Рецензия на фильм Расписание на послезавтра 1978 г
"Природа создаёт ребёнка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым… Развитие одного не только неразрывно связано с развитием другого; природа развивает каждый из этих задатков посредством других и через них: развитие чувств становится средством развития ума, развитие ума влечёт за собой развитие тела, и наоборот…"
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог-гуманист
Большинство фильмов про школу говорят о том, кого и как в школе воспитывать, каким должна быть личность учителя. Самыми выдающимися из этой серии я бы назвал: "Мимо окон идут поезда", "Хористы", "Доживём до понедельника", "Ключ без права передачи", "Розыгрыш", "Учитель на замену". Для этих фильмов я уже делал психологический анализ. Или, как я называю это, - "драманализ" (термин, введённый Сергеем Николаевичем Лазаревым).
И вот фильм, который пытается нарисовать школу будущего с точки зрения не столько воспитания, сколько самого процесса образования. "Расписание на послезавтра". Можно сказать, что все вышеперечисленные фильмы подготовили почву для этой картины. Но не хронологически, а по смыслу.
В общем-то, понятно, что традиционная школа пыталась и пытается сейчас сформировать человека по образу и подобию. И именно так рассматривает значение слова ОБРАЗование. Есть ОБРАЗец. С него и лепить. Меняется только модель для лепки. В эпоху социализма подавляется у ребёнка его собственное индивидуальное начало в пользу коллективного. Всё должно быть подчинено интересам советского общества. В эпоху постсоветской России образцом служит идеал человека-потребителя (вспомните слова бывшего министра образования Фурсенко). Профессиональный потребитель - это человек, занятый собой, своей карьерой, своим успехом, своими желаниями.
Но есть и другая стратегия. Это развитие творческой личности, человека-творца, ориентированного на максимальную реализацию своих задатков, талантов, но на благо всего общества. К этому подводят нас все перечисленные фильмы и фильм "Расписание на послезавтра".
В рассматриваемой киноленте перед нами экспериментальная специализированная школа будущего. Там, где личность не подавляется, а даётся полная свобода для творчества. Здесь нет традиционных учителей, вышедших из педагогического ВУЗа. Во главе с директором с детьми работают не профессиональные педагоги, а научные сотрудники института. Классы - это научные лаборатории. Любой ученик может сформулировать любую научную гипотезу от вечного двигателя до металлического водорода, экспериментально проверить её, обосновать и защитить перед всем классом. Или, наоборот, опровергнуть существующую теорию. К учащимся отношение как к научным работникам. Конечно, здесь собраны не простые дети, а одарённые. Ведь это физ.-мат. школа им. Ландау.
"Педагогика - это вечный поиск, - говорит её директор Андрей Андреевич "Кварк" (как его окрестили ученики). - И система передачи готовеньких знаний изжила себя. Я в этом убеждён."
Чем же он хочет заменить эту традиционную систему, которая существует, по крайней мере, лет 200-300.
"Исследовательский метод. Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивание её истины. И, наконец, защита своего решения перед коллективом всего класса."
И этот метод сами ученики врубают в школе на полную катушку. Даже лабораторию умудряются взорвать. Но никто не в обиде. Главное для их наставников, чтобы ученики смогли обосновать свои действия.
- Овечкин, ну неужели тебе неизвестно, что французская академия с 1775 года не рассматривает эту галиматью, связанную с изобретением вечного двигателя?
- А в 1965 году Ландау сказал, что не так страшна ошибка, как опасны последующие заблуждения. Вот я и думаю, что с 1775 года французская академия пребывает в опасном заблуждении.
- Ну тогда рисуй...
В школу приходит учитель литературы Антонина Сергеевна. Из обычной школы. Но очень вовремя. Здесь господствует мнение, поддерживаемое директором, что технарям "изящная словесность" не нужна.
Но приняв с ходу основную концепцию образования (уважение к личности ученика, общение на равных, использование исследовательского метода), Антонина Сергеевна на примерах показывает, в чём важность и нужность литературы именно для формирования личности успешного учёного. И похоже, убеждает не только ребят, но и директора. И он начинает проникаться к ней уважением. Если не сказать больше. Вот фрагмент из её урока литературы. Антонина Сергеевна читает стихи:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
- А розовый конь на самом деле существует?
- А Вы как думаете?
- Фантазии всё это. Изящная литература.
- Да, но почему таким тоном? По-моему, фантазия - это не привилегия искусства. В науке тоже существует фантазия.
- Фантазия в науке - это совсем другое. Это...это...
- Я вижу, это довольно сложный вопрос. Может быть, вы подумаете о нём дома? И напишите мне ваши мысли.
- Опять сочинение?
- Можете назвать это не сочинением, а размышлением. Размышление по поводу фантазии в науке. Я буду считать это знакомством с вами.
Как действуют традиционные учителя в школе? Любое мнение учащегося, отличное от мнения авторитетов, воспринимается в штыки. В фильме "Розыгрыш" завхоз школы говорит девятиклассникам: "А мысли ваши пока, ей-богу, никому не интересны".
Антонина Сергеевна с уважением относится к тому, что один из мальчиков 8-го класса пишет стихи. Но высказывает своё мнение.
"Я рада, что Вы пишете стихи. Но они мне не понравились как стихи. Довольно слабые, эпигонские ("Эпигон" - последователь какого-нибудь направления в искусстве или науке, лишённый творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи). Мысль, которую Вы там хотели выразить, гораздо интереснее формы. Поэзия - это не зарифмованные мысли. Это особое состояние души."
И добавляет:
"Вас не должно пугать, что стихи Ваши слабые. Вы не профессионал. Ещё Гёте просил "к назойливости юных дилетантов" относиться снисходительно. Он считал, что именно из них в зрелом возрасте получаются настоящие почитатели искусства и его мастеров. Так вот я надеюсь на это. Я именно для этого к вам пришла. Чтобы научить вас понимать большую литературу, любить, знать её. Чтобы вы поняли, что написать великие стихи - это никак не менее значительно, чем сделать великое открытие в науке."
И директору школы она говорит, что любая школа должна воспитывать гармоничных личностей.
Удача сопутствует Антонине Сергеевне, потому что она выбирает диалектический метод решения спора физиков и лириков. Она пытается не противопоставить точки зрения, не столкнуть лбами поэтов и учёных, а соединить, найти то общее, что их объединяет.
- Антонина Сергеевна, Вы прочитайте теорию двухкомпонентного нейтрино Ландау. Вот где совершенство композиции и драма идей. Разве можно сравнивать Эйнштейна с Толстым или Ландау с Достоевским? Нам, физикам, писатели ничего не дают.
- Ну это вам, может быть, ничего не дают. А Эйнштейн говорил: "Достоевский даёт мне гораздо больше, чем любой учёный. Он вызывает во мне этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает только от истинного произведения искусства." Кстати, он любил и Толстого, и Сервантеса, и Моцарта. Вы сделаете мне к следующему понедельнику сравнительный анализ "Белых ночей" Достоевского и теории двухкомпонентного нейтрино Ландау.
Извечный спор физиков и лириков заканчивается здесь примирением и плодотворным сотрудничеством. Возможно, именно это и нужно для развития гармоничной личности.
Для составления нового школьного "расписания на послезавтра". А, может быть, уже и на завтра. Но составлять его необходимо уже сегодня.
Свидетельство о публикации №214112200869
Такие школы должны были воспитывать развитых гармоничных личностей, умеющих генерировать, развивать и отстаивать свои идеи. На деле же они воспытывали своеобразных дебилов с очень высоким уровнем математического интеллекта и полным отсутствием понимания, куда, зачем его прикладывать и как им пользоваться.
С такими мне часто приходилось встречаться по работе. Они не знали самых элементарных вещей, потому что заточенное на решение научных проблем образование сопровождалось в подобных школах со снисходительным отношениям к знаниям гуманитарного порядка. Они могли полагать, что Перу это где-то в Африке, что можно с помощью ЭВМ переводить любые тексты с одного языка на другой, что все экономические проблемы можно решить, если правильно рассчитать плановые показатели.
Мой друг профессор и доктор физматнаук, на пенсии вдруг решил познакомиться с историей без конца психовал: ничего понять невозможно. Я пытался ему помочь, но в свою очередь не мог понять: что же там в истории может быть непонятного. Причем я давал ему свои книги по этой дисциплине, не те дебильные "Истории...", по которым она дается в советских учебниках и монографиях, где нет ни людей, ни событий, ни мыслей, а только классовая борьба, производительные силы и производственные отношения, развитие общественно-экономических формаций. А настоящие истории академика Рыбакова о древних славянах, исторические трудые Покровского и Тарле по эпохе Петра I, историю XIX в Лависса-Рамбо. Без пользы.
Более того он не знал, кто такие Эйлер, Гаусс, Макларен... Хотя по рядам последнего он целый семестр вел спецсеминар, а на мое недоумение с вызовом отвечал: есть де такие, кто знает, когда родился, когда женился и с кем путался Макларен, а даже не знают формулы самого простейшего из его рядов.
Таковых вот "гармонических личностей" настояшего воспитала та школа будущего (по определению автора) и прошлого по факту
Владимир Дмитриевич Соколов 12.04.2023 16:26 Заявить о нарушении
Причем надуманного не только для 1978 года, когда в обществе скорее процветало противоборство между физиками и лириками с одной стороне и прагматиками, карьеристами и приспособленцами с другой. Надуманного по самой своей сути. Ибо, если кто такие физики в общем-то понятно -- технари, очень распространенный и живой для позднесоветской эпохи тип -- то вот, кто такие лирики, вопрос? Если разобраться, те же физики. Только не на производстве и не в своих лабораториях, а в турпоходах, песнях под гитару у костра, в театральных, книжных, киношных хобби.
Конфликт надуманный не только для Союза, но и по своей сути. Ибо он невозможен в литературе. В литературе в конфликт вступают личности. А в драматическом разрыве гуманитарного и научного знаний, действительно остром и принципиальном для западного общества, борются тенденции, принципы, идеи. В художественной форме можно только посмеяться над незадачливыми учеными, с калькуляторами оценивающих поэзию, или малограмотными поэтами, подменяющих точное знание о природе высокопарным трепом. Это материал для эпиграмм, фельетонов, пародий, но не для серьезного произведения.
Владимир Дмитриевич Соколов 13.04.2023 09:31 Заявить о нарушении