Сверчок

   
     Мымриков Петр Александрович, работал в плановом отделе завода старшим бухгалтером. Сухощавый с бледным лицом и острым взглядом, он производил впечатление человека сурового и даже сурового. Весь его облик говорил о том, что он не позволит растратить лишней копейки. Но в душе своей, Мымриков был очень мягким и отзывчивым человеком. Любил лирические стихи и старинные романсы. Жить, никому не мешая. Радио громко не включал, на трубе не играл. Иногда он приносил домой отчеты, и тогда из его комнаты раздавалось пощелкивание. Соседи понимающе кивали на его двери и говорили, в зависимости от времени:
  -Квартальный ! Или - годовой!
 
  По вечерам, Мымриков читал. Делал он это не просто так, а по системе. Консультировался с библиотекарями, составлял планы. Подбирал по ним книги.
 
  Читая, выписывал понравившиеся ему выражения или целые фразы. Составлял краткое содержание прочитанной книги. А так - же свои мысли и выводы по поводу прочитанного.Очень увлекался чтением книг из серии "Жизнь замечательных людей" И,....что поделаешь, -детективными романами. Но однажды, совсем случайно, он наткнулся в журнале на статью о баснописце Крылове.

   Из неё он узнал, что Крылов, стал писателем только на старости лет, а до этого находился на государственной, службе. Мымрикова это удивило. Ведь обычно все великие писатели, начинали писать с раннего детства или, хотя- бы, с юности.
 
  В этот вечер, Мымриков долго не мог уснуть и в голову ему вдруг пришла странная мысль - попробовать себя в литературе. Мымриков вспомнил, что в школе за сочинения у него всегда были хорошие отметки. А несколько его рассказов поместили в стенную газету .После этого ребята выбрали его редактором и он оставался им до самого окончания школы. Он даже мечтал стать писателем, но окончив школу, пошел почему-то, на счетоводные курсы, потом в институт, а о литературе просто забыл. И вот теперь, когда ему было уже за пятьдесят пожалел упущенного времени. Но потом все - же решил, что начать никогда не поздно.
 
  Мымриков ворочался с боку на бок, а сна все не было.
 
  На другой день, закончив работу Мымриков поспешил в библиотеку . Оттуда он принес целую кипу книг. Здесь был и словарь синонимов ,и толковый словарь, руководства для начинающих редакторов и журналы со статьями писателей о литературе  К сожалению не было только руководства для начинающих писателей. Правда кое-что Мымриков  подчерпнул из мемуаров писателей, а кое-что из передач по радио   и встречи  с писателями".Но всего этого было слишком мало для того чтобы самостоятельно начать работу.
 
  Через три месяца, почувствовав себя более уверенно, Мымриков стал думать о теме своего будущего рассказа. Первое, что пришло ему в голову, это написать в виде повести свою биографию, но поразмыслив, он от этой мысли отказался. Жизнь его не была ни романтичной, ни героической. Трудовые будни и только. Даже любовной драмы не было. Если не считать, что он из-за одной женщины, остался холостяком .Но об этом писать не хотелось. И тут ему вспомнилась одна история. Произошла она на производстве где работал Мымриков.
 
  Поступил к ним в отдел один мужчина. Отрекомендовался  Анатолием Павловичем. Рассказал, что до этого работал бухгалтером в какой-то конторе. Но недавно получил квартиру и теперь ему далеко ездить. Мужчина как мужчина, никаких подозрений не вызывал. И почти в тот - же день, в производственно - трикотажный цех, еще один человек поступил и тоже бухгалтером. По фамилии Кизин.
 
   Все отчеты, ведомости и накладные из цеха попадали сначала к Анатолию Павловичу, а потом уже к Мымрикову. Работают они месяц, другой, третий. Всё в порядке. Ошибок не т. Товарищи как- будто знающие. Мымриков ими доволен и главный тоже. Но однажды появилась у Мымрикова необходимость в ведомость прошлого месяца заглянуть. Стал он просматривать и видит, что в одном месте, аккуратненько так бритвочкой подчищенно и заново написано.Потом ещё в одном месте.
 
   Удивился Мымриков. Когда он эту ведомость подписывал, вроде-бы никаких поправок не было. Потом сомневаться стал. Подумал, что просто не заметил или забыл .Но на следующий месяц, решил проверить  и проследить. Проверил первый раз-всё без поправок .Подписал эту ведомость и главному сдал. А потом, недели через две,  взял да и проверил А там уже кое-что исправлено .Одним словом, оба эти бухгалтера оказались аферистами. Потом выя снилось, что они на швейной Фабрике работали и кое-как следы замели.
   
    Мымрикову за раскрытие их темных дел благодарность вынесли, и сто рублей
премии дали. А кроме того  об этом, в заводской малотиражно написали.
 
  Вспомнил всё это Мымриков и решил написать. Да не просто воспоминания, а детективно-документальную повесть. Пожалуй именно это решение и погубило Мымрикова. Приняв его, он почувствовал в себе необыкновенную уверенноность.
 
  Трудности его не страшили. То, о чём он хотел написать, он твердо знал. Никаких неясностей не было. Домыслы были не нужны. От него требовалось только одного -четко и справедливо изложить всё происшедшее.
 
  Сев за работу Мымриков испытал незнакомое ему доселе чувство. Оно будоражило прогоняя по вечерам сон. В нем было что-то схожее с тем состоянием которое он испытывал относя главному годовой отчёт. Но пожалуй,  было более сильным и приятным.  И кроме того он почувствовал, что у него появилось что-то своё, заветное.
 
  Первым делом, он занялся составлением плана. С добросовестностью педанта Мымриков вспоминал и записывал мельчайшие подробности относящиеся к делу Через две недели план был готов, но он был таким объемистым, что напоминал скорее роман. Впрочем Мымрикова это не смутило Он был убежден, что успех его произведения зависит именно от количества данных.
 
  Над повестью Мымриков трудился почти три месяца. Он тщательно отрабатывал стиль, избегая длиннот, повторений и других недостатков .Проверив повесть в последний раз, Мымриков удовлетворенно вздохнул. На сердце у него было радостно. Он чувствовал себя почти героем. Свою повесть он решил никому не читать, пока она не будет напечатана.После этого несколько дней он думал в какое издательство послать её.  Наконец, выбрав одно из наиболее известных душевным трепетом отнес рукопись на почту.
 
   Потянулись дни и недели ожиданий.  Мымриков с ужасом понял, что и ему, скромному человеку не чуждо тщеславие .Мысленно он уже видел свою повесть напечатанной. Слышал восторженные отзывы читателей. Представляя  себе, что на работе все его поздравляют и удивляются.
  -Скажите, неужели это вы написали детективную повесть? -Поду мать только!
  -И вы зарывали свой талант!  -И даже Верочка Ах, опять эта Верочка!
Говорит ему  -Мымриков , Я вас всё таки проглядела! -И своя фамилия ему уже не кажется такой серенькой и мещанской. Наоборот, она звучит гордо: Мым-ри-ков!

   И вдруг в голову ему пришла ужасная мысль –a что, если вообще не напечатают?! -Нет, такого быть не могло! Мымриков прогнал эту мысль, и опять стал мечтать.
 
  Каждый день ,возвращаясь с работы, Мымриков с надеждой заглядывал в почтовый ящик, но из редакции всё ещё ничего не было. Но когда он начал подумывать, что ответа вообще не будет, пришло письмо. Не Раздеваясь, дрожащими руками Мымриков надорвал конверт и вытащил листок бумаги.
 
  «Уважаемый товарищ Мшриков.  -прочиал он; -Ваша детективная повесть лаконична и правдоподобна. Написана она грамотно и очень гладко. Я бы сказал, что она даже интересна, но к сожалению не имеет ничего общего с художественной литературой...-
 
  Строки перед глазами Мымриков а запрыгали так яростн ,что он должен был зажмуриться. Внезапная слабость в ногах заставила его присесть на стул .В этот миг у него было такое чувство будто он лишился самого важного и дорогого на свете. Того, чего, быть может у него ещё никогда и не было. Какие-то неясные мечты, надежды. Всё лежало под обвалившейся кровлей. Однако письмо на этом не кончалось и Мымриков, взяв себя в руки дочитал его до конца.
 
  -Надеюсь, что Вы не будете на меня в обиде, но я счёл нужным послать её в издательство выпускающее Финансовую литературу. Думаю, что там она будет более уместна. Желаю Вам дальнейших успехов. Редактор...такой-то.
 
   Вторая половина письма поразила Мымриков а не меньше первой. Финансовая литература?! Нет, такое ему и в голову не приходило. А что касается пожелания, то это походило скорее на издевательство.  -Ваша повесть ни к черту не годная, а потому, желаю Вам успехов!
 
  Крушение надежд так повлияло на Мымрикоаа, что даже на работе заметили, что он не в своей тарелке.
  -Вы не больны? -спрашивали его сочувственно сослуживцы. И добавляли:
  -Что-то вы сегодня плохо выглядите?
  -Нет, нет- поспешно отвечал он и опять наклонялся над ведомостями.
Считал и пересчитывал, ничего не понимая.
 
  Ответа из финансового  издательства Финансовой литературы он не ждал, даже боялся. Но оно пришло очень скоро. Ему писали, что его наблюдения и выводы счетной работы могли бы принести большую пользу другим и что они т.е.редакция охотно напечатали бы его материалы, если бы он согласился кое-что изменить.
 
  Первым желанием Мымрикова, было взять свою рукопись назад. Он не хотел и думать о том, что она появится на страницах какой-то финансовой газеты или журнала. Но потом, успокоившись, написал, что согласен на любые изменения и сокращения, но сам сделать этого не может.
 
  И опять жизнь Мымрикова потекла тихо и однообразно. Только иногда подсознательный страх мучил его. Он все- ещё боялся увидеть свою повесть изуродованной. Иначе он этого не называл. И время это настало.
 
  Однажды, когда он пришел к главному подписывать отчет, тот ему приветливо улыбнулся и сказал:
  -А вы Мымриков молодец! Поздравляю. Толковую статейку сочинили.
-Что- ж вы так. Занимались ,можно сказать научной работой и ни слова.
  -Да я, собственно говоря., .-начал робко Мымриков.
 
  Главный был огромного роста, с мощной немного расплывшейся фигурой, громким, раскатистым голосом. Слушал он неохотно. Больше любил говорить сам. Мымрикова он перебил, не дав ему - докончить.
  -Не скромничайте. О вас даже в главке говорят.

     Мымриков только пожал  плечами. Карьеристом он не был, о повышении не мечтал. После работы, он зашел в библиотеку,  и взял журнал, где была напечатана его злополучная повесть. Сев на скамейку в сквере,  он с волнением открыл журнал, полистал его,  в пот ударило. Стал проверять по авторам. Наконец- то!
   Только что это за название? “Хищение государственных средств и борьба с ним"может быть эту статью написал какой-то другой Мымриков- подумал он с надеждой. Ему все- еще не хотелось верить, что повести как таковой не существовало. "хищение государственных средств"находилось на девятой странице. Мымриков углубился в чтение.
 
  -Боже мой!- подумал он через некоторое время. -Неужели это я написал?
Предложения были гладкие и складные, но такие казенные и бездушные, что тоска брала. Раздражали скрупулезные подробности, никчемные объяснения. От обиды и разочарования он не стал дочитывать до конца и захлопнул журнал.

   Домой шел с таким чувством будто получил выговор или взыскание.
   На другой  день на работе его поздравляли и говорили почти те - же слова, о которых он мечтал.
  -Скажите, это действительно вы написали статью?
  -Послушайте Мымриков, вы наверное,  сами не знаете какой важный вклад внесли в наше дело! И.т.д .и.т.д. Но Мымриков почувствовал себя, вдруг страшно усталым и постаревшим. Он понял, что взялся не за своё дело и никогда уже не совершит ничего выдающегося. И  все - таки, сознание того, что он принес людям пользу, дарило утешение. Ну  что -ж -подумал он грустно улыбаясь -это тоже не так уж и плохо. И фамилия моя ни чем не хуже других, разве что звучит несколько необычно.
  ---ооОоо---


Рецензии