Мир глазами будущего. часть четвертая
Тот принцип, на котором сегодня стоит наша зыбкая система, состоит в том, что каждый предоставлен себе и выживает, как умеет. И наша система, как бы её ни приукрашивали, зависит от этого положения человека. Что может делать одинокий человек в рамках временных и внешних отношений с другими? Это правомерный вопрос, отвечающий за себя сам и не требующий доказательств. И здесь значение имеет не то, как выживают люди, не их сообщества, а то, как они делают деньги, то есть саморазвитие денег, оборотной стороной которого является их необходимая самоликвидация.
Мы находимся между этими «двумя огнями» и не имеем никакой возможности из них выходить. Прибавочная стоимость создавалась производством, а самоликвидация денег обусловлена распадом производства, который обострил потребление, превратившееся в самоцель. Если человек хоть два или несколько дней не поел, то им овладеет желание поесть, и если недоедание становится хроническим и это охватывает все больше людей, то потребление просто становится самоцелью, даже если человек насытился. Необеспеченность, сложившаяся на зыбкой основе, неопределенного положения человека превращает в постоянную категорию. Тем самым человек попадает в положение растерянности. Одна только неуверенность способна вывернуть его сознание и абсолютизировать его потребности даже в условиях изобилия. Предоставленность человека самому себе – это самое «уникальное» положение человека, в котором он оказался, сам того не желая и не сознавая. Денежную психологию, отражающую этого положения человека, мы осмыслили как психологию смерти.
В любом богатом обществе изобилие существует не для индивидов, а только как характеристика общественная, экономическая. На этом спекулирует идеология. Разве Америка – не самая богатая страна в мире? Но там бедность охватила значительную часть населения и имеет хроническую форму. И только со стороны общества, безразличного к людям, и можно утверждать, что общество процветает. И Адам Смит возражал именно против этого стремления капитализма, общественное потребление путая с индивидуальным, которое в капиталистическом обществе никогда не было целью. Да и сегодня оно не является целью, а заменено просто понятием «массовое потребление». Следовательно, в результате распада капитала (производства, размельчения производства), мир попросту превратился в средневековое состояние. И здесь потребление превращается в самую настоящую проблему для каждого отдельного человека уже в силу неустойчивости самой системы, основанной на делании денег. Тем самым, то пространство, которое создано капитализмом для развития человека, заполнилось просто паразитическими структурами, свертывающими мир. Конец капитализма отождествляется с концом света. Но должно быть организовано именно пространство развития человека. Если оно создано историческим развитием и как неосознаваемая внутренняя необходимость руководит помыслами каждого, то мир уже переворачивается сам по себе, стихийно приспосабливаясь к этому пространству и тем в первую очередь разлагая старое общество и именно этим движением создавая хаос как результата расстройства этой системы.
Свидетельство о публикации №214121301415