Зимняя сессия

Шел декабрь 1952 г.
В стране продолжала  развертываться и усугубляться истерия, вызванная "делом кремлевских врачей-отравителей".

Я по национальности еврей.

В то время я был студентом заочного отделения первого курса механо-математического факультета Киевского университета.
Вот и первая – зимняя зачетно-экзаменационная сессия.
В памяти остались два, как мне  представляется теперь – характерные эпизоды, связанные с ней и обусловленные, в свою очередь, общей обстановкой в стране.

Экзамен по высшей алгебре принимал доцент Гихман (или Гихтман?).
Я успешно справился с вопросами вытянутого билета и предвкушал пять баллов.
Экзаменатор потянулся к кучке зачеток, лежащих перед ним на столе и выбрал из них мою. Внимательно посмотрел на меня. Помедлил и дал дополнительное задание : доказать основную теорему алгебры о существовании корней любого алгебраического уравнения. Вопрос достаточно непростой, обширный – думаю, профессиональные математики со мной в этом согласятся.
Доказал быстро – ибо знал хорошо. Никаких замечаний от экзаменатора не получил.
Доцент Гихман (или Гихтман) ставит мне "четыре".

Следующий экзамен по высшей астрономии.
Экзаменатор – очень старый профессор, поляк по национальности, удержавшийся     в университете с давних давен.
В билете несколько вопросов, среди них вопрос о системах счисления времени в различных календарях и у разных народов: солнечных, лунных, у египтян, в древнем Китае, у шумеров ...и (представьте себе) у  древних евреев. Мне достаточно было (материал не сложный и не принципиальный) остановиться на какой-либо одной-другой системе, дав им краткую характеристику. Но, как говорится мне "вожжа под хвост попала", и я выбрал подробно рассказать о древнееврейской системе счисления времени.
Профессор остановил меня : – Достаточно!– поблагодарил, улыбнулся и поставил "пятерку".

Два человека, два разных подхода – на фоне обстановки в СССР зимы 1952 года.


Рецензии
Вы совершенно правы! Два человека и, следовательно два подхода к одной проблеме. Существует мнение, что поляки - самый антисемитский народ. Я учился с поляками, ездил в Польшу кататься на лыжах ( в Щирк, недалеко от Освенцима). Знал неплохо польский язык,приходилось общаться с местными - не заметил никакого предвзятого ко мне отношения. Хотя я никогда даже и не пытался скрыть свою национальную принадлежность. А вот в Западной Украине, в Белоруссии... скажем так, мне не везло в этом плане. Ну, а об остальном - в рассказе. С уважением.

Ади Гамольский   15.12.2015 13:39     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию.

Я ни в коем случае не обобщаю. Сообщаю факты, с которыми столкнулся в своей жизни.

Геннадий Сарховский   15.12.2015 13:59   Заявить о нарушении