История, которую нельзя переписать. Эпилог

          Вспомнил лагерь, каким-то совсем ирреальным показался тот период жизни. Даже собаки экономили силы и не желали лаять на морозе, истеричные вопли охранников ломались в стылом воздухе, впиваясь в барабанные перепонки осколками льда. Хотелось лечь на снег и не вставать, лишь бы не видеть больше перекошенные злобой звериные маски вместо лиц. Сколько не пытался, не мог найти и намёка на здравый смысл в адской, ледяной глыбе ГУЛАГА. Было очевидно одно, комиссарам удалось создать самый непригодный для нормального человека способ существования на земле. Егор Игнатьевич пояснил другу ситуацию так: «Мой отец говорил, если человеку каждый день повторять собака…собака…собака, то он в конце концов залает». Но в то время, даже собаки казались человечнее людей. Может быть потому, что в них было меньше коварства. Советские газеты видели жизнь совсем иначе, непостижимым образом им удавалось приукрасить окружающую действительность.

          Приняв сан, он ждал искушений, а когда они случались, видел в этом промысел Божий. Лишь со временем в спорах со своими оппонентами научился замолкать первым и внутренне осуждал себя за горячность. Старался не навязывать свою точку зрения, какой бы правильной и богоугодной она не представлялась. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог! Это и есть главная цепочка, с нее начинается Евангелие от Иоанна. Такими словами Владыка Николай, после переезда в деревню, стал завершать каждый прожитый день. Излишнее мудрование часто уводит в сторону, мешая познать истину.

          Сказано Господом: «Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам». А мы норовим вломиться, как тати. Больше всего следует бояться побед полученных в результате рукоприкладства. Эффект от силового метода кажущийся. Большевики занимались не просто рукоприкладством, а шли на таран, применяя тяжелый идеологический каток, против обезоруженных годами богоборчества людей. Зачем такая неоправданная жестокость? Чтобы сломать и подавить, изуродовать морально до такой степени, когда даже мысль о сопротивлении не могла прийти в голову. Разговор с позиции диктата самый бесперспективный и глупый. 

          И не в спорах рождается истина, она любит тишину уединения. Возникающие разночтения надо обязательно решать коллегиально.  Если после мирной беседы оппонент согласится с вашей точкой зрения, то значит вы оба на верном пути. Может быть и обратная ситуация. В этом нет ни малейшего оскорбления. Способность признать правоту другого свидетельствует о силе духа.

          Именно поэтому Владыка Николай любил приводить в пример простую русскую женщину, говоря о том, как следует вершить труд на земле: погибший от морозов сад необходимо засадить молодыми побегами. Так же просто жил и его друг, Егор Игнатьевич, не мудрствуя лукаво, честно делал своё дело.

          Маленький ребёнок видит мир совершенным. Взрослея, приобретает страх. Когда делает выбор между добром и злом приобретает опыт.  Вере нельзя только научить, так же она не может держаться и на одном страхе Божьем, истинная вера приходит с опытом.

          Один из учеников был особенно привязан к Владыке. Митрополит Николай любил мальчика, как сына, и с детских лет по-отечески опекал, полагая, что сумеет воспитать настоящего православного священника. Дать ему то, чего был лишён сам в его возрасте. При расставании увидел в глаза молодого монаха растерянность, и даже страх. Тогда с ужасом осознал свою ошибку, он вложил в него много знаний, но лишил возможности приобрести опыт.

          Ещё одно из часто встречающихся заблуждений, когда человек создаёт себе образ врага или находит его в кругу знакомых людей. Это, конечно, проще всего, главное, как легко повышать собственную самооценку: тот и говорит неправильно и молится редко, можно усмотреть ни одни десяток соринок в чужом глазу. На закате дней Владыка убедился: нет главнее и коварнее противника, чем собственное эго. Сколько раз слышал предостережение, но в какой-то момент увлёкся внешним служением, оставив внутреннего врага без надлежащего присмотра. Наивно предположив, что уже переболел всеми детскими болезнями и страхами. Мысль о том, что тебя искушают, уже есть искушение.
         
          «Мысль об искушении и есть искушение», - задумчиво повторил Митрополит Николай – «Возомнил себя учителем, а это ошибка, до смертного одра все мы ученики Божьи». Вздрогнул от удара колокола. Господь не лишил его житейской радости, небольшой деревенский Храм согревал душу старца. Так и замер с улыбкой на лице, служители не сразу поняли, что Владыка уже не здесь.


Рецензии
Дорогая Татьяна, хочу поздравить с окончанием труда Вашего. Много вложили Вы в него и своего личного опыта, и размышлений. Подкупает всё искренностью и болью.
Герои получились запоминающиеся, выпуклые, живые. Но хотелось бы узнать о них и побольше... Но как это сделать? Вот тут я не могу дать однозначного ответа, - каким должно быть соотношение "художественности" и "публицистики" для читателей интернета. Нынче невозможно прочесть "Войну и мир" с экрана, но писатель в любом веке пишет для того, чтобы его прочли, а читают-то сейчас в основном с экрана. Поэтому нужны какие-то новые художественные приёмы и решения, о которых всё время думаю и я.
С большим уважением и пожеланием новых трудов и удач,

Александр Сизухин   16.12.2014 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Вы, правы, писать вольным стилем сегодня не получится.
При всём уважении к автору читать с экрана длинные тексты тяжело.
Поэтому книгу ничем нельзя заменить, это радует.
Многие из нас помнят трепетное волнение, когда берешь в руки новенький томик любимого писателя, незаменимые ощущения. С монитором такой связи нет.
Как минимум две главы просятся, их обязательно вставлю, а может быть и больше.
Определится во время работы.
Приходится постоянно себя одёргивать.
Публицистика вполне допустима в художественном произведении, на мой взгляд.
Но совершенно не терплю, когда включают конкретное историческое лицо или исторический факт, и начинают переиначивать на свой лад.
Такие вещи приводят меня в отчаяние.
Вы привели в пример "Войну и мир", Толстой писал свой текст без искажения реальных событий. Это ценно. Наполеон думает, но не так, как угодно графу, а в духе самого Наполеона.
Мне приходилось сталкиваться с вольным толкованием истории даже на Прозе.
Люди теряют грань дозволенного, допуская разного рода инсинуации, вплоть до навязывания собственных мыслей конкретному историческому лицу.
Берут громкое имя и"пошла плясать губерния".
Почему и повторяю о Каппеле. Огромная масса людей уверена, что психическая атака была. И это характеризует генерала, но совсем не так, как было, а так, как захотелось братьям Васильевым, чтобы угодить Сталину.
На меня обижались, но сталкиваясь с такими делами писала нелестные слова.
Надо быть очень аккуратными, в прошлом нельзя фантазировать, это уже история.

С уважением,


Татьяна Кырова   16.12.2014 17:49   Заявить о нарушении
Согласен с Вами, - историю нельзя переписать, - её надо знать!
С уважением,

Александр Сизухин   16.12.2014 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.