Предательство Иуды

Предательство Иуды
Леонид Банчик

Его имя уже 2000 лет является нарицательным. Так называют всех предателей. Имя Иуды используют антисемиты в своих выступлениях против евреев (как будто остальные апостолы были неевреями). На разных языках красный цвет называют цветом Иуды, потому что согласно легенде этот человек обладал рыжей шевелюрой (так пишет Н. Шафран в книге «Jerusalem a walk through time»). Глазок входной двери в квартиру называют «отверстием Иуды» (наверное, исходя из того, что люди, слишком много времени наблюдающие в глазок и следящие за происходящим на лестничной клетке, очень любят звонить «куда следует»). И, конечно же, багряник – дерево Иуды с красными цветками. Говорят, первоначально они были белыми, а красными стали из-за того, что на этом дереве Иуда повесился.
Искариот на иврите может звучать как «иш крайот», что в переводе означает «человек из пригородов». Или же «иш Кериот», «человек из Кириафа», города в районе Беер-Шевы (Иисус Навин 15:25). Отсюда можно сделать вывод, что в отличие от других апостолов, Иуда не был галилеянином. Иисус, естественно, знал о личности предателя задолго до последней вечери и Гефсимании:
«Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Иоанн 6:70-71).
Тогда возникают вопросы, которые часто задают люди: «Может быть, Иуду нельзя обвинять, раз в него вселился дьявол, который руководил им, как роботом? Если кто-то все равно должен был предать Христа, значит, Иуда исполнял Божью волю и ни в чем не виновен? В Гефсиманском саду Иуда показал свою любовь к Учителю, поцеловав Иисуса, а Христос назвал его Своим другом. Разве это не является доказательством добрых отношений между ними? После взятия Иисуса под стражу сказано, что Иуда раскаялся, следовательно, Бог его простил?»
Эти и многие другие аргументы в защиту предателя Господа не имеют под собой никакой основы. Иуду пытаются оправдать авторы книг и кинофильмов, где он предстает положительным героем, уговаривающим «непокорного» Иисуса вернуться на крест. В кошмарном антихристианском памфлете «Толдот Иешу», который, к сожалению, по-прежнему цитируется учителями иудаизма, Иуда поднимается в воздух с Иисусом и оскверняет Его семенем. Но отбросим в сторону кощунственные измышления и заблуждения людей, невнимательно читающих Библию. В Евангелиях ясно написано, что Иуда совершил предательство по собственной воле. Он сам пришел к первосвященникам и сам предложил свои услуги. Его поступком руководил сатана? Дьявол склоняет людей ко греху, но виновны в этом сами люди, если не обращаются к Богу за помощью. Адам и Ева согрешили только по одной причине: поддались собственным желаниям, игнорируя предупреждение Творца.
Иуде предложили 30 сребреников, что по Торе является ценой раба (Исход 21:32). Он согласился без всяких торгов. В то время эти деньги могли составлять от одного до четырех месячных заработков. У. Баркли называет три возможные причины предательства Иуды.
1. Жадность. Незадолго до предательства он сетовал по поводу помазания Иисуса драгоценным миром, говорил, что его можно продать за 300 динариев и раздать деньги нищим. На самом деле, как сказано в Иоанна 12:6, Иуда хотел поживиться за счет продажи. Предав Христа, он собирался «выручить» хотя бы часть этой большой суммы.
2. Ненависть, основанная на разочаровании. Иуда мог разделять позицию зелотов, призывавших свергнуть римскую власть. Поначалу он смотрел на Иисуса как на вождя, способного возглавить восстание. Впоследствии Иуда разочаровался в своих надеждах, в результате чего сработала одна из самых известных человеческих концепций «от любви до ненависти один шаг».
3. Жажда ускорения событий. Иуда посчитал, что Иисус медлит и хотел ускорить Его действия как освободителя Израиля, будучи уверенным, что Учитель легко расправится со Своими преследователями.
Естественно, ни одна из причин не оправдывает предательство. Недаром Иисус сказал:
«Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Матфея 26:24).
Поцелуй Иуды в Гефсимании был всего лишь условным знаком, так как рядом с Христом находились апостолы, и в ночное время преследователи могли по ошибке схватить одного из них. После поцелуя Иисус назвал предателя другом. Греческое слово «этаирэ» употребляется в Евангелии от Матфея как обращение к отрицательным персонажам. Например, так называет хозяин своего работника в винограднике, предъявившего несправедливую претензию по поводу заработной платы (20:13). Так же обращается царь к человеку, пришедшему на пир не в брачной одежде, после чего отправляет его в «тьму внешнюю» (22:12-13). Во всех вышеприведенных случаях «друг» означает просто вежливое приветствие, не более того.
После ареста Учителя сказано, что Иуда раскаялся. Он бросил в Храме сребреники, на которые священники купили «землю крови». По древнему преданию она находится в долине Бен-Гинном на территории греко-православного монастыря Онуфрия. Иуда сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Матфея 27:4), после чего покончил жизнь самоубийством. Он осознал свой грех, но испытал за совершенное предательство только сожаление, угрызения совести. Иуда не просил прощения у Христа, не обратился с покаянной молитвой к Богу, как это сделал Давид после соблазнения Вирсавии и убийства ее мужа:
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Псалом 50:3-6).
Иуда не обращается к Богу, а совершает другое преступление, лишив себя жизни, вместо того, чтобы все оставшиеся отпущенные годы служить Христу и доказать делами свою преданность Господу.

Беги, предатель, от людей
И знай: нигде душе твоей
Ты не найдешь успокоенья.
Где б ни был ты, везде с тобой
Пойдет твой призрак роковой
Залогом мук и осужденья.
Беги от этого креста,
Не оскверняй его лобзаньем:
Он свят, он освящен страданьем
На нем распятого Христа!
…………………………….
И он бежал!..
…………………………….
Семен Надсон. Из поэмы «Иуда»


Рецензии
По-моему, Леонид, Вы пропускаете несколько важных моментов.
Начну с мелких.
Слово "Друг" в Новом Завете действительно дважды употребляется как вежливое обращение и 6 раз как обозначение друга ("ты не друг кесарю","он наречен другом Божиим","кто хочет быть другом миру","кто - нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг!","Имеющий невесту есть жених, а друг жениха..","Лазарь, друг наш, уснул")
Поэтому обращение Иисуса к Иуде совсем не похоже на негативное.
Обвинения в жадности неправдоподобны, поскольку своим предательством Иуда автоматически исключал себя из общины всего за 30 сребренников, тогда как в его ящике водилось и по 200 динариев (Мк 6:37) Проще и выгоднее было украсть кассу.
Ненависть тоже малоправдоподобна, так как копилась она долго, а раскаяние охватило Иуду почти мгновенно.
Вот с версией ускорения событий я совершенно согласен. Своими действиями он хотел приблизить торжество Учителя. Да, за спиной Равви, но для Его же блага - разве можно подобное безоговорочно называть предательством?
Однако важнее другое. Сначала Иуда заявил первосвященникам о своих намерениях, а "сдал" Иисуса через несколько дней. Искал возможность? Иисус каждый день ходил в Иерусалим, каждый вечер возвращался в Вифанию, дальнейшие события показали, что во время ареста и потом, на суде и распятии, никто за него не вступился. Поэтому взять его можно было легко в любой момент. Пауза, взятая Иудой, больше похожа на колебания. А решился он и пошел выдавать Равви после того, как Христос прямо велел ему делать это.
Обратите внимание и на то, что покончил он с собой не после казни Христа, а сразу после суда первосвященников. Что же его так потрясло? Очевидно, он ждал другого исхода - победы Иисуса. Таким образом, вновь подтверждается версия, что Иуда желал Иисусу добра.
Странный предатель, Вы не находите?

Томас Твин   24.06.2016 10:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Томас. Вы совершаете ошибку, пользуясь не оригиналом, а русским переводом. В греческом оригинале это слово встречается четыре раза только у Матфея и только по отношению к отрицательным персонажам. Что касается личности Иуды, то для меня более, чем достаточно слов Христа о том, что лучше бы этот человек не родился, и обвинения Иоанном в воровстве. Он предатель, сожалевший о своем предательстве, но не покаявшийся в совершенном грехе.

Банчик Леонид   24.06.2016 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.