Американец

Американец.

   В наш город приехала группа иностранных предпринимателей. Что они хотели увидеть в нашем захолустье – непонятно. Наверное, как раз и решили посмотреть, как выглядит Россия в глубинке. Один из приехавших оказался владельцем типографии. Он сразу поинтересовался, нет ли в нашем городе частной типографии. Начальство вспомнило про меня и этого предпринимателя привезли ко мне в гости. Надо сказать честно, что американец мне сразу понравился. На вид ему было лет пятьдесят, он имел спортивное телосложение и красивое, мужественное лицо. В поведении не чувствовалось никакого высокомерия. Его сопровождал толковый переводчик, поэтому в общении проблем не было.
   Первым делом гость спросил, сколько жителей в городе и сколько человек работает у меня в типографии. Тут я сразу вспомнил старый советский анекдот про директора завода, к которому приехал его коллега с точно такого завода из Японии. Японец тоже спросил, мол сколько у вас на заводе человек. На русском  заводе работало 500 человек, но директор, помня о разнице в производительности труда,  сказал, на всякий случай, что на заводе работает десять человек. Ну, японец и ответил, что один человек у вас  лишний и его можно сократить.
   Тут надо заметить, что дело было в начале девяностых. И я делал первые шаги на поприще предпринимательства. Оборудование было куплено устаревшее и в моральном смысле и в физическом. Но, худо, бедно, работать было можно. В типографии, на тот период работало двадцать три человека. Ну, японец… тьфу, американец, естественно сказал, что это много. На маленький районный городишко достаточно типографии с количеством работающих в семь человек. Следовательно, лишних у меня было шестнадцать человек! Пошли мы с американцем смотреть мое производство и искать лишних людей. Боле всего его удивило, даже потрясло,  что в типографии нет ни одного компьютера, а печатные формы делаются вручную из свинцовых букв. Такие формы делаются медленно, и наборщиков нужно много. Технология настолько стара, что ее нет нигде в мире.  А еще в типографии были наладчики, технологи, нормировщик, мастер, бухгалтер и заместитель директора. В общем, лишние люди нашлись быстро. Стал американец рассказывать мне о новых технологиях:  о компьютерах, об офсетной печати, об удобных, компактных японских ризографах….  Мол, надо внедрить это, надо внедрить то, и тогда производительность поднимется, качество улучшится.  Нельзя сказать, что я об этом совсем не знал, но американец, как бы систематизировал мои знания. Конечно, его советы были не лишними, но на тот момент у меня просто не было денег, чтобы купить эту прекрасную, современную технику. Американец горячился, доказывая, что не купив новую технику, я никогда не буду иметь денег. Ему было непонятно, как я мог платить зарплату двадцати работникам, но не мог купить нормальную технику. Он рассказывал о своей типография, которая тоже не имела сверхдоходов, но он брал кредиты, и обновлял технику. Все в мире так делают.  Американец стал советовать взять кредит и купить новую технику. И в ходе обсуждения этого вопроса всплыла цифра банковского процента. Я сказал американцу, что банки у нас берут более 20 процентов.
   - Сколько? – переспросил американец, думая, что не понял.
   Я повторил. У моего гостя округлились глаза.
   - У нас банки берут два процента, - сказал мне американец, и, покачав головой, добавил, - как вы тут живете…
   Больше американский предприниматель мне ничего не советовал. Он молчаливо пожал на прощанье руку и уехал. Что ж, теперь он будет знать, как мы тут живем.
   Забегая вперед, скажу, что лет через десять я смог купить новую технику, и у меня в типографии осталось только семь человек.
   


Рецензии
Что, через 10 лет после встречи с американцем банки в России
тоже стали брать за кредит не 20, а только 2 процента?
Поэтому и удалось купить новую технику?

Юрий Шварёв   10.06.2015 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.