О роде Джанымбей - Джандубаевы, Джендубаевы

Текст к изображению тамг в заглавии -
сводная таблица тамг Жамбеевых Джантубаевых
(по Л.И.Ларову №№ 91, 92, 93)
таблица 1
№91
а. Абазины-тапанта Джанаби (Джанымбай)
б. Кабардинцы Джамбеевы (Жамбей)
в. кубанские черкесы Джамбеевы

таблица 2
№92
а. Абазины Жеманбиевы (Джанымбай)
б.Абазины – тапанта Мальхозовы
в. Карачаевцы (?) Жандыбаевы
таблицы 3

№93
а. Абазины – тапанта Джаманбаевы (Джанымбей)
б. Кабардинцы Жаманбаевы (Жамбей)

К сводным таблицам Л.И.Лаврова можно еще добавить и таблицы Х.Х.Яхтанигова,   по которым №№ 147-151
           принадлежат абазинской фамилии Джаманбаевых,
а №№ 156-158 ,
принадлежат фамилии Джантуабевых.
Среди бжедугских тамг Х.Х.Яхтанигов указывает тамгу №62
принадлежащую фамилии Чанаби (Жанамби)


(Текст написан на основе родословной предков и потомков моего прадеда Джендубаева Магомет-Гирея)

В основу этого исследования лег анализ материалов из книги кандидата исторических наук А.А. Максидова «Родословная Жамбеевых», включающей в себя  научную статью  кандидата исторических наук Р.Х.Темировой «О роде Жанымбей в КЧР», а также семейные предания потомков семьи и рода Магомет-Гирея.
Ссылки даны по книге:
 Максидов А. А. Родословная Жамбеевых / — Нальчик, Эль-Фа, 2004.

Полученные  результаты не означают конца работы , но мы надеемся, что они станут основанием и  толчком к дальнейшим исследованиям нашего родословного древа.
Выражаем искреннюю благодарность и преклоняемся перед светлой памятью ученых Анатолия Максидова и Раисы Темировой. Спасибо им за огромный труд и неоценимый вклад в раскрытие генеалогии нашего рода в результате многолетних поисков архивных документальных и полевых материалов собранных в архивах городов Владикавказа, Черкесска, Ставрополя, Майкопа, Краснодара, Москвы, в Центральном Государственном архиве КБР в г. Нальчике.

Краткое описание содержания книги А.А. Максидова «Родословная Жамбеевых» можно прочитать на сайте -  http://circas.ru/index.php?newsid=1958 
С учетом использования многочисленных цитат и ссылок нами в случае необходимости будут вноситься уточнения или дополнения с инициалами  «А.Д.»
Номера страниц книги А.А. Максидова «Родословная Жамбеевых», выложенной в Сети,  будут указываться как - (стр.__ ), мои отметки - ( – А.Д.)

Наш прадед Магомет-Гирей взят как ориентир, поскольку  исследование ведется относительно его предков, а о жизни его потомков есть точные биографические сведения, не требующие уточнений.

В цитатах сохранены особенности написания, присущие первоисточникам.   

Сначала обратим внимание на важные для нашего исследования факты.
В своей книге Анатолий Максидов (далее – А.М.) пишет: «В книге на документальной основе прослеживается родство кабардинских Жамбеевых и абазинских Джантубаевых (точнее Джандубаевых, Джендубаевых – А.Д.), некогда составляющий единый абазинский род Жамбе и проживающий в верховьях реки Зеленчук. Во второй главе сделана попытка исследовать родословную Джантубаевых (Жанымба) (точнее Жанымбей, которые пишутся иногда как Джандубаевы или Джендубаевы – А.Д.), проживающих в КЧР. В эту главу мы сочли необходимым включить работу кандидата исторических наук Р.Х.Темировой «О роде Жанымбей в КЧР», опубликованную в журнале «Генеалогия Северного Кавказа» №2 за 2002 г., архивные материалы и семейные предания Джантубевых записанные Р.Х.Темировой со слов Рауфа Сальмановича Джантубаева (Рауфа Сольмановича Джендубаева (1928 – 2009) –  А.Д.)» (стр. 2)

Принципиальное значение имеет отправная точка исследования,  приводимая А.М. в его книге: «Так в одном из преданий (информатор Жамбеев Нартшу Жамботович 1872 г. рождения из селения Урух) записанном в 1970 году доктором исторических наук профессором А.И.Мусукаевым рассказывается о четырех братьях Жамбеевых переселившихся в Кабарду много веков назад с верховий реки Кубань. В Кабарде переселенцы поселились на реке Кума, и основали свой аул Жамбе. Отсюда по различным причинам братья расселились: Старший Жанымба остался жить в своем ауле Жамбе близ аула князей Лоовых, второй брат Каншао перебрался в аул Ашабово на речку Малка, третий брат Нартшао в аул Коголкова на речке Урух, а младший Шауей переселился на речку Черек и основал свой аул. От этих братьев, - гласит предание, - происходят все Жамбеевы ныне проживающие в Кабардино-Балкарии в селениях Малка (Ашабово), Урух (Коголкино), Бжамбеевы – в селении Нартан (Клишбиево), Джантубаевы (Жанымбей) (т.е. Джандубаевы, Джендубаевы – прим. А.Д.) в селении Кумско-Лоовском (Кубина) Карачаево-Черкесской республике. » (стр.3)

Уточним, что Кумско-Лоовский аул это современный аул Красный Восток, а аул Кубина раньше назывался Лоовско-Кубанским, откуда и идет его название.
Таким образом, как будет показано далее, первым известным по имени предком нашего рода является Жанымба (Жамбей), старший брат Каншао, Нартшао и Шауей. 

Правда есть и еще одно предположение, читаем у А.М.: «В личном архиве А.И.Мусукаева хранится еще один вариант предания о роде Жамбеевых, несколько отличающийся от приведенного выше повествования». Речь идет о следующей версии – «Так в рапорте начальника Баталпашинского округа Кубанской области на имя начальника Кубанской области «О положении абазинского народа» датированный январем 1867 года, содержатся исторические сведения о переселении в 1642 году из Кабарды Алегуко и Хатажуко Казиевых в район Пятигорья на земли Абазинских Мурз: Хачана-Мурза Джантемирова, Саральпа Лова, Казия Дударукова, Жансоха Бибердова, Алкас-Мурза Бегишева и Джаным-Мурза Бабубкова». Далее в рапорте говорится что «… На этих землях кабардинцы смешались с абазинами и долгое время жили вместе. В 1745 году многочисленные потомки Абуковых (Бабуковых), Джантемировых, Трамовых, Аджиевых переселились на Малку и образовали новые фамилии …»(стр.6)
С нашей точки зрения здесь важно подчеркнуть сам исторический факт совместной жизни и смешение кабардинцев и абазин, и как следствие возможность образования новых фамилий. Однако подтверждения происхождения рода Жанымбей от «Джаным-Мурзы Бабубкова» нами не найдено. Так, например, представителей рода Жанымбей нет в списках жителей села Бабуковых, составленных при попытке перевода их в казачье сословие (см. http://www.zolka.ru/history/6-babuk – А.Д).

Важно отметить замечание А.М. – «… фамилии Жамбей, Жанымбей, Жамамбей, Джантубая, Бжамбей неоднократно становились предметом исследования ученых лингвистов и историков» (стр.2).

Далее А.М. подчеркивает: «Более деятельное лингвистическое исследование фамилии Жанымбе (Жамбей) провела кандидат филологических наук Р.Х.Темирова, которая на основе архивных данных определяет принадлежность рода Жанымбей (Жамбей) к абазинам и производит фамильное имя Жанымбей от личного имени Жаным и «абхазо-абазинского элемента Ипа (-ба), восходящего к имени сын»  (стр.5).
 В связи с этим особого внимания заслуживает следующий материал приводимый А.М.: «Известный турецкий путешественник XVII века Эвлия Челяби путешествуя по Северному Кавказу записал сведения о расселении южно-абазинских племен «… Кечилер, Арт, Сучалер, Садша, Джамбе, Камыш, Ашечели, Усувиш, Сунсу…»

«По свидетельству Эвлия Челяби, эти южно-абазинские племена, среди которых интересующее нас племя Джамбе (Жанымбе – А.М.), жили в районе нынешнего города Туапсе и «граничили с адыгским племенем Жане»  Исследование этнонима Джамбе и антропонима Жанымбей Р.Х.Темировой позволяют нам отождествлять этноним Джамбе Эвлия Челяби и фамильное наименование Жанымбей, Жамбей, Джантубай . »  (стр.5)

(Прим.- Эвлия Челеби (Evliya Celebi) (25.3. 1611, Стамбул,- 1682 или 1683, там же), известный турецкий путешественник, географ, писатель. Ок. 50 лет провёл в странствиях (в т. ч. военных походах).  (http://www.hrono.ru/biograf/bio_e/evlia_ch.html).

«Таким образом, не имея возможности определить имена пращуров Жанымбей, есть основание полагать их происхождение из племени Джамбе, упомянутого Эвлия Челяби в  XVII веке. Отметим при этом, что время существование самого племени Джамбе имеет еще более древние корни - с XIII века» (А.М. - стр. 7).

 А.М.: «Согласно Р.Х.Темировой род абазин Жанымбей официальное Джантубай проживающие в Карачаево-Черкесии в сел. Красный Восток, Кубина, Инжич-Чукун принадлежат к абазинскому племени тапанта и входят в родственное объединение абазинских владельцев Джантемировых, Лоовых, Дударуковых, Бибердовых, Бегишевых, Бобуковых… Сегодня практически невозможно точно установить происхождение патронимически родственных фамилий кабардинцев Жамбеевых (Жанымбей) и абазин Джантубаевых (Жанымбей) – от этнонима Жамбе по Эвлия Челяби или от антропонима Джаным Бабукова, но бесспорным является то, что фамилия Жамбей (Жанымбей) Джантубай (Жанымбей) относится к абазинскому племени тапанта, жившему в XIII веке на Черноморском побережье Кавказа и по разным причинам вовлеченные в миграционные процессы народов Северного Кавказа переселились в XV – ХVIII веках в верховья реки Кубань, а затем в Кабарду, сначала в район реки Кума и Подкумка, затем на Малку и Баксан и позже на Урух и тем самым обрели новую родину» (стр. 7).

Продолжим анализ исторических фактов. К ним, безусловно, относится сама совместная жизнь абазин и кабардинцев, которая протекала не без конфликтов и противоречий, что проявлялось и в отношениях известных людей. Одно из таких событий, важных для нашего исследования, нашло отражение в песне-плаче рода Жанымбей. Вот выдержка из книги А.М.:
                «  Подстрочный перевод «Плача Джамамбаевых»
с адыгского на русский
Труден путь к братьям живущим (Шыф ца) у Черного моря
Но он труднее если ты кровник и вынужден скрываться от преследователей
Отважен был князь и остер на язык
Не стерпел оскорбления и меч мой не дрогнул
Не думал о детях, которые (как щенята) наверное блуждают по лесу
Молюсь я чтобы Тхашхо уберег их от Ермэлыхьэ (наверное от генерала Ермолова)
А кровники их за малолетством не тронут
Бежал я как трус звериными тропами,
Оставив детей на съедение собакам нет мне прощенья, нет мне прощенья.

В плаче «Джамамбаевых» не называется имя покинувшего родину Джамабаева, но имя его проясняется в предании о Нартшао Жамбееве и Таукасере Таове, записанное нами со слов информатора Жамбеева Хаути Хазешевича 1946 года рождения из селения Урух, прямого потомка Нартшао Жамбеева в шестом поколении» (стр.8).

Предание о Нартшао Жамбееве и Таукасере Таове
«Это предание рассказал мне Жамбеев Нартшу, который в столетнем возрасте умер в 1972 году. Как то князь Казиев ездил по селам и отбирал для предстоящего похода лучших войнов (зек1уэл1). Заехав в аул Коголкова он собрал стариков и спросил, - кто из сельчан достоин быть в дружине князья. Старики указали на Жамбеева Нартшао и Таове Таукасара. Услышав незнакомые имена князь сказал, - Разве может непородистый конь стать хорошим скакуном? Не прославившие свое имя воин, не может быть в моей дружине. Князь Казиев поехал в следующий аул и забыл о сказанном. Прошло время. Разговор стариков и  князя кто-то передал Нартшао и Таукасару. Оскорбленные словами князья они поклялись, что Казиев пожалеет о сказанном. Возвращаясь из очередного похода Наршао и Таукасар встретили  на опушке леса князя Казиева окруженного своей дружиной. Крикнув, - Берегись сын Казия, - они прорвались через охрану и слегка ранили его: Нартшао щеку, а Таукасар руку. Через несколько дней Нартшао и Таукасар согласно адыгскому обычаю решили навестить князя. У дома князя дружин встретила их обнажив кинжалами. Однако Казиев остановил своих дружинников и пригласил Нартшао и Таукасар в гостиную. Гости зашли в дом и, поздоровавшись с князем, справились о его здоровье. Поговорив немного, они попрощались и вышли из гостиной.
Князь вызвал старшего дружинника и сказал, - Позаботься о гостях, примите их как полагается по нашим законам, они не виновны, виновен я и мой язык.
Так Нартшао и Таукасар доказали князю Казиеву, что они действительно настоящие адыгские рыцари» (стр. 8-10).

Далее у А.М. читаем: «В данном случае совокупность архивных сведений о малолетних детях Нартшао, содержание преданий о его рыцарских поступках, упоминание в «Плаче» об убийстве князя и малолетних детях оставленных на родине предполагают сделать заключение о тождественности героя «предания» Нартшао и «плача» Джамбеева. Жамбеевых, потомков Джанымба, живших в Лоово-Кумском  ауле князей Лоовых и Жамбеевых, потомков Шумахо из аула абазинского узденя Ашабово так остро не коснулись события «Ермоловского покорения» Кабарды в 1821 – 1822 годов, поэтому старшее поколение рода Жамбеевых в северо-западной части Кабарды более менее сохранилось и это просматривается в «Ведомости исчисления Кабардинского народа» Я.Шарданова   и в «Списке Большой Кабарды разных степеней узденям».   (стр.10-12)
Из этого логично заключить, что после конфликта, а возможно и убийства князя Казиева судьба Нартшао приобретает трагический характер.
Для нашего исследования здесь важно отметить – характер поведения Нартшао, его своеобразную дерзость нельзя понять без учета того, что попав в зависимость от кабардинских князей, абазинские князья и дворяне сохраняли и свое особое представление об иерархии их отношений. Наверняка они помнили о временах, когда, как писал об этом Л.И.Лавров,  переселившиеся на северные склоны Кавказа абазины обладали большей, чем кабардинцы силой. Они одерживали над ними верх при вооруженных столкновениях, и даже покровительствовали им при их войнах с дагестанскими шамхалами. Ситуация изменилась только после того, когда значительная часть абазин погибла из-за жестокой эпидемии чумы разразившейся в местах их проживания (см. – Л. И. Лавров (1909-1982) «Абазины (историко-этнографический очерк) / КЭС. 1955. Вып. I. С. 5-47»;
Только с учетом этого возможно понять и описываемое далее А.М. событие:
«В документах 1858 – 1887 годов имя Темрюко Жеманбиева (Жамбеева) (сына Нартшао – прим.А.Д.) часто фигурирует. Так в 1858 году кабардинский временный суд рассмотрел «Дело о нанесенных оскорблениях узденем Темрюко Жаманбиевым князю Казиеву».
Из дела становится ясно, что 8 февраля 1858 года князь Казиев в сопровождении прапорщика Хаудова и юнкера Жанситова приехали в аул Коголкова и решили остановится на постой в доме Темрюко Жаманбаева (Жамбеева - А.М.). Согласно кабардинского адата Темрюко Жамбеев должен был принять князя и его сопровождающих, однако Темрюко не принял их. Трудно найти объяснения такому поступку Темрюко. Возможно Жамбеевы отрицательно относились к князьям Казиевым, обвиняя их в гибели главы рода Нартшао. Как бы там ни было, Казиев подал в суд на Темрюко Жеманбеева. Чем кончился разбор этого дела в архивных документах не обнаружено. Следующий документ, в котором упоминается имя Темрюко «Жинанбаева» датирован 28 декабрем 1867 года. В нем начальник Черекского участка С. Творкиев докладывает Начальнику кабардинского округа что «Темрюко Жинанбаев, человек характера строптивого, всегда неисполняющего и необращающего внимание на распоряжение аульных старшин считая себя если не выше их, то на равнее…» 
(стр.14-15). 
Отдавая дань уважения Темрюко, А.М. пишет: «Документальная история мало сохранила известий о жизни и деятельности Темроко Жамбеева, однако и то малое количество архивных материалов, которое нам удалось обнаружить, способствует воссоздать образ удивительно стойкого, мужественного, мудрого и уважаемого всеми жителями аула человека того времени. О его стойкости и мужестве говорится в архивных документах хранящихся в ЦГАКБР ф-И-24, оп. 1, д. 34 «О ссоре Темроко Жаманбеева и князя Казиева». В этом документе относящемся к 1858 году Темроко характеризуется как смелый и решительный человек умеющий защитить свое право на собственность основанное на обычном праве кабардинцев – адыгэ хабзэ» (стр.54-55).

Для нас здесь важен тот факт, что, по всей видимости, поведение Темроко опиралось на «Уорк-хабзэ» - дворянско-рыцарский этический кодекс, причем настолько ему соответствовало, что князь Казиев не смог воспользоваться этим кодексом чести в свою пользу, и был вынужден обращаться к официальным властям.

Каков был сословный статус представителей рода Жанымбей?
Читаем у А.М.: «На основании Императорского указа 4 декабря 1864 года во Владикавказе была учреждена Временная комиссия для разбора личных и поземельных прав горских народов, Северного Кавказа. Впоследствии, 30-го декабря 1869 года эта комиссия была преобразована в комиссию для разбора сословных прав горцев Терской и Кубанской областей. В связи с этим в Комиссию был представлен «Список лицам Нальчикского округа (Большой Кабарды) заявившим о своем привилегированном происхождении  подписанное начальником Нальчикского округа Терской области полковником Нуридом. В этом списке значились сословия «пши», «тлекотлеши» и «дижинуго».
Среди сословия «дижинуго» под №119 значится хажи-Темрюко Жеманбаев (Жамбеев - А.М.), его сыновья:
1. Жанбот
2. Эльдар
3. Муртаз
4. Ибрагим
5. Тембот
6. Мурзабек»
Этот список уточнялся в 1897 году. При уточнении списка против имени Хаджи-Темрюко Желанбаева (Жамбеева - А.М.) было дописано «умер». … потомки Нартшао Жаммбеева (Желанбаева) (Жамбеева - А.М.) в Большой Кабарде были признаваемы среди привилегированного сословия и принадлежали к «дижинуго» - (позолоченное серебро) » (стр.16).

Чем занимались представители рода Жанымбей?
По материалам А.М.: «Имя Темроко Жинанбаева (Жамбеева А.М.) упоминается среди «Списка» жителей Черекского участка имеющих свои заводы лошадей, с обозначением против каждого тавро»,  составленного 28 декабря 1868 года» (стр.16).

Отметим важное замечание А.М. - «В архивных документах дореволюционного 1917 г. периода, часто встречаются упоминание фамилии Жамбеевых, потомков Темроко, Жамбота, Мурзабека, Ибрагима, Эльдара, Тембота, Бекмурзы, Хазеши, Мисоста и др. Во всех документах написание фамилии потомков Нартшао Жемамабаева (1825), Темроко Жинанабаев (1858), Темроко Желанбаева (1869), Темроко Жамамбаева (1885) разнятся. По сути одну и ту же фамилию Жаманбей (Жанымбей – прим. А.Д.), писари воспринимали на слух по-разному и записывали как слышали» (стр. 16-17).

Раскрывает историю и образ жизни рода Жанымбей и  следующая выписка из книги А.М.:  «Согласно «Ведомости» исчисления кабардинского народа составленного Я.М.Шардановым в 1825 г.  Темроко было 10 лет и он жил совместно с братом Али, которому было 20 лет. В названном документе нет сведений об отце Темроко и Али. Судьбоносное и суровое время вхождения Кабарды в состав Российской империи и трудное детство без отца наложили свой отпечаток на формирование личности братьев Жамбеевых. Легендарный образ их отца Нартшао, зафиксированный в фольклоре кабардинцев и западных адыгов дает возможность предположить, что братья Жамбеевы владели большими земельными угодьями и скотом. Тот факт, что список жителей аула Коголкина за 1825 год начинается не по алфавиту, как это было принято по правилам составления списков и ведомостей жителей сел и городов того времени, а по родовитости и состоятельности, в котором первыми после Коголкиных значатся братья Жамбеевы, которые жили по соседству с аульным владельцем, говорит о том, что они были равны в сословном и имущественном отношении с дижинуго Коголкиными» (стр. 54).

Следующие данные, приводимые А.М., важны в связи  с тем, что документально отраженная дата рождения Нартшао позволяет определить примерное время рождения и старшего из братьев – Жанымба, о чем будет сказано позже -
«Поколенная роспись рода Жамбеевых из с.Каголкино (Урух) КБР
(потомки Нартшао)
I – поколение
1.   родился около 1780 г. Легендарный предок Жамбеевых из аула Коголкино (сел.Урух). Дата смерти не известна. По переписи населения Большой и Малой Кабарды 1825 года он не значится. В списке записаны его сыновья Али – 20 лет и Темроко – 10 лет

II - поколение
2. Али Нартшаович, родился в 1805 г. в ауле Коголкино. Дата смерти и место захоронения не известно. Его имя значится в «переписи» Я.Шардановым 1825 года. По сведениям его потомков он эмигрировал в Турцию в 1860 – 65 годах вместе с семьей. По их сведениям у него было два сына: Ибрагим – 1848 г.р., Матгери – 1850 г.р.

3. Темроко Нартшаович, родился в 1815 году в ауле  Коголкино. Умер до 1890 г. Похоронен в ауле Коголкигно…» (стр. 20)

Следующий документ от 23 октября 1869 года   называет «аульными старшинами Темроко Жамбеева, Пшемахо Коголкина и Асланбека Шеружева», которые совместно решают общественные и судебные дела жителей аула Коголкино. В документах относящихся к 60-м годам 19 века к имени Темроко прибавляется Хаджи, это косвенно свидетельствует о том, что в этот период согласно родовому преданию Темроко вместе  с братом Али совершили паломничество в Мекку, после чего Хаджи-Темроко вернулся в Кабарду, а Али остался с семьей в Турции (стр.55).
Этот факт важен для дальнейшей работы по вопросу зарубежных представителей рода.

Очевидным доказательством общности происхождения различных ветвей рода Жанымбей является орнаментальное единство их тамг. Об этом А.М. пишет: «Исследуя родословную Жамбеевых (Жаманбей) проживающих в КБР и Джантубаевых (Жанымбей) в КЧР мы исходили из положений Л.И.Лаврова о том, что у бесписьменных народов Северного Кавказа, адыго-абхазов, знаки фамильной собственности тамги-гербы, ушные метки и т.д.. являются относительно достоверным источником определяющим близкие родственные отношения между владельцами схожих тамг, к тому же имеющих одинаковую фамилию.

Таким образом, идентичность всех фамильных тамг Жамбеевых-Джантубаевых, не вызывает сомнения и мы вправе утверждать, что весь род Жамбе, некогда живущий на берегу Черного моря (по Эвлию Челяби) и имевший территориальное, экономическое и идеологическое единство с древних времен имел свой отличительный знак-герб, который использовали:
- как фамильный герб, когда вышивали на знамени или же высекали на могильном   
  памятнике;
- как подпись или печать на важных документах;
как клеймо на домашней утвари и животных» (стр. 88-90).

Следует отметить, что история рода Жанымбей связана с родственными ему фамилиями Харатоковы, Малуховы и Малхозовы.  По семейным преданиям Джандубаевых достоверно известно, что их предки имеют то же происхождение, что и род Жанымбей, а современные фамилии образованы по личным именам представителей этого рода. Доказательством этого является и сохраненная общая родовая тамга.

Продолжим анализ важных фактов, читаем у А.М.: «После отмены в Кабарде в 1867-1868 годах крепостного права, многие крестьяне подвластные Жамбеевым, взяли фамилию своих владельцев вследствие чего у исследователей родословной Жамбеевых возникают серьезные трудности, которые порой неразрешимы из-за отсутствия архивных документов. Так в проведенных в Кабарде переписи населения за 1886 год появились представители рода Жамбеевых предки которых не значатся в ранних документах. Их имена и отчества не согласуются с именами Жамбеевых зафиксированных в переписи 1825, 1829 годов и последующих документах в которых упоминаются Жамбеевы» (стр.130-131).

С учетом этого факта для восстановления родового дерева предков Магомет-Гирея важна следующая информация: «Потомки Каншао Жамбеева, переселившегося в середине XVIII века в аул Ашабово из аула Кумско-Лоовского Кубанской области зафиксированы в «Ведомости»  Я.М.Шарданова в 1825 году» (стр. 133).
Далее А.М., описывая носителей фамилии Жамбеевых по этому источнику, замечает: «Родословная предков остальных четырех семей значащихся в посемейном списке сел. Ашабова за 1886 г. не ясно. По преданию одной из этих семей, а именно потомков Курмана Маремуковича, (которому в 1886 году исполнилось 64 года), записанное нами со слов Исмаила Шутовича Ташлоева гласит, что их предок Курман Маремукович со своей семьей переехал в 50-х годах 19 века из аула Кумско-Лоовского Кубанской области, после уплаты выкупной своему владельцу Сальману Жамабаеву (Жамбееву), потомку абазинского узденя Жамбе, одного из братьев Каншао, Нартшао и Шауей Жаммбевых (Жамбеевых), ранее переселившихся в Кабарду. Потомки Курмана, Псаун, Камбот, Мила (Батоко) в документальной истории Кабарды и Балкарии проходят под фамилией Жамбеевых до 1927 года. В период коллективизации, Жамбеевы потомки Каншаовичей были раскулачены и сосланы в Сибирь как зажиточные кулаки. Боясь за свою судьбу потомки Курмана заявили, что они были крепостными Жамбеевых и поэтому их предок Курман записался на фамилию Жамбеевых, а так они из рода Ташлоевых. Дед Исмаила Псаун в 1927 году написал заявление на имя председателя ревкома сел.Ашабово о желании вернуть себе фамилию своих предков Ташлоевых. Просьба Псауна Курсановича была удовлетворена и с 1927 года все потомки Курмана Маремуковича стали писаться Ташлоевыми» (стр. 135-136).
Эта информация о Ташлоевых имеет принципиальное значение, что будет показано далее.

Неоценимую по важности информацию по роду Жанымбей находим в научной работе Р.Х.Темировой (далее - Р.Т.) в которую вошли материалы собранные Джендубаевым Рауфом Сольмановичем и Джандубаевым Альбертом Рабизоновичем: 
«Жанымбей. (офиц. Джандабаев, Жандубаев), современная абазинская фамилия. Представлена в КБР, в аулах Кумско-Лоовской (Красный Восток), Кубанско-Лоовской (а.Кубина), Лоовско-Зеленчукской (Инжич-Чукун), в ауле Псыж и городе Черкесске. Сведения о роде Жанымбей имеются в документах конца ХIХ в. в связи с сословными делами среди оставшихся на родине остатков после выселения адыгов и абазин в Турцию. Как сказано в одном из документов сословной комиссии, после выселения почти всей массы горцев Кубанской области в Турцию, определение к какому сословию принадлежит той или другой из претендентов, потребует самой строгой разборчивости, тем более, что из некоторых племен осталось самое незначительное число семейств  (подчеркнуто нами – Р.Т.). В этом же документе приводится посписочный состав всех сословий у адыгов, абазин (абхаз), ногайцев и карачаевцев, и фамилии, относящиеся к тем или иным сословиям. У абазин, например, комиссия выделяет сословия аха, маршани, агмыста-ду, агмыста, азаты и унауты. К сословию Агмыста-Ду, по сведениям сословной комиссии, в Баталпашинском уезде при опросе себя в числе  других девяти родов относили и Джандубаевы (Жанымбей) (стр. 230).

 «Здесь же дается разъяснение, что между сословием Агмыста-Ду («большой Агмыста») и  сословием Агмыста существует разница «только относительно калыма и почестей или знаков уважения». Видимых привилегий Агмыста-Ду не имело, за исключением лишь одной фамилии Трамовых, которая имела аулы подвластных из простых Агмыста и пользовались почетом, как и фамилия из сословий Маршания . Трамовы могут сравниться с адыгским л1акъуэл1эш (или с дыжьыныгъуэ) (т.е «позолоченное серебро» - прим. А.Д.). Трамовы получили наделы землею по происхождению, а Джандубаевы, Джегубановых (Джегутановых – А.Д.) и некоторые Айсановы, Кмузовы получили участки «вследствие своих личных заслуг или влияния в обществе, а не по происхождению» (там же, с.19). Однако по имеющимся сведениям, Айсановы, Джегубановы, Кмузовы имели свои  аулы, поэтому дальнейшие изыскания абазинских аулов на Северном Кавказе в ущельях рек Теберда Кубани на Куме, в верховьях р. Б. и М.Зеленчуков, среди которых возможно, и находились и поселения Жанымбей, несомненно будут иметь большое значение для восстановления истории рода и картины расселения абазин вообще после их перехода на северные склоны.
Есть сведения от 1840 годов, когда происходили переселения аулов всех народов с места на место, когда аулы подразделяясь, присоединялись к другим, даже к иноплеменным. В эти годы «два цебельдинские аулы Маршаниева, один из Кяфара (приток р.Б.Зеленчук – Р.Т.) перешел в нынешнем году (1842 г. – Р.Т.) на вершины Большого Зеленчука, а другой остался с 1838 г. на Теберде».
В своей работе Р.Т. выдвигает и такую версию происхождения - «Мы здесь предполагаем, что родовая фамилия Жанмб=ей сохранила название своего аула, образованного на Северном Кавказе в адыгской языковой среде и с помощью адыгского суффикса = ей: Жанмба «фамилия рода» + адыг. суф. =ей. Именно наличие суффикса =ей наводит на мысль о том, что было поселение Жанмб =ой».
Заметим, что действительно существование такого аула на территории нынешней КБР подтвердил в своем исследовании А.М.

При этом отмечаемый в работе Р.Т. факт, касающийся сословного статуса рода Жанымбей, требует дополнительных уточнений: «Учитывая архивные сведения о том, что род Жанмбей причисляет себя к сословию Маршания, можно предположить путь продвижения их из Цебельды на север: это на вершину р.Теберда, как самый короткий и удобный. Здесь вместе с другими цебельдинцами они оставались некоторое время. В долине р.Теберда цебельдинцы жили на правобережье р.Теберда на речке Джемаата (совр. местность Джамагат). Часть цебельдинцев ушла на р.Кума, впоследствии с р.Кума на р. Б.Зеленчук (речку Кяфар). А один аул в 40г. – ХIХ в. еще оставался на р.Теберда.
С р.Кума их часть переселилась в аулы Лоовско-Кумский и Лоовско-Зеленчуксий  . Но древние корни рода, как и множество других абазинских родов, несомненно лежат глубже, на южных склонах хребта в т.н. Большой Абазе» (стр. 232).

После архивных данных, подтверждающих принадлежность рода Жанымбей к абазинам, нам остается лишь данными языка подтвердить сказанное. Фамильное имя Жанымбей состоит из корневой части Жанм, возможно «личное имя» или название общества и абхазо-абазинского патронимического элемента ипа (-ба), восходящего к имени «сын» (стр. 231).
 И далее у Р.Т. - «Нам представляется, что исторические факты, приведенные выше, достаточно убедительно свидетельствуют о древности рода Жанмба и его корнях, восходящих к прибрежным абазинам в далеком прошлом» (стр. 234).

Заслуживает внимания уточнение времени начала использования фамилии Жанымбей в современном написании. Так Р.Т. сообщает: «Ниже покажем данные некоторых архивных документов о роде Джандубаевых: как указали выше, фамильное имя Джандубаев такую форму записи приобретает с II пол. ХIХ в., а народное, исконное Жанмбей общеупотребительно до сего времени. Так по архивным данным в 1870 г. штабс-капитану Махмуду Джендубаеву в числе представителей русской и горской знати Баталпашинского уезда кубанской области пожаловано и отведено на льготных условия 260 десятин (ЦГИА Гр. ССР, ф.545,оп.1, ед.хр. 2977, лл. 8-27.). Более конкретно это событие отражено в «Ведомости надела Кумско-Абазинского и Хумаринского аулов и почетных туземцев Эльбрусского округа Кубанской области», где записано: «штабс-капитану Махмуду Джендубаеву (он же Женонбаев), при нем два сына», выделить 260 десятин» (стр. 234).

Оригинальную, основанную на абазинской этимологии версию значения фамилии Джандубаевы/Джендубаевы представил мне в личной переписке знаток истории и языка абазин Леонард Кужев –
«В абхазском и абазинском языке есть тюркизм - "байа" - богатый. Кроме этого "Джандубаев" - это русская транскрипция абазинской фамилии Джьанымберг1а, сама фамилия состоит из трех частей - "Джьа"- труд, "ным(ха)" - безделие, "байа" - богатый, то есть, - хоть трудится, хоть бездельничает все равно богатый…».
 Не без юмора можно с этим согласиться.

Освещая вопрос о местах проживания представителей рода Жанымбей, Р.Т. пишет: «Основными селениями проживания рода Джандубаевых являются аулы Красный Восток, Кубина, Инжиг-Чукун, Псыж, Койдан, причем первые три аула основаны князьями Лоовыми, что подчеркивает приближенность рода Джандубаевых – представителей дворянского сословия – к княжескому роду Лоовых. Прямая родственность Джандубаевых из аулов Красный Восток, Кубина и Инжиг-Чукун подтверждается и фамильными тамга /дамыгъа/… Джандубаевы имели свои земли, разводили в основном крупный рогатый скот и лошадей.
В работе С.Ионовой «Абазинская топонимия» не раз упоминается фамилия Джандубаев. Так «Джанибейрг1а рв1вар» – Джандубаевых балка», «Джанибейрг1а ах1ва» – плато у Джандубаевых балки», «Джанибейрг1а рч1варте» - местожительство Джандубаевых, «Джанибейрг1а ртоба» – возвышенность (холм) Джандубаевых и т.д.
В работе Ю.Цекова род Джандубаевых из аула Инжиг-Чукун упоминается как род, занимавшихся коневодством и имевших достаточное поголовье кобыл для воспроизводства и продажи породистых жеребцов и коней» (стр. 235).

Далее Р.Т. сообщает о роде «Жанымбей (Джантубаевы) из Кумско-Лоовского аула»: «Джантубаевы (Жанымбей) из Кумско-Лоовского аула согласно родовых преданий состоят в кровном родстве с Жамбеевыми (Жаманбаевыми) из аулов Коголкино (Урух), Ашабово (Малка), Клишбиево (Нартан) и других селений нынешней Кабардино-Балкарии. Об этом свидетельствуют не только генеалогические предания, но и архивные документы хранящиеся в государственных архивах КБР, КЧР, РСО «Алания», республики Адыгея, Ставропольском крае» (стр. 238).
Еще один принципиально важный документ находим у Р.Т.: «В другом рапорте капитана Зергеля 1-го на имя начальника Кисловодской Линии полковника Евдокимова за 12 января 1844 года упоминаются предки нынешних Джантубаеых (Жанымбей) Умара, Салиха и Махмуда.

Из рапорта пристава нам становится известно, что Умар Джамамбаев был женат на родной тетке Корнета Аджиева проживающего в Большой Кабарде. После смерти Умара, его родные братья Салих и Махмуд претендуют на имущество их брата…
Из рапорта становится известно, что один из братьев – Махмуд, служит в русской армии в звании штабс-капитана и на период разбирательства находится в Варшаве.
В архивах ЦГА КБР  сохранились Посемейные списки аула Лоова-Кубанского на р.Куме за 1864 год. В этом списке значатся под номерами:
№64 – Джаманбаев Салих – 43 лет, сын – Умар – 15 лет. Имущество Салиха составляло сакля – 1. лошадей – 2, коров – 3, овец – 15, телят – 2. (Судя по этому списку тяжба между Салихом и вдовой Умара Хурей Аджиевой видимо решилось не в пользу первого);
№79 – Джаманбаев Махмуд – 40 лет (брат Салиха). Сыновья: 1.Бекмурза – 11 лет, 2.Нарчов – 8 лет. Махмуд имел: саклю-1, лошадей-4, коров-8, телят-4;
№80 – Джаманбаев Азаматгери – 38 лет. (Сведения не имеются, временно проживает у родственников в Большой Кабарде)» (стр. 238-239).

Эта информация важна, поскольку позволяет определить год рождения Махмуда Джендубаева, которому в 1864 году было 40 лет, следовательно, он был рожден в 1824 году. А также для уточнения следующей информации:
«В период освобождения крестьян от крепостной зависимости, сын Махмуда, уздень Сальман Жананбаев (Джаманбаев) освободил своих холопов,  в том числе:
Уздень Сальман Жананбаев
1. Пшехоп – 60 л. Жена Бибард – 66 лет. Сыновья: Ахлав – 16 л., Алхас – 14 л., Тлижин – 7 л. Дочери: Тавказ – 12, Жилит – 7.
2. Огурлы – 56 л. Жена – Хуж – 40 л., дочь Налбе – 14 л.
3. Тисуж – 50 л. Жена: 1-я Хумыли – 40 л., 2-я Гугуна – 20 л. Сыновья: Яхья – 25 л., Ибрагим – 1 г.
4. Брат Тисужа – Хамгот – 5. Сестры Тисужа: Хабыбыбта – 15, Абыбыта – 8. Гошехана – 7.
5. Тлемовука – 40 л. Жена Гура – 35 л. Сын Берекет – 20 л., жена Берекета – Кара – 15 л.
6. Брат Тлемовука Альбий – 18 л., жена Хица – 15 л. брат Тлемовука Клишбий – 9.
7. Маратука – 16
8. дворовым Шиле – 47 л. сыновья Псабыда – 13 л., Псаун – 10 л.
9. Гошесох – 40 л.
Уздень Дандык Женанбиев
Холопы:
Херлы – 50 л. Жена Фаго – 40 л., сыновья: Кабаба – 20 л., Сабыда – 8, дочь Груна 3.

Уздень Тембот Женанбаев
Дворовая Абазеха – 40 л.»                (стр. 239-240)

Вообще с именем Махмуда Джендубаева (Джандубаева) связаны ряд фактологических противоречий. Так в работе: А.В. Казаков. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры, 2010 г. читаем - 
«Джандубаев Махмуд Анзорович
?–не ранее 1898), штабс-капитан (к 1872), из абазинских узденей (сословия агмиста). Проживал в Баталпашинском отделе Кубанской области. Был женат. Сыновья – Эльмурза, Карамурза, Али-Мурза». Обратим внимание на имена сыновей.

В работе Вершигора А.Д. «Горские офицеры и полные георгиевские кавалеры Кубанского казачьего войска и территории Кубанской области на службе России (конец XVIII – начало XX в.)» (http://www.slavakubani.ru/content/detail.php?ID=2562) читаем -
«Джендубаев (Джендыбыев) Махмуд, абазинский уздень, имел чин штабс-капитана. Проживал в а. Кумско-Абазинском, в современной Карачаево-Черкесской Республике. Наделен землей –  200 дес. ему и трем сыновьям по 30 дес. [82]»

Эта запись вроде бы подтверждает первую. Однако там же имеется запись –
 «Джандубаев Махмуд, абазин, штабс-капитан, с сыновьями Гула и Бата наделен  290 дес. земли, проживал в Эльбр. округе [82].»
Обратим внимание, что имена сыновей иные, чем у «Джандубаева Махмуда Анзоровича».

Читаем у А.М. – «Ниже покажем данные некоторых архивных документов о роде Джандубаевых: как указали выше, фамильное имя Джандубаев такую форму записи приобретает с II пол. ХIХ в., а народное, исконное Жанмбей общеупотребительно до сего времени. Так по архивным данным в 1870 г. штабс-капитану Махмуду Джендубаеву в числе представителей русской и горской знати Баталпашинского уезда кубанской области пожаловано и отведено на льготных условия 260 десятин (ЦГИА Гр. ССР, ф.545,оп.1, ед.хр. 2977, лл. 8-27.). Более конкретно это событие отражено в «Ведомости надела Кумско-Абазинского и Хумаринского аулов и почетных туземцев Эльбрусского округа Кубанской области», где записано: «штабс-капитану Махмуду Джендубаеву (он же Женонбаев), при нем два сына», выделить 260 десятин» (стр. 234).

Далее у А.М.-
«В архивах ЦГА КБР  сохранились Посемейные списки аула Лоова-Кубанского на р.Куме за 1864 год. В этом списке значатся под номерами:
№64 – Джаманбаев Салих – 43 лет, сын – Умар – 15 лет. Имущество Салиха составляло сакля – 1. лошадей – 2, коров – 3, овец – 15, телят – 2. Судья по этому списку тяжба между Салихом и вдовой Умара Хурей Аджиевой видимо решилось не в пользу первого;

№79 – Джаманбаев Махмуд – 40 лет (брат Салиха). Сыновья: 1.Бекмурза – 11 лет, 2.Нарчов – 8 лет. Махмуд имел: саклю-1, лошадей-4, коров-8, теялт-4;

№80 – Джаманбаев Азаматгери – 38 лет. (Сведения не имеются, временно проживает у родственников в Большой Кабарде).

В период освобождения крестьян от крепостной зависимости, сын Махмуда, уздень Сальман Жананбаев (Джаманбаев) освободил своих холопов,  в том числе:…» (стр.239)

Обращает на себя внимание, то, что сыновья имеют ранее не встречавшиеся имена – Бекмурза и Нарчов. Имя же Сальман нигде ранее среди детей Махмуда не упоминается вообще.  Но оно есть здесь –
«… со слов Исмаила Шутовича Ташлоева гласит, что их предок Курман Маремукович со своей семьей переехал в 50-х годах 19 века из аула Кумско-Лоовского Кубанской области, после уплаты выкупной своему владельцу Сальману Жамабаеву (Жамбееву), потомку абазинского узденя Жамбе, одного из братьев Каншао, Нартшао и Шауей Жаммбевых (Жамбеевых), ранее переселившихся в Кабарду» (стр.135)

Еще больше вопросов относительно сыновей Мамуда возникает с учетом списка репрессированных в 30-х годах Джандубаевых  (из книги «Бессмертие народной памяти: Книга памяти жертв политических репрессий Карачаево – Черкесской Республики», Т.1, стр. 69) –
«ДЖАНДУБАЕВ Абул-Керим Камызович, 1905 г. р., а. Кумско-Лоовский, КАО.
Источник: День республики. - 1999. - 4 февр. - № 13 (15589). - С. 3.
ДЖАНДУБАЕВ Мурат Махмудович, 1868 г. р., а. Кумыш-Лоовский, КАО.
Источник: День республики. - 1997. - 6 февр. - № 15 (15288). - С. 3.
ДЖАНДУБАЕВ Псабида Бубович, 1912 г. р., а. Псыж, 1949.
Источник: День республики. - 2001. - 17 апр. - № 44 (15932). - С. 3.
ДЖАНДУБАЕВ Хасанби Махмудович, 1874 г. р., а. Кумско-Лоовский, КАО.
Источник: День республики. - 1998. - 26 февр. - № 23 (15446). - С. 3.»
ДЖАНДУБАЕВ Эреджиб Магомет-Гиреевич, 1909 г. р., а. Инжич-Чукун, а. Ин-
жич-Чукун, колхозник, 1933.
Источник: Ленинское знамя. - 1990. - 5 апр. - № 65 (14537). - С. 3.»

Но и здесь есть вопросы, поскольку в списках фигурирует  –
«ДЖЕНДУБАЕВ Мурат Махмудович, 1870 г. р., а. Красный Восток, а. Красный Восток,
единоличник, 1937.
Источник: Ленинское знамя. - 1990. - 5 апр. - № 65 (14537). - С. 3.»

Автором этих строк 21 декабря 2014 года были получены данные от Джандубаева Султана Маджидовича жителя аула Красный Восток 1928 года рождения (86 лет). По его сведениям Махмуд Джендубаев имел 5-х сыновей, их имена:
1. Мырза
2. Али
3. Карамурза
4. Мурад
5. Хасанби
Этот список, вероятно, соответствует действительности в наибольшей мере.
 
С учетом известных имен сыновей Махмуда относительно Сальмана в приведенном ранее документе вероятно допущена ошибка, так как упомянутый  уздень Сальман Женанбаев, будучи по документу «сыном Махмуда», в списке детей последнего не значится и старейшины рода такого сына не подтверждают. Иначе получается что предполагаемый сын Махмуда Сальман был рожден не ранее 1864 года, когда произведена запись. Однако известно, что в Кубанской области ликвидация личной зависимости крепостных началась с мая 1868 года, и в этом случае 4-летний Сальман никак не мог быть «освободителем» своих крепостных. Вероятнее всего речь идет о брате Махмуда, возможно младшем или наоборот старшем – Сальмане, который к моменту переписи проживал уже в Лоово-Зеленчукском ауле (современный Инжич-Чукун), созданном в 1861 году князьями Лоовыми.
При этом известно, что аул Хабез был основан в 1833 году, Красный Восток (Кумско-Лоовский) как единый аул между 1840 и 1860, аул Инжич-Чукун (Лоовско-Зеленчукский) в 1861 году, аул Кубина (Лоовско-Кубанский) в 1862 году. Эти даты важны для последующих выводов.   

На документальной основе можно утверждать, что Умар, Салих, Махмуд, Азаматгери, Сальман, Дандык, Тембот – это семь братьев Жанымбей из одного рода и сословия.
 
На сегодня из их отцов по документам известно только имя отца Махмуда Джендубаева и его братьев – это Анзор. Известно имя их деда – Жаным. Он первый известный нам по имени предок Магомет-Гирея по линии рода Джандубаевых-Джендубаевых.
Жаным  родился, как минимум, до 1777 года,  поскольку, как уже отмечалось, он старший из 4-х братьев родоначальников Жамбеевых, из которых по документам  третьим по возрасту был Нартшао, рожденный в 1780 году.

По семейным преданиям, что подтверждается и родовыми тамгами, род  Джандубаевых имеет одни корни с родами Харатоковых и Малуховых. По свидетельству старейшин рода Харатоковых общим предком трех родов является Салим (Сальым), у которого было трое сыновей, имена которых на абазинском языке звучат как
Малыхва, Харатыква, и Джамбей.
С учетом синхронизации времени не вызывает сомнений, что упомянутый Джамбей и есть Жаным-Жанымба, о котором говорится в преданиях рода Жамбеевых.

Родовой союз трех фамилий, образованных от личных имен предков, может быть охарактеризован как клан Джамбе, берущий свое начало от известного с 13 века одноименного племени, упомянутого в трудах Эвлия Челеби.

Заслуживают внимания важные сведения из диссертации Е.В.Брацуна, они позволяют уточнить время и места проживания братьев Жанымбей, этапы карьеры Махмуда Джендубаева:
БРАЦУН ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ  - «ГОРЦЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА НА ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ  (КОНЕЦ XVIII-XIX ВВ.)»
«… В 1848 г. в дивизионе прошли очередные офицерские назначения султаны: штабс-капитан Казбек в капитаны, поручик князь Хамзаев в штабс-капитаны, прапорщик Хаматханов в подпоручики, векиля: Темурко Бзаров, Афако Фидаров, Арсламбек Ораков, Джетагаз Кануков, Магмуд Джендубаев (Махмуд – А.Д.), Андрей Гуреев, Гаган Цаликов, Семён Кусов, Хасар Мукаев, и не имеющий чина Инал Асиев в прапорщики»
(текст диссертации стр. 47).
  РГВИА. Ф.15596. Оп.1.Д.37. Л.2.
  Приказы по войскам Кавказской линии и Черномории за 1848 г.
Справка: «Векиль» - название, которое носили урядники (унтер-офицеры) бывшего лейб-гвардии кавказского эскадрона собственного Его Величества конвоя и дагестанского конно-иррегулярного полка.
Из переписки по спору о наследстве -
«№ 916 28 марта 1845 г.
ст. Ессентукская
Л-7 Дело между корнетом Аджиевым, узденями  Джендубаевыми …
… уздени Джендубаевы состоят не в моем ведении, а пристава Закубанских народов…
… спросить узденей  Джендубаевых  жительствующих в Касаевом ауле
Кардонный начальник Кисловодской линии
Полковник Евдокимов № 2229
9 июля 1845 г. ст. Кисловодская»
ЦГА КБР, ф-16, оп., д. 349 (стр. 248)

Данная переписка свидетельствует о том, что написание фамилии как «ДжЕндубаев» существует уже в 1845 году, а сами Джендубаевы проживают в а.Касаевском (современный а.Хабез).

Возвращаясь к родословной Джандубаевых важно отметить - наш дед Сальман, он же Сольман (Цацура) Джендубаев, рожденный в 1895 году, согласно семейному преданию был назван так в честь деда Сальмана. Но достоверно известно, что его отца звали Магомет-Гирей, а деда Ахмет. Это подтверждается документально в журнале «ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»
(Историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал №3 2002 г.), где Ахмет числится в списках абазинских дворян «агмиста-ду» –
«22. Ахмет Джандубов (Джандубаев – А.Д.) - 4 Умер, остались сыновья Магомет-Гирей и Исмель, 2 души» («Список лиц принадлежащих к высшим сословиям Кубанской области Баталпашинского отдела (1872-1896 гг.)» стр.156. Сольман рожденный в 1895 году был старшим из 4-х братьев – Сольман, Исхак, Абубекир, Эреджип (Нашхо). Теперь становится очевидным, что Магомет-Гирей назвал старшего сына в честь СВОЕГО деда Сальмана.
 
Дальнейшие выводы относительно предков до Магомет-Гирея делаются с учетом того, что возраст между поколениями составляет в среднем 25 лет.

С учетом документальных данных и семейных преданий можно сделать следующее заключение:

1. Род Жанымбей берет свое начало от абазинского племени Джамбе, известного по историческим документам с XIII века;

2. Салим (Сальым) - первый известный по имени предок рода Жанымбей,  родился ориентировочно в 1735 году,  от него родились братья  Малыхва, Харатыква и Джамбей (Жанымба-Жаным), давшие начала фамилиям одного родового клана;

3. Жаным – 1760 год, старший из 4-х братьев Жанымбей, известных в Кабарде под фамилией Жамбеевы;

4. Анзор Жанымбей – 1785 год, отец Махмуда и его братьев, в том числе Сальмана;

5. Сальман Жанымбей - 1810 год, отец Ахмета;

6. Ахмет Джендубаев - 1835 год, отец братьев Исмеля и Магомет-Гирея;

7. Магомет-Гирей Джандубаев - 1860 год, отец братьев – Сольмана (Цацуры), Исхака, Абубекира и Эреджипа (Нашхо);

8. Сольман Джендубаев родился в 1895 году, был назван своим отцом Магомет-Гиреем в честь своего деда Сальмана, он отец братьев Рауфа и Романа (Рамазана) и их сестер – Фатимы (Айшат) и Софии;
Абубекир Джандубаев – репрессирован и погиб в 1933 году;
Эреджип (Нашхо) Джандубаев – пропал без вести на фронте в 1942 году;
Исхак Джандубаев отец Рабизона.

От родных братьев Сольмана Джендубаева и Исхака Джандубаева ведут своё происхождение современные потомки ветви рода Жанымбей из аула Инжич-Чукун, о которых еще будет сказано.

P.S. Дополнения и уточнения здесь - http://www.proza.ru/2017/12/28/2159 


Рецензии