Грех - этимология

Всяк, иже себе царя творяй, противится богу;
в законе, богом данном Моисею от 2 закона число 5:
да не умрут отцы за сыны, ни сынове да не умрут
за отцы, но каждый за свой грех да умрет
Екатерина II. Манифесты и Указы  (1773)

Проявления греха столь многочисленны, что его невозможно описать устно или письменно, каждое деяние человека в зависимости от обстоятельств цели, места, времени,  способа, и т.д.,  совершения можно отнести к поступку грешному или к благодеянию.
 
С точки зрения иудеохристианской доктрины (теологии), грех  является проступком, который нарушает Божественный план по развитию мира. Нарушая Заповеди (работающая программа развития) человек, отказывается от связи с Богом, выпадает из  установленных социальных отношений, становится изгоем и врагом общества, а врагов, как известно - уничтожают. Чтобы не блуждать в многочисленных запретах (365) Торы (делай - не делай), еврейские мудрецы вывели краткую формулу безгрешной жизни: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения» (Вавилонский Талмуд. Мишна, Шаббад 31 а).

В данной работе мы попытаемся ответить на  «технические» вопросы этимологии термина:  когда появился образ-сигнал, как он описан в библейском сюжете, какими терминами иврита выражался этот образ и какова связь его с русским термином «грех»?
 
1) Существующая этимология

Викисловарь
Корень: -грех-. Значение - религ. нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. grexъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. грЪхъ (др.-греч. amartima , русск. грех, укр. гріх, болг. грехът, сербохорв. гри;jex (род. п. гpиjexa), словенск. greh, чешск. hrich, словацк. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrech, н.-луж. grech. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. гр;ховати, г[р};ховьн[ъ}. Сюда же греши;ть. Скорее всего, слав. grexъ связано с греть с первонач. знач. «жжение (совести)»; Младенов сравнивает также с греч. chrimata (деньги) . Относительно знач. — ср.: др.-инд. tapas ср. «жара, боль» от tapati «раскаляется». Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех), собственное сравнение которого с греч. chrio «мажу, умащаю», chroia «кожа, цвет», лит. grieju, grieti «снимать сливки», graistau, graistyti «снимать пенки» неубедительно; однако и сравнение последнего с др.-инд. bhresati «качается, колеблется» (якобы из первонач. *ghres- с губным согласным из bhramc - «падать») невероятно. Другие сравнивают слав. grexъ с латышск. greizs «косой», лит. graizas — то же. Из близкого к *groikso- или *groiso- «изгиб, кривизна», который выделяется также в сербохорв. гри;ч «холм», др.-прусск. gr;iwa-kaulin «ребро», исходит Буга.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
ГРЪХЪ , м. 1. Грех. Бяше некоторый  уноша въ град  много зъло сътворивъ  яко и Лотъ съгршивъ... и покаявъся о мнозЪхъ своихъ грЪсЪхъ. Патерик Син., 384. XI—XII вв. А то вЪдаетъ государь  вашъ, да и вы ради государя своего, что  о крестьянства не радите и грЪхъ убогихъ  людей не ищете, и тотъ грЪхъ богъ на васъ взыщетъ. Польск. д. III , 790. 1571 г. 2. Вина, ошибка, погрешность. 3. Несчастье, беда. И Михалко так рек: что, г(осподи)не, говорити! грех мои ко мне пришолъ, туесми, г(осподи)не, д(е)р(е)вню манастырскую Ильинскую зжог з житом и з животом. АСВР II , 543. 1503 г., и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

Митрополит Алексей. Послание митрополита Алексея духовенству, баскакам, сотникам и боярам Черленого Яра с поучением христианам и известием о решении спора по поводу церковной юрисдикции их земли между сарайским епископом Афанасием и рязанским епископом Василием в пользу последнего и о выдаче Василию указной заповедной грамоты на Черленый Яр (1356-1457) 
«И паки ту же благодать дал им и власть: "Елико аще свяжете на земли грех ради человечьских, связани будут на небесех; елико аще разрешите на земли, будуть разрешени на небесех"».

в) Википедия. Первородный грех

«Концепция «первородного греха» имеет смысл только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе ее нет. Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354-430) в 396 г. в трактате De diversis quaestionibus ad Simplicianum («О различных вопросах к Симплициану») и к настоящему времени повсеместно принят христианством.

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, когда был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года: «Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни».

3) Обобщение и вывод

а) Маловероятно, чтобы «праславяне» (по Максу Фасмеру) были знакомы с понятием «грех». «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало …  Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон» (Повесть временных лет).
 
б) Есть заповедь – есть грех, нет заповеди – нет греха

Все заповеди  Библии делятся на две  части,  ДЕЛАЙ (АСЭ) и НЕ ДЕЛАЙ (ЛО ТААСЭ), представление в обществе о  человеческом грехе  пополнялось  в ходе исторического развития. Совершенствовалось общество – появлялись новые виды греха, их интерпретировали, объясняли  последствия (почему, для чего, чем закончится?) и закрепляли в назидательной форме (не делай) письменно в  литературе.
 
* Иудаизм не знает понятия «первородный грех» (т.е. первый грех, совершённый Адамом и Евой), от которого ведет отсчет грехов христианство. Человек не рождается грешником и что от рождения никто не "порабощен грехом", каждый человек в равной степени расположен как к греху, так и к праведности.
 
* Апостол Павел понимал проблему греха так: «где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15); «я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7); «без закона грех мертв.  Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь грех ожил. А я умер; и таким образом заповедь, данная мне для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7:8,9,10). Основатель иудеохристианства четко определили свою позицию в «первородном грехе», нет Закона (Заповедей) – нет понятия греха.
 
Вывод
Следовательно, искать мы должны сюжет Библии, в котором появляется новое социальное  понятие - «грех», т.е. то действие, за совершение которого наказывает Бог (степень тяжести наказания различна – по делам).
 
4) Термин «грех»  в Библии

а) Бытие, гл. 1. В главе описывается, как Бог создаёт мертвую (небо, земля) и живую (птицы, звери) природу и человека – «мужчину и женщину сотворил их». В заключение Творения Бог выделяет людей из живого мира, даёт им первое напутствие:  «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь», и делает их властителями над всем живым миром.

 Итак, первая заповедь данная человеку – продолжение рода; понятие греха, преступления – отсутствует. Нет практики жизни (жизнь только создана) – нет и теории (что можно делать, а чего нельзя) – всё «хорошо весьма». 

б) В гл. 2 Бытия древние философы детализируют, где и каким образом Бог создал человека. Здесь появляется первая заповедь ограничивающая деятельность человека:
2:16: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,17: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Комментаторы этого стиха высказывают мнение, что Адам не прошёл  духовного развития (был молод). «Преждевременно «вкусив плод», не окрепший духовно Адам, попал под влияние сил зла… Согрешив же, человек сознаёт свою «наготу», т.е. несовершенство,  и ощущает, что его общение с Создателем прервано: между ним и стеной встал грех».  http://shchedrovitskiy.ru/PDF/I_skazal_i_Web.pdf?1

Итак, в главе 2 авторы Бытия предостерегают человека, сообщают, что некоторые действия могут повлечь за собой его смерть; в  этом сюжете ещё нет четкого определения понятия «грех».
 
в) Бытие, гл. 3. Сюжет этой главы рассказывает о последствиях «вкушения плодов», Бог наказывает Адама  и Еву высылкой из Эдемского сада и создаёт трудности в их жизни; «в поте лица твоего будешь есть хлеб», «в болезни будешь рождать детей».
 
г) Бытие, гл. 4. Адам и Ева рожают сыновей, Каина (земледелец)  и Авеля (скотовод), они приносят дары Богу, Господь обращает внимание (призрел) только на дары Авеля.

5. «а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился (гневаешься)? и отчего поникло (нравственный слом) лице твое?  7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех (ХЕТ) лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил (Х.Р.Г., ХАРАГ) его».

После изгнания Адама и Евы из райского сада,  Господь продолжает воспитательную работу (даёт наставления, указания, предостерегает),  объектами его внимания становится молодое поколение людей, Каин и Авель. В ситуации с дарами, Бог призывает Каина (человеку дана свобода воли) господствовать над  своими низменными чувствами, и предупреждает его – «у дверей грех лежит». Здесь применен термин РАВАЦ (лёжка), который используется только по отношению к животным – не становись животным, не дай захватить свой разум животному началу.

Таким образом, в этом сюжете Библии впервые появляется термин «грех» в связке с термином «убийство человека» - ХАРАГ.
 
д) Электронная еврейская энциклопедия. Грех
«Обозначая грех многими синонимами, чаще всего словами хет (также хаттаа, хаттат), авон, пеша, ашам (или ашма), исходный смысл которых соответственно отвечает понятиям `промах`, `извращение`, `нарушение`, `вина`, Библия, однако, не соотносит их смысловые оттенки с тем или иным видом прегрешения. … Согласно Пятикнижию, источник греха лежит в ложной направленности человеческой воли. Книга Бытия усматривает причину греха не в природе человека, а в пагубном влиянии внешней злой силы (Быт. 3:1–13). Человек способен и обязан преодолеть влечение к греху (Быт. 4:7). Он обладает свободой выбора между добром и злом (Втор. 30:15, 19) и поэтому несет полную ответственность за свои поступки. Грех влечет за собой наказание, воздержание от греха — награду (Втор. 30:17–20). Упорствование в грехе возбуждает гнев Божий и ведет к гибели грешников (Быт. 6:5–7)».

4) Терминология иврита

Первое упоминание термина «грех» в Библии находится в тесной связи с термином ХАРАГ, ХАРЕГ убийство, убивать.

* Согласно Русской Правде (свод наказаний)  самым страшным (дорогим) грехом  в средневековой Руси (время формирования русского языка) было – убийство и увечье человека.

Правда Роськая (1016-1054)
 
1. «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову;  аще будеть русинъ, любо гридинъ,  любо купчина, любо ябетникъ,  любо мечникъ,  аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривенъ.

19. Аще убьють огнищанина въ обиду, то платити за нь 80 гривенъ убиици, а людемъ не надоб;; а въ подъ;здъномъ княжи 80 гривенъ.

22. А въ княжи тивун; 80 гривенъ.

* Приведем термин «грех» в форму приближенную  к грамматике иврита, прочитаем слово справа налево – ХЕРГ; у нас сразу появляется корень иврита – Х.Р.Г. убивать; в Библии применяется 164 раза.

ГРЕХ = наоборот ХЕРЕГ = ивр. ХАРАГ, ХОРЕГ, ХЕРЕГ, ХАРЕГА убивать, убийство, умерщвление, смертная казнь.

* Библейский образ

Второзаконие 13:9: «но убей (Х.Р.Г.) его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (наказание за идолопоклонство).

Екклесиаст 3:3: «время убивать (Х.Р.Г.), и время врачевать; время разрушать, и время строить».


Рецензии