Мойхер-Сфорим-Шлойме, сын реб Хаима-фрагмент

Менделе Мойхер-Сфорим .Фрагменты из повести "Шлойме,сын реб Хаима", раздел 1, Дедушкин дом.
Изд-во Киндер-фрайнд, Варшава, 1936 г.
 
Фрагментарный перевод с идиш – Берл Вайншток.


Среди домов, окружающих рынок –самое главное место в местечке -  стоит деревянный дом с крыльцом, тот же вид, тот же образ, что и у других домов здесь, разве что немного лучше побелен фасад, выходящий на улицу. И строения, и вся местечковая жизнь  были, можно сказать, подобны гнёздам и жизни птичек – всё просто, всё по одному шаблону, один и тот же покрой у каждого наравне со всеми.

...Открыв дверь, вы сразу же с улицы попадаете в комнату, большую, длинную, это и есть главное помещение в доме. Во внутренней стене, противоположной входу, есть дверь, ведущая в тёмное помещение, без наружной двери, без окон – это место для поленницы и других нужных в хозяйстве вещей. Иногда здесь устраивают стойло для коровы – во время сильных зимних морозов, или когда она собирается отелиться и не может, бедняжка, ночевать, как обычно, на улице. Слева от этой двери стоит большая печь, где варят, жарят, пекут, а под ступеньками, идущими наверх – курятник, куры там квохчут, откладывают яйца. С рассветом они вылезают и свободно гуляют по дому, каждый угол дома полон ими, они на столе, на скамьях. Вплотную к этой печи примыкает ещё печь,облицованная зелёной керамикой, с плитой, высокая, длинная, с двумя скамьями – мясной и молочной. Эти две печи и небольшая внутренная стена после них тянутся вдоль всей длины дома и делят его на две части: первая -  это главная комната – о ней идёт речь далее, а вторая часть состоит из спаленок для семьи и для приезжих.Над второй печью с потолка свисает светильник из обожжённой глины, подобный по форме маленькому колоколу, с тремя железными цепочками, держащими сковороду – лучник, на которой раскладывают тонкие щепочки для освещения дома в будние вечера. А в вечер накануне субботы зажигают восковые свечи в латунных подсвечниках на столе, и в висячей медной меноре.

Эти светильники, как солнце, дают тепло и свет всей семье, вносят  в дом радость, жизнь. Возле них проводят время в долгие зимние вечера, с какой-то ручной работой, или просто в разговорах. Женщины семьи, а порой и одна – две ближние соседки, сидят, дёргают перья из куриных тушек , и "перемывают косточки" всех соседей. На исходе субботы к свету придвигают стол, кто-нибудь читает вслух из книг  "Жизнь праведных", "Величие Иосифа" , и кушают картофелины, сваренные "в мундире". Во время праздника "ханука" дети запускают волчки – "дрейдлах", взрослые дуются в карты, - и все едят "латкес" – деруны картофельные. А иногда, в будние вечера, вытапливают жир из гуся, сидят кучно, рассказывают сказки, и едят "гривн" – гусиные шкварки.

Потомкам нашим стоит знать, что деды и прадеды не очень-то заботились о мебели. Дедушкин дом был обставлен так : длинные деревяные скамьи вдоль стен, в середине – длинный стол, выкрашенный красной краской, на нём – две коробочки, чёрная и белая, для игры "в дамки". В углу – шкафчик с застеклёнными дверцами, внутри видны бокалы, стаканчики для "кидуша", ханукальный подсвечник, коробочка для "этрога" на праздник "суккот", морская раковина, поднос с салфетками, серебряные ложки. Очень высоко на стене висит зеркальце, в которое можно посмотреть, лишь приставив скамью, и после всех трудов видят в нём воспалённые от зубной боли зелёные щёки. Это ведь зеркальце просто для красоты, а не чтобы, упаси Боже, смотреться  - фэ!

...Стоит потомкам также знать, что дедушкин дом был многофункциональным: он был кухней, столовой, спальней, где спали на сдвинутых скамьях, рядом  с печью или у стен, также он был и шинком. В обычные дни здесь держат для редких прохожих крестьян, бедняг, разведённый спирт и баранки. Но во время ярмарок или базарных дней выставляют  "деликатесы": варёные вкрутую яйца, кусочки жареной печёнки , селёдку,рыбу жареную. Зимой, во время коляд, в каждый праздничный вечер, дом как большой клуб, набит деревенскими наряженными девками и парнями  – так уж заведено издавна. Они сидят на скамьях, лузгают семечки,надув щёки шумно выплёвывают кожуру, смеются , болтают, поют, толкаются, засиживаются допоздна, пока их не опрыскают водой и не вытолкают наружу – это тоже принято с незапамятных времён. Ну а если дом может служить клубом, то тем более он годится под казарму. Лучшего места, чем дедушкин дом,  для постоя солдат в зимнее время не найти: вечером тепло, светло, фельдфебелю видно, как въехать в морду непослушному солдату...




Впечатление дополнит музыка еврейского местечка - в рамку GOOGLE введите копию нижеследующей строки:

SaveTheMusic.com:Album STM-276 Zol Zayn Gelebt
 


Рецензии