Событие, перевернувшее мировую историю

Ключевое событие, изменившее мировую историю.
К 110-й годовщине Кровавого воскресения.

  Прошлое России, как, впрочем, и прошлое других стран, неразрывно связано с религией. На протяжении многих веков в глазах народа церковь была носителем истинных знаний. На православной вере держалось русское государство. Весь образ жизни русского мужика был пронизан христианской верой, православные почитали и исполняли заповеди Иисуса Христа, ходили на исповедь, соблюдали посты, усердно молились, прощали господам все свои унижения, своей жизнью стараясь заслужить себе пропуск в рай. Вера в Бога помогала русским людям переносить любые беды и невзгоды, принимая их за испытания, посланные свыше. И эту веру несла в народ церковь, которая занималась нравственным воспитанием человека на религиозной основе.
  Верующие воспринимали жизнь так, как учили их священники. А христианское учение подразумевало наличие наместников Бога на земле. На папской митре написано выражение, в переводе с латинского означающее «Наместник сына Божия». Православная же церковь объявила наместником Бога на земле царя, поэтому все люди должны были безоговорочно подчиняться царю и людям, наделённым им властью.

  Подобное, вроде бы, противоречит Священному Писанию. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» сказано в Евангелие от Луки (4:8). Но вера во Христа была перенесена на царя. Люди были научены тому, что царь и его представители (графы, помещики) олицетворяют волю Божью, священники внушали мужикам, что власть царя и помещиков установлена самим Богом. Православное воспитание было тем живительным потоком сил и энергии, который поддерживал власть помещиков и капиталистов, помогал держать в повиновении огромную массу совершенно бесправных трудящихся.
  Именно об этой роли церкви я и говорю, вовсе не желая как-то обидеть людей, верящих в Бога, почитающих и исполняющих заповеди Христа. Я пытаюсь объяснить, почему церковь вмешивается в мирские дела, почему во все времена власть опиралась на церковь, а церковь   служила власти.
  Жизнь простого труженика была тяжелой всегда. О страданиях и бесправии русского мужика сказано очень много. Почитайте хотя бы исторические очерки, произведения классиков. Особенно безграмотными и бесправными были крестьяне.

  О деревенском укладе жизни рассказывал мне мой отец. Ребенком он застал стариков-крестьян, которые помнили ещё крепостное право. Батя любил слушать их рассказы о тяжёлой крестьянской доле. Изнурительный труд и нищета, полное бесправие. Помещики смотрели на крестьян как на свою собственность, почти как на скотину.
  Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян сильно не улучшилась. Не имея своей земли, бывшие крепостные опять-таки были вынуждены батрачить на помещиков.
  Изнурительный труд на барина и единственное утешение по воскресеньям и праздникам   поход в церковь, где батюшка окажет психологическую помощь, пообещав за праведный труд вечное блаженство в раю после смерти.
  Действительно, нищий, бесправный несчастный мужик находил утешение только в религии. Кто-то из классиков в своём стихотворении о пожилом крестьянине, всю свою жизнь «горбатившемся» на барина, верно подметил: «Старику не много надо: лапти сплесть и сбыть, да и вся его отрада в Божий храм сходить».
  Божий храм был отрадой для бедноты. Простые труженики могли в церкви «слить» свои страдания, послушать проповеди батюшки и помечтать.

  Но священники внушали людям смирение и покорность. Библия учит слушаться властей. Устами апостола Павла утверждается, что власть такая, которую мы заслужили. Бессмысленно бунтовать против власти. Пойти против царя и помещиков   значит, пойти против самого Бога. Церковные служители говорили и говорят до сих пор об обязанности каждого человека покориться гражданским властям как авторитету, определённому Богом.
  Веря в непогрешимость церкви, её прихожане терпеливо переносили и переносят сейчас все невзгоды и унижения.
  Конечно, вредному церковь учить не может. Но религия отвлекает людей от борьбы за свои права, учит верующих пассивности и слепому следованию своим заповедям, обещая в награду «царство небесное».
  К сожалению, современному человеку не дано познать, что будет с ним после смерти. Смерть   это великая тайна. Религии раскрывают эту тайну по-своему, в соответствии с собственными представлениями и интересами. Религия помогает человеку спокойно относиться к смерти, но одновременно воспитывает смирение и кротость характера.

  Карамзин в «Истории государства Российского» писал о том, что Иоанн Грозный превзошёл всех в жестокости, а подданные его   в терпении, так как считали власть царя Божьей, а любое сопротивление ей   беззаконием.
  Меня нельзя назвать атеистом. По крайней мере я верю в бессмертие души, высший разум и справедливость. Я просто говорю о том, что любая религия служит интересам правящего класса, потому что воспитывает смирение и покорность, заставляет мириться с судьбой. Я очень хочу, чтобы меня переубедили в этом мнении, но пока, увы, всё больше понимаю Карла Маркса, который считал религию орудием духовного порабощения масс.
  В школе нас заставляли учить стихотворение Алексея Некрасова «Парадный подъезд». Оно о том, как деревенские мужики пешком пришли из удалённой деревни пожаловаться чиновнику на невыносимый гнёт, а их даже не пустили на порог. Уходили мужики с непокрытыми головами, повторяя: «Суди его бог!» Только в зрелом возрасте я понял, что это стихотворение о феноменальной покорности русского человека, а покорность эта идёт из религии, из Закона Божьего, который был основным предметом в любой царской школе.

  Религия была тормозом в борьбе с самодержавием, с властью богачей.
И этот тормоз был существенно ослаблен именно в январе 1905 года.
  Первая русская революция 1905 года, а затем и события 1917 года в нашей стране оказались возможными, потому что большевикам удалось подорвать веру народных масс в царя как наместника Бога на земле, многовековую веру народа в хорошего царя и плохих бояр. Ключевым событием стало Кровавое Воскресенье в 1905 году, когда мирные колонны горожан с детьми, иконами и церковными знамёнами были встречены шашками и выстрелами из винтовок в упор. Люди шли к царю с петицией пожаловаться на свою тяжёлую жизнь, а их жестоко расстреляли. Это событие помогло многим поменять взгляды на существующий порядок и мироустройство, когда одни купались в роскоши, а другие влачили жалкое, абсолютно бесправное существование. Многие усомнились тогда, что существующий порядок угоден Богу, поняли наконец, что заповеди Иисуса Христа, вера в Бога и высшую справедливость   это одно, а использование веры для эксплуатации людей   это совсем другое.
  Власть царя и помещиков во многом держалась на вере. Ослабла вера в то, что существующий порядок угоден Богу   царя вскоре свергли.

  Так и во Франции усилиями Вольтера, Гольбаха, Гельвеция и других французских писателей и философов-просветителей, которые боролись в своих произведениях с церковным мировоззрением, была подготовлена почва для революционной ситуации. Критика религии была одним из основных факторов, поспособствовавших победе французской революции.

Кровавое Воскресение поменяло мировую историю. Октябрьская революция и создание первого в мире социалистического государства стали прямым следствием этого недооцененного историками события.

Заметка цитирована по моей книге о роли непознанного и религии в нашей жизни (А.В.Большаков «Непознанное. Как защитить себя»)
Книгу можно посмотреть у меня в Самиздате и купить по ссылке в конце странички


Рецензии
На самом деле, все случилось позднее.
Когда Николай II "отрекся от православной церкви", будучи "патриархом всея Руси".
Глава государства мог передать власть своему брату. Но "Глава Церкви" не имел права "похерить" эту церковь. А именно это он и сделал. На следующий день начались погромы храмов и убийства священников...

Большевиков еще и не было.

Андрей Лучник   19.01.2022 23:28     Заявить о нарушении
Это то же. Но Кровавое Воскресенье нанесло не меньший удар по репутации царя.
Спасибо за внимание и отзыв!

Алексей Большаков   23.01.2022 23:30   Заявить о нарушении
"Кровавое воскресение" попа Гапона во главе рабочих - это лишь "первый намек".
Ведь Гапон представлял из себя Православную Церковь, взамен ее главы - Николая II.
"Первый звоночек" никто не смог оценить вовремя.

Андрей Лучник   24.01.2022 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.