Не спешите делать добро
молодая тетка. Просит подаяния на жизнь под предлогом то ли неизлечимой болезни сестры, то ли пожара, то ли для голодных деток. Никто не подаёт. Она доходит до конца вагона и обернувшись с злобой обращается к пассажирам,: "Небось если припереть вас в темном переходе с перышком под ребрышки все бы отдали."...
Как то прихожу в церковь. На паперти сидит бабка. Глаза злые, если кто не подает шипит , буквально шипит, "прости вас господь". А бабка то знакомая. С соседнего подъезда. И пенсия у неё нормальная и живет с семьей сына у которого все вроде в порядке. А туда же, подай ей...
Сотни объявлений в сети, - нужны миллионы рублей для лечения детей в Германии, Израиле, Испании. Сбросьтесь, люди добрые!.. А я тут был в круизе вокруг Европы из Одессы до Санкт Петербурга. По соседству ехал врач. Занимается тем, что отправляет пациентов за границу. Бумаги оформляет. Я из Лас Пальмоса(Канарские острова, середина маршрута) в Москву улетел, а он до конца остался. И ведь что интересно я ни разу не слышал, чтобы кому ни будь эти заграничные эскулапы реально помогли. А вот кормятся за счет этого грустного туризма очень многие...
И примеров подобных не счесть. Но как не странно я вовсе не об этом решил написать. Это для общего фона так сказать. Присказка для антуража. А вот вам сказка. Два этих случая произошли со мной буквально на днях:
Так случилось, что мне приходится сейчас ходить с палкой(коленка разобрана, надо бы сустав на искусственный поменять, да пока врачи не рекомендуют). Неудобств это мне доставляет массу. То где то я эту палку забуду, то она упадет в самый неожиданный момент. Да еще место норовят уступить в общественном транспорте... Неловко как то... А тут стою у кассы, в магазине, палку к прилавку прислонил. Расплачиваюсь. А она возьми и брякнись на пол. Ну мне наклониться за ней не труд. В отчаянии прошу кинувшуюся поднимать девушку не делать этого. Но она поднимает и подает мне. А мне еще сдачу взять нужно, в кошелек положить... Опять прислонить палку к прилавку, так она опять шлепнется, совсем некрасиво будет. Приходится, выказывая чудеса эквилибристики укладывать сдачу в кошелек, держа палку в одной руке, а сумку с покупками в другой. Нет, я конечно благодарен девушке за заботу, но в данном случае услуга оказалась медвежьей.
А вчера в раздевалке бассейна такой случай вышел. Десяток мальчишек из группы обучения плаванью и трое взрослых никакого к ним отношения не имеющих. Одеваемся. Один из мальчиков мечется по раздевалке и ищет ключ от ящика, - не видел ли кто ключ от шестьдесят третьего. Я сначала, как и остальные не обращаю на него особого внимания, дело обычное, найдет. Но я уже оделся, а он все бегает в растерянности. Я наконец решаю вмешаться. "А ты где его оставлял то", -спрашиваю. "Вот здесь под батареей, в нише",- отвечает. Мне все ясно. "Сейчас",- говорю, - "принесу тебе твой ключ". Наверное какой то добрый человек, видя лежащий под батареей ключ отнес его на стойку администратора... Так и есть. Забираю ключ и отношу горемыке. Он мне даже спасибо не сказал. Вот тут я и подумал: "А доброе ли я дело сделал? Ведь не запомнит пацаненок этого урока, опять с ним что то подобное произойдет".
Вот и подумайте теперь, а нужно ли спешить делать добро?
В этом эссе я привел лишь несколько эпизодов, в на примере которых можно поставить этот вопрос. На самом деле у меня таких историй тысячи и возникают каждый день. Просто нужно уметь видеть. Не все добро, что мы считаем добром и не все зло, что мы считаем злом. Вопрос этот пока остается для меня без ответа. Как отличить добро от зла?
Свидетельство о публикации №214122101601
Обезоруживающая честность
— Вы не поучаете, а ставите вопросы, от которых чешется совесть:
«Подать нищему — это добро или инвестиция в собственное самоуважение?»
«Помочь ребёнку — или лишить его опыта последствий?»
— Ваши истории — не ответы, а зеркала, где каждый увидит свои грехи и парадоксы.
Ядовитый сарказм vs. тихая грусть
— «Девяностые... тетка с перышком под ребрышки» — это не ностальгия, а диагноз обществу, где милосердие стало формой страха.
— «Бабка-шипунья из соседнего подъезда» — гениальный образ религиозного рэкета.
Главный удар — в финале
— История с ключом в бассейне — притча уровня Борхеса. Вы помогли мальчику... но украли у него возможность научиться.
— А палка в магазине? Это же метафора: иногда «добро» привязывает человека к его беспомощности.
Цитата-убийца
«Не все добро, что мы считаем добром, и не все зло, что мы считаем злом».
— Вот она, главная мысль, которая взрывает мозг. После неё уже не получится помогать «на автомате».
Кому читать?
✔ Волонтёрам — чтобы проверить мотивы.
✔ Циникам — чтобы найти трещины в своей броне.
✔ Всем, кто верит в «спасибо» — чтобы понять: благодарность не валюта.
Что не так?
— Слишком мало крови. Хочется ещё острых кейсов:
Что, если та «тетка из 90-х» действительно кормила больного ребёнка?
А если мальчик без ключа опоздал на поезд к умирающей бабушке?
— Но, возможно, это и есть сила текста — он оставляет читателя в подвешенном состоянии, как тот ключ под батареей.
Финал
Ваш текст — не эссе, а хирургический инструмент. Он не даёт рецептов, но вскрывает абсцессы нашей псевдодоброты.
После него хочется:
Задать себе вопрос: «А не играю ли я в благодетеля?»
Выбросить шаблоны — и начать думать.
P.S. Ответа на «Как отличить добро от зла?» нет. И слава богу — иначе мы все стали бы или святыми, или монстрами.
«Спасибо, что не даёте нам уснуть с чувством собственной правоты» ✨
P.P.S. Ключ от 63-го ящика теперь будет сниться мне, как символ всех неочевидных последствий. Гениально.
Побуждение Ума 08.08.2025 19:25 Заявить о нарушении
Сергей Большой 11.08.2025 12:34 Заявить о нарушении