Не спешите делать добро

          Девяностые годы...По электричке бредет плохо одетая, славянского вида
молодая тетка. Просит подаяния на жизнь под предлогом то ли неизлечимой болезни сестры, то ли пожара, то ли для голодных деток. Никто не подаёт. Она доходит до конца вагона и обернувшись с злобой обращается к пассажирам,: "Небось если припереть вас в темном переходе с перышком под ребрышки все бы отдали."...

          Как то прихожу в церковь. На паперти сидит  бабка. Глаза злые, если кто не подает шипит , буквально шипит, "прости вас господь". А бабка то знакомая. С соседнего подъезда. И пенсия у неё нормальная и живет с семьей сына у которого все вроде в порядке. А туда же, подай ей...

          Сотни объявлений в сети, - нужны миллионы рублей для лечения детей в Германии, Израиле, Испании. Сбросьтесь, люди добрые!.. А я тут был в круизе вокруг Европы из Одессы до Санкт Петербурга. По соседству ехал врач. Занимается тем, что отправляет пациентов за границу. Бумаги оформляет. Я из Лас Пальмоса(Канарские острова, середина маршрута) в Москву улетел, а он до конца остался. И ведь что интересно я ни разу не слышал, чтобы кому ни будь эти заграничные эскулапы реально помогли. А вот кормятся за счет этого грустного туризма очень многие...

           И примеров подобных не счесть. Но как не странно я вовсе не об этом решил написать. Это для общего фона так сказать. Присказка для антуража. А вот вам сказка. Два этих случая произошли со мной буквально на днях:

           Так случилось, что мне приходится сейчас ходить с палкой(коленка разобрана, надо бы сустав на искусственный поменять, да пока врачи не рекомендуют). Неудобств это мне доставляет массу. То где то я эту палку забуду, то она упадет в самый неожиданный момент. Да еще место норовят уступить в общественном транспорте... Неловко как то... А тут стою у кассы, в магазине, палку к прилавку прислонил. Расплачиваюсь. А она возьми и брякнись на пол. Ну мне наклониться за ней не труд. В отчаянии прошу кинувшуюся поднимать девушку не делать этого. Но она поднимает и подает мне. А мне еще сдачу взять нужно, в кошелек положить... Опять прислонить палку к прилавку, так она опять шлепнется,  совсем некрасиво будет. Приходится, выказывая чудеса эквилибристики укладывать сдачу в кошелек, держа палку в одной руке, а сумку с покупками в другой. Нет, я конечно благодарен девушке за заботу, но в данном случае услуга оказалась медвежьей.

           А вчера в раздевалке бассейна такой случай вышел. Десяток мальчишек из группы обучения плаванью и трое взрослых никакого к ним отношения не имеющих. Одеваемся. Один из мальчиков мечется по раздевалке и ищет ключ от ящика, - не видел ли кто ключ от шестьдесят третьего. Я сначала, как и остальные не обращаю на него особого внимания, дело обычное, найдет. Но я уже оделся, а он все бегает в растерянности. Я наконец решаю вмешаться. "А ты где его оставлял то", -спрашиваю. "Вот здесь под батареей, в нише",- отвечает. Мне все ясно. "Сейчас",- говорю, - "принесу тебе твой ключ". Наверное какой то добрый человек, видя лежащий под батареей ключ отнес его на стойку администратора... Так и есть. Забираю ключ и отношу горемыке. Он мне даже спасибо не сказал. Вот тут я и подумал: "А доброе ли я дело сделал? Ведь не запомнит пацаненок этого урока, опять с ним что то подобное произойдет".

         Вот и подумайте теперь, а нужно ли спешить делать добро?

В этом эссе я привел лишь несколько эпизодов, в на примере которых можно поставить этот вопрос. На самом деле у меня таких историй тысячи и возникают каждый день. Просто нужно уметь видеть. Не все добро, что мы считаем добром и не все зло, что мы считаем злом. Вопрос этот пока остается для меня без ответа. Как отличить добро от зла?


Рецензии
Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

Давно известная истина, но психолог Селье потратил много лет, чтобы прийти к тому же выводу.

Вот что такое добро. Даже у самого закоренелого маньяка есть осознание греховности своих поступков. Человек осознает, что есть плохо или хорошо, подсознательно, и именно этот довод приводил Платон в качестве второго доказательства бессмертия души. Откуда мы изначально знаем, что такое хорошо и что такое плохо, вопрошает Платон. Почему вообще появляется этот вопрос, если мы, как животные, проживем всю жизнь, удовлетворяя инстинкты. Значит, все гораздо сложнее.

Разумеется, поскольку мы не можем спрогнозировать, что случится с нами через долю секунды, мы не можем знать, что случится со старушкой, которую мы переведем через улицу. Может, ей на голову упадет сосулька и убьет ее.

Но это - хитрый довод для пассивного созерцания жизни или для эгоистичного животного удовлетворения собственных желаний. Монах Максимилиан Кольбе, находясь в нацистском концлагере, добровольно вызвался заменить обреченного на смерть голодом абсолютно незнакомого ему человека, сержанта польской армии, который плакал и умолял пощадить его ради жены и ребенка. Начальник концлагеря принял жертву Кольбе, польский сержант был пощажен. Кольбе и его товарищей, через несколько дней, умертвили инъекцией - они не умирали от голода в срок, который им определили. Сержант выжил, вернулся домой. Смешно, что жена, впоследствии, развелась с ним.

Я спрашиваю: правильно ли поступил Кольбе? Он не мог знать - может, его обманули бы. Убили бы и человека, за которого он пошел на смерть. Может, сержант погиб бы через неделю, месяц. Ведь никто не мог знать, что он выживет. Так как поступил монах Максимилиан Кольбе - правильно или нет?

Притча о добром самаритянине: самаритянин оплатил лечение незнакомого ему человека. Он не спрашивал ограбленного и избитого разбойниками мужчину - кто он, как мы не спрашиваем вероисповедание и национальность тонущего человека, когда собираемся помочь ему.

И это ответ всем тем, кто никак не может определиться - где добро, где зло. И уже если среди них есть атеисты и неверующие, то пусть, хотя бы, последуют совету известного римского императора - делай, что должно, и будь, что будет.

И многие из нас (я, в том числе) ожидали или ожидают, что им отплатят за добро: поблагодарят и т.д. Нет, добрые деяния мы творим перед Богом. Если же мы будем в этой жизни постоянно получать воздаяние за наши благие поступки, то в чем тогда наша награда в жизни после физической смерти?

А если мы атеисты и неверующие, то, опять же, не уподобляемся ли мы торговцам, желающим получить выгоду за продажу своего товара? Т.е., помогая, мы, всего лишь, удовлетворяем собственное самолюбие. Но, тогда, кто нам должен за это? Ведь нас никто не просит о помощи.

Помогать надо, не надеясь на благодарность. Помогать более тем, кто не может отблагодарить нас по разным причинам. Помогать, любя людей. С другой стороны, вопрос - насколько правильно помогать через силу? С одной стороны, вот не хотите вы помочь финансово кому-нибудь, не нравится вам этот человек. С другой - понимаете его страдания и нужды. Думаю, в такой ситуации, все же, лучше помочь, хоть и через силу. Может, в таком случае, произойдет какое-нибудь прозрение. Возможно, в последнем пункте я ошибаюсь, но что касается темы - где добро, где зло - там все вполне определенно. Высшее благо - спасение жизни, и не случайно евреи утверждают, что спасший одну жизнь, спас весь мир.

Армен Григорян   06.02.2024 12:04     Заявить о нарушении
Вот опять... "Помогать надо, не надеясь на благодарность." Опять не то... Рпять неправильное понимание... Мой пост о том, что АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО просящийх о помощи - мошенники и стоит ли отдавать свои "кровные" ради призрачной возможности кому то действительно помочь. Бывший хозяин моей фирмы оплачивал лечение детей и взрослых, но только адресно, убедившись в том, что это действительно помощь... А я о том, что мы не помогаем, а плодим тунеядцев... Перечислив 300 рублей в месяц, в неделю или в день вы всего лишь пополняете мошну мошенников!

Сергей Большой   06.03.2024 01:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 223 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.