Гл. 30. Автодело

см. ФОТО:Слева Нахимовское училище, справа крейсер "Аврора". На дороге между ними я впервые сел за руль автомобиля.




       Из ста тридцати человек на курсе, права на управление автомобилем имели считанные  единицы, счастливчики.  У них появлялась уйма времени, которое  они могли потратить на что -  то более для них нужное и приятное. В то время, когда мы полу курсами по шестьдесят человек грызли автомобильные  науки.  Через день, с шестнадцати ноль-ноль, и ни секундой позже, все до единого, полу курс должен был находиться в подвале кафедры биофизики.  Там, в приспособленном помещении,  находился класс по подготовке нас на шоферов, то есть кочегаров,  если по -  французски.

 
         Длинное, узкое, низкое и плоское, как пенал, помещение с постоянно желтым искусственным освещением. Тем не менее три ряда,  выровненных  по шнуру, столов и стульев. Все чистенько и аккуратненько. Нигде ни единой помарочки. Принудительная вентиляция исправно подавала нашим, за день отупевшим от медицинских наук,  головам,   прохладный воздух - со стороны  Невы.

 
    Два с половиной взвода личного состава сидели как манекены, не шелохнувшись. Все с повышенным до предела вниманием изображали,  как они  терпеливо  слушают лектора. А попробуй только пошевелись! И вылетишь не только из класса, но и из курсов, навсегда. А ой как всем хочется на халяву получить  кроме диплома еще и права. На право быть прокладкой между сиденьем и баранкой.

 
     А сидим мы, как китайские статуэтки потому, что  наш преподаватель полковник Барсуков- товарищ крайне строгих правил.
- Товарищ курсант, что слева за четвертым столом по среднему ряду! Положите правую руку на место! Слушайте меня и не шевелитесь!

 Так надо высидеть три часа, с одним коротким перерывом. Когда нужно что - то записать, то только по команде полковника.

   -Курсант, что за последним столиком по правому ряду, вы куда засмотрелись? Смотреть нужно только на меня!

 Полковник читает теоретический материал по памяти, без каких- либо дополнительных пособий. Мы сверяем его слова по учебнику. Он говорит слово в слово, со всеми знаками препинаний. Потому как учебник по автоделу знает наизусть. Еще бы. По нашим сведениям Барсуков преподает это дело с 1944 года.


  Еще тогда,  вручив ему погоны лейтенанта - автомобилиста, его уже назначили  преподавателем. Вот с тех пор он и учит нам подобных любимому делу.
-Вы что там зашушукали? Товарищи курсанты, вы  видимо  возомнили себя здесь великими академиками? Так я уверяю вас, что это далеко не так. Вы же тупые, как табуретки, на которых сидите! А головы ваши пустые, как воздушные шары. Если их сейчас скосить косой, то они не упадут на пол, а все дружно рванут под потолок и там будут висеть.

 Примерно в таком духе  здесь через день проходят напряженные занятия.

  Наш факультет и еще факультет ВВС, в этом отношении привилегированные, потому как для моряков такой курс не предусмотрен. Сами понимаете, почему.  И потому есть небольшое количество наших мориманов, которые всеми правдами и неправдами, за деньги, пытаются тоже пройти этот курс полуподпольно, чтобы тоже получить права. И даже дошло до того, что афера была раскрыта. Кое - кто, включая Барсукова, получили по шапке, потому что практическое  вождение моряки проходили на сворованных у наших факультетов моторесурсах и бензине. Разбирательство было громкое. Пару прапоров-инструкторов по вождению уволили.


       Через пару недель начинается практическое вождение. Для этого в академии имеется автопарк, состоящий из пяти-шести УАЗиков. Вот здесь уже нас срывают прямо посреди других занятий, по три-четыре человека. Набиваемся в кабинку, и под руководством инструкторов,  по очереди сменяя друг друга,  катаемся по улицам и проспектам. Впервые сесть за руль, моя очередь подошла прямо между Нахимовским училищем и «Авророй». И поехали в сторону Дворцового моста, но и эти занятия подошли к концу. Откатали мы свои положенные моточасы.


       Пришло время сдавать экзамены. И вот здесь произошла удивительная для меня метаморфоза с полковником Барсуковым. Он мгновенно преобразился из сурового,  и крайне требовательного монстра, в обычного, даже заискивающего, человека. Оказывается, экзамен мы должны сдавать представителям совсем другой конторы, академическому начальству неподвластной.  Всем известное ГАИ,  (государственная автомобильная инспекция) так она  называлось тогда. Но и в те годы, эта контора была всесильной и могущественной.  В границах ей дозволенного конечно, но и тогда, чтобы успешно преодолеть этот барьер, даже такие динозавры, как Барсуков, превращались в застенчивого и добродушного  дедушку- пенсионера. С правом ношения военной формы.


               А загвоздка была в том, что для принимающей экзамен стороны, нужно было, как модно выражаться в последнее время, "накрыть поляну".  Для этого нужно было со сдающих собрать деньги. Деньги для индивидуума небольшие. По пять рублей. Даже курсанту, получающему в месяц аж семнадцать рублей, сумма была посильной для приобретения прав. По нынешним временам смешная сумма.  Итого, со ста двадцати человек набиралось шестьсот тугриков. Вот по тем временам достаточно солидная пачка. Примерно официальная месячная зарплата какого -нибудь министра.


    Сбор денег, соответственно, возлагался на нас, на командиров взводов. Операция незаконная. А после шумихи по поводу учебы моряков, вообще нежелательная. Но, видимо, Барсукову очень не хотелось терять свою работу. А завалить сдачу экзамена для целого курса,  как раз и означало, что его попросят. Вот он и заискивал на финише. Даже перед нами. Всю собранную сумму он разделил пополам. Половину оставил себе. Возможно, на дачу взятки. Мне - то неведомо. Вторую часть отдал нам. На приобретение выпивки и закуски. На триста рублей стол ломился от яств в жидком и твердом виде.

   Стол накрывали здесь же в классе, где мы проходили теорию.
И кто вы думаете приехал к нам главой комиссии? А вот и не угадали. Его величество, целый лейтенант! Повадки у него правда были, не ниже чем у подполковника. Пока шла официальная часть, он был суров и непреклонен.  Процесс сдачи был  затяжной и изматывающий. Лично я, сдавал вождение на проспекте Светланы. Был такой в наше время. Это продолжение Большого Сампсониевского. Но права получили все.

 
       Поздно вечером все основные действующие лица присели за стол. Лейтенант выпил максимум сто грамм коньяка, кажется, и загрыз кольцом колбасы. После чего ссылаясь на усталость и завтрашний тяжелый день, поспешно удалился. Если кто и оторвался этим вечером и были счастливы, так это наши прапора, инструктора по вождению. Уж они - то не дали добру пропасть.

   Мы, командирчики, были здесь стороной нейтральной и необязательной. Поэтому нас тоже насильно  за столом никто не удерживал. И больше  я в этом подвале никогда не был.
      


Рецензии
Добрый день, Владимир Кириллович! Подтверждаю, что так оно и было в Ленинграде! Я училась при ДОСААФе, в помещении резиновой фабрики "Красный треугольник". Курсы стоили 50 руб. Учились мы по вечерам. Преподавателем был отставной полковник. Тогда ещё учились по "разводке": на досочках с нарисованными перекрестками мы разводили налево, направо или вперед маленькие автомобильчики согласно правилам дорожного движения. Конечно, ни у кого из нас машин не было. Была очень далекая мечта. "Самая далекая мечта:
высота, высота!", как поётся в песне Пахмутовой о космосе. Вот в этот момент мне хочется с печалью сказать: не понимаю, зачем русскую интеллигенцию держали в нищете и бедности? Особенно "детей войны"! Ни тебе квартиры, ни машины, ни приличной зарплаты...А теперь узнаЁм по ТВ, как бесились с жиру дети правительства, имея во множественном числе кв-ры, машины и бриллианты. Далее: закончив курсы, мы узнали от кого-то, что нужно собрать 30 рублей для полковника. Мы, группа из тридцати человек, собрали по рублю. Это было не дешево: пришлось в тот день не обедать на работе. Затем начали по вечерам, в темноте, изучать вождение на грузовике, т.к. у ДОСААФа легковушек не было! На экзамене мне достался менее романтичный участок, чем Вам: грузовик остановился около Техноложки вдоль заваленного твердым снего-льдом поребрика по правой стороне. Я пересела на место водителя, включила сигнал "левый поворот" - и не смогла выехать из скользкого наста: колеса буксовали.
Милиционер сказал:
- Выходи. Провалилась.
Ну, не буду описывать всю историю. Ведь это отзыв на Ваш рассказ. Но каждый раз факты в Ваших рассказах подтверждаются и моим жизненным опытом в Ленинграде, и всплывают воспоминания...
Благодарю Вас!

Жарикова Эмма Семёновна   16.11.2014 00:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас Лэся, за внимание и рецензию.
Всего доброго Вам.
С уважением.
В.К.

Владимир Озерянин   15.11.2014 16:10   Заявить о нарушении