Горы Юрия Визбора
Не увлечение – горы с первой встречи с ними стали частью его судьбы, местом встречи с собой. Он еще юношей принял лик гор, как «мудрую лекцию – вечность и я», и частично, уникальность его личности и творчества, редчайшая явленность гармонии в его облике и слове, лепилась текстом и этой лекции .
В 18 лет он пишет стихотворение «Теберда» и в нем признание: «я хотел бы всегда жить в горах».
Не ошеломление неизвестным ландшафтом, не восторг перед невиданными контрастами тебердинского ущелья, а удивление от узнавания родного места сквозит в его первых словах. И навсегда – любовь, которая была его проводником, оберегом, страховкой в горах.
В карачаево-балкарском языке в слове Теберда затаились два глагола- теб-двигайся и бер – поделись, и он не зная, чувствует энергетику этого имени, слышит звуки реки, волны, радости, подчиняется его ритму, который ведет уже все стихотворение. И в дальнейшем ,среди бардов и поэтов, пишущих о горах, свойственная только ему чуткость к топонимике, подключение к смыслам и поэзии, скрытых в них, очарованность ими будет углубляться. А в самом начале, обращаясь к Белокае, видя в ней бастион, к тополям, камням он переходит с ними на ты: «Я бы остался, поверь». Не панибратство, а чувство братства, вызванного принятием этого пейзажа, как живого, близкого мира.
Все это в первом стихотворении.
Последнее – «Цейское», также о горах. В нем, уже тяжело больной, зная, что уходит,он скажет: «Уйдем с верой, что вслед нам помолится старый монах» .
Монах – мрачная, таинственная скала ,не подпускающая и к подножью, никем не покоренная. Больше – из-за странного наклона, на ней есть место, которого не коснулся и солнечный луч. И он – одинокий, неприступный, заплачет, помолится за него,верит Юрий Визбор и имеет право на такую веру.
В его творчестве прочитывается, что сильное религиозное переживание было у него вызвано горами.
Откровение, как встреча с божественным присутствием, пронзило однажды его среди них. И его признания – в горах «приближаемся к богу, счищая всю накипь сердец», сочетания – « паперть гор», « откровение от гор и откровение души» – не поэтические украшения, а религиозное переживание того, « что делает с нами – тишина и высота».
Египтяне, при всеядном поклонении всему – от кошек до листвы – выделяли, почитали особо Бога гор. Только в нем видели наместника Бога на земле. Отношение пантеиста Визбора где-то приближенно к такому отношению и обновлено, оживленно его любовью, его голосом, что помогло ему сказать о горах так, как не сказал никто.
Его горы назначают встречу, вывешивают флаги, бинтуют раны, слушают песню, пылают как костер и т. д
Они и "синьоры синеглазые" и "испанские дворцы" и только Визбор « входит в горы, словно в сад» и только он видит невероятное : «В саду вершин растет одна гора» .
Внезапность образа, его новизна от очень личного чувства художника, опрокидывающего все существующие и рисующее небывалое – гору, как растущее дерево.
Горы Визбора «…веселой толпой/Сходились у речки зеленой/Как будто бы на водопой». Увидеть в малахитовой и одновременно прозрачной горной реке отражение гор, так увидеть, и так сказать, сочетая отчетливость и воображение, одной линией, не отрывая руку, запечатлеть этот миг мог Поэт с буквы большой. Без прилагательных.
Всегда улыбаюсь - сентябрь, полыхают краски, кружатся еще радостные первые листья, и глядя на еще единственное золотящее дерево в Терсколе выплывает – осень – девчонка рыжая… "Солнышко лесное" – сколько чувств, картин, поэзии плескаются в этих двух обычных словах, для скольких они пароль юности настоящей, скольких он заколдовал своей любовью к горам, подарил их, позвал к ним.
У него Шхельда – пятивершинная, опасная, прекрасная гора в Приэльбрусье – «пудрится снегом», прихорашивается, розовеет румянцем величественный Донгуз-Орун, Домбай стоит в дозоре, Эрцог – непредсказуемая, необычная вершина в Карачае – гордый красавец.
Они живые, у каждого- имя, и во многих стихотворениях толчком запуска воображения, его тональности служат звуки имен.
Тонко, точно Визбор прочерчивает и этнографическую историю гор. Его сравнение:
«Два Кугултая надо мной/Как два балкарских брата» перекликаются с со словами Зумакуловой - «Горы принимают очертанье/Тех, кто любит их и сам любим».
Утверждая, что Высоцкий обращается к самому приземленному слушателю, догадливо подлаживается под самый непритязательный вкус, при этом умудряясь выполнять заказ то начитанной публики, то толпы Ю. Колкер в статье «Высоцкий без гитары» демонстрирует грани своего, не всегда уместного снобизма и категоричности. Нет, конечно. Тот, кто был занят такой мимикрией имел другую судьбу. При жизни и после жизни. Это самый очевидный факт – есть множество других.
При любых эстетических предпочтениях настаивать, что Высоцкий не имел собственной поэтической интонации, своего литературного голоса, можно только с целью эпатажа. И это в лучшем случае.
Он не всегда знал о своем голосе, но и тогда голос его ошеломлял единственностью. Вот о горах Высоцкий действительно своего не сказал ничего. В лучших строках – повторил Визбора. Речь, конечно не о плагиате. Он просто не принял, не полюбил их.
«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»-убеждал он, не побывав вообще ни на одной.
Такой был дар – войти в кожу тех, кто бывал – на подводной лодке, истребителях, вершинах и т.д.
Думается, что самые точные, честные, нужные слова о Высоцком сказал Визбор. Его статья "Он не вернулся из боя" определяет главные смыслы творчества Высоцкого и уровень благородства, этической культуры самого Визбора. " Высоцкий создал совершенно неповторимый жанр личности, имя которому - он сам и где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. Каждый из компонентов имел свои недостатки, но слившись вместе, как три кварка в атомном ядре, они делали этот жанр совершенно неразрываемым, уникальным" - эти слова ведь приложимы и к Визбору...
Конечно, горы одна из тем.Есть другие. Так,аполитичность Визбора весьма условна. «С этим веком наш роман /Бессердечен и нечист» пишет он в «Одиноком гитаристе». Открыто, спокойно.
Знает: « … Спасти наши души/Никто, кроме нас, не придет» и это не ответ мольбе Высоцкого – это мудрость и в «Ожидании перемен» он напоминает: «Как будто обязательно удачи/Приходят огорчениям взамен». Как стало ясно – совсем необязательно, а его мудрость ранняя от услышанной в горах лекции «Вечность и я» и она помогала отстоять то, чем одарила его высота и тишина гор ...
Строчка Визбора о нездешних глазах романтика и усталое - никто не поверит если старик станет говорить о том , что и как эти глаза видели.
Молодой, счастливый откуда он мог знать эту печаль?
Никто не поверит, да и кто поверит, если сам сомневаешься в том, что шел дождь, а костер его не слушал и пылал и снилась Чукотка...
Почему Чукотка, которую уже не увидеть-верилось ведь, что это непременно случится - ступлю ногой на ее землю и пойму, почему она звала меня. Не случилось.
Сколько раз приходила к горе Монах.Ведь была готовность разлететься, только бы преодолеть ее неприступность - не подпустила.
"Неужели однажды была молодость? Золотыми буквами стоило начертать на ней- слишком повезло"- стоило начертать- и слушая Визбора понимаешь, какой она была прекрасной и как однажды повезло.
...Пред выцветшей давно, знакомою строкой,
с улыбкой начатой, дописанной с тоской,
порой мы говорим, ужель всё это было?
и удивляешься, что сердце позабыло,
какая чудная нам жизнь была дана.....
И Набоков оглядывается, удивляется, благодарит.
Свидетельство о публикации №214122801646
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай,
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай,
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти,
Нам надо песню допеть,
Нам надо меньше грустить.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март.
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март.
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Ю.И.Визбор
Тауберт Альбертович Ортабаев 10.05.2018 13:06 Заявить о нарушении