Рецензия на «Рецензия на фильм Расписание на послезавтра 1978 г» (Максим Странник Петров)

Анализируя советский фильм 1978 года "Расписание на послезавтра", автор пытается размышлять, какой она будет, школа будущего. Когда была написана рецензия, неясно. По крайней мере, та школа, которая мыслится в фильме как образец подобной школы, представляет собой школу дремучую советского прошлого. Довольно-таки характерный образец для второй половины 1960-первой 1980-х годов: т. н. школу с физико-математическим уклоном. Тогда таких было достаточно в крупнейших городах страны, и даже в каждом областном центре имелась если не физмат школа, то по крайней мере, физматклассы.

Такие школы должны были воспитывать развитых гармоничных личностей, умеющих генерировать, развивать и отстаивать свои идеи. На деле же они воспытывали своеобразных дебилов с очень высоким уровнем математического интеллекта и полным отсутствием понимания, куда, зачем его прикладывать и как им пользоваться.

С такими мне часто приходилось встречаться по работе. Они не знали самых элементарных вещей, потому что заточенное на решение научных проблем образование сопровождалось в подобных школах со снисходительным отношениям к знаниям гуманитарного порядка. Они могли полагать, что Перу это где-то в Африке, что можно с помощью ЭВМ переводить любые тексты с одного языка на другой, что все экономические проблемы можно решить, если правильно рассчитать плановые показатели.

Мой друг профессор и доктор физматнаук, на пенсии вдруг решил познакомиться с историей без конца психовал: ничего понять невозможно. Я пытался ему помочь, но в свою очередь не мог понять: что же там в истории может быть непонятного. Причем я давал ему свои книги по этой дисциплине, не те дебильные "Истории...", по которым она дается в советских учебниках и монографиях, где нет ни людей, ни событий, ни мыслей, а только классовая борьба, производительные силы и производственные отношения, развитие общественно-экономических формаций. А настоящие истории академика Рыбакова о древних славянах, исторические трудые Покровского и Тарле по эпохе Петра I, историю XIX в Лависса-Рамбо. Без пользы.

Более того он не знал, кто такие Эйлер, Гаусс, Макларен... Хотя по рядам последнего он целый семестр вел спецсеминар, а на мое недоумение с вызовом отвечал: есть де такие, кто знает, когда родился, когда женился и с кем путался Макларен, а даже не знают формулы самого простейшего из его рядов.

Таковых вот "гармонических личностей" настояшего воспитала та школа будущего (по определению автора) и прошлого по факту

Владимир Дмитриевич Соколов   12.04.2023 16:26     Заявить о нарушении
В фильме затрагивается еще один конфликт, модный в 1960-е гг и ставший анахронизмом к моменту его выхода -- "физики и лирики". Герои, олицетворяющие противоположные позиции с умными мордасинами вяло озвучивают приписанные им позиции, порой вещая правильные, но до оскомины банальные истины. Причем актеры -- Олег Даль и Терехина -- хорошие. Но выжать хоть одну живую ноту из надуманного конфликта и им не удается.

Причем надуманного не только для 1978 года, когда в обществе скорее процветало противоборство между физиками и лириками с одной стороне и прагматиками, карьеристами и приспособленцами с другой. Надуманного по самой своей сути. Ибо, если кто такие физики в общем-то понятно -- технари, очень распространенный и живой для позднесоветской эпохи тип -- то вот, кто такие лирики, вопрос? Если разобраться, те же физики. Только не на производстве и не в своих лабораториях, а в турпоходах, песнях под гитару у костра, в театральных, книжных, киношных хобби.

Конфликт надуманный не только для Союза, но и по своей сути. Ибо он невозможен в литературе. В литературе в конфликт вступают личности. А в драматическом разрыве гуманитарного и научного знаний, действительно остром и принципиальном для западного общества, борются тенденции, принципы, идеи. В художественной форме можно только посмеяться над незадачливыми учеными, с калькуляторами оценивающих поэзию, или малограмотными поэтами, подменяющих точное знание о природе высокопарным трепом. Это материал для эпиграмм, фельетонов, пародий, но не для серьезного произведения.

Владимир Дмитриевич Соколов   13.04.2023 09:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Максим Странник Петров
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Дмитриевич Соколов
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.04.2023