Поиск близких во время Отечественной войны

«Письмецо в конверте
Погоди, не рви!
Не везёт мне в смерти –
Повезёт в любви!»
Песня из кинофильма «Белое солнце пустыни»



   Как разыскивали друг друга близкие люди во время Великой Отечественной войны? Сколько людей теряли связь друг с другом во время Великой Отечественной войны!
   Мой дядя Вадим Иванович Булаковский перед войной был лейтенантом в артиллерийской части, находившимся возле города Каунас. Этот город с 1920 г. по 1940 г. был столицей Литвы. Жена моего дяди Надежда Степановна жила тоже в расположении этой воинской части. В первый день войны эта воинская часть сражалась на фронте, а семьи военнослужащих успели эвакуировать. Надежда Степановна оказалась на Урале. Вадим Иванович Булаковский трижды попадал в окружения. Два раза он выходил из окружений в воинской форме в составе своей воинской части. Но в третий раз все попытки выйти из окружения были безуспешными, он потерял связь со своей воинской частью, оказался на оккупированной гитлеровцами территории, но, к счастью, попал в партизанский отряд. Так муж и жена на два года потеряли следы друг друга и смогли съехаться только в конце 1943 года. Вадим Иванович успел вызвать Надежду Степановну в освобождённый Киев, где у него была комната, но сам продолжал воевать. Он был ранен, но, пройдя всю войну, демобилизовался в январе 1946 года. Ему повезло. Осколок снаряда должен был ранить его в живот, но вонзился в карманные часы. Пуля, прошедшая сквозь мякоть его груди, не задела ничего жизненно важного.
   Дядя моего одноклассника 22 июня 1941 г. вступил в первый бой с гитлеровцами в городе Брест. Его артиллерийская часть провоевала всю войну. Его жену с дочкой эвакуировать не успели. По всей оккупированной Белоруссии жена с дочкой пешком добрались до российского города, в котором жили бабушка и дедушка. Семья воссоединилась только после окончания войны.
   В другой семье, которую я хорошо знал, отец – с самого начала войны в действующей армии, а мать с одиннадцатилетней дочкой оказалась на Урале в городе Ирбит, где их и нашёл демобилизованный после тяжёлого ранения отец. Отец и мать во время войны не знали адресов друг друга. Как же они встретились? Они рассказывали - через почту в городе Нязепетровске Челябинской области, города, далёкого от фронтов войны. Люди, уехавшие в эвакуацию или по другим причинам потерявшие связь с близкими, посылали свои новые адреса в специальную всесоюзную картотеку, находившуюся в одном из тыловых городов. Их близкие, чаще всего фронтовики, иногда могли узнать адреса родственников или друзей через эту картотеку.
   Но в Интернете или в других источниках сведений об этой картотеке  в Нязепетровске я не обнаружил. Однако я нашёл в Интернете следующее сообщение о Всесоюзном справочном в годы Великой отечественной войны в городе Бугуруслане тогда Чкаловской, а ныне Оренбургской области:
   "Центральное справочное бюро при паспортном отделе ГУМ НКВД СССР в годы Великой отечественной войны располагалось в Бугуруслане. В УФМС России по Оренбургской области бережно сохраняют исторические документы, связанные с его работой.
   Теперь все это стало историей. Сочетание букв – ЦСБ – мало что скажет современному россиянину. Но в годы войны люди вверяли Центральному справочному бюро поиск своих родных, которых раскидало тяжелое время войны. В марте 1942 года при паспортном отделе ГУМ НКВД СССР было создано Центральное справочное бюро.
   Исключительно важное значение в годы войны приобрела проблема розыска детей, потерявших связь с родителями. 23 января 1942 года СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В соответствии с данным постановлением при ГУМ НКВД СССР был образован Центральный детский адресный стол и соответствующие подразделения на местах. Центральный справочный детский адресный стол располагался в городе Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области.
   Первоначально адресные столы входили в состав отделов и служб боевой подготовки органов милиции, а в 1944 году приказом НКВД СССР были переданы в паспортные столы.
   ЦСБ было всесоюзным и, соответственно, единственным на всю страну. Ежедневно в Центральное справочное бюро поступало 10-11 тысяч, а иногда и до 20 тысяч заявлений об установлении места жительства эвакуированных. Работниками этого бюро было установлено свыше двух миллионов адресов разыскиваемых людей.
   Позже аналогичные бюро были созданы и при паспортных отделах управлений милиции республик, краев и областей. Используя материалы прописки паспортов (заполненные адресные листки) кустовые адресные бюро городов также способствовали населению страны в установлении места жительства их родных и близких.
   С 1941 года по 1945 год в ЦСБ поступило 17 миллионов писем с запросами на 6,5 миллионов человек. Более чем три миллиона из них удалось отыскать и дать положительные ответы. К 1 июня 1942 года в адресные детские столы страны было направлено 41.107 заявлений о розыске детей, при этом было установлено местонахождение 13.414 детей или 32,6% от общего числа разыскиваемых. Всего уже за военные годы было разыскано более двадцати тысяч детей.
Всю эту работу выполняли женщины. В ЦСБ всего было пятьсот человек сотрудников и только двое из них мужчины – начальник и его заместитель. Взрослые женщины и совсем юные девушки уставали, личных проблем было много, но уйти домой, не разобрав всю почту, было нельзя.
   Большие неуютные помещения, деревянные столы и ящики с картотекой. Гнетущая тишина, радио слушать не полагалось – отвлекало. 12-16 часов в день монотонной работы, от которой засыпали на ходу. Ни отпусков, ни выходных. Единственная ситуация, когда можно было уйти домой, - в случае получения «похоронки».
Начальником ЦСБ был полковник Сергей Иванович Аксенов, человек незаурядный. Родился Сергей Иванович в 1896 году. В 1915-1918 годы служил в царской армии, 1918 - добровольное вступление в РККА, 17-18 марта 1921 года – участвовал в подавлении Кронштадского мятежа. С 1925 года служил в милиции и учился в Центральной высшей школе рабоче-крестьянской милиции, на заочном факультете военно-политической академии имени Ленина. В 1941 году С.И. Аксенов перенес операцию с тяжелыми последствиями: ногу ампутировали за месяц до начала войны. Был эвакуирован в Бугуруслан, где и возглавил ЦСБ. После ликвидации ЦСБ, еще несколько лет возглавлял детское бюро справок".
   Увы, о Центральном справочном бюро сейчас уже не помнят, как и о многих вехах истории, стертых временем. Сейчас каждый старается переписать прошлое под себя. Для того чтобы написать докторскую диссертацию выпускают учебники, в которых история нашей страны искажена до неузнаваемости. Но нельзя забывать о том, что было. Необходимо сохранить память о большой стране, объединившей многие народы, давшей своим потомкам возможность жить, любить и радоваться жизни. Любую подробность жизни людей во время Отечественной войны нужно сохранять для потомков.
   Установлению связей между военнослужащими и людьми, жившими в тылу, способствовала и специальная передача московского радио. В военное время каждый день ровно в 13 часов 00 минут  я старался прослушать эту радиопередачу под названием «Приветы и добрые пожелания шлют». В этой передаче звучали только короткие сообщения: «Такой-то (такая-то), адрес такой-то, шлёт привет и добрые пожелания такому-то (такой-то)».  И всё! Но представьте себя радость того, кто услышал имя и адрес (очень часто номер полевой почты) близкого родственника, друга или любимого!


Рецензии
Спасибо Олег! Конечно меня по младости лет военная тема не коснулась непосредственно, но?! Но вот моя фамилия вовсе не моя... Мама всю войну ждала человека фамилию которого я и ношу... Письма с фронта неожиданно прекратились... И после войны ничего... Не хорошего ни плохого... И только спустя маму разыскали его сослуживцы! "Не жди.- сказали ей,- был авианалёт и хоронить было некого и нечего"! Прямо у них на глазах! Это было в 43-м под Смоленском... Этот человек Сысолятин Виктор Николаевич! Светлая память!!!
Всего Вам доброго! И многие лета!!! С уважением!!!

Владимир Сысолятин   01.10.2022 11:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.