История, которую нельзя переписать. Эпилог
Приняв сан, он ждал искушений, а когда они случались, видел в этом промысел Божий. Лишь со временем в спорах со своими оппонентами научился замолкать первым и внутренне осуждал себя за горячность. Старался не навязывать свою точку зрения, какой бы правильной и богоугодной она не представлялась. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог! Это и есть главная цепочка, с нее начинается Евангелие от Иоанна. Такими словами Владыка Николай, после переезда в деревню, стал завершать каждый прожитый день. Излишнее мудрование часто уводит в сторону, мешая познать истину.
Сказано Господом: «Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам». А мы норовим вломиться, как тати. Больше всего следует бояться побед полученных в результате рукоприкладства. Эффект от силового метода кажущийся. Большевики занимались не просто рукоприкладством, а шли на таран, применяя тяжелый идеологический каток, против обезоруженных годами богоборчества людей. Зачем такая неоправданная жестокость? Чтобы сломать и подавить, изуродовать морально до такой степени, когда даже мысль о сопротивлении не могла прийти в голову. Разговор с позиции диктата самый бесперспективный и глупый.
И не в спорах рождается истина, она любит тишину уединения. Возникающие разночтения надо обязательно решать коллегиально. Если после мирной беседы оппонент согласится с вашей точкой зрения, то значит вы оба на верном пути. Может быть и обратная ситуация. В этом нет ни малейшего оскорбления. Способность признать правоту другого свидетельствует о силе духа.
Именно поэтому Владыка Николай любил приводить в пример простую русскую женщину, говоря о том, как следует вершить труд на земле: погибший от морозов сад необходимо засадить молодыми побегами. Так же просто жил и его друг, Егор Игнатьевич, не мудрствуя лукаво, честно делал своё дело.
Маленький ребёнок видит мир совершенным. Взрослея, приобретает страх. Когда делает выбор между добром и злом приобретает опыт. Вере нельзя только научить, так же она не может держаться и на одном страхе Божьем, истинная вера приходит с опытом.
Один из учеников был особенно привязан к Владыке. Митрополит Николай любил мальчика, как сына, и с детских лет по-отечески опекал, полагая, что сумеет воспитать настоящего православного священника. Дать ему то, чего был лишён сам в его возрасте. При расставании увидел в глаза молодого монаха растерянность, и даже страх. Тогда с ужасом осознал свою ошибку, он вложил в него много знаний, но лишил возможности приобрести опыт.
Ещё одно из часто встречающихся заблуждений, когда человек создаёт себе образ врага или находит его в кругу знакомых людей. Это, конечно, проще всего, главное, как легко повышать собственную самооценку: тот и говорит неправильно и молится редко, можно усмотреть ни одни десяток соринок в чужом глазу. На закате дней Владыка убедился: нет главнее и коварнее противника, чем собственное эго. Сколько раз слышал предостережение, но в какой-то момент увлёкся внешним служением, оставив внутреннего врага без надлежащего присмотра. Наивно предположив, что уже переболел всеми детскими болезнями и страхами. Мысль о том, что тебя искушают, уже есть искушение.
«Мысль об искушении и есть искушение», - задумчиво повторил Митрополит Николай – «Возомнил себя учителем, а это ошибка, до смертного одра все мы ученики Божьи». Вздрогнул от удара колокола. Господь не лишил его житейской радости, небольшой деревенский Храм согревал душу старца. Так и замер с улыбкой на лице, служители не сразу поняли, что Владыка уже не здесь.
Свидетельство о публикации №214121401253
Герои получились запоминающиеся, выпуклые, живые. Но хотелось бы узнать о них и побольше... Но как это сделать? Вот тут я не могу дать однозначного ответа, - каким должно быть соотношение "художественности" и "публицистики" для читателей интернета. Нынче невозможно прочесть "Войну и мир" с экрана, но писатель в любом веке пишет для того, чтобы его прочли, а читают-то сейчас в основном с экрана. Поэтому нужны какие-то новые художественные приёмы и решения, о которых всё время думаю и я.
С большим уважением и пожеланием новых трудов и удач,
Александр Сизухин 16.12.2014 15:34 Заявить о нарушении
Вы, правы, писать вольным стилем сегодня не получится.
При всём уважении к автору читать с экрана длинные тексты тяжело.
Поэтому книгу ничем нельзя заменить, это радует.
Многие из нас помнят трепетное волнение, когда берешь в руки новенький томик любимого писателя, незаменимые ощущения. С монитором такой связи нет.
Как минимум две главы просятся, их обязательно вставлю, а может быть и больше.
Определится во время работы.
Приходится постоянно себя одёргивать.
Публицистика вполне допустима в художественном произведении, на мой взгляд.
Но совершенно не терплю, когда включают конкретное историческое лицо или исторический факт, и начинают переиначивать на свой лад.
Такие вещи приводят меня в отчаяние.
Вы привели в пример "Войну и мир", Толстой писал свой текст без искажения реальных событий. Это ценно. Наполеон думает, но не так, как угодно графу, а в духе самого Наполеона.
Мне приходилось сталкиваться с вольным толкованием истории даже на Прозе.
Люди теряют грань дозволенного, допуская разного рода инсинуации, вплоть до навязывания собственных мыслей конкретному историческому лицу.
Берут громкое имя и"пошла плясать губерния".
Почему и повторяю о Каппеле. Огромная масса людей уверена, что психическая атака была. И это характеризует генерала, но совсем не так, как было, а так, как захотелось братьям Васильевым, чтобы угодить Сталину.
На меня обижались, но сталкиваясь с такими делами писала нелестные слова.
Надо быть очень аккуратными, в прошлом нельзя фантазировать, это уже история.
С уважением,
Татьяна Кырова 16.12.2014 17:49 Заявить о нарушении
С уважением,
Александр Сизухин 16.12.2014 18:34 Заявить о нарушении