Библиотекарь

В моём детстве не было компьютеров и компьютерных игр. Да чего там, у моих бабушек, точнее бабушки и прабабушки не было телевизора и холодильника. А это значит, что ездить в «Ашан» по выходным и проводить там уйму времени не нужно было и забивать голову развлекательными передачами было невозможно. И что же нам оставалось?- Здоровая овощная диета, походы в кинотеатр на дневные сеансы, чтение и радио на одной волне, транслирующее радиотеатр, классическую музыку всего мира и программу «Международная панорама», слушая которую моя пра готова была залезть головой в крошечную беленькую коробочку транслятора.
 Каждую субботу бабушка ходила на рынок. На её месячную пенсию – кажется сорок девять рублей, пятьдесят копеек - много не накупишь посему налегке по дороге домой она заходила в книжный магазин.
Вечером мы читали новую книжку. Садились вокруг стола и старушки по очереди читали  вслух произведение. Помню, как читали «Серую шейку» Мамина - Сибиряка и вместе рыдали над финалом. Помню « Федорино горе» Корнея Чуковского, рождающее огромное желание вычистить и выскоблить весь мир; «Кошкин дом» -  это вообще идеологическая диверсия против советского строя и коллективизма. Ах, как вкусно там описывался дом Кошечки и ставенки резные и окна расписные…….Позже в школьные годы похожий восторг вызвало произведение «Матерь Человеческая» Виталия Закруткина о женщине, чудом выжившей в годы фашистской оккупации и приютившей нескольких детей. Восхищение вызывало умение женщины даже в нечеловеческих условиях наладить быт и приемлемую жизнь - сохранить жизнь будущим поколениям.
В школьные годы в нашу жизнь вошла библиотека, а точнее целых две:  центральная городская и библиотека Металлургического завода. Ходили мы туда с огромным удовольствием. Чувствовали себя кладоискателями - пересматривали книги полка за полкой в попытке найти что-то необыкновенно интересное. А оценив находку, щедро делились ей друг с другом. Таким чудом была, например, книга о жизни муравьёв. Это была просто муравьиная вселенная! Такими кладами стали книги Алексина и Вильяма Козлова, « Повесть о Ромке и Юле». Однажды я нашла настоящие жемчуга в каком- то из этих кладов - несколько цитат Ахматовой. Стихи оказали столь сильное впечатление, что я засобиралась в библиотеку . Я должна была прочесть все её стихи сейчас, немедленно и полностью! А
потом переписать их в тетрадочку, куда попадали уже показавшиеся мне хорошими стихи. Один запомнила на всю жизнь:
Тебя я покину, уйду небесами-
Ты всё ещё любишь меня?!
Забуду тебя и умом и глазами-
Ты всё ещё помнишь меня?!
Ты всё ещё помнишь, но время настанет
И смолкнет навеки свирель
Ты всё позабудешь - туманы укроют
Последний приют-колыбель
И ты не услышишь из вечности дикой
Где падают звёзды звеня
Ни стона, ни слёз, ни последнего крика:
« Ты всё ещё помнишь меня?!»
Автора не помню, тетрадку выбросила мама, но ничего прекраснее и ужаснее в жизни не читала ну, разве что, Вера Павлова может оспорить эту безысходность:
Твою подушку глажу по щеке
Твою рубашку глажу по руке
Целую пряжку твоего ремня
Любовь моя, переживи меня!
Обычно в библиотеку мы ходили впятером, но в этот раз дело не терпело отлагательства и сборов - я отправилась за кладом одна.
Мне было лет тринадцать, и на дворе был конец семидесятых. Я почти влетела в детский отдел библиотеки. Библиотекарь скучала за столом у входа. Посетителей совсем не было.  С порога я попросила дать мне стихи Ахматовой. Бровь библиотекаря удивлённо взметнулась вверх. Она внимательно посмотрела на меня и ответила: « Вряд ли я смогу тебе помочь…»- Почему?- Это стихи для взрослых, наверное?- виновато забормотала я  - «На вот той полочке есть кое- что Ахматовой, переводы, но вряд ли это то, что ты хотела»- Сочувственно ответила библиотекарь. Я не верила своим ушам - этих удивительных, тонких, щемящих нот нет среди тысяч книг. Как это возможно?! Вся эта гамма чувств негодование, недоверие и разочарование вероятно последовательно проходила по моей мордахе...Спешить было больше некуда и я присмотрелась к библиотекарю: Короткие завитые чёрные волосы, полноватая женская фигура с выпирающим животом. Чёрное кримпленовое платье. Чёрные брови, большая родинка у рта.- Всё можно было уходить. Ничего другого я брать не хотела. Я приходила за кладом, но меня обманули - его не существовало.
Не знаю почему, но библиотекарь предложила мне книгу - маленькую, серенькую, невзрачную. На обложке контуры худощавого человечка, простирающего руки к солнцу.- «Возьми, сказала она, - тебе должно понравиться - это хорошие стихи».- «Давайте»- разочарованно пробормотала я, думая, что вряд ли я их прочту. - Прочла и полюбила на всю жизнь. Возвращать книгу было жаль. Я всё оттягивала и оттягивала свой поход в библиотеку. Переписала многое в заветную тетрадочку и только после этого вернула книгу. Ах да, я не сказала, чьи это были стихи?!- Евгения Евтушенко.
Они были незатейливы и просты, но показались такими глубокими как каменный карьер, заполненный водой, в котором мы так любили купаться летом. Библиотекарь была уже другая, а прежняя как сообщила мне позже мама, умерла вскоре от рака. Такая вот незабываемая встреча с Человеком и поэзией  одномоментно. Вот это,  наверное, и есть профессионализм - забывать о себе и своих проблемах,  когда ты можешь помочь другому стать лучше, совершеннее.
Да, остаются книги и мосты
машины и художников холсты
Да многому остаться суждено,
Но что- то ведь уходит всё равно
Таков закон безжалостной игры-
Не люди умирают, а миры…-
Так было написано в той книге Евтушенко.
Я ничего не знаю о том библиотекаре, но помню нашу встречу всю жизнь.
Благодаря ей я открыла для себя поэзию и ещё одну свою грань. Эта женщина открыла мне меня.


Рецензии
Чудесные заметки, спасибо. Я тоже с детства читала и тоже очень любила библиотеки. Это была часть моей жизни, причём хорошая часть. Даже собрала свой список (пусть и неполный) того, что я больше всего любила. Вот, если интересно. Но в детстве я стихи не читала, это ко мне пришло позже. http://proza.ru/2020/06/25/2031

Соня Ляцкая   29.12.2020 23:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.