Водка и метафизика. О книге А. Никишина

               
  Приятный сюрприз – увидеть в библиотеке книгу одного из авторов сайта Проза.ру, да к тому же зачисленного мною в рубрику «Избранные».
«Тайны русской водки. Эпоха Иосифа Сталина», – так назвал своё произведение Александр Никишин. Издана она в Москве в 2013 году.

Читая эту книгу, получаешь истинное удовольствие от обилия информации, разнообразных эмоций,  умения автора подать интереснейшие, часто неизвестные широкому кругу исторические факты. Первая глава сразу привлекает названием: «Добро водка или зло?» Казалось бы, второй вывод очевиден. Однако автор показывает, что всё не так однозначно.

 «Питие есть веселие» - слишком уж укоренилось в национальном сознании это отношение к зелёному змию. И не только веселие, но и средство расслабиться, забыться, хоть на время уйти от суровых реалий. И также – часто – способ улаживания дел. Приятель-англичанин А.Никишина Джеффри уговорил его взяться за историю водки в России. Этот Джеффри научился хлестать водку по-русски, по словам автора: «После чего, по его словам, деловые разговоры превращались в дружеские и по сей день напоминают ему райские кущи, где щебечут птицы и журчат ручьи».
Александр Никишин пишет о Петре I как выдающемся бражнике и о Сталине, пытавшемся повторить достижения императора. И тот, и другой, по словам автора, «вершили политику за обеденным столом».

Водка и пьянство в целом процветали и в Красной армии, и в Белой. Более того, во время 1 Мировой войны пьянство наблюдалось и в действующей армии. Никишин пишет о пьяных традициях военных в 19 веке.

Велика роль водки и в период Отечественной войны. Об этом автору говорили ветераны. Ему посчастливилось встречаться со многими известными людьми, брать интервью у них. Как, например, у знаменитого философа и писателя Александра Зиновьева, который во время войны был боевым лётчиком. Зиновьев признался, что при встрече с приятелем, которого не видел с 1942 года, в голову приходили «только пьяные истории, наши с ним застолья!» Александр Никишин цитирует собеседнику его же строки: «Мы ж небо зрили через дно гранёного стакана. Трубой архангела гремела нам бутылка. И просветляла нас от пяток до затылка».

Так что водка и питие – не просто дань традиции, для России это уже понятия метафизические. В книге приводится афоризм, придуманный упомянутым выше приятелем-англичанином: «Когда я думаю о России, я думаю о водке. Когда я думаю о водке, я думаю о России…»

Многим, пожалуй, в нашей стране сей афоризм (афонаризм) не понравится. Можно найти наставления и увещевания святых, обличающих пьянство. Привести в пример старообрядцев, в среде которых строго-настрого запрещались употребление спиртных напитков, курение, сквернословие и прочее непотребство. Вспомнить учение Льва Толстого и его последователей – толстовцев. Однако в любом случае история нашей страны будет неполной, если не принимать в расчёт роль крепких спиртных напитков и отношение к ним высшего сословия и широких народных масс. Александр Никишин восполнил этот пробел и сделал это глубоко и ярко.


Рецензии
Фёдор Киприянович!
О питии на Руси, как мне кажется, написано немало, свой след оставил еще и Александр Никишин. Думаю, да и из Вашего отзыва на книгу видно, что она написана очень интересно. Хотел с ней познакомиться, но возможности скачать её из инета не нашел. А на Проза.ру автор её не опубликовал. Хотеклось бы узнать, упоминает ли Никишин в своей книге о Горбачеве и о его антиалкогольной компании, или только о Петре 1, Сталине и ВОВ. Кстати, о пресловутой антиалкогольной компании у меня имеется рассказ-быль под названием "Безалкогольная свадьба" (http://proza.ru/2012/12/14/1083) с интересом принятым читателями.

Как мне помнится, мы уже встречались с Вами, но что Вы читали у меня, и что читал я у Вас, припомнить не могу.

Надеюсь на новые встречи.
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   05.03.2015 23:59     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Вадим Иванович, за отзыв. У Вас я читал воспоминания о Валентине Берестове. Но и другие произведения Ваши интересны. Книгу А. Никишина Вы можете найти в библиотеке. Собственно, это проект: цикл книг "Тайны русской водки". В книге, о которой я упоминаю, про горбачёвскую кампанию не говорится, но автор обещает продолжение. Не знаю, стоило ли мне об этом писать: может быть, автор был бы против. Ну, да ладно. Там, кстати, очень любопытно написано о том, как были испорчены отношения с Югославией, с Броз Тито. Ваш рассказ про свадьбу обязательно прочитаю. Фёдор.

Фёдор Киприянович Чернов   06.03.2015 20:00   Заявить о нарушении
Ай да Федор, ай да молодец! А я и не знал, что вы мои книги почитываете! Только что обнаружил этот милый факт. Спасибо на добром слове, не ожидал. У меня есть еще штук 50 книг о водке и ее истории, в том числе "Горбачев и водка", "Ельцин и водка" "Путин и водка". Сейчас в магазинах продается моя книга о водке "Столичная" - "Столичная история". Есть неизданные книги о борьбе с пьянством, все жду, что наше доброе государство сделает на них госзаказ, но, кажется, там все и всем по барабану. Какое на хрен здоровье нации, если пенсионеров практически послали в атаку на пулеметы без оружия! Спасибо, коллега.

Александр Никишин   10.07.2018 18:38   Заявить о нарушении
Александр, при всём моём уважении к Вам, как интересному автору,хочу заметить, что пенсионеров у нас в стране никто в "атаку под пулемёты" на бросает. Не надо лишних воплей.Трудно сейчас восстановить то, что потеряно.Эти два "козла", правившие до Путина, уронили страну ниже плинтуса.Пройдёт лет 25, чтобы выправить ситуацию. И коррупция, и олигархи всё это есть.Боремся. А тут ещё "братский народ" со своей "незалежностью". Как сказал Поэт: "Пророков нет в Отечестве родном, да и в других отечествах не лучше". Завидуете немецким пенсионерам,разъезжающим по турпутёвкам? Не надо.

Николай Таратухин   02.08.2018 11:24   Заявить о нарушении
Хотел ответить господину, но увидел, что он 1936 года и не стал. Пусть живёт со своими идеями и бегает под выбранными им знамёнами, борется с коррупцией, которой нет и переливает за Братский народ, который почему-то перестал быть братским, как. Ещё 49 народов. Но меня политика не интересует, меня интересует, от лица каких пенсионеров выступает господин? Если военных, тут все зашибись. Если бабушек и дедушек простых городских, а особенно деревенских, то это надо очень большую лупу взять, чтобы в человеке с 7 тысячами пенсии разглядеть пенсионера. Это в СССР были пенсионеры, а нынешние - голь перекатная, которым на еду не хватает, не то что там ни соревнование с немцами, о котором товарищ, не зная темы, попытался порассуждать. Хорошие у намцев пенсии, не переживайте. У меня дед живет в Германии, 95 лет, с как огурчик. И отжимается, и бегает, и в баню ходит париться. Каждую неделю к нему бесплатно заглядывает врач - не надо ли чего русскому ветерану, который служил в охране Рокоссовского, а когда отстал от поезда на Союз, услышал - догоняй, получишь 25 лет лагерей, ушёл куда глаза глядят и попал на службу в английскую армию. А может, потому не вернулся, что в Тамбове до войны голод испытал и чуть коньки не отбросил? Тоже шла борьба, как и сегодня, дорогой товарищ. Она в нас перманентна, потому что когда идёт борьба не до удобств жизни и не до пенсий. Столько лет прожили, эх вы, товарищ!

Александр Никишин   02.08.2018 19:40   Заявить о нарушении
Дорогой господин, Александр Никишин!
Это хорошо, что вы заметили мой возраст. Вы, наверное, моложе меня и это даёт мне право смотреть на Ваши выпады в мой адрес несколько снисходительно. Я смотрю на Вас, как на заражённого идеями нашей «пятой колонны», как на яркого последователя Навального. Я не бегаю ни под какими знамёнами, с коррупцией, которую не отрицаю, есть и без меня кому бороться. Минимальная пенсия по старости у нас в стране 8,7 тыс. рублей. Это очень мало, но у нас она у тех, кто вообще не работал. Мой стаж 44 года и 7 месяцев. Загляните в мои мемуары, опубликованные на ПРОЗЕ.
«С гитарой по жизни». И Вам станет стыдно за свои слова.
Теперь, по существу. Если Вы живёте в городе, то подойдите к окну и посмотрите в него. Что там видно? Сплошные автомобили! Лет пятнадцать назад было так?.. А я помню, как я в конце 80-х давился в очереди с талонами на сахар, простаивал в очередях за стиральным порошком. А после революций, чтобы прокормить семью, работал днём и ночью. Отработав ночь на производстве слесарем, бежал в редакции, работая репортёром. Благодаря Горбачёву и, особенно Ельцину, наша страна откатилась на 50 лет назад. То, что сейчас делается – это вставание с колен. И вопли критиков мне просто смешны. Дальше своего носа они ничего не видят. То, что Россия ещё жива – благодарите Путина. Да, много ещё недостатков, пропасть между богатыми и бедными велика. Но Вы сами хотели капитализма. Получите! Вы обижены на советскую власть, меня тоже обижали, но на Родину я никогда не обижался. «Правильным путём идёте, товарищи», сказал Ленин и я думаю, что это верно сейчас.

Николай Таратухин   02.08.2018 21:55   Заявить о нарушении
О возрасте вашем я сказал не случайно. Людям вашего возраста доказать что либо просто невозможно. Причём тут Навальный? И что сделал лично вам плохого этот человек, он вас обвинил в коррупции, что ли? Указал на ваши офшоры? На дома и яхты? В любом обществе должны существовать такие коллективные навальные, которые будут вызывать зубовный скрежет тех, кто живёт не по средствам. Но вы-то, бывший слесарь и журналист, вас-то он в чем разоблачил? Мне что Навальный, что Кудрин - но эти люди наши современники и не заметить их нельзя. Убейте Навльного и жить станет лучше? Вы же 1936 года, вы должны обучать молодежь жизни, а вы про какого-то, блин, Навального, который не даёт вам встать с колен. Мы все это проходили. И Солженицын был гад и отрава, и Сахаров. Почему я вам отвечаю, вопрос. Вы просто перепутали аудиторию. Здесь люди собрались проявить себя в писании, а не в умении произносить громкие лозунги. Любите кого угодно, но без фанатизма. И не доказывайте, что любить надо только тех, кого любите вы. Это уже диктатура пролетариата. В принципе мы с вами соседи по одному российскому дому, надо терпеть друг друга.

Александр Никишин   03.08.2018 07:00   Заявить о нарушении
А потом, дорогой товарищ, у меня заслуг побольше, чем у Навального, с чего это вы решили, что я должен быть заражён чьими то идеями - того же Навального. Вообще-то, заражаются моими идеями и заслуг у меня перед народом достаточно, чтобы я никем не заражался. Сколько у вас, дядя, госнаград? А у меня 8. И среди них от Военно-Морского Флота медаль ордена За заслуги перед Отечеством. Лауреат премии Союза журналистов СССР 1978 года, трёх премий Союза писателей СССР, автор 70 книг, провёл 250 выставок по всему миру из своих коллекций, возглавлял Союз коллекционеров России, участвовал в четырёх Всемирных конгрессах подводников, блин, надоело перечислять! И вы считаете, что я могу быть заражён чьими-то идеями? Ах, наивный дядя! Когда создадите свой музей Русской водки, договорившись с массой бандитов и чиновников, тогда приходите и я выслушаю ваши умности про все. Привет! Читайте и перечитывайте классику и меньше телевизора! Влияет на эндокринную систему, врачи говорят.

Александр Никишин   03.08.2018 08:17   Заявить о нарушении
То, что Россия жива - благодарите себя. И никогда не благодарите власти. Это не солидно для пишущего человека.

Александр Никишин   03.08.2018 08:19   Заявить о нарушении
Конечно, в юности заражался. Ещё как! Фрейда идеями, Маркузе, Кьеркегора, Сартра. Идеями Льва Толстого. Че Гевары. Циолковского. Вернадского. Христа. Маркеса и даже Маркса. Графа Витте и Столыпина. Позже Сахарова, Солженицына, Оруэла. Ещё позже Горбачёва. Конвергенцией. Чучхе. Идеей полёта на Марс. Идей создания лекарства против рака. Идеей Общей Европы. Идеей провезти первую советскую атомную подводную лодку К-19 по всему миру и запретить атомное оружие. Даже идеей Ельцина отказать партчиновникам в привилегиях. Карнеги - как завоевать друзей. Идеей запретить автомобили в городах России, от которых шум и грязь и умирание людей от рака. Просто пол запрет на хрен частный транспорт, пусть народ ходит пешком. Чем я ещё заражался? Ранним Путиным. Идеями Аверинцева и Хаксли. Да, да, заражался. Но сейчас уже сам заражаю своими идеями. Главная из них - не будь дураком!

Александр Никишин   03.08.2018 08:41   Заявить о нарушении
Александр,мне, конечно, похвалиться нечем.Работая мастером участка, сам решал иной раз, кого наградить. Себя как-то не догадался, даже звание ветерана труда не удосужился присвоить, хотя, имел основание.Зато будучи журналистом, боролся и с коррупционерами, и с хапугами-чиновниками.Имел 15 судов по защите чести и достоинства с теми, у кого этих качеств не было видно даже под микроскопом. Один только суд проиграл. Не потому, что приводил недостоверные сведения, а потому, что судья сам был коррумпирован. Выплатил 500 тысяч. В грозовые 90-е всё это происходило. Помимо это против меня возбуждали уголовное дело, грозили убить и пытались.Но, как видите, выжил с грузом неизлечимых болячек. А теперь смотрю, как некоторые товарищи поднимают вой. Надо было раньше орать и не допустить развала СССР. И не бегать со знамёнами Ельцина.Пришёл Путин на развалины страны и пытается что-то сделать, а появляются гниды и кусают. Их не надо долго выявлять. Спросить только: "Крым чей?". И сразу будет ясно: "Кто есть кто". Я со своим другом, с которым дружил 50 лет, рассорился на этой почве.Вы меня удивляете.Неужели Вы не видите, что творится вокруг России? Вы помните, стихотворение А.С. Пушкина: "О чём шумите,вы,народные витии?.. Прочтите. Но еще более советую прочитать стихотворение Владимира Видова (2005г) .Я вам его напомню.
"Животный утоляя страх
Времён двенадцатого года,
Европа пляшет на костях
Ей ненавистного народа..."

Дальше сами найдёте в интернете. Прочтите и умерьте свой запал.

Николай Таратухин   03.08.2018 10:38   Заявить о нарушении
Умеряю свой запал. Все в руках Господа, а мы его глупые овцы. Одни совсем глупые, другие глупеют на глазах, третьи неизлечимо глупы. На том свете встретимся и обсудим международное положение.

Александр Никишин   03.08.2018 11:47   Заявить о нарушении
Александр, к сожалению, не встретимся.Я буду в аду, как атеист (Кстати,как и герой моего одноимённого рассказа), а Вы, естественно, в раю.Так, что если хотите, беседовать надо пока мы здесь.Вы думаете, что я страстный апологет власти? Журналист всегда должен находиться в оппозиции к ней. Мне многое не нравится. И мягкотелость по отношению к Украине, жуём сопли, а надо было никаких перемирий и гнать ****ей до самого Львова.Ах, что скажет госпожа Меркель!?. Да, забить на неё надо было, как забивал Сталин на своих противников.И внутренняя политика тоже не айс. Низкая заработная плата, развал промышленности, высокая цена энергоносителей из-за монополистов.Любое производство становится не рентабельным. А что за абсурд записан в 9-й статье Конституции? "...природные ресурсы могут быть в частной собственности...".К сожалению, там не сказано: Кто они? Оказалось, что все залежи гипса в европейской части России принадлежат германской фирме "Кнауф". Гипс- это сырье для цемента. Отсюда цемент тоже в руках Германии.Цемент - стратегическое сырье. Вот и считайте, что натворил Ельцин со своими приспешниками.Такие вот пироги. "Прокляти ворогы, визмыть соби дивчину, видайте пырогы".

Николай Таратухин   03.08.2018 17:00   Заявить о нарушении
Украина ваша Родина и душа болит за неё, это чувствуется. А я из Латвии, родился на базе военно-морского флота СССР. Тоже малая Родина. А вот там народ уезжает и скоро разлетятся латыши по всему миру.

Александр Никишин   03.08.2018 17:41   Заявить о нарушении
В такой "перепалке" Никишина и Таратухина начинаешь видеть авторов много-много яснее, нежели прочтёшь и даже сто их текстов.
Спасибо !

И, поскольку текст Фёдора
всё-таки об алкоголе, прошу вас уделить Ваше время посещению текста авторессы Галина Санорова
"Авторы Прозы о трезвости... ",

поддержать Галину, м.б. анонсировать вами её текст ...

(Кстати, : текст четыре раза удалялся "модераторами", но так и не выяснили, кем конкретно и по какой именно причине. (Юридически грамотному - вот бы где поработать пользы для) А текст (ныне в нём список уже другой, конечно, ) - просто список со ссылками на тексты иных о проблеме.

Так что, не такая уж и "мирная" ситуацыия с пропагандой алкогольного яда и на Прозе. Актуальная.

Георгий Сотула   23.06.2021 08:51   Заявить о нарушении
Вы правы, это все сгоряча. Особенно смешно, как я решил прикрыться наградами. Но для пожилых людей это аргумент, пришлось пойти на смешное.

Александр Никишин   23.06.2021 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.