О чём писал журнал Огонёк сто лет назад

Наконец, спустя лет 60 после появления у меня этого журнала  (№ 1 за  1914 год), удосужился я его прочитать.
Первым идёт рассказ  Алексея Ремизова «Отрок пустынный от Старчества». Перепечатка законом от20 марта 1911 года воспрещена.                « В миру жить суетно…и там нагрешишь, и тут нагрешишь, а потом изволь расплачиваться и в сем веке, и в будущем». И решили два старца Асаф и Меркурий  уйти от мира сего. Походили последний раз по базару, запаслись сухарями - и айда в пустыню. Там они поселились отдельно и раз в неделю встречались для духовных бесед. При Асафе жил кроткий и ясный  отрок  Артемий, забредший ненароком в пустыню. Занимался он рукодельем и псалмы пел на радость старцам.
     Как-то сошлись старцы на очередную беседу о божественном и нечаянно перешли на прежние житейские дела. Заспорили, до драки дело дошло, тягают друг друга за бороды, потом опомнились, попросили друг у друга прощения и покаялись. И стало опять хорошо и мирно.               
Но тут отрока  Артемия прорвало смехом и стал он рассказывать о своём видении.
 Когда старцы мирно беседовали, увидел отрок двух ангелов, которые нашёптывали что-то старцам в правое ухо, а когда началась ссора, появились два беса и зашептали старцам в левое ухо. Шепчут и записывают на хартиях старцевы разговоры. А когда старцы покаялись и успокоились, хартии загорелись и начали палить бесов…
Скучноватый, на мой вкус, рассказик, хотя Ремизов известный русский писатель. Родился он в 1877 году в религиозной купеческой семье, рано начал самостоятельную жизнь, странствовал по России, побывал во многих монастырях. Окончил Московский  университет по естественному отделению. Печатался в журналах, в основном, символического направления с 1902 года. В 1921 году эмигрировал во Францию. Умер в 1957 году. Тематика религиозно-этическая, стиль прозы архаичный, в его видении мир-царство дьявола.  Специалисты  пишут: «… он считал, что должен быть русский природный «лад» речи, современный же русский язык искажен немецкой грамматикой с ее правилами. Поэтому-то интерес Ремизова — художника слова был сосредоточен на разговорной исконной народной речи. Поэтому он так внимательно изучал этимологические словари и деловые записи XVII в. Поэтому искал «русскую мелодию», стремясь проникнуть в лексические, фонетические и интонационные законы русского языка. Поэтическая «чистота» его неологизмов является, может быть, самым выразительным свидетельством глубочайшего уважения Ремизова к художественной ценности слова».

Затем в журнале помещёно фото красавца - Его императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича в форме Лейб- гвардии Измайловского полка, августейшего председателя и основателя «Измайловского досуга» - литературно- музыкального кружка  офицеров полка. Фотография помещена в связи с постановкой (  по личному разрешению царя ) пьесы К. К.  « Царь Иудейский» в Эрмитажном (любительском) театре  Зимнего дворца. Показ в профессиональных театрах был запрещён Священным синодом.  В Европе проявился  усиленный  интерес к  драме и поэтому предполагались гастроли  театра в Праге, Париже, Лондоне, Вене, Мюнхене и Берлине. Задумывались грандиозные декорации, особенно красочной должна была стать сцена пира у Пилата: 500 статистов, золотая посуда и т.п. Смену декораций осуществляли солдаты « …с ловкостью истинных акробатов».                Константин Константинович  ( 1858-1915г.г.), внук Николая I, является одним из ярких , талантливых и благороднейших представителей дома Романовых. Военную карьеру начал с мичмана, служил на флоте и в сухопутных войсках, руководил военными учебными заведениями России, участник русско-турецкой войны.  Единственный « августейший» Президент Императорской Академии Наук. Поэт, драматург и музыкант. Великий Князь переписывался с Гончаровым, Полонским, Фетом; известны его переводы Шекспира и Гёте, на его стихи писали музыку Чайковский, Рахманинов, Глазунов…

Сюжет рассказа « Проездом» напоминает
«Графа Нулина». Автор С Кондорушкин (1874-1919г.г.) родился в крестьянской семье. Окончил Казанский учительский институт и по приглашению Палестинского Общества уехал в Палестину, позже жил в Сирии, учительствовал, сотрудничал с Горьким и Короленко. Политические пристрастия писателя были весьма противоречивыми.                Так вот, известный адвокат, член Государственной Думы, 37-и лет отроду, присяжный поверенный некоего графа, едет в графское имение для проведения ревизии деятельности управляющего. От железнодорожной станции до имения нужно было добираться на лошадях, экипаж настигла  метель. С трудом , уже ночью, доехали до какого-то села и ямщик завёз его переночевать в дом попа. Батюшки не было дома, он уехал по требе на хутор на всю ночь. ( Треба- богослужение по заказу, по требованию). Милая и красивая попадья приветливо встретила гостя, напоила чаем. В тепле и уюте завязалась дружеская и доверительная беседа. Попадья сообщила, что мужа своего не любила и не любит.

 Тут уж вмешался Купидон со своими стрелами и дело кончилось широким - широким  диваном… Утром они тепло расстались и по уши влюблённый член Государственной думы поехал в имение графа проводить ревизию. Сосредоточиться на работе не мог, сделал выписки из книг, осмотрел хозяйство и решил, что разберётся позже. Перед отъездом был хороший обед, на котором присутствовал соседний помещик, земский начальник. Узнав, что гость ночевал у попа, воскликнул: « А какова у него попадейка!? Доступная дамочка!» Адвокат страшно возмутился, еле сдержался, чтобы не ударить сплетника. А может и не сплетника. Кто их, женщин, разберёт.
« Всю дорогу до Петербурга он, больной, думал о том, что такого счастья в его жизни не было и никогда не повторится». Однако, в любом случае, герой рассказа оказался более удачливым, чем граф Нулин.

Небольшая заметка о быте В.Я Брюсова. Жил Валерий Яковлевич на Первой Мещанской в Москве в нижнем этаже особнячка, который называли «домиком Брюсова», хотя писателю он не принадлежал. Брюсов любил это своё жилище и покидал его только весной-летом, выезжал к морю, куда-нибудь в Биариццу, Голландию, писал стихи и рассказы- произведения, не требующие вспомогательного материала. В Москве он, председатель московского литературно-художественного кружка, весь день с небольшими перерывами, до поздней ночи, пишет, переводит, редактирует. В настоящее  время ( 1914 год) он пишет статью об Атлантиде, повести из жизни римлян, переводит Энеиду Вергилия, работает над изданием  собрания своих сочинений, выступает в обществе « Свободной эстетики» с чтением стихов. Докучают ему начинающие поэты, но на них времени не хватает.
 Хорошо продуманный интерьер, способствующий оптимальной организации труда. На шкафах бюсты Пушкина и Вл. Соловьёва. На стенах картины Бакста, Ларионова, Врубеля, подаренные авторами. В небольшом шкафчике литература по искусству, в основном зарубежному. Очерк отлично иллюстрирован.
Рассказ « Старое вино» любовно-мистического содержания лень пересказывать. А личность автора меня очень заинтересовала. Вот ,коротко о нём. «Оссендовский Антон Мартынович (наст. имя и фам. Фердинанд Антони Оссендовский; 1878–1945) – польский поэт. Участник революц. движения, подвергался арестам. Учился в Петерб. ун-те и Сорбонне. Работал инженером в Сибири и на Дальнем Востоке. Литер. деятельность начинал на рус. яз. в жанрах приключений и науч. фантастики. Автор рассказа «Бриг „Ужас“ (1913), пов. „Грядущая борьба“ (1914), „Женщины восставшие и побежденные“ (1915) и др. Издал на польском и англ. языках десятки книг. Среди них произв. автобиографич. характера, историч. романы, приключенч. и географич. Книги». (Энциклопедический словарь псевдонимов)                Если заинтересуют подробности его жизни - почитайте  в Интернете, автор: Дмитриева Ольга     ТАЙНЫ БИОГРАФИИ. А.М. ОССЕН¬ДОВСКИЙ – ПОЛЬСКИЙ ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ

Маленькая заметка.  Григорий  Распутин  начал посещать дом действительного статского советника Лохтина с 1905 года. Жена статского генерала поначалу считала Григория просто праведным человеком. Затем он превратился в её глазах в святого и даже в Сына Божьего. Сама она стала Богородицей. Генерал забеспокоился  и прекратил доступ Распутину в свой дом. В ответ на это женщина ушла из дому и начала вести скитальческий образ жизни. Её нашли и признали умалишённой (паранойя).  Как очень красивая женщина, О. В. Лохтина любила раньше и общество и наряды, но отличалась пуританством и склонностью к нравоучениям. На фото Распутин гипнотизирует О. В.
Из журнала можно узнать что:                - Больше всех тратит на наряды испанская королева Виктория-48 тыс. рублей в год, самая скромная-голландская  Вильгельмина-10 тыс.                -В честь 50-летия общества распространения просвещения среди евреев в России выбита очень красивая медаль.                – В Кардифском порту  установлен памятник  полярному исследователю капитану Скотту, погибшему в 1912 году в Антарктиде.                - Гипсовая модель памятника Робеспьеру установлена недавно в общинном управлении парижского предместья.                - В Уссурийской тайге совершенно зверское убийство.                – Жена копенгагенского врача получила звание морского капитана.
                - Русская лектрисса  О. Г. Базанкур прочла  в Риме лекцию                « Женщина в русском искусстве».                Поинтересовался , кто же такая эта интересная дама и узнал, что Ольга Григорьевна   воспитывалась в семье младшего ревизора Контрольной палаты Гудкова.   После окончания гимназии поступила на Высшие педагогические курсы, которые окончила в 1897 году. Была знакома с Репиным, Кони, Рерихом, переписывалась с Пастернаком, Щусевым, Рерихом…  Владела французским, немецким, английским, итальянским и латинским языками. После смерти мужа, с 1904года преподавала историю и литературу в техническом училище для детей рабочих при Экспедиции заготовления бумаг, в 1922году преобразованную в 77-ю советскую трудовую, а затем в 12-ю среднюю школу Ленинграда.  Разрабатывала новые методики преподавания литературы и истории. До революции часто выезжала заграницу,  читала лекции по искусству, уделяя особое внимание творчеству женщин и на педагогические темы. Под  различными псевдонимами печаталась в  российских журналах. В советское время окончила Институт истории искусств и работала лектором-экскурсоводом  и научным сотрудником в Ленинграде. В 1940 упала на лестнице и получила тяжёлую  травму головы. Умерла  в 1942 ( ?) году в блокадном Ленинграде.



-« Роскошь  современных театральных постановок»- так озаглавлена фотография сцены из оперы « Изида» французского композитора семнадцатого века Ж. Б. Люлли.
-Ещё фотографии ( все превосходного качества): « Её высочество княжна Ирина Александровна, дочь Великого Князя Александра Михайловича, с соизволения Государя Императора и августейших родителей своих, 22-го декабря 1913 года помолвлена с графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном». Красивые ребята!
Воейков В. Н. , генерал-майор, назначенный дворцовым комендантом.
Писатель-юбиляр  К.С. Баранцевич в кругу своей семьи.  Баранцевич, Казимир Станиславович [22.V(3.VI).1851, Петербург, - 26.VII.1927] - русский писатель. Сын обрусевшего польского дворянина. Не окончив гимназии, принимал  участие в народническом движении, Позднее служил мелким чиновником. Первая повесть Б. - «Порванные струны» (1878). Позднейшие повести и рассказы изображают жизнь обездоленного мелкого городского люда (сборники «Под гнетом», 1883, «Маленькие рассказы», 1887). В них отражены идеи либерального народничества, проповедь теории «малых дел». В художественной манере заметна поверхностная близость к Ф.М.Достоевскому и А.П.Чехову. Многие произведения Б. написаны для детей и юношества (в журналах «Детское чтение», «Родник», «Колосья» и др.)
Фото участников съезда деятелей суда для малолетних в Петербурге. Вот не знал, что существовал такой суд!
Первый всероссийский съезд народных  учителей, организованный Обществом грамотности. Огромная аудитория Народного дома Императора Николая II, сотни заинтересованных и, не побоюсь этих слов, одухотворённых лиц.
Портреты вдовствующей шведской королевы Софии, умершей 30 декабря 1913 года, единственной женщины-раджи Бегум и нового военного министра Турции Энвер-паши.
Много рекламы. Худые женщины были не в моде и потому много советов типа « Как укрепить и развить женский бюст» и обещание « Всякая дама может иметь идеальный бюст».
 В конце журнала  перечень ( в картинках) важных событий 1913 года: хроника балканских войн, дело Бейлиса, выборы в СПБ. Думу, раскол  партии 17 октября и др.
Журнал датирован 5 (18) января 1914 года. До начала Первой мировой оставалось шесть месяцев...


Рецензии
Юрий Моисеевич, спасибо за такую интересную и познавательную "экскурсию" по страницам некогда самого читаемого журнала в нашей стране. Вы так доступно доносите все это до читателя, что читаешь не отрываясь. Спасибо Вам огромное. С искренним уважением, Наталья

Наталья Жуйкова   22.02.2015 11:47     Заявить о нарушении
Рад, что Вам понравилось, спасибо! Всего доброго!

Юрий Бровер   22.02.2015 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.