Глава 10. Первая великая битва Белерианда

Версия Сильмариллиона на этот счёт такова:

Как только Мелькор пришёл в Средиземье и избавился от Унголианты, он восстановил укрепления Ангбанда и отправил армию орков на покорение мира.

Здесь я сразу же прервусь, ибо не могу воздержаться от комментария. Не слишком ли быстро Мелькор получил власть? Представляете, он только что отсидел триста лет в каталажке, ещё «бубновый туз» с телогрейки спороть не успел, пришёл в Белерианд, а там уже ждёт его пустующий трон, готовое войско и скипетр на бархатной подушечке! Что-то не верится мне в этакую халяву. Власть – не та штука, что достаётся без борьбы. Я, например, не верю, что меня где-то за морем ждёт пустой трон и готовое войско.
До прихода нолдоров оставались считанные дни, и за это время Мелькор успел восстановить из руин самую большую в истории крепость, начать войну и проиграть её! Интересно, как он успел собрать войско, провести разведку и рекогносцировку, наладить интендантскую службу? Да после этого, его войско протопало пешком сто пятьдесят лиг, а ведь это - неделя пути! Потом его армия вступила в сражение, проиграла его, бежала, сразилась с гномами, снова проиграла. И это всё – за то время пока Феанор со своим войском пересекал на кораблях пролив.

Чтобы захватить власть, нужны годы интриг, особенно если начинаешь с пустой котомки. А у Мелькора всего-то и было с собой – три бесценных камня, которые невозможно ни продать, ни даже показать ненадёжному попутчику, да ещё незаживающие язвы на руках, да пустые ножны на поясе, да пресловутая пустая котомка. Вот и весь капитал! И вдруг он за одну неделю становится королём! Не слишком ли крутая карьера? Должны ли мы всему этому верить? Но вернёмся к нашим баранам.

План военной кампании, приписываемый Мелькору, поражает своей нелепостью. На мой взгляд, начинать войну в подобной ситуации мог только полный кретин. Судите сами, за Мелькором по пятам идёт войско нолдоров, ведёт его Феанор. Он пылает жаждой мести. Зачем Мелькору в этот момент понадобились наживать себе новых врагов, затевая войну сразу и с королём Тинголом, и с королём Кирданом, и с королём Денетором, знает только автор этой бессмыслицы.

Любой, у кого в голове есть хоть капля мозгов, сначала бы сразился с Феанором, а уж затем, если удастся его разбить, начал бы искать новых приключений на своё седалище. Тот же, у кого мозгов не капля, а хотя бы две капли, постарался бы привлечь на свою сторону телери. Он бы объявил им, что Феанор, как видно, обезумел: «Вчера он вырезал Альквалондэ, сегодня он напал на орков, а завтра на кого он нападёт? Думайте уважаемые короли. Кровь ваших сородичей ещё не просохла на нолдорских мечах. Давайте забудем старые обиды, хотя и забывать нечего, война-то – первая, и встретим агрессора дружно – плечом к плечу»! Ручаюсь, такая дипломатия имела бы успех, и орки тогда сражались бы против нолдоров, в союзе с тремя эльфийскими королями.

Конечно, Мелькор мог в то время и не знать о том, что случилось в Альквалондэ, но в любой войне, умный властитель старается, как можно раньше взять «языка», и выпытать у него всё, что тот знает. Кроме того, его не могло не заинтересовать, почему нолдоры приплыли на кораблях телери, а самих телери с собой не взяли, и почему они сразу же после высадки сожгли корабли. Так с подаренными или одолженными вещами не поступают. Их либо хранят, либо возвращают владельцам. Так не поступают и с купленными вещами, ибо за них плачены деньги. Так поступают только с захваченными вещами.

Но происходит чудо, и Мелькор не только не использует этот шанс, он даже не удосужился сообщить телери о «подвигах» нолдоров в Альквалондэ! Король Тингол узнаёт о Резне только от самих нолдоров, спустя многие годы! Воистину, придворные летописцы Маэдроса полагали, будто Мелькор глупее их! По их мнению, идиот – Мелькор, имея на носу войну с нолдорами, нападает сразу на двух королей – Денетора и Кирдана, для чего расчленяет свою армию на две части. Благодаря этому, его бьют по частям и правильно делают. Сначала объединённое войско Денетора и Тингола разбило его «восточную орду», затем «западная орда», обломавши зубы о неприступные твердыни Фаласа, была разгромлена подоспевшими нолдорами.

Умный властитель старается побеждать врагов поодиночке, он не расчленяет свои силы, а напротив, концентрирует их, он старается переложить тяготы войны на союзников. Но, Мелькор на страницах Сильмариллиона, без какой либо необходимости затевает войну сразу на пять фронтов. Кто грамотный, считайте: нолдоры – раз, Денетор – два, Тингол – три, Кирдан – четыре, гномы – пять. Союзников же он не ищет, он их отпугивает.
Вот так представлена Первая Великая Битва Белерианда на страницах Сильмариллиона. Кто хочет пусть верит, а мне больше по душе наша незатейливая оркская версия. Вот в чём она состоит:

В те времена, когда Солнце ещё не было сотворено, все животные и растения спали волшебным сном, в который их погрузила Йаванна. Квенди же, проснувшиеся на берегах Куйвиэнена, разбрелись по Средиземью в поисках пищи. Пищей, в тех условиях, им могли служить только спящие животные. Добыть их было легко. Но, увы, спящие животные не размножались, и каждое племя квенди, съев всё, что можно на одной территории, вынуждено было переходить на другую. Так они распространялись по лику Арды и опустошали её. От хорошего, легко доступного питания, численность квенди росла, а вот животных становилось всё меньше и меньше. Пригодных для жизни мест оставалось всё меньше. Иногда за них приходилось сражаться, и квенди убивали квенди. И вовсе та битва не была первой.

Так вот, два гонимых голодом племени тёмных эльфов перевалили Голубые горы и пришли в Белерианд. Но земли эти, к несчастию для пришельцев, уже были заселены сумеречными эльфами. Разумеется, никто в Белерианде приходу новых едоков не обрадовался. Одно из этих племён попыталось прокормиться в Оссирианде, но было разбито объединённым войском Денетора и Тингола. Попытка вернуться в Голубые горы, привела к вооруженному столкновению с гномами. Потерпев новое поражение, остатки этого племени эльфов тьмы нашли приют в Хитлуме, который тогда ещё был мало заселён. Судьба второго племени – более печальна. Поначалу они победили Кирдана с его войском, и загнали его за крепостные стены, но, узнав о приближении войск Тингола, они отступили на равнину Ард Гален, где встретились с нолдорами и были беспощадно перебиты. Вот и всё. Первое бродячее племя впоследствии прозвали орками. Как это случилось, я расскажу в следующей главе.

Какое отношение имел к этим войнам Мелькор? Никакого! Голод гнал наших предков вперёд в неизвестность. Не желая делиться едой, местные племена гнали нас прочь. Причём здесь Мелькор? Он только что отсидел свой срок в темнице Мандоса, и пришёл в Средиземье. У него хватало забот, по сотворению светил. Ему просто некогда было встревать в местные разборки между квенди.

Чем отличается наша версия от нолдорской? Только отсутствием в ней глупостей, всё остальное совпадает.

У нолдоров, орками руководит Мелькор, но это руководство настолько глупо, что невольно наталкивает любого непредвзятого читателя на мысль об отсутствии всякого руководства. В нашей версии, Мелькор даже не был знаком с орками в те времена. Орки были тогда одним из множества племён, населявших Средиземье, ничем не лучше и не хуже других. С чего бы это Владыке Огня обращать на них какое-то особое внимание?

У нолдоров, орки разделили свою армию на две части и тем вдвое ослабили её из каких-то загадочных стратегических соображений. У нас, два разных племени действуют порознь в силу  отсутствия у них общего командования.

У нолдоров, орки прекрасно вооружены; а по нашей версии, орки вообще не были тогда знакомы с металлом. Где уж им было тягаться в изготовлении оружия с гномами, которых обучал сам Ауле?

И ещё одно, последнее различие: мы пришли вовсе не из Ангбанда, который тогда ещё не был построен, а с востока, где скитались триста лет в поисках пропитания, начав странствия от берегов Куйвиэнена.

Вот и все четыре различия, всё остальное совпадает. Однако принципиальным из них является одно: Мелькор не руководил орками.

Нолдоры утверждают, что орки были созданы (вернее испорчены) Мелькором ещё до его пленения. Нелепость и необоснованность этой версии мы уже обсуждали в предыдущей главе. Подумайте только, как оркам удалось уцелеть, сражаясь против валаров? Ведь во власти валаров были и ураганы, и молнии, и землетрясения, и мощь Тулкаса. Как можно всему этому противостоять?

Нолдоры утверждают: «Однако валары не обшарили всех бездн и пещер, хитроумно скрытых под бастионами Ангбанда и Утумно. Много лиходейских тварей затаилось там, а иные были рассеяны, бежали во тьму и скитались в пустошах Мира, дожидаясь более лихих времён; и Саурона валары не нашли». (Сильмариллион глава третья «О приходе эльфов и пленении Мелькора»).

Вот как! Оказывается, валары не обыскали каких-то там подземелий, и это даёт нолдорам право утверждать, что именно в тех подземельях мы и прятались! Но позвольте,  нас не было в тех подвалах! Нам-то лучше знать! Валары потому и не нашли нас, что нас там не было, а вовсе не потому, что им было лень искать. Во всяком случае, отсутствие доказательств, в цивилизованном обществе, обычно трактуется в пользу обвиняемого. Впрочем, нолдорам не впервой рассуждать о том, чего никто из них, да и из валаров не видел.

Вот если бы валары обыскали те подземелья, тогда можно было бы и обсудить их находки. А уж коли не заглянули, так и болтать не о чем.

Следующая глава   http://www.proza.ru/2014/11/01/2087


Рецензии
По мнению Лиахима получается, что орки - это те же самые эльфы, и никаких отличий, кроме того, что темные они и дремучие? А не могли ошибки Мелькора в организации и командовании войсками быть вызваны как раз тем, что он триста лет провел в заключении, а не изучал ни в теории, ни на практике стратегию и тактику, не говоря уж об интендантском деле? Да и информации точной о силах противника у негомогло не быть. А сделать из темных орд обученные дисциплинированные войска не так просто. Потому видно и вышло то, что вышло.

Гай Северин   05.06.2017 18:19     Заявить о нарушении
В общем, несмотря на всю свою фантастичность, такая дурость всё же возможна? Ну, что же, добавим прыти. Интересно, на каком месте вы скажете: "ХВАТИТ!!!"?

Михаил Сидорович   05.06.2017 18:48   Заявить о нарушении
В реальной жизни и не такие дурости случались, чему же тут удивляться? Не уверен, что правильно Вас понял, но если правильно, то ХВАТИТ я скажу не раньше, чем дочитаю эпилог. ))

Гай Северин   05.06.2017 20:55   Заявить о нарушении
Какой конкретно полководец допускал подобные ошибки? Когда и где?

Михаил Сидорович   06.06.2017 05:20   Заявить о нарушении
Думаю, Михаил, Вам не меньше моего известны исторические факты о полководцах и правителях разных эпох, чьи действия имели для их стран трагические а порой и фатальные последствия. Можно, не ходя далеко, вспомнить ни чем не оправданные, принятые по дичайшей глупости (иначе не сказать) решения наших лидеров на исходе Первой мировой войны, а если копнуть глубже, то и того хуже. Перечислять можно долго.

Гай Северин   06.06.2017 13:43   Заявить о нарушении
Нет, Гай, такого безобразия я нигде не встречал. Только мифы.

Вот например, миф, об атаке польской кавалерии на немецкие танки. На самом деле поляки атаковали части немецкой танковой дивизии, расположившиеся на привале. Но танков там не было, а была мотопехота, которая тоже входила в состав немецкой танковой дивизии. Танки подошли позднее, но никто не стал рубить их саблями. Польская кавалерия просто отступила в лес.

Как только я встречаю миф о чьей-то сказочной глупости, я сразу начинаю проверку, и всегда оказывается, что миф сильно искажён.

Михаил Сидорович   06.06.2017 14:32   Заявить о нарушении
История всегда пишется победителями, это известный факт. И, конечно же, она всегда обрастает мифами и преувеличениями. Тем не менее, не совершай полководцы серьезных ошибок и не делай они глупостей, наверное, не было бы такого числа разгромных и позорных поражений, а также такого количества потерь. Есть классические примеры. Например 19 век, Северная Америка. Генерал Пиллоу в мексиканской войне, приказавший рыть окопы возле поселка Камарго с противоположной стороны той, с которой намеревался атаковать противник. Результат понятен. Есть пример с генералом Санта-Анна из Техаской революции, который в сложной обстановке решил по привычке устроить обеденную сиесту. В результате был легко разгромлен малочисленными техасцами. Есть гражданская война в США, где генерал-северянин Бернсайд, имевший отряд в 12000 солдат, выступивший против 400 (!) южан, отделенных рекой и мостом, нарушив приказ и не найдя брод сдуру попер в лобовую через мост. Южане успешно держали оборону в этом узком месте, пока не подошла помощь, в итоге из отряд северян был разбит наголову.

Гай Северин   06.06.2017 15:10   Заявить о нарушении
Гай, такие мифы надо досконально проверять.

Что касается последнего примера, то тут как раз всё понятно. Этот приём называется дебуширование. Очень опасный маневр. Северяне надеялись задавить противника всоей численностью. Не получилось.

Любопытно, что точно такой же манёвр блестяще удался генералу Слащёву летом 1921 года, когда он атаковал красных по железнодорожной дамбе через Сиваш. У красноармейцев не выдержали нервы, и они драпанули, бросив пулемёты. Так, что маневр был вовсе не так глуп.

Увы дебуширования наступающая армия в принципе не может избежать. Допустим, Северяне нашли бы этот брод, и что? Это всё равно дебуширование. Одна митральеза остановила бы их на этом броде. А искать брод, это потеря времени. А время в военном деле один из решающих факторов. Не верите, спросите у вампиров, помогает ли им в драке вампирская быстрота?

Допустим, Слащёв атаковал бы не через дамбу, а через Перекопский перешеек. Что с того? Это всё равно дебуширование - прохождение узкого места перед противником, развернувшимся в цепь.

Михаил Сидорович   06.06.2017 22:08   Заявить о нарушении
К сожалению, едва ли кто может проверить на достоверность всю мировую историю, Михаил. И поставить под сомнение можно любые факты. Вы убеждены, что ни один из полководцев с древних времен не совершил ни одной глупой ошибки. Признаю за Вами право на такое мнение. Очевидно, став командиром, человек автоматически становится сверхчеловеком, или дураки и бездари в армию не попадают в принципе.
Вот только речь шла не о профессиональном военном, а о Мелькоре. Где бы ему было изучить науку побеждать и набраться боевого опыта? Почему Вы его лишаете права совершать ошибки, и на них же учится?

Гай Северин   06.06.2017 23:38   Заявить о нарушении
Гай, Вы утрируете мою позицию и доводите её до абсурда. Все люди совершают ошибки. В том числе и военные. Однако есть разница между ошибками и непроходимой дуростью.

Не знаю, кто вы по профессии. Наверное вы всё же кем-то работаете. А раз так, значит совершали ошибки, или были свидетелем ошибок своих коллег. Мы не можем судить об ошибках военных, тем более из других веков. Так рассмотрите ошибки, свидетелем которых вы были. И скажите, много ли вам встречалось непроходимых дураков в своей профессии.

Я врач, сужу по медицинским ошибкам. 99% медицинских ошибок происходят не от глупости, а от разгильдяйства и лени. (Взял не то лекарство, провёл неполный осмотр, не спросил об аллергии, поленился разбинтовать руку пациента и посмотреть своими глазами и т.п.). Предполагаю, что и в военном деле то же самое.

Михаил Сидорович   07.06.2017 08:35   Заявить о нарушении
Все же я кем-то работаю, конечно. )) Не врачом-плотником, всего лишь скромный юрист. Есть дурость, разгильдяйство, халатность , лень и т.д. в любой профессии, а есть просто непрофессионализм. Это разные понятия. Возвращаясь к предмету нашего спора, повторю, что ошибки Мелькора, на мой взгляд, вызваны не недостатком умственных способностей, а нехваткой профессионализма.

Гай Северин   07.06.2017 13:16   Заявить о нарушении
Врач это ремесло, а плотник это для души.

Да, я уже заметил, что к юристам у вас больше симпатии, чем к врачам. Потому и чуть слукавил.

Насчёт сути разногласий, могу сказать, что у Вас разногласие только со мною. С Грамотеем у Вас разногласий нет. Он просто озвучивает две версии, а право вывода оставляет за читателем. Просто мы с Вами сделали различные выводы из одних и тех же посылок.

Словом, Вы меньше, чем я подвержены обаянию тьмы.

Михаил Сидорович   07.06.2017 15:02   Заявить о нарушении
Разногласия - это хорошо, значит у людей еще осталось собственное мнение. Хуже, когда все в одну дудку дуют.
А о симпатиях, если Вы сделали вывод исходя из ролей, которые я присвоил своим героям, то это чистой воды совпадение.)) Дело в отношении к личностям, а не к их профессиям. В моем произведении хирург представлен не с лучшей стороны человеческих качеств, но профессионалом очень высокого уровня. И в предстоящей войне спасет немало жизней. Как, впрочем, и отнимет.)

Гай Северин   07.06.2017 15:54   Заявить о нарушении
А Фред бы не согласился...

Михаил Сидорович   07.06.2017 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.