политическое заявление А. Шмореля

19.04.1943г. Александр Шморель был приговорён к смертной казни. Так как ему не дали на суде выскаться, он сформулировал политическое заявление письменно. Вот оно в несколько сокращённом варианте:

«Если вы меня спрашиваете, какую форму государственного устройства я предпочитаю, то я отвечу: для каждой страны свою собственную, ту, которая соответствует её  характеру. Правительство, по моему мнению, является всего лишь исполнителем народного волеизлияния. По крайней мере, оно должно быть таковым. В этом случае оно, само собой разумеется, пользуется доверием народа, олицетворяет его мысли и волю. Одновременно оно должно быть предводителем, ибо простой человек не может вникать во всё сам, да он и не собирается этого делать — он доверяет своим предводителям, интеллигенции, которая разбирается в этом лучше него. Этот слой интеллигенции должен быть единым целым со своим народом, должен думать о том же самом, чувствовать то же, что и народ, иначе они не поймут друг друга. Поэтому я ни в коем случае не причисляю себя к решительным сторонникам монархии, демократии, социализма, как бы ни назывались все эти различные формы. То, что хорошо и даже великолепно для одной страны, может совершенно не подходить другой. Вообще все эти формы правления являются лишь внешней оболочкой.
Безусловно, в государстве, которое я себе представляю, будет существовать оппозиция. Она будет существовать всегда, поскольку очень редко весь народ бывает единого мения, но её необходимо терпеть и уважать. Ведь она вскрывает ошибки действующего правительства (а какое правительство не делает ошибок!) и критикует. Правительство должно быть просто благодарно за то, что ему указывают  на ошибки, которые нужно исправлять.
Вы спрашиваете меня, почему я не согласен с нац.-соц. формой правления? Потому что она не соответствует моему идеалу. По моему мнению, нац.-соц. правительство делает слишком большой упор на ту власть, которую оно сконцентрировало в своих руках. Оно не терпит оппозиции и критики. Поэтому ошибки, которые допускаются, не могут быть распознанны и устранены. Кроме того я считаю, что оно не являет собой выражение народной воли. Оно делает для народа невозможным высказывание своего мнения, изменения того, с чем народ не согласен. В нём ничего нельзя критиковать, ничего нельзя менять — это я считаю неверным. Правительсво должно быть гибким и не только приказывать...Я считаю, что сейчас каждый гражданин просто боится высказать что-либо правительственным органам, ведь его за это накажут. Вот этого нужно избегать. Я даже склоняюсь к тому, чтобы отдать пальму первенства авторитарным формам государственного правления. Ведь мы все знаем, куда завели нас демократии. Авторитарную форму я предпочитаю не только для России, но и для Германии. Только народ должен видеть в своём предводителе не только политического вождя, но в большей степени отца, защитника. А в нац.-соц. Германии это, как мне кажется, как раз нет.
Когда началась война, я почувствовал, что немецкое правительство занялось насильственным увеличением своих территорий. Это ни в коей мере не соответствует моему идеалу. Может быть, один народ и имеет право встать во главе других народов и возглавить движение ко всеобщему породнению наций, однако ни в коем случае не насильственно! Лишь тогда, когда он познает освобождающее слово, когда он произнесёт его, и все народы, постигнув истину и уверовав в неё, последуют ему добровольно. Я уверен, что этим путём в конце-концов произойдёт породнение всей Европы и всего мира — путём братства и добровольного следования.
Вы можете себе представить, как мне было больно, когда началась война с Россией — моей Родиной. Конечно, там царит большевизм, но, тем не менее, она остаётся моей Родиной, русские остаются моими братьями. Ничего не желал бы большего, чем если бы большевизм исчез, но, конечно, не за счёт потерь таких важных областей, какие завоевала Германия, охватывающие почти весь центр России. Я думаю, что как немцы, вы не думали бы иначе, если бы, предположим, Россия захватила бы такую же большую часть Германии! Это же совершенно естественное чувство — преступно было бы испытывать какие-то другие чувства по отношению к своей Родине. Это доказало бы лишь, что вы — человек без рода, без племени, какой-то интернациональный пловец, стремящийся лишь туда, где ему лучше.

                Мюнхен, 8 марта 1943 года
               
                Александр Шморель"

В 2007 году Александр был прославлен в лике местночтимых святых Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей
 


Рецензии