Мир глазами будущего. часть третья

Первобытный дикарь опирался не на природу, а на род, племя, и силой первобытных людей была сплоченность коллективов, в которой каждый член рода действовал от имени рода, а род стоял за каждого члена. По отношению к первобытным людям непонятные силы природы, порождавшие веру в сверхъестественное, были внешними силами, которые противостояли людям. Но это было реальным противостоянием человека и природы, которое своеобразным образом отражалось в их сознании. Люди в этот период зависели от природы, и силы природы в их сознании принимали форму внешних сил. Бог же целиком овладевает человеком лишь тогда, когда он был полностью порабощён другим человеком, принадлежал другому человеку - классу и т. д. И барин никогда не смог бы удерживать крестьянина в подчинении, если бы поведением крестьянина изнутри не управляли представления о боге и его веления. А ведь капитализм лишь сделал внешним эти представления, в то время как деньги стали его внутренним содержанием, управляющим каждым изнутри. И попробуйте теперь убедить человека, что он совершил большой грех, убив человека ради денег. Денежное же рабство, которое является результатом полной изолированности людей и их отчуждения друг от друга, в действительности есть освобождение людей от капиталистического рабства и период их подготовки к переходу к новой общественной форме. И в новом общественном объединении деньги не устраняются, а становятся лишь внешним фактом, лишь внешне руководящим их поведением как поведением коллектива, объединения. И доказывается это именно временностью данного состояния, в котором люди уже не могут пребывать долго (в одиночестве люди не могут пребывать из поколения в поколение), как, например, в капиталистическом обществе. В капиталистическом обществе семья имела прочную основу и воспроизводилась как социальный институт, у нас же семьей уже никто не интересуется, и она держится на усилиях индивидов, а потому оно исчезает.

Изменчивость и неустроенность жизни становятся нормой, которая сегодня ясно обнаруживается не только с точки зрения людей, но и общества. И разве сегодня человек обладает каким-нибудь убеждением, чтобы ради них идти и в воду и в огонь? Ведь деньги, захватившие и поработившие его сознание и чувства, есть всего лишь вещи, в которых человек нуждается и к которым деньги упорно направляют его, вместе с тем от каждого требуя саморазвития этих денег как смысла жизни каждого. И вот человек и разрывается между вещью и деньгами, не зная, как организовать свою жизнь просто по-человечески. Он уже утратил чувство человечности. А человек - это единственная реальность, вне которой все другие вещи теряют значение, и это хорошо понял Робинзон. Я где-то читал случай, произошедший с одним американцем. Он завещал все свое состояние похоронить вместе с ним в виде денег. И чтобы к его гробу никто не прикасался после его смерти, он в завещании приказал заложить бомбу в своем гробу, которая при попытке взлома гроба взорвется. И деньги были единственным смыслом его жизни, чего он и не хотел покинуть в этом мире. Поэтому человек и постоянно обеспокоен и отчужден. Ведь отчуждение его поразило в самой глубокой душе, превратив всего его существа в деньги. Поэтому жизнь, основанная на деньгах, становится неустойчивой, зыбкой, непредсказуемой. И человек не предсказуем даже для самого себя. Он в этом облике уже не человек, а поистине дьявол!
Деньги просто изолируют людей и тем делают их одинокими, и это приводит их не к одичанию, как многие воспринимают это состояние сегодня, а, в конце концов, породит в них, по нашему убеждению, потребность в человеке. Такова точка зрения истории. Первая – просто взгляд одиноких людей, могущество которых основано на деньгах как на зыбкой основе.

Такова историческая необходимость рождения потребности в человеке. Но неужели человек должен обеднеть, чтобы он мог быть богатым по-человечески; неужели он должен опустошаться духовно, чтобы мог наполняться новым, человеческим содержанием? Не вещи должны быть нашим внутренним содержанием, а человек, и тогда мы не к человеку, а к вещам будем смотреть как к внешнему факту, каковыми они являются в действительности. По-видимому, именно для того, чтобы человек стал нашим внутренним содержанием, жизнь нас и отделяет от вещей, к которым мы привязаны. А человек – духовное существо. И как такового он себя должен найти и осознать, чтобы понять другого человека как основу своей жизни.
Уже тот порядок жизни, который утвердился при социализме, полностью разрушил наши представления об  устойчивости жизни, ибо люди ждали некоего перехода к коммунизму и ради этого подгоняли и ускоряли время. А как они представляли коммунизм, это мы уже знаем. Теперешний же период, породивший нищету как массового явления, ждёт всеобщего обогащения с переходом к некоему разумному рынку. Эту временность и неопределённость создали и капиталистические страны, до сих пор стремящиеся к сказочному богатству. Жажда обогащения, охватывающая всё большее число людей, вообще понятия изменчивости и неустойчивости превращает в устойчивые категории, так что люди вне этого уже не мыслят жизнь, которая сама всецело превратилась в ожидание, в беспрерывное движение к чему-то близкому, но никогда недостижимому.


Рецензии