Напоминание из прошлого



    В институте, где я проработала несколько лет, произошло частичное изменение профиля работ.  Были сняты многие темы и я, к своему сожалению, оказалась среди сокращенных. Работу я нашла без особого труда, тем не менее было жаль расставаться с институтом и с сотрудниками.
      
     Не меньше огорчало и то, что новая работа оказалась далеко от моего дома, и я тратила теперь на дорогу, гораздо больше времени. Пришлось срочно искать обмен. Вариантов было много, но, ни один из них, не подходил.
      
    И вдруг, когда мы уже потеряли надежду, нам предложили на редкость удачный обмен. И район был хороший, и квартира малонаселенная, и, что уж совсем удивительно, комната была намного больше нашей. Почему люди менялись на меньшую площадь, мы узнали только несколько месяцев спустя.
 
    Мама радовалась не меньше меня, так как она вновь оказалась в районе, в котором жила в юности. К сожалению, наша радость, довольно скоро была омрачена непонятными явлениями.
   
   Как-то мама сказала мне:
    - Знаешь, странное дело, стены и полы тут толстые, а, между тем, когда дома совсем тихо, я слышу, как наша соседка ходит по комнате, шаркая ногами.
 
     Я на эти слова, не обратила особого внимания — ну, ходит и ходит, чему тут удивляться? Но прошло совсем немного времени, и мама вновь вернулась к этой теме:
     -Помнишь, я тебе о шагах говорила? Думала, что это наша соседка ходит. А тут она ушла из дома, а я опять шаги слышала. Причем где-то совсем близко... сверху что ли?..
      - Наверное, - согласилась я и тут же забыла об этом.
   
   И вот однажды за ужином, мама рассказала мне о своем разговоре с соседкой, которая сообщила ей, что за те годы, что она живёт в этой квартире, в комнате, которую мы занимали, сменилось шесть семей.  Маму это очень удивило, и она поинтересовалась причиной.
    - А кто ж его знает! — ответила женщина. - Вроде им кто-то спать мешал. Должно быть, верхние соседи...
 
     Я усмехнулась:
    - Им бы в новостройках пожить, в «спальном» районе? Помнишь, как над нами топали и стучали? Тут, по сравнению с тем, просто рай!
   - Да, конечно, - согласилась мама без особого энтузиазма.
   
   После этого прошло какое-то время, и я стала замечать, что мама почти постоянно, находится в подавленном состоянии.
    - Ты что, плохо себя чувствуешь? - спросила я ее как-то.
    - Да нет, ничего, - ответила она, отводя взгляд.
    - Ты по-прежнему слышишь шаги? — догадалась я.
    - И не только шаги, но и стук, и какой-то странный шелест...
    - Ну, наверное, это... - начала я, но мама перебила меня:
    - Да нет, там сейчас никого нет, они все на даче... - проговорила она удрученно.
     -Тогда кто же? - удивилась я.
     -Не знаю, — ответила она виноватым голосом.
   
   У меня мелькнула мысль, что у мамы, должно быть, слуховые галлюцинации. «Надо бы показать ее врачу,» - подумала я, - но как сделать это, чтобы не обидеть ее?
    - Может быть, тебе съездить на недельку к тете Ане на дачу? - предложила я.
      Мама обрадовалась:
   - Да, конечно. Это ты хорошо придумала! - согласилась она.
   
   В ближайший выходной,  я отвезла ее за город, и сама пробыла там весь день. Возвращаясь вечером домой, я думала о маме: Конечно, у кого теперь здоровые нервы, особенно у пожилых, переживших две войны и революцию?!  Но галлюцинации, как я знала, - явление уже не нервного характера, а психического. Я не медик, и не разбираюсь в этом, но слышала, что такие явления бывают последствием тяжелых болезней, переживаний или стрессов. Ничего подобного с мамой в последнее время, не случалось. Дальше мои размышления не шли. Свежий воздух сморил меня и я,
напившись чаю, с удовольствием юркнула в кровать и мгновенно уснула.
   
   Утром, по дороге на работу, я вновь думала о маме, утвердившись в своем решении показать ее врачу. В этот день у меня было много работы, я очень устала, но, несмотря на это, с вечера никак не могла заснуть, снова и снова «прокручивая» события прошедшего дня.
   
   Наконец я погрузилась в преддверье сна. Мне еще ничего не снилось, но я ощущала, будто куда - то плыву. Вывел меня из этого приятного состояния звук, похожий на звон разбитого стакана. Забыв, что мамы нет дома, я спросила, не открывая глаз:
 - Тебе что-то надо?
   Мне никто не ответил. И только тут я вспомнила, что мама на даче.
   
   Открыв глаза, и опершись на локоть, я окинула взглядом комнату, погруженную в полумрак, - никого! Видимо, приснилось, - подумала я, откидываясь на подушку и закрывая глаза. В этот момент, словно под чьей-то тяжелой поступью, заскрипели половицы. Сна как не бывало.
   
    Я хотела вскочить с кровати, но от страха, не могла пошевелиться. С трудом протянув руку, зажгла ночник. Бледный розовый свет, озарил комнату. Она была по  - прежнему пуста, а между тем, я продолжала слышать шаркающие шаги. Кто- то невидимый шел от правой стены к левой. Шаг... еще шаг... Я даже ощутила слабое движение воздуха. Сейчас “оно” должно наступить на скрипучую половицу... - подумала я, и в ожидании этого, напряглась. Но шаги внезапно остановились.
   
    Не веря своим глазам, я смотрела, как колышется край скатерти. Что “оно” там делает?» - со страхом подумала я. Потоптавшись на месте, «оно» перешагнуло скрипучую половицу и последовало дальше. Дойдя до левой стены, повернуло вправо от меня и обошло стол с противоположной стороны.
   
    Заскрипев стулом, село и тяжело вздохнула. А я в это время мучительно пыталась вспомнить, что говорят в случаях, когда хотят избавиться от нечистой силы или злых духов. Кажется, надо прочесть
молитву? - мелькнуло у меня в голове. Я начала: «Иже еси на небеси, да святится имя твое...» Дальше я не знала. И вдруг вспомнила:
    - Сгинь, сгинь, пропади! - проговорила я громким шепотом, сотворив крестное знамение в направлении стула.
   «Оно» тихо охнуло и быстро засеменило в сторону шкафа, где и пропало.
   
   «Может быть, в этой комнате находится что-то такое, что способствует возникновению галлюцинаций?» Я знала, что существуют галлюциногенные вещества, но для этого, они должны попасть в организм. -Попыталась я, подвести хоть какое-то научное объяснение.
   
      Поверить же во что-то сверхъестественное я не могла в силу своего атеистического воспитания. И хотя «оно» давно уже скрылось, я никак не могла успокоиться. Мой мозг был возбуждён и мысли неслись беспорядочной чередой.
   
     Уснула я только под утро, да и то спала чутко, то и дело, прислушиваясь к ночным звукам. Проснулась я с мыслью, что мне снилось что-то неприятное. Я даже еще теперь, испытывала нечто похожее на сосущую тоску. Попыталась вспомнить сон, но вдруг поняла, что все это происходило на самом деле.
   
    На работе в тот день я была рассеянная, так как мои мысли постоянно вертелись вокруг событий прошедшей ночи.
   
   Вечером, ложась спать, я с душевным трепетом, ждала нового посещения. Погасив настольную лампу, с замиранием сердца, пыталась уловить звуки шагов, но так ничего и, не услышав, уснула.
   
     Потянулись тревожные дни, лишавшие меня покоя. Казалось, не было минуты, чтобы я не думала о ночных посещениях. Случалось это не каждую ночь, но постоянное ожидание, держало меня в напряжении. Иногда, вместо шагов, я слышала только тяжелые, скорбные вздохи, похожие на стон. А мое заклинание почему-то не всегда действовало. Однажды ночью, я проснулась словно от толчка.
   
   Открыв глаза, окинула взглядом комнату. Ночь была безлунная, и я с трудом могла различить очертания мебели. В тот момент, когда я собиралась вновь закрыть глаза, я заметила, как из стенного шкафа появилось нечто похожее на дымку или небольшое облачко.

   Сперва, медленно, потом все быстрее и быстрее оно беззвучно понеслось к противоположной стене.

   Ударившись и отскочив от нее, кинулось к двери. Несмотря на быстроту, с которой «оно» металось по
комнате, словно пытаясь найти выход, я разглядела, что дымка имеет форму женщины, в длинном платье. Она будто в отчаянии вздымала руки, то хватаясь за голову, то воздевая их к небу. Ее действия словно заворожили меня, и я даже забыла произнести свое заклинание. И лишь тогда, когда она закружилась в безумном вихре, и я почувствовала, словно меня затягивает в водоворот,
крикнула:
     - Сгинь, сгинь, пропади!
   
   Призрак на мгновение остановился, и вдруг, медленно растянувшись и теряя форму, словно его что-то засасывало, исчез в шкафу.
   
   На мое счастье, приближался отпуск, и я надеялась отдохнуть на даче от непрошенных посещений призрака. В ночь накануне моего отъезда на дачу, душа незнакомой гостьи, изменила свое поведение.
   
   Появившись, как всегда, из шкафа, она взвилась вверх и принялась летать под самым потолком, стукаясь об углы комнаты. Потом, словно устав, вновь превратилась в узкое облачко и поплыла к шкафу, помахивая подолом платья.
   
   На следующий день, я уехала на дачу. Когда мы все собрались вечером за чаем, я рассказала о событиях последних дней. Не преминула я и признаться маме, что считала ее больной, пока сама не услышала, и не увидела призрак, Надо было решать, что нам делать. Тетя, мамина сестра, была человеком верующим, она сказала убежденно:
     -Это все потому, что у вас дома нет иконы! Надо углы комнаты освятить, и свечу или лампадку, перед образом Божьей Матери засветить. Я вам, так и быть, подарю ее. - А лучше всего, - продолжала она, немного помолчав, пригласить батюшку, чтобы он молебен отслужил. Видимо, в вашей комнате когда-то кто-то умер без покаяния и отпущения грехов.
 
    На это мы с мамой не могли ничего возразить и тем более предложить что-то иное. Разве что обратиться к экстрасенсу, что казалось нам более естественным.

    Вернувшись домой, мы нос к носу, встретились со своей соседкой, Она сказала:
     - Ну, слава богу, вы приехали! А то я уж совсем извелась...
     - А в чем дело? - удивилась я.
     -Да у верхних соседей авария была, нас залило. Посмотрите, наверное, и у вас протечки.
   
     Открыв свои двери, мы так и ахнули - одна стена была сплошь в ржавых потеках и пузырях. Погоревав, решили заняться ремонтом. На следующий же день, отодвинув шкаф, принялись сдирать обои. Они были еще совсем мокрыми, и хорошо отставали вместе со всеми предыдущими, когда-то наклеенными.
   
   Я вышла зачем-то в кухню, а когда вернулась, мама позвала меня:
     -Иди-ка сюда, посмотри. Тут, кажется, дверь!
    - Ну что ты, какая там может быть дверь, если стена нашей комнаты выходит на лестницу, - ответила я, но заглянув за шкаф, убедилась, что мама права.
     - Давай откроем, — предложила она. - Там, наверное, чулан. Он может нам пригодиться.
   
   Я согласилась, но сделать ничего не смогла, так как у двери не было ручки, а кроме того, она была, по всей вероятности, забита или закрыта на ключ. Пришлось пригласить слесаря из жэка. Он пришел со стамеской, но, взглянув на толстую дубовую дверь и покачав головой, отправился за другим инструментом. Услышав стук, заглянула соседка. Увидав дверь, она удивленно проговорила.
    
    -Ну надо же! Сколько лет тут живу, и никогда не знала, что там комната!
   Слесарь долго возился с замком и, в конце концов, был вынужден снять дверь с петель. А мы, стоя вокруг него, с нетерпением ждали результата.
   
    Отставив снятую дверь в сторону, слесарь сунул голову в дверной проем, но из-за темноты ничего не увидел. Из кладовки пахнуло на нас удушливой затхлостью.
     -Свечу, дайте свечу! - попросил слесарь, заинтересованный не меньше нас.
 
   Когда мы всей гурьбой, вошли в тайник, нашим глазам предстало странное и даже пугающее зрелище.
   
   Посреди комнаты, в кресле с высокой спинкой, похожем на трон, сидела женщина, превратившаяся за долгие годы, в мумию с провалившимися глазами. На ней было длинное, старинного покроя платье. Высохшую грудь украшала длинная нитка жемчуга. Ее правая рука с несколькими кольцами, судорожно сжимала налокотник кресла. В левой, был зажат пожелтевший лист бумаги.
   
   Возле кресла, стоял небольшой круглый столик, на котором возвышался канделябр, со сгоревшими дотла свечами и лежала раскрытая Библия. На полу лежал разбитый бокал венецианского стекла. У противоположной стены виднелся раскрытый сундук, вокруг которого валялись дамские наряды и предметы женского туалета, а у самых ног женщины лежал раскрытый дорожный саквояж, полный кредитных билетов царского времени, часть которых покрывала пол.
   
   По всей вероятности, здесь разыгралась какая-то драма, которую нам не суждено было разгадать.

    Слесарь, видимо, подумал о том же. Подойдя ближе к даме, он, с некоторой нерешительностью, протянул руку, пытаясь взять у нее записку, но мертвые пальцы держали ее так крепко, что он, дернув ее, оторвал только верхнюю часть. Вот что мы прочли:
 
    «Мадам! Настал час расплаты! Вы должны заплатить своей жизнью, за все то зло, что причинили людям. Для искупления вины у Вас не осталось времени. Из этого помещения Вам уже никогда не выбраться, и если Вы хотите избежать мучительной смерти, то должны...»
   
   На этом записка обрывалась. Не буду утомлять вас рассказом о действиях милиции и всех перипетиях, связанных с этой таинственной историей. Скажу только, что после того, как труп дамы, имени которой мы так и не узнали, был увезен, ее мятежная Душа, оставила нас в покое.
                ---ооОоо---


Рецензии