Моозунд и Мародёр
Сыктывкар до и после войны активно застраивался двухэтажными деревянными домами, с виду одинаковыми, разными внутри. Кое-где были подведены коммуникации и были вода и газ, ванные даже, а кое-где ничего не было, все "удобства" во дворе, а внутри - длинный коридор и по обе стороны двери, барак бараком.
Периодически участники театра собирались вдали от родительских глаз - был бы повод, а 7-го ноября повод был железный, тем более, что студенты обязаны были на демонстрацию ходить, а обычно уже в это время на севере холодина была и снега полно (сейчас климат смягчился).
Намёрзшиеся в "праздничных колоннах" и проголодавшиеся студенты-театралы к вечеру (на севере в это время часа в четыре пополудни уже темно) собрались у Вити в лесозаводе, так назывался его район. Я только поступила в театр, впервые попала на вечеринку, мне всё внове было. Пили умеренно, больше веселились и пели под гитару, в театре было несколько своих бардов, в том числе и сам Витя.
Первый тост был за то, что "наши Зимний взяли", второй "за взятие почты и телеграфа". Или наоборот? Помню, что дурачились и веселились. В театре шли " Синие кони на красной траве", пьеса Шатрова про Ленина,но это ещё до меня было, и зачем понадобилось такую пьесу ставить, подробностей не знаю. Помимо Шатрова ставили и Шекспира (Макбет), и Пушкина с Гоголем (Маленькие трагедии и Мёртвые души), и советских авторов (А зори здесь тихие).
Когда я пришла в театр, мы за сезон поставили несколько сборных представлений: стихи + барды + фрагменты из старых спектаклей, а также всю зиму работали над "Тремя сёстрами", репетировали-репетировали, репетировали-репетировали, но до премьеры так и не довели. Возможно, потому, что постоянно прерывались на другие проекты "по случаю". Лично меня скорее радовало, что "Три сестры" не дошли до сцены, роль у меня была большая и трудная, средней сестры, Маши, и хотя мы постепенно все действия одно за другим проработали, отрепетировали, и был уже общий прогон, но одно дело - прогон, а другое - на зрителях работать.
Обычно все незанятые в сцене участники сидели в зале, зрителей хватало, мне по роли надо было целоваться с Вершининым, чего я страшно не хотела и насмешила, помню, всех своими ужимками, бегала от него по сцене. А уж при полном зале у меня и при чтении стихов подгибались коленки.
Актовый зал в университете огромный был, да и прочие залы большие, мы и в филармонии выступали, и в музыкальном театре, и на других площадках. В родном университетском актовом зале, в котором проходили репетиции, для меня и второго чтеца выстроили помост впереди/сбоку сцены, мы на него выходили заранее, и в нужный момент нас просто высвечивали, не нужно было под взглядами идти на подгибающихся ногах к микрофону. А что голос дрожал - так это ничего.
Во всяком случае после первого представления я с цветами домой возвращалась. Читали мы с Костей Лаппо-Данилевским поэтов серебряного века: Ахматову, Мандельштама, Пастернака. Я: "Двадцать первое, ночь, понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле..." Он: "Шум затих, я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку..." Хорошие стихи.
Зачем Шатрова ставили - я в деталях не знала, но понимала, что "надо было". Театр при университете, а в университете всё как положено, и партийная организация, и комсомольская, был какой-то юбилей и фестиваль, надо было поставить пьесу про революцию, выбрали Шатрова и долго "Ленина"(чтобы исполнитель был подходящий, не опозорил вождя) в разных инстанциях согласовывали. Сама пьеса авангардной тогда считалась, Ленин в ней был мечтатель и мыслитель, потому и такое название в духе Петрова-Водкина.
Это я чтобы атмосферу передать: с одной стороны, юбилеи и демонстрации были обязаловкой, с другой - по молодости не очень меня да и других эта обязаловка тяготила. Ну, прошлись по морозцу, съездили на фестиваль... Зато "наши взяли почту, телеграф и Зимний", можно за это выпить, а дальше никто к тебе в душу не лезет, ставь классиков.
Это празднование больше не повторилось, на другой год поступил наш режисссёр в ЛГИТМиК, а без него стал разваливаться театр. Дома же у нас не принято было 7 ноября отмечать, хотя отец у меня был партийный. За обеденным столом, помню, собирались в этот день, выходной же, но как-то без пафоса, за взятие Зимнего никто тост не провозглашал.
В этом году 7-го ноября я догадывалась, что по тв должны фильмы про революцию крутить, в Беларуси до сих пор это выходной и праздничный день, включила - а там "Григорий Р." идёт. Посмотрела немного, как раз к убийству дело шло, и выключила, само убийство не стала смотреть. Поняла только, что всё как всегда в нынешнем кино: артисты и антураж красивые, снято красиво. Распутин такой благообразный, рубашки у него - просто чудо. И Анна Вырубова - красавица, такие глазищи выразительные. И Матрёна Распутина красивая. Да и убийца Распутина Юсупов - красивый.
Я как ни стану смотреть "наше новое кино" - впечатление, что всё это один сериал с продолжением, после "Братьев Карамазовых", я, правда, не смотрела ничего, а до них - "Раскол", "Адмирала","Империю под ударом" и "Гибель Империи", хочется же по истории России или экранизации русской классики посмотреть...
И всегда красиво снято, и актёры, и антураж - красивые. Про Михалкова и не говорю, зареклась его смотреть, у него столько "красоты", что уже ни в какие ворота не лезет. В общем, в деньгах не было у создателей нужды, а за деньги можно найти и пейзажи красивые, и лица, и костюмы с интерьерами. А насчёт содержания - лучше книжки почитать, достовернее будет...
Поэтому выключила тв и стала в сети "Моозунд" смотреть, colonelcassad выложил список на его взгляд лучших советских фильмов про революцию, Моозунд - первым в списке, а я не смотрела.
Знала, что экранизация Пикуля, а Пикуль - это моветон, так мне в университете внушили "старшие товарищи". Как говорил Лев Николаевич Гумилёв: средневековые схоласты ввели правило сначала дать ссылку (на библейский стих), а уж потом врать что вздумается - чтоб желающие могли проверить, насколько интерпретация к оригиналу близка.
И в науке это укоренилось, есть в любой отрасли авторитеты вроде библейских патриархов, и принято сначала на них ссылки давать, а уж потом от себя врать что вздумается, если хватит таланта и смелости.
Понятно, что в советское время в начале принято было триаду марксистских классиков цитировать, а уж потом всех остальных, кого сможешь протащить, но Пикуль даже и не пытался это сделать, под прикрытием того, что не научные статьи, а беллетристику пишет - сдирал страницами дореволюционных авторов без ссылок, а потом просто сверху нужным идейным соусом поливал - и, оп-ля, и гонорар, и тиражи, ловкость рук и никакого мошенничества.
В среде древников это считалось поведением ниже всякой критики, не обсуждалось даже, в отличие от "Велесовой книги" какой-нибудь, авторы коей всё-таки не голой корыстью, а более высокими мотивами руководствовались.
Так что "Моозунд" для меня стал открытием Пикуля. Фильм 1988-го года, поставил на "Ленфильме" Александр Муратов, снимали в Эстонии, в главной роли - Олег Меньшиков, играет морского офицера, до последнего оборонявшего оный пролив - Моозунд - осенью 1917-го года.
Владимир Гостюхин вторую по значимости роль сыграл, матроса, а потом комиссара, которого расстреляли в финале немцы. Вдвоём Меньшиков с Гостюхиным сыграли вечную тему хозяина и слуги, Дон Кихота с Санчо Пансой, Фродо с Сэмом. Ещё у Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" есть у главного героя верный ординарец.
Меньшиков в Моозунде красивый, молодой, да и роль у него хорошая, играет он дворянина-смертника, желающего "умереть за Отечество". Диалоги его с комиссаром - отличные.
Герой Меньшикова увлекается старинными портретами и миниатюрами, денщика, который мокрой тряпкой протёр пыль с ценных изданий - отхлестал по щекам, на что ему новоявленный комиссар и пеняет.
Меньшиков возмущается:
- Ну осёл же, испортил мне безценные издания...
А комиссар отвечает:
- А откуда ему было знать, ценные они или безценные? Он же их не читал.
- Не хватало ещё, чтоб читал...
- Вот мы после революции всех читать научим!
Правда, отличный диалог. Насколько соответствует действительности - неизвестно, я "Записки русского офицера" читала у Деникина, так там наоборот он пишет, что в армии и уж тем более на флоте все солдаты и матросы грамотные были, всех обучали грамоте, кто не знал. Но это уж на совести авторов. Вот у Блока и вовсе сожгли в имении библиотеку крестьяне, а не то что мокрой тряпкой - он понял их мотивы.
Герой Меньшикова тоже прозревает к концу фильма, получилось-то наоборот: за Отечество не он погиб, а комиссара и других большевиков расстреляли немцы, его же отпустили пока. Последний диалог.
Немец: - А этот тоже большевик?
Комиссар: - Да нет, так просто затесался...
Офицер: - Нет, я с ними, я с ними воевал...
Последние кадры: комиссара с другими большевиками ставят к стенке, офицера уводят, его прощальный отчаянный взгляд.
Советское кино тем и славилось, что мифологизировало нашу историю и сознание зрителей, на плёнку умели советские операторы замечательно снимать, а артисты играли не жалея себя, с полной отдачей, в целом результат куда лучше получался, чем сейчас, даже по Пикулю.
Но всё-таки, что "Моозунд" - это номер один в списке советских фильмов про революцию, я не согласна, номер один - это, конечно, "Белое солнце пустыни", ода и гимн русскому солдату, несмотря и даже благодаря непафосной подаче. Вроде бы весёлая авантюрная (приключенческая) история, а по смыслу - прославление безсмертного товарища Сухова.
Теперь про "Мародёра". Прочитала после того, как Стрелков не в первый раз уже сослался на него, как на возможный сценарий нашего будущего. Прочитала - громко сказано, просмотрела. В тексте мат на мате, противно было читать, проглядела впоглаза, чтоб сюжет уловить.
А сюжет такой: Россия под внешней оккупацией. Герой поначалу ловко приспосабливается, создаёт свою банду и как-то выживает, но в конце книги погибает. Основное содержание - мат и перестрелки.
Вот те на! Я после просмотра этого текста в уныние впала, стала думать о том, что и впрямь плохо наше дело.
Потому что инородцев в России много, и молодой царь Иван Грозный геройски Казань победил и присоединил, но насколько за последующие века прироста Империи успевала за этим территориальным приростом христианская миссия - для меня большой вопрос.
Были изумительные святители: Стефан, Иннокентий, Макарий, Николай. Шли они и на север и на восток, дошли до Коми и Алтая, до Аляски и Японии. Но достаточно дневники святителя Николая Японского почитать, мысли его о современном ему состоянии русской миссии, чтобы понять, что не всё безоблачно и радужно было.
А после революции и создания "национальных автономий в составе России" яд языческого национализма долго внедрялся в сознание народов и насколько его пропитал - одному Богу ведомо. Не то что татары, коми (по темпераменту "горячие эстонские парни") и те бурчат на русских, что "понаехали", долго жила среди них и не раз слышала. А уж что там среди татар, какое брожение на почве мусульманства происходит - опытно не знаю, но, судя по "Мародёру" - немалое.
Но, странное дело, когда смотришь на стариков-ветеранов и видишь их в кадрах кинохроники молодыми - как-то светлеет на душе. И не хочется даже проговаривать вслух это чувство - из боязни не то ляпнуть. Просто начинаешь верить в нашу победу. Вопреки рассудку и очевидности.
Свидетельство о публикации №214111201111
"Моонзунд" давно не пересматривал, но то мое прошлое ощущение - неплохой фильм.
Буду банальным, если скажу лишний раз, что современные фильмы о революции и гражданской, да и вообще исторические, при нынешних возможностях-то и свободе - ниже плинтуса. С экранизациями - то же самое... После "Идиота" с Мироновым - и вспомнить нечего.
"Григорий Р." я еще не смотрел - в интернете погляжу. Вот сейчас А.Учитель снимает, чудя по всему, очередную бульварщину: о романе наследника Николая Александровича с Матильдой Кшесинской. Предполагаю какую-то запредельную пошлость (((
Франк Де Сауза 12.11.2014 16:13 Заявить о нарушении
Наталья Чернавская 12.11.2014 17:34 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 12.11.2014 19:14 Заявить о нарушении
Виктор Кутуркин 19.03.2023 10:46 Заявить о нарушении