Заочные препирательства - век живи...

Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать; чтобы выучиться хорошо читать, надо много читать и т. д. Наоборот, если перестанешь делать то, к чему привык, то и сама привычка понемногу пропадет. Если ты, например, пролежишь десять дней, не вставая, и потом станешь ходить, то увидишь, как слабы стали твои ноги.

Значит, если ты хочешь привыкнуть к какому-нибудь делу, то тебе нужно часто и много делать это дело; и наоборот, если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не делай этого.

То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты подкладываешь дрова в огонь. Когда ты поддался плотскому соблазну, то не думай, что ты провинился только в этом, и больше ничего: нет, ты в то же время усилил еще и привычку к похотливым поступкам. Всякий разумный человек скажет тебе, что наши душевные недуги, наши злые помыслы и желания так именно и усиливаются.

#Эпиктет.


Эразм Фроммсократ


именно так: пока делаешь - учишься деятельности, пока бездельничаешь - совершенствуешься в праздности, делаешь для себя - вредишь другим, но в то же время даёшь возможность им и их душам видеть твои ошибки и становиться лучше, не повторяя их, делаешь для других - вредишь себе, но душа утешается - отдавая лучшее, что у тебя есть, освобождаешь место для созидания ещё лучшего и более совершенного, раз уж смог стать полезным и нужным не только себе самому, ведь иной раз, когда ты сердишься, ты не столько "усиливаешь в себе привычку к гневу", сколько обнаруживаешь глубокую заинтересованность души в конкретном деле или человеке, да и с "плотским соблазном" не так всё просто, особенно, когда чувствуешь, что ты - уже не просто ты-сам-по-себе, а часть чьей-то жизни, которая без тебя может и была бы лучше, но по причине одноразовости человеческих жизней уже неотделима от твоей...

http://vk.com/wall-60426665_2796


Рецензии
Должен заметить, что кроме всего прочего, сама идея Эразма Фроммсократа, заочного препирательства счастливая находка, эта троица как раз равномерно распределена в истории и может реагировать на весь спектр философии.

С Эпиктетом не поспоришь, развил в себе првычку гневаться, и уже никак не могу избавиться от нее, хотя и десятки ухищрений изобрел как бороться.

Михаил Гольдентул   28.04.2015 20:38     Заявить о нарушении
Вы, как я вижу - человек в достаточной степени разносторонний и в достойной мере самокритичный. Не подскажете ли часом - с кем я мог бы обсудить тему актуальности определения смысла жизни, а то у же мочи нет натыкаться на фырканье ницшеанцев и косноязычность верующих -

http://vk.com/topic-88077_28069720?post=48140

Виктор Золя   28.04.2015 22:36   Заявить о нарушении
Как любой мыслящий человек, которому религиозное окружение не вставило в голову программу смысла жизни, я над этим вопросом задумывался и читал в молодости все, что на эту тему. Но это не тронуло меня за исключением Фромма Сартра и постепенно я пришел к Шредингеру, Эйнштейну, Докинзу и иже с ними. В конце концов, я как и большинство заурядных людей создал себе утешительный смысл - помогать ближним, прежде всего детям и внукам, и не отказвать просящим, а в оставшееся время выжать из жизни максимум наслаждений.

Специально не писал на эту тему , но случайно в книге о Пушкине и Моцарте в главе о совершенстве (Глава 2)я затронул эту тему.http://www.proza.ru/2014/11/24/2189

Михаил Гольдентул   29.04.2015 03:45   Заявить о нарушении