнулся на землю, как мешок с картошкой!
   - Уберите его! – презрительно сказал Альберт, - Пойдём, поговорим, - он взял Хлопца под локоть, и вывел из круга своих подельников.
    Они повернули за угол, пройдя несколько шагов, повернули направо и остановились в тёмном переулке, куда не доходил свет уличных фонарей.
   - То, что ты кинул моего зятя – я не сомневаюсь!  - сказал Альберт, - Но, не пойман – не вор!  Правильно и сделал! У меня к тебе предложение: верни сейчас перстень, а деньги я тебе через неделю отдам! Я отвечаю!
   Хлопец не успел ответить, как на углу послышался шум, и голос Колюнчика: «Я убью его!». Альберт, развернулся, и быстро пошёл в сторону своих подельников.
   - Ты, зачем, сука, меня сюда привёл? Чтобы я отсюда в тюрьму пошёл?! Убирайся, и чтоб я тебя больше не видел! – услышал он возмущённый голос Альберта.
  Пока Альберт ходил разбираться с Колюнчиком, Хлопец переместился из тёмного переулка ближе к дороге, под свет фонарей.
   Через пять минут Альберт вернулся, на ходу закрывая нож-«лисичка». Он опять взял Хлопца под локоть и попытался отвести его обратно в переулок, куда не доходил свет уличных фонарей. Это был один из методов устрашения – показать Хлопцу, что он, Альберт хозяин ситуации. Но Хлопец выдернул локоть из крепкой ладони Альберта, и остался стоять на месте.
   - Ты что, любитель темноты? – зло сказал он, - Хочешь говорить, говори здесь!
   Подошёл один из подельников Альберта.
   - Помочь, Альберт? – спросил он, нетвёрдо стоя на ногах, покачиваясь из стороны в сторону.
   - Сам справлюсь! – грубо ответил Альберт, - Иди отсюда!
   Подростки, стоявшие на другом конце улицы, подошли поближе, и с интересом наблюдали за происходящим – набирались опыта. Им было лет по пятнадцать-шестнадцать, а Хлопцу двадцать три года, и он уже отслужил армию, причём, в десанте, и удар у него с обеих рук, был поставлен на отлично!
   На кого лез рыхлый Колюнчик, который был его ровесником, но в армии не служил, никогда не участвовал в уличных драках? Видимо, «кодла», которая, как ему думалось, должна была стать на его сторону по одной лишь его прихоти! Но, ни Альберт, ни его товарищи, и пальцем не пошевельнули, чтобы защитить Колюнчика! Хочешь качать права – качай, а мать причём? Это смертный приговор! Мать – святое, и они не собирались потакать его безумию! Молодец Хлопец, не побоялся «кодлы», дал достойную оборотку этому идиоту!
   Самое интересное состояло в том, что Лось всё это время стоял вне круга, не проявлял никакой агрессии, вёл себя тише воды, ниже травы. Тусклый взгляд его серых глаз, как бы говорил о том, что он устал от всего того, что затеял Колюнчик. Он понимал, что нельзя было играть на именной перстень, который подарил ему тесть, отсидевший два срока, и более или менее, авторитетный в своём сообществе.
   Лосю было очень стыдно за свой проступок, его мучила совесть, вытесняя из сознания всё остальное, что на данный момент казалось несущественным. И то, что Колюнчик получил по морде, и то, что Альберт одним ударом свалил Колюнчика, и отобрал у того нож, с которым тот кинулся на Хлопца.
   Хлопец понимал, что не следует конфликтовать с Альбертом, упираться и доказывать очевидное. Альберт попросил его по-человечески вернуть перстень, и не следовало отказывать ему просьбе. В, конце концов, компромисс не капитуляция, а временное отступление, чтобы собраться с силами.
   Но и просто так, без серьёзного разговора, без выяснения причин, без покаяния со стороны Лося, с ходу идти на соглашение с Альбертом, не следовало. Улица никогда ему этого не простит! Лучше погибнуть, чем подвести авторитетных людей, когда-то принявших его в свой круг.
   - Ты знаешь, что он играл с правом выкупа, и сегодня должен был выкупить перстень?
   - Как с правом выкупа?! – опешил Альберт, - Он что, совсем идиот?!
   - Ты ведь знаешь, что до двенадцати ночи у него ещё есть время, чтобы выкупить перстень? – сказал Хлопец.
   - Да…- покачал головой Альберт, - Не ожидал я от него такой подлянки… У меня нет при себе таких денег, чтобы покончить с этим делом…
   - А ты, когда сюда ехал, на что рассчитывал? Ты ведь знаешь, что закон на моей стороне, а ты приехал без денег, почему?
   - Потому что у меня вообще сейчас нет таких денег! И ещё; этот перстень мой подарок на день свадьбы. Мне обидно за себя! Я подарил ему этот перстень на глазах у сотни гостей, а он проиграл, даже не подумав, в какое положение он меня поставил!  Как мне смотреть в глаза дочки, когда она узнает, что он проиграл мой подарок! Но я тебе обещаю, через неделю я сам привезу деньги, только давай без права выкупа! Считай, что это был залог.
   - А ты причём? – удивился Хлопец, - Ты что, за ним, нянька? Он взрослый человек, и пусть сам отвечает за свои поступки!
   - Так-то оно так, - сказал Альберт, - Но пойми и ты меня – я не могу отсюда просто так уехать…
   - Хорошо, - сказал Хлопец,  - Пусть Лось подойдёт сюда, и объяснит своё сегодняшнее поведение. Пока он не возьмёт свои слова обратно, никакого разговора не будет!
   - Лёва! – крикнул Альберт, - Иди сюда!
   Лось подошёл к ним и виновато посмотрел на тестя.
   - Ты ничего не хочешь нам сказать? – спросил его Альберт?
   - О чём? – еле слышно пробормотал Лось.
   - Ты действительно играл с правом выкупа? – Альберт пристально смотрел ему в глаза.
   - Да…- хрипло ответил Лось.
   - А ты знаешь, что это такое? – продолжал добивать его Альберт.
   - Знаю…
   - И, что нам теперь делать? – Альберти посмотрел на ручные часы, - Через полчаса истекает срок выкупа.
   - Не знаю…
   - Скажи, Лось, стиры были твои? – спросил его Хлопец.
   - Да…
   - Что «да»? - сквозь зубы спросил Хлопец, - Твои или не твои?
   - Мои…
   - Я их подменил?
   - Я не уверен…
   - В чём ты неуверен?
   - В том, что ты их подменил…
   - Так ты уверен или неуверен? Говори ясно! Тебя люди слушают!
   - Это всё Колюнчик… – заныл Лось, - Я не хотел… Я хотел по честному попросить у тебя перстень, чтобы дома не узнали…А Колюнчик сказал, пойдём мы его на понт возьмём…
   - Ну, что, взяли на понт?
   Лось с надеждой посмотрел на тестя.
   - Лёва, - сказал Альберт, - у тебя есть претензии к этому человеку?
   - Нет…это всё Колюнчик…
   - Задолбал ты своим Колюнчиком! – разозлился Альберт, - У тебя что, своей головы нету? За кого я дочь выдал, мать моя, Василиса Прекрасная! Иди отсюда! Глаза бы мои тебя не видели!
   Лось ушёл.
   - Ну, я думаю, вопрос решён, - сказал Альберт, - У меня к тебе претензий нет! Ты доволен?
   - А ты бы на моём месте, был доволен?
   - Ну, чего ты ещё хочешь? Ты чист! Я прошу у тебя только об одном – верни залог, и замнём это дело!
   - Вот именно – замнём! – сказал Хлопец, - Пусть будет так. Подожди пять минут.  Я схожу домой и принесу залог.
   - Я вижу, ты непростой хлопец! – жестко сказал Альберт, - но чтобы не усугублять ситуацию, сделав вид, будто не заметил сарказма при словах «замнём» и «залог», - добавил, уже мягче - С тобой можно иметь дело.
   Хлопец ничего не ответил, сходил домой, принёс перстень, отдал Альберту. Они остановили два такси,  расселись по машинам и уехали, вместе с ними уехал Лось. Колюнчика среди них не было, видимо он ушёл домой смывать кровь с лица и считать синяки.

                3

   Подростки перешли дорогу, подошли к Хлопцу, и начали возмущаться такой несправедливостью!
   - Да за такие дела по ушам дают!
   - Казнят!
   - Да, в зоне он бы и пяти минут не прожил, этот Лось!
   - Да, в лагере он плевательницей был бы!
    Хлопец, терпеливо их выслушал, потом сказал:
   - Пойду я домой, ребята. Извините.
    Он пришёл домой, не раздеваясь, лёг на диван. Шёл первый час ночи. Он понимал, что просто так эта ночь не закончится.
   Лось прекрасно знал, что такое «с правом выкупа», но Альберту он об этом не сказал. Он поставил Альберта в неловкое положение, когда Хлопец сказал тому об истинной сути дела. 
   В половине второго ночи в окно постучали. Хлопец встал с дивана, подошёл к окну, и увидел своего друга, который жестами показывал, чтобы он вышел на улицу.
   На улице его ждали двое друзей, которые узнав от подростков о перипетиях этой ночи, пришли к Хлопцу возмущённые наглостью Колюнчика и Лося.
   - Пошли к Лосю! – сказал Серёга, когда Хлопец вышел к ним.
   - Нет, не козёл ли он?! – возмущался второй его товарищ, Гена, - Он что, не понимал, что мы это дело так не оставим?
   - Да всё он прекрасно понимал! – сказал Серёга, - Он, наверное, не спит, ждёт нас.
   - Всю жизнь катает, а ума ни на грош! Да любой вчерашний пацан, докажет, что он неправ! – Гена аж задыхался от охватившего его чувства справедливости!
   Подростки хотели было пойти с ними, однако Хлопец решительно пресёк их  намерения досмотреть окончания спектакля, в котором статистом был несчастный, запуганный собственной глупостью, Лось.
   Пришли к Лосю, «вытащили» того из дома. Он, видимо, действительно не спал, в ожидании, когда же за ним придут. Серёга схватил его за ворот рубашки, встряхнул и зло сказал:
   - Ты что, Лось, двухголовый?! Тебе что, жить надоело?
   - Это не я… - пролепетал Лось, - Это Колюнчик… Только не бейте меня…
   - Да, кому ты нужен! – с сарказмом в голосе, сказал Гена, - Ещё об тебя руки марать!
   - Ты что, совсем дурак? – встряхнул его ещё раз Серёга, - Кто играл, Колюнчик или ты?!  Давай, иди, тащи перстень, или я тебя тут закопаю!
   Спорить с Серёгой было бесполезно – от природы здоровяк, он мог любого уложить на землю с одного удара!
   Лось как-то торопливо, полез в карман брюк, вытащил перстень, отдал Хлопцу, извинился, и они разошлись.
   Авторитетные люди с их улицы, узнав об этом деле, «пригласили» Альберта к себе, в жесткой форме указали ему на его неправильное поведение, когда он, собрав «кодлу», приехал на их улицу спрашивать с Хлопца. Ещё они сделали этому Альберту такое внушение, что он стал обходить их улицу за версту. Альберту ничего не оставалось, как только смириться со своим поражением, так как эти люди были намного авторитетней него, а на иерархической лестнице, по известному кодексу о рангах в соответствующем мире, стояли на недосягаемой высоте.
   Они не осуждали Хлопца за то, что он пошёл на соглашение с Альбертом, потому что в той пиковой ситуации, в которой он оказался один, ночью, с толпой приблатнёных, пьяных типов, он поступил разумно. Хлопец не стал брать своего слова обратно, считать залогом очень ценную и памятную вещь, однако, ни Лось, ни Альберт, ни через неделю, ни через месяц, не выкупили перстень.
   Хлопец продал эту злочастную вещь, а на вырученные деньги устроил достойное застолье в кругу друзей и уважаемых людей.
   Не следует думать, будто нечто подобное может произойти с кем-то, а завтра не коснётся тебя. 


Рецензии
Добрый день, Гарри! Рассказ очень понравился. Написан грамотно, легко читается, правильно построен текст.
Немного окунулась в криминальную среду, но мне понравилось, как выявляли, кто прав, а кто виноват в проигрыше дорогого перстня.
С уважением,


Людмила Каштанова   14.04.2023 13:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила!

В криминальном мире всё по-честному, по понятиям!

С уважением,

Гарри Башарянц 2   19.04.2023 05:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.