Заглянуть смерти в лицо

     Говорят, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а событиями. Не знаю, чье это высказывание, но мне оно кажется справедливым.

    Событий, выпавших на мою долю, хватило бы еще не на одну жизнь. К сожалению, то что со мной происходило, нельзя назвать ни увлекательным, ни веселым.

     17-го сентября 41-го года, город Пушкин, в котором мы жили, был оккупирован немцами. 6-го января 42-го умер с голоду мой отец - известный писатель-фантаст Александр Романович Беляев. 6-го февраля немцы вывезли бабушка, маму и меня, в Западную Пруссию в ла¬герь для перемещенных лиц. За 3,5 года мы прошли 5 лагерей. А потом, когда пришли наши, нас, без суда и следствия, отправили в ссылку, где мы пробыли II долгих лет... Но я хочу рассказать не об этом, а о небольшом эпизоде, который остался в моей памяти на всю жизнь.

    Первое место нашей ссылки находилось в Алтайском крае, среди почти девственного леса. Места были красивые. А вот, климат резко континентальный, был суров. Переходы от одного времени года к другому,происходили почти в одночасье. Только что все росло, расцветало и зрело, и вот уже опали листья, и почти сразу грянули морозы. Была здесь и еще одна особенность - отсутствие чистой, без примесей, воды. Либо в ней содержалась сода, либо соль. Было несколько соленых озер, где добывали соль и несколько содовых, где, в свою очередь, добывали соду.
   
    Зимой здесь свирепствовали снежные бураны, а летом песчаные бури, и от жары, некуда было скрыться. Ни речки, ни пруда, ни болотца только соль и сода. Купаться ходили на Малиновое озеро. Из-за содержания в воде марганца, вода была необычного розового цвета. А когда дули ветры, становилась малиновым. Кроме марганца в ней была сера и в большой концентрации соль.До войны здесь собирались выстроить санаторий, да так и не успели.
За неимением пресной воды, купались в "соляном растворе”.

   Содержание соли, было так велико, что, при всем желании, утонуть было невозможно, так как вода выталкивала любое тело. Несколько раз, наши купанья
проходили удачно, но однажды...

    Как-то придя с мамой к озеру, мы обратили внимание, что прибрежная полоса, стала шире. Пляж, если его так можно было назвать, был похож на хорошо асфальтированную площадь. Видимо был отлив.

     Озеро было небольшое, и я предложила маме обойти его, чтобы осмо¬треть противоположный берег, но ей взбрело в голову, идти вброд, благо оно было мелким. Хорошо, что я не последовала ее примеру.
   
   Шагов  десять, мама прошла нормально, но вдруг, ноги ее стали погру¬жаться в топь. Сперва по щиколотку, потом до середины икр, по колено.. А когда она повернулась, решив идти обратно, она совсем увязла.
   
   В Германии мы видели однажды кинофильм, в котором котрабандиста засасывало болото. И вот, когда я увидела, как мою маму заса¬сывает зыбь, мне сразу вспомнились страшные кадры. А вокруг не было ни души. Кричи, не кричи, никто на помощь не придет.

   На счастье, я нашла на берегу длинную ветку, и протянула ее маме, но чтобы достать до нее, мне пришлось тоже вступить на опасный грунт. И ноги мои, очень быстро, засосало по щиколотку.  От ощущения, что тебя тянет вниз, захватило дух. Вперед идти было страшно, но и не помочь маме я не могла. У нее были больные руки, но она, все же, ухватилась за ветку, пытаясь сдвинуться с места.
 
   В какой-то момент, мне показалось, что время остановилось. С большим трудом, вытаски¬вая ноги, мама стала наконец, приближаться к берегу. Не знаю, сколь¬ко времени прошло, пока она не выбралась на твердую землю, но нам это показалось вечностью. Она мне потом говорила, что, от ужаса, мои глаза буквально вылезали из орбит, а лицо стало белым как простыня.

    Потрясение пережитое нами, было таким сильным, что мы проси¬дели на берегу больше часа, пока не пришли в себя. Чтобы не волновать бабушку, мы ей ничего не рассказали. Позже нам кто-то поведал страшную историю:

   Однажды, решив сократить путь, пастух погнал стадо мимо этого озера. Одна корова захотела напиться, но, не дойдя до воды, стала увязать и, в конце – концов, была затянута трясиной...

    С тех пор прошло более шестидесяти лет, но я, иногда думаю о том что, не протяни я маме ветку, мама  погибла бы мучительной смертью.

                ---ооОоо---


Рецензии