Зло объективное и субъективное
Долее подробнее.
Зло бывает всякое, большое и малое. Малое это трудности и неприятности, которые случайны, однократны и скоро забываются. А большое зло это те неприятности и трудности, которые существенно отравляет жизнь и оставляют последствия, и помнятся долго.
Свершившееся зло имеет место независимо от того, понимаешь ты или не понимаешь, признаёшь или не признаёшь этого.
Обычно человек от причинённого ему зла теряется, плачет, испытывает страх, приходит в ярость и т. п., то есть, испытывает отрицательные эмоции, при этом получает моральный и материальный урон, а ещё заболевает физически или психически, и даже умирает.
Дети свои эмоции не сдерживают, а вот взрослые часто свои чувства наружу не выпускают, страдают молча. К тому же взрослый, в отличие от ребёнка, живёт не только подсознательными чувствами и инстинктами, но уже и осознаёт происходящее, то есть, задумывается о причинах и последствиях происшедшего, и поэтому явное на первый взгляд зло за таковое, признаёт не всегда, т. е. у него в таких случаях, рассудочная и эмоциональная оценка случившегося не совпадают. Испытавший зло при этом ещё и рассуждает, мол, нет худа без добра; Боженька испытание наслал; может это хорошо, что пока мне плохо; стоит ли вообще расстраиваться - сделай вывод и будь умней. Вот таким путём, убеждая себя, он и подавляет отрицательные эмоции.
В общем, было зло, а если пострадавший его не признал, то вроде как и не было. А что уж говорить о совершивших зло? Они вообще зачастую не признают или не понимаю, что натворили.
Известно, что многое зло совершается с молчаливого согласия равнодушных, трусливых и заинтересованных. Их не накажешь, и виновников зла из-за них не всегда выявишь. Зло объективно есть, а виновник зла чист.
Далее. Сознание, которым мы в основном руководствуемся, не всегда право в своих выводах, то оно зло за зло не считает, то наоборот находит зло там, где его нет. Такое особенно проявляется, когда мы судим о событиях, касающихся нас постольку поскольку. В частности, по этой причине в современном обществе до конца не разобрались со всеми проявлениями зла, точнее не договорились, считать ли злом такое-то деяния или нет. А так же много споров, какое зло «злее», «тянет» ли оно на преступление или нет, какие применять наказания в том, или ином случае.
Есть и такое явление, чем больше человек знает и понимает, тем больше видит вокруг себя зла, как для себя, так и вообще. Для него кругом сплошное несовершенство, дисгармония, угрозы, а добра уже как бы и нет. Действительно, человек зачастую замечает только одну сторону бытия, в то время как в жизни постоянно не только что-то разрушается, но и созидается. И если всеобщей деградации не происходит, значит созидающего, т. е. хорошего, в этом якобы хаосе достаточно, надо только его уметь и хотеть видеть.
Зло для отдельного живого организма, в том числе человека имеет место постоянно, причём, в различных формах и проявлениях, потому, что мир тесен, а жить всем хочется, а это значит, что надо чем-то питаться, где-то размножаться. И все из-за этого, так или иначе, кому-либо творят зло (и себе подобным, и всякой живности), чтобы обеспечить свою жизнь.
От сюда напрашивается вывод, что зло в том или ином виде неизбежно, хотя бы потому, что творят его все, просто вынуждены творить.
Живое усложнялось (эволюционировало), развивалось в борьбе со своими трудностями (злом всяким) и благодаря их наличию. От наличия трудностей возникли механизмы само регуляции, адаптации, защиты, активного воздействие на среду. Ведь, если у организма всё есть, когда не с чем и не за что бороться, жизнь для него теряет смысл. Со временем, в такой "благодати" некоторые органы у него за ненадобностью начнут атрофироваться, и в итоге может остаться лишь желудок, если способность как-то размножаться до достижения такого состояния ещё сохранится (не вымрут если). Вывод, без препятствий, зла то есть, получается не жизнь, а существование - ни развития, ни прогресса, и жизнь на Земле тогда просто выродится. Поэтому, когда не с чем бороться, люди, особенно энергичные, ощущают отсутствие полноты жизни и поэтому ищут себе врагов, трудностей, приключений. Хулиганство, садомазохизм, альпинизм яркое подтверждение этому.
Короче, когда нет зла, его стремятся выдумать, чтобы было с чем бороться, и от этого наполняться животворящим адреналином, обрести вкус жизни, смысл своего существования. То есть, от зла, в некоторых дозах, имеется какая-никакая польза, как говорится: нет худа без добра.
С другой стороны, избыток добра зачастую превращается во зло. Считается, что слишком хорошо это уже не хорошо, так как расслабляет и т.д.
Превращения добра во зло опять говорит о неистребимости зла. А потеря смысла жизни без трудностей говорит даже о необходимости зла. О чём говорил и Достоевский, мол, чтобы познать счастье, нужны страдания, нужны испытания.
Есть в жизни такое явление, как вечная борьба нового со старым. Всё живое развивается, обновляется, а старое новому мешает. Породил ты новое поколение, взрастил его, и в итоге превратился в помеху, обузу, злом стал для нового. Делал, делал хорошо и сам превратился во зло.
Вот ещё пример превращения добра во зло. Когда всё хорошо, то плохим становится, то, что менее хорошо. То есть, от наличия этого «менее хорошо», кому-то становится плохо, непорядок, мол. И иной человек от этого страдает, даже болеет, как бы сам себе болезни придаёт, из ничего зло себе творит.
А мнительные и заблуждающиеся подобные болезни творят себе регулярно, придумывая себе заботы и страхи из ничего, на пустом месте.
А кому-то плохо от того, что другому хорошо, зависть съедает.
И вот главное, было бы добро, а зло само приложится. Это как две стороны у медали – единство противоположностей.
Люди от рождения дикари, а воспитание подрастающего поколения это внедрение в него культурности, которая вытесняет дикость, но не полностью. В результате животность в человеке неуничтожима, то есть, изрядное количество её остаётся, и зло, от неё исходящее, также обязательно имеет место быть. Но мы всё надеемся и хотим, чтобы человек был настолько окультурен, завоспитан, чтобы во всём поступал только по уму.
Однако Лев Толстой по этому поводу выразил такое мнение: «Если допустить, что жизнь станет управляться только разумом, то уничтожится сама возможность жизни». Наверное, он подозревал, что жизнь без зла, без борьбы с ним, в том числе и в себе самом, выхолащивается, то есть, жизнь, лишённая низменных инстинктов и поползновений, ошибок и страстей, а также без трудностей, пуста и неестественна.
Вот теперь что хочешь, то и думай. Если зло неистребимо, порой необходимо и вообще жизнь без него не возможна, то зачем, с какой стати люди ввели в обиход понятие зло? Вот у природы нет плохой погоды, ни кому в голову не приходит происходящее в природе оценивать добром и злом. А мы разве не часть природы?
Часть, но та, которая может осознавать, радоваться и переживать, страдать и плакать. И кто на это способен, кто противится страданиям и хочет радоваться, тот и называет злом и добром то, что вызывает у него такие эмоции. Вот от сюда и возникли понятия добра и зла. Но суждения о них, как видим, весьма относительны.
Доброе и злое, и вполне конкретное, для всего живого всегда имеет место независимо от точек зрения и эмоций, потому что всякому живому что-то всегда мешает или способствует в удовлетворении заглавной потребности - жить и размножаться. И это естественно. В животном мире всё происхожящее воспринимается как данность, мол таков закон. А вот люди, обзаведясь умишком, но не осиливши ещё сути вещей, выдумали некое закулисное Зло, умышленно вредящее добрым людям.
Свидетельство о публикации №214110801139
Александр Реушев 04.01.2021 12:44 Заявить о нарушении
Кстати, эта моя работа одна из самых востребованных у читателей.
Михаил Шамин 2 06.01.2021 13:35 Заявить о нарушении